реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные положения земельной реформы в Республике Беларусь

реферат
p align="left">Другим документом планового характера является подготавливаемый министерством экономики прогноз социально-экономического развития страны на очередной год, который правительство представляет в законодательные органы одновременно с проектом бюджета. Для разработки прогноза отраслевые министерства с учетом доведенных им макроэкономических параметров представляют министерству экономики свои предложения. По агропромышленному комплексу они оформляются в виде документа «Свободный план-прогноз развития сельского хозяйства». Он содержит показатели производства продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, объемы заготовок и вывоза за пределы регионов, потребность и использование земельных, трудовых и материально-технических ресурсов, основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности и социального развития. Происходит согласование показателей прогноза и бюджетных проектировок. В основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь определены стратегия и приоритеты на перспективу. Основными целями аграрной реформы являются:

- преодоление негативных тенденций и обеспечение устойчивого развития АПК;

- повышение уровня самообеспечения продуктами питания;

- увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции и укрепление продовольственной безопасности республики.

Достижение поставленных целей предусматривается путем системного реформирования отношений собственности и форм хозяйствования, комплексного проведения преобразований во всех сферах АПК. По прогнозным расчетам ежегодный прирост производства сельскохозяйственной продукции должен составлять не менее 3%, а продовольственных товаров - не менее 8%. - См.: Микулич А.В. Мотивационный механизм в АПК. - Мн.: БГЭУ, 2001. С.212.

По своему содержанию эти документы представляют собой обоснование показателей бюджета и прогноза возможного развития социально-экономической ситуации в стране в целом и АПК в частности. Определенные в прогнозе параметры носят в основном индикативный характер, являются предположительными, для исполнительных органов рекомендательно-ориентировочными, и не всегда учитываются при оценке их деятельности. Поэтому уровень достоверности и исполнения оказывается еще низким.

Следует отметить, что в годовых планах отсутствуют многие макроэкономические показатели, определяющие условия функционирования АПК:

- паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

- предполагаемый уровень процентной ставки для кратко- и долгосрочного кредитования;

- возможные поставки основных видов техники и минеральных удобрений;

- ориентировочные цены на продукцию и материально-технические ресурсы;

- виды дотаций и государственной поддержки и др - См.: Лещиловский П.В., Догиль Л.Ф., Тонкович В.С. Экономика предприятий и отраслей АПК. - Минск: БГЭУ, 2001. С.662..

Поэтому такой план-прогноз лишь частично выполняет свою функцию в части реальной оценки возможного развития социально-экономической ситуации, недостаточно представляет исполнительным органам, субъектам рынка материал для ориентации деятельности на предстоящий период. В известной мере этот пробел восполняется принимаемыми указами президента и постановлениями правительства страны по вопросам функционирования АПК на очередной год. Однако предусматриваемые в них меры из-за дефицита ассигнований не всегда выполняются в полном объеме, что усложняет финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей.

На хозяйственном уровне разрабатывается годовой «Бизнес-план экономического и социального развития сельскохозяйственного предприятия», который представляет собой соединение показателей плана организационно-хозяйственного устройства и производственно-финансового плана. Анализ содержания бизнес-плана хозяйства по перечню форм, объему информации в ходе проводимых расчетов при разработке позволяет отметить, что плановый документ более всего отвечает требованиям директивного планирования и недостаточно сориентирован на рыночную деятельность товаропроизводителей.

В бизнес-плане основное внимание следовало бы сосредоточить на разработке производственной программы предприятия, определении затрат по ее реализации, организации коммерческой деятельности и формировании финансового плана с выходом на конечные результаты. Следовательно, для ведения хозяйственной деятельности в рыночных условиях требуется соответствующим образом доработать ныне используемый бизнес-план предприятия на предмет упорядочения перечня и содержания форм с целью исключения порой ненужной детализации исходной и выходной информации, сокращения ее объемов и упрощения проводимых увязок и расчетов.

Таким образом, в сельском хозяйстве разрабатываются и используются отдельные плановые документы - бюджет, программы, прогнозы, бизнес-планы. Однако они не составляют единой системы, которая способствовала бы принятию наиболее целесообразных решений, определению мер по повышению эффективности производства, организации потоков плановой информации. Конечно же, здесь не должно идти речи о восстановлении директивности планов, но придании роли выполнения управленческих функций в новой ситуации - в рыночных экономических отношениях. Поэтому есть необходимость далее рассмотреть вопрос о сущности рыночных отношений, специфике их использования в аграрном секторе, о применении плановых методов в условиях рыночной экономики.

Становление рыночных отношений следует рассматривать как средство обеспечения структурной перестройки и улучшения сбалансированности экономики в интересах повышения эффективности производства и уровня жизни населения. Эти отношения определяются функционированием многообразных форм собственности, возрастающей мотивацией к труду, использованием преимуществ конкуренции и усилением предпринимательской деятельности, главенствующей ролью платежеспособного спроса и предложения в формировании рынка товаров и услуг.

При этом следует учитывать, что принятые в развитых странах модели рыночных отношений соответствуют высокоинтенсивному типу сельскохозяйственного производства, когда стоит задача его ограничения, сохранения и завоевания новых рынков в мировом экономическом пространстве. В Беларуси совершено иная ситуация. Задача состоит в том, чтобы наполнять продовольственный рынок и улучшать качество питания населения, а для этого необходимо наращивать сельскохозяйственное производство, развивать пищевую промышленность. О дефицитности продовольственного рынка свидетельствуют данные не только уровня потребления основных продуктов питания, но и производства сельскохозяйственной продукции на душу населения.

Не менее важным является необходимость учета природно-экономических условий сельскохозяйственного производства, существенно отличающихся от тех стран, которые занимают главенствующее положение на мировом рынке по видам продовольственных товаров, традиционно производящихся в Беларуси. Как известно, биологический потенциал сельского хозяйства Беларуси в 2-2.5 раза ниже, чем в США и странах Западной Европы, поэтому полной конкурентоспособности на рынке достичь крайне сложно - См.: Лещиловский П.В., Догиль Л.Ф., Тонкович В.С. Экономика предприятий и отраслей АПК. - Минск: БГЭУ, 2001. С.664..

К тому же в силу различных причин объективного и субъективного характера производственный потенциал сельского хозяйства Беларуси также был и остается значительно ниже, чем в развитых странах. Это предопределяет более низкие уровни производительности труда и качественных показателей производства, высокую затратность, включая и энергоресурсы - См.: Микулич А.В. Мотивационный механизм в АПК. - Мн.: БГЭУ, 2001. С.210..

Учитывая все вышесказанное можно вывести основную причину проведения земельной (аграрной) реформы в Республике Беларусь. Таковой является, прежде всего, переход национальной экономики на рыночные рельсы, возникшая в связи с этим необходимость переустройства всего круга экономических отношений, в том числе и в агропромышленном секторе.

В современных условиях в Республике Беларусь для решения возникающих проблем производства сельскохозяйственной продукции и эффективного использования сельскохозяйственных земель принят ряд директивных мер, итоговое значение которых оставляет желать лучшего. Так и остались на бумаге многопрофильные прибыльные фермерские хозяйства, высокий уровень технологического вооружения сельскохозяйственных производителей, социальная привлекательность деревни и т.д. Эти меры оказались полумерами, не учитывающими интересов предпринимательской инициативы, что, в свою очередь привело к тому, что именно в отрасли сельскохозяйственного производства наименьшую долю воспроизводства занимает частная инициатива, которая оказалась не способна конкурировать с государственными предприятиями, вечно дотирующихся и субсидирующихся из государственного бюджета.

Анализ существующих проблем в агропромышленном комплексе, правовой режим государственных и частных земель сельскохозяйственного значения будет рассмотрен в следующих разделах курсовой работы.

Право государственной собственности на земли Республики Беларусь

Право государственной собственности на землю следует рассматривать с нескольких позиций, а именно, как:

- правовой институт,

- субъективное право,

- важнейшее вещное право,

- вид земельного правоотношения - правоотношение государственной собственности,

- юридический факт.

Право государственной собственности на землю как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих землю за государством в его собственность. Основные законоположения, относящиеся к данному институту, содержатся в Конституции Республики Беларусь, ПК Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь от 05.05. 1998 г. “Об объектах, находящихся только в собственности государства”, Кодексе о земле, Лесном и Водном кодексах и в ряде других нормативных правовых актах.

Государственная организация современного общества вызывает к жизни отношения государственной собственности как главной (хотя и не единственной) формы реализации экономических связей - См.: Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. С.27..

Субъективное право собственности государства на землю означает меру его возможного поведения как собственника и состоит из обычных правомочий собственника, предусмотренных законом.

В отношении земельной собственности - земель, не находящихся в собственности граждан и юридических лиц, - государство действует и как публичный субъект, и как частноправовой участник. Публично-правовые функции государства как собственника состоят в учете земель, регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними, контроле за их использованием, использовании средств государственного принуждения, в том числе привлечении к ответственности. Они сочетаются с правовым статусом государства как собственника земель, использующим земли для тех или иных нужд.

Следует указать, что государство является самостоятельным участником отношений, регулируемых гражданским законодательством, и самостоятельным участником отношений, регулируемых земельным законодательством - См.: Лещиловский П.В., Догиль Л.Ф., Тонкович В.С. Экономика предприятий и отраслей АПК. - Минск: БГЭУ, 2001. С.680..

Право государственной собственности на землю характеризуется рядом признаков, отличающих его от частной собственности.

Во-первых, в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и изъятое из оборота и ограниченное в обороте (как земля).

Во-вторых, в собственности государства находится большее количество земель, чем в частной собственности. Частная собственность на землю ограничена как размерами земельных участков, так и кругом участников.

В-третьих, государство приобретает имущество как по основаниям, являющимся общими для всех субъектов права, так и по присущим только ему.

В-четвертых, государство само устанавливает рамки своих прав собственника и пределы их осуществления. Закрепив права собственника в законах, государство затем подчиняет свою деятельность им же установленному праву. Государство одновременно выступает как собственник земли и носитель политической власти - политический суверен, осуществляющий территориальное верховенство - См.: Бакиновская О.А. Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы. Мн.: Тетра Системс, 2006. С.29..

Право владения землей государства подлежит прекращению только в случае приватизации земли. Порядок и условия такого отчуждения (передачи земли) устанавливаются государством. Владение же землей на праве собственности иными (кроме государства) субъектами может быть прекращено и ограничено. Так, например, государство может установить право прохода, проезда через участок собственника, ограничить высотность возводимых им строений, потребовать их сноса в случае нарушений правил застройки. Ему предоставлено право изымать земельные участки для государственных и общественных нужд, а также у нарушителей земельных предписаний.

Право пользования состоит в возможности извлекать из земли полезные свойства, использовать ее природные качества для удовлетворения общественных потребностей и интересов. Государство само пользование землей не осуществляет. Земля используется в процессе производства не самим государством, а различными юридическими и физическими лицами: владельцами, пользователями, арендаторами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.