реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные категории и понятия административного права в Республике Казахстан

реферат
p align="left">сочетания государственных и местных интересов; ответственности за свою деятельность и принимаемые решения.

Их административно-правовой статус определяется Конституцией Рес-публики Казахстан и законодательными актами.

Для организационного, правового и материально-технического обес-печения деятельности акимов создается аппарат.

При акиме может быть создан консультативно-совещательный орган -коллегия, состав которой утверждается акимом. Заседания коллегии про-водятся по мере необходимости. Ее решения проводятся в жизнь через акты акима, на заседания коллегии приглашается секретарь Маслихата.

Акимы областей, городов республиканского подчинения и столицы назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра, непосред-ственно выступают представителями Президента и Правительства, и их деятельность по социально-экономическому развитию координируется Правительством Республики Казахстан.

Акимы всех административно-территориальных единиц:

наделяются полномочиями государственно-распорядительного харак-тера и в пределах своей компетенции правомочны вступать в администра-тивно-правовые отношения;

принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствую-щей территории (области, района, города и т.д.).

К основным направлениям деятельности акимов относятся:

разработка и представление на утверждение Маслихата проектов про-грамм экономического и социального развития соответствующей админи-стративно-территориальной единицы и обеспечение их исполнения;

представление на утверждение Маслихата проекта бюджета и обес-печение его исполнения;

управление коммунальной собственностью;

назначение на должность и освобождение от нее руководителей струк-турных подразделений местной администрации;

координация деятельности организаций по управлению коммуналь-ной собственностью в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным органом;

регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;

принятие решений о ссудах, займах и других долгосрочных обяза-тельствах;

утверждение штатов, условий оплаты труда и материально-техни-ческого обеспечения аппарата и органов местной администрации в преде-лах лимитов и предельных ассигнований, установленных Правительством Республики Казахстан.

Аким соответствующей административной единицы осуществляет иные полномочия, возлагаемые на областные, районные, городские, районные в городах исполнительные органы действующим законодательством Республики Казахстан.

По вопросам, отнесенным к его ведению, аким принимает постановле-ния и распоряжения. Заместители акима издают распоряжения, руководи-тели органов местной администрации в пределах своей компетенции издают приказы.

Акты местной администрации не должны противоречить Конституции Республики Казахстан и действующему законодательству и могут быть отменены вышестоящим исполнительным органом, либо Президентом Рес-публики Казахстан, либо в судебном порядке.

Организации как субъекты административного права

Субъектами административного права являются также предприятия и учреждения.

К предприятиям относятся организации, осуществляющие хозяйственно-коммерческую деятельность, главная цель которой - получение прибыли.

В отличие от предприятий учреждения выполняют функции в админис-тративно-политической, научной, культурно-социальной и других сферах без получения прибыли, хозяйственно-коммерческая деятельность для них не характерна и может быть только вспомогательной. Это основные при-знаки, которые разграничивают предприятия и учреждения как субъекты административного права.

Нормативно-правовой основой деятельности предприятий и учрежде-ний являются Гражданский кодекс Республики Казахстан, законодатель-ные и подзаконные акты.

Административно-правовой статус предприятий и учреждений (в даль-нейшем - организаций) зависит от их вида.

Организации можно классифицировать в зависимости:

от форм собственности: государственные; частные, основанные на частной собственности юридических и (или) физических лиц: смешанные;

от основного вида деятельности: промышленные, сельскохозяйствен-ные, торговые, транспортные, банковские, страховые, строительные и т.д.;

учреждения здравоохранения, образования, культуры, научные, спортивные и т.д.

В свою очередь, организации в зависимости от организационно-право-вой формы делятся на кооперативы; хозяйственные товарищества, в том числе акционерные общества; общественные и религиозные объединения: государственные (действующие на праве хозяйственного ведения или опе-ративного управления); концерны, корпорации, консорциумы, холдинго-вые компании, фирмы и т. д.

Возможна классификация организаций по иным основаниям, напри-мер, в зависимости от участия иностранного капитала и т. д.

Организации создаются собственником имущества или уполномоченным органом. Образование государственных организаций обусловлено издани-ем правового акта управления. Они могут создаваться и в результате реор-ганизации уже действующих, в том числе и в случае принудительной реорганизации по решению антимонопольных органов. Обязательным я in большинства организаций является наличие устава, который утверждается собственником или уполномоченным органом, при этом государство опре-деляет основные вопросы, которые должны быть отражены в уставах. В то же время организации могут действовать на основе учредительного дот-вора, а учреждения в предусмотренных законом случаях - на основе общи положений об организациях данного вида.

Административная правосубъектность организаций возникает с момента регистрации их в органе юстиции.

Возможен отказ в регистрации из-за несоответствия учредительных документов требованиям закона, нарушения установленного законом по-рядка создания.

Административные взыскания

Норма административного права устанавливает административно-правовой запрет на какое-либо действие (бездействие) и предполагает наличие административно-правовой санкции, тем самым обеспечивая со-блюдение правила, а в случае его нарушения - применение к виновному определенного вида взыскания.

Следует иметь в виду, что административные меры воздействия пре-дусматривают применение к правонарушителю именно взыскания, а не наказания, как в уголовном праве. Это связано с тем, что цели админист-ративного взыскания имеют самостоятельное значение и наказуемость деяния не рассматривается в качестве обязательного признака админист-ративного проступка.

В административном праве взыскание является мерой государствен-ного воздействия, применяемой на основании закона уполномоченным государственным органом или должностным лицом к лицу, совершивше-му административный проступок. В свою очередь, отсутствие в админис-тративном законе прямого указания законодателя на наказуемость деяния как необходимое последствие за правонарушение не может служить основанием для утверждения, что оно вовсе не свойственно администра-тивным проступкам. Это следует из того, что законодатель, хотя и не вы-деляет наказуемость деяния в качестве одного из обязательных признаков понятия административного правонарушения, но административные взыс-кания следует рассматривать в качестве меры ответственности примени-тельно к административным проступкам. В связи с этим можно определить следующие цели административных взысканий, применяемых как меры административной ответственности:

- предупреждение новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами;

-соответствующая мера ответственности за деяние, предусмотренное нормами административного закона;

воспитание (перевоспитание) правонарушителя в соответствии с нор-мами административного закона;

профилактика предупреждения совершения административных пра-вонарушений.

Таким образом, административные взыскания, содействуя указанным целям, должны налагаться в порядке, установленном действующим зако-нодательством Республики Казахстан.

В оценке сущности применения мер взыскания (традиционно речь идет о природе принуждения) важно обращать внимание на наличие связи меж-ду нормами права, правовомы возможностями уполномоченных лиц и це-лями, направленными на достижение конкретного результата.

Именно эти явления отражают содержание деятельности по наложе-нию взысканий. Причем другой их характерной особенностью является тот факт, что правоприменительная сторона реализует субъективное пра-во через правоприменительный акт.

В литературе отдельными авторами высказывается суждение о том, что процессуальные нормы вряд ли можно считать источником правопри-менения наряду с нормами материальными.'''

Своеобразие правоприменения в административном праве заключает-ся в том, что материальные нормы реализуются в тех пределах (условиях, сроках) и с участием определенных субъектов, которые предусмотрены процессуальными нормами. Подобное системное состояние создается с помощью материально-процессуального режима, когда, например, даже классические формы социального отклонения (правонарушение) могут быть выявлены в ходе производства.

Административные взыскания, предусмотренные и другими ад-министративно-правовыми актами, могут быть классифицированы по раз-личным основаниям:

По видам: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объек-том административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом адми-нистративного правонарушения; 5) лишение специального права, предо-ставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты); 6) административный арест; 7) установление надзора за предпринимательской деятельностью; 8) лишение лицензии (па-тента) на определенный вид деятельности; 9) административное выдворе-ние из пределов Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства.

По характеру (видам) процессуального обеспечения (или порядка на-ложения): судебный и административный порядок наложения взысканий.

По месту наложения взыскания: 1) по месту совершения правона-рушения; 2) по месту учебы (работы); 3) по месту жительства; 4) по месту регистрации транспортных средств.

По характеру воздействия: основные и дополнительные взыскания.

V. По времени действия: разовые, единовременные (предупреждение,
штраф), длящиеся (арест, лишение специальных прав).

VI. По функциям профилактики правонарушений взыскания класси-фицируются на общие, частные, специальные.

Общая - взыскание направлено на предупреждение новых правонару-шений не только лицом, совершившим административное правонаруше-ние, но и другими лицами.

Частная - взыскание направлено на предупреждение новых правона-рушений лицом, совершившим административное правонарушение.

Специальная - разновидность частной, когда создаются условия, пре-пятствующие виновному совершить новые административные правона-рушения.

В данном случае административное взыскание отражает лишь содер-жательную сторону (или сущность) принуждения (держать ответ, испол-нить обязанности и выполнить иные требования). Именно поэтому законодатель, определяя понятие административного проступка, говорит не о наказании, прямо раскрывая данное понятие, а о предусмотренной административной ответственности за деяние, которое административный закон признает в качестве проступка.

Все взыскания образуют единую систему, которая регламентируется законами Республики Казахстан. Законом строго установлен перечень и порядок расположения наказаний: от менее к более строгим, что необхо-димо как для самого законодателя, так и для лиц, их применяющих. По-этому иные средства принудительного воздействия, которые могут быть сходными с взысканиями, нельзя отнести к группе взысканий, указанных в законе.

Виды административных взысканий

Статья 23 закрепляет следующие виды административных взыс-каний, применяемых в качестве наказаний за совершенные администра-тивные проступки:

предупреждение;

штраф;

возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непос-редственным объектом правонарушения;

-лишение специального права, предоставленного данному гражданину;

- административный арест;

-установление надзора за предпринимательской деятельностью; -лишение лицензии (патента) на определенный вид деятельности.

Законодательством республики предусмотрено также административ-ное выдворение из пределов Республики Казахстан иностранных граж-дан и лиц без гражданства за совершение ими административных правонарушений либо нарушающих правопорядок, а также установлены иные виды административных взысканий.

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры адми-нистративной ответственности за совершение незначительных админист-ративных проступков.

Предупреждение - одна из принудительных мер воспитательного воз-действия, смысл которых состоит в том, что лицо, совершившее просту-пок, предупреждается о нежелательности совершать впредь, повторно действия (бездействия), которыми наносится ущерб (вред) гражданам, иным лицам, общественным и государственным институтам.

В соответствии со статьей 25 предупреждение как мера администра-тивного взыскания выносится в письменной форме. Данную меру взыскания следует отличать от одной из мер пресечения продолжения противоправного поведения (самовольного строения и др.). В этой связи нами разделяется озабо-ченность, высказанная Д. Н. Бахрахом о том, что в ходе правоприменения возникает путаница в толковании данной меры как взыскания и пресечения. Предложение об обозначении предупреждения как меры пресечения, исполь-зуя понятие «предостережение», следует признать конструктивным.' '2

Кроме всего, необходимо иметь в виду, что законодатель вправе пре-дусмотреть наложение предупреждения не в письменной форме, а фикси-ровать иным установленным способом (статья 25).

При использовании данной меры административного взыскания к нару-шителю обязательно учитываются все обстоятельства дела, изучается его личность; ему разъясняются также противоправность совершенных им дей-ствий и возможность применения более строгих мер принуждения в случае неосознания либо повторности проступка.* Для виновного предупрежде-ние влечет наступление определенных правовых последствий: во-первых, он считается подвергнутым административному взысканию; во-вторых, при-менение предупреждения учитывается наряду с другими видами взысканий при решении вопроса о наказании за повторные проступки.

Штраф - денежное взыскание, мера имущественного воздействия на лиц (граждан, юридических лиц), виновных в нарушении определенных административно-правовых норм, и налагается в случае и в порядке, рег-ламентированных законом, в точно определенной денежной сумме.

Штраф, налагаемый в административном порядке, является наиболее распространенной мерой административного взыскания. Практика нало-жения взыскания в виде штрафа накопила значительный опыт, и здесь не должно быть каких-либо проблем и неясностей. Однако более тщательное изучение вопроса дает повод к новому осмыслению не только природы штрафа, но и размеров, условий наложения взыскания. Возьмите типич-ный пример, когда за проступок устанавливается штраф до десяти или двадцати месячных расчетных показателей. Как точно определить меру взыскания, можно ли найти необходимые критерии?

Штраф в административном праве рассматривался как форма реаги-рования со стороны государства на административное правонарушение, выражающаяся в виде денежного взыскания. Распространенность данной меры взыскания в прошлом продиктовала необходимость принять как на союзном, так и республиканских уровнях (в 1961 г.) соответствующие акты «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». Уместно напомнить, что данные акты вне-сли ряд принципиальных ограничений (кто вправе налагать штраф и по каким вопросам; установлен единый возраст, по достижении которого возможно привлечение к административной ответственности - 16 лет). Но время вносит свои коррективы, и количество административных органов, и должностных лиц, правомочных налагать штраф, не только не сократи-лось, но имеет, к сожалению, тенденцию к их росту.

Штраф определяется как денежное взыскание, налагаемое в случаях и пределах, установленных законом в виде суммы, соответствующей коли-честву месячных расчетных показателей. При этом законодатель пришел к выводу о том, что размер месячного расчетного показателя определяет-ся на момент совершения административного правонарушения. То есть инфляционному процессу сопутствует изменение и определение размера штрафов.

Список использованной литературы:

1. Административное право Республики Казахстан: Часть общая: Учебник/ А. А. Таранов [и др.]. - Алматы: Жетi Жар?ы, 1996. - 240 с

2. Основы государства и права. Хрестоматия. Алматы: Атам?ра., 1996., С. 259

3. Оспанов К. М. Административное право. Алматы: Мектеп, 2000 г.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.