p align="left">сочетания государственных и местных интересов; ответственности за свою деятельность и принимаемые решения. Их административно-правовой статус определяется Конституцией Рес-публики Казахстан и законодательными актами. Для организационного, правового и материально-технического обес-печения деятельности акимов создается аппарат. При акиме может быть создан консультативно-совещательный орган -коллегия, состав которой утверждается акимом. Заседания коллегии про-водятся по мере необходимости. Ее решения проводятся в жизнь через акты акима, на заседания коллегии приглашается секретарь Маслихата. Акимы областей, городов республиканского подчинения и столицы назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра, непосред-ственно выступают представителями Президента и Правительства, и их деятельность по социально-экономическому развитию координируется Правительством Республики Казахстан. Акимы всех административно-территориальных единиц: наделяются полномочиями государственно-распорядительного харак-тера и в пределах своей компетенции правомочны вступать в администра-тивно-правовые отношения; принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствую-щей территории (области, района, города и т.д.). К основным направлениям деятельности акимов относятся: разработка и представление на утверждение Маслихата проектов про-грамм экономического и социального развития соответствующей админи-стративно-территориальной единицы и обеспечение их исполнения; представление на утверждение Маслихата проекта бюджета и обес-печение его исполнения; управление коммунальной собственностью; назначение на должность и освобождение от нее руководителей струк-турных подразделений местной администрации; координация деятельности организаций по управлению коммуналь-ной собственностью в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным органом; регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан; принятие решений о ссудах, займах и других долгосрочных обяза-тельствах; утверждение штатов, условий оплаты труда и материально-техни-ческого обеспечения аппарата и органов местной администрации в преде-лах лимитов и предельных ассигнований, установленных Правительством Республики Казахстан. Аким соответствующей административной единицы осуществляет иные полномочия, возлагаемые на областные, районные, городские, районные в городах исполнительные органы действующим законодательством Республики Казахстан. По вопросам, отнесенным к его ведению, аким принимает постановле-ния и распоряжения. Заместители акима издают распоряжения, руководи-тели органов местной администрации в пределах своей компетенции издают приказы. Акты местной администрации не должны противоречить Конституции Республики Казахстан и действующему законодательству и могут быть отменены вышестоящим исполнительным органом, либо Президентом Рес-публики Казахстан, либо в судебном порядке. Организации как субъекты административного права Субъектами административного права являются также предприятия и учреждения. К предприятиям относятся организации, осуществляющие хозяйственно-коммерческую деятельность, главная цель которой - получение прибыли. В отличие от предприятий учреждения выполняют функции в админис-тративно-политической, научной, культурно-социальной и других сферах без получения прибыли, хозяйственно-коммерческая деятельность для них не характерна и может быть только вспомогательной. Это основные при-знаки, которые разграничивают предприятия и учреждения как субъекты административного права. Нормативно-правовой основой деятельности предприятий и учрежде-ний являются Гражданский кодекс Республики Казахстан, законодатель-ные и подзаконные акты. Административно-правовой статус предприятий и учреждений (в даль-нейшем - организаций) зависит от их вида. Организации можно классифицировать в зависимости: от форм собственности: государственные; частные, основанные на частной собственности юридических и (или) физических лиц: смешанные; от основного вида деятельности: промышленные, сельскохозяйствен-ные, торговые, транспортные, банковские, страховые, строительные и т.д.; учреждения здравоохранения, образования, культуры, научные, спортивные и т.д. В свою очередь, организации в зависимости от организационно-право-вой формы делятся на кооперативы; хозяйственные товарищества, в том числе акционерные общества; общественные и религиозные объединения: государственные (действующие на праве хозяйственного ведения или опе-ративного управления); концерны, корпорации, консорциумы, холдинго-вые компании, фирмы и т. д. Возможна классификация организаций по иным основаниям, напри-мер, в зависимости от участия иностранного капитала и т. д. Организации создаются собственником имущества или уполномоченным органом. Образование государственных организаций обусловлено издани-ем правового акта управления. Они могут создаваться и в результате реор-ганизации уже действующих, в том числе и в случае принудительной реорганизации по решению антимонопольных органов. Обязательным я in большинства организаций является наличие устава, который утверждается собственником или уполномоченным органом, при этом государство опре-деляет основные вопросы, которые должны быть отражены в уставах. В то же время организации могут действовать на основе учредительного дот-вора, а учреждения в предусмотренных законом случаях - на основе общи положений об организациях данного вида. Административная правосубъектность организаций возникает с момента регистрации их в органе юстиции. Возможен отказ в регистрации из-за несоответствия учредительных документов требованиям закона, нарушения установленного законом по-рядка создания. Административные взыскания Норма административного права устанавливает административно-правовой запрет на какое-либо действие (бездействие) и предполагает наличие административно-правовой санкции, тем самым обеспечивая со-блюдение правила, а в случае его нарушения - применение к виновному определенного вида взыскания. Следует иметь в виду, что административные меры воздействия пре-дусматривают применение к правонарушителю именно взыскания, а не наказания, как в уголовном праве. Это связано с тем, что цели админист-ративного взыскания имеют самостоятельное значение и наказуемость деяния не рассматривается в качестве обязательного признака админист-ративного проступка. В административном праве взыскание является мерой государствен-ного воздействия, применяемой на основании закона уполномоченным государственным органом или должностным лицом к лицу, совершивше-му административный проступок. В свою очередь, отсутствие в админис-тративном законе прямого указания законодателя на наказуемость деяния как необходимое последствие за правонарушение не может служить основанием для утверждения, что оно вовсе не свойственно администра-тивным проступкам. Это следует из того, что законодатель, хотя и не вы-деляет наказуемость деяния в качестве одного из обязательных признаков понятия административного правонарушения, но административные взыс-кания следует рассматривать в качестве меры ответственности примени-тельно к административным проступкам. В связи с этим можно определить следующие цели административных взысканий, применяемых как меры административной ответственности: - предупреждение новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами; -соответствующая мера ответственности за деяние, предусмотренное нормами административного закона; воспитание (перевоспитание) правонарушителя в соответствии с нор-мами административного закона; профилактика предупреждения совершения административных пра-вонарушений. Таким образом, административные взыскания, содействуя указанным целям, должны налагаться в порядке, установленном действующим зако-нодательством Республики Казахстан. В оценке сущности применения мер взыскания (традиционно речь идет о природе принуждения) важно обращать внимание на наличие связи меж-ду нормами права, правовомы возможностями уполномоченных лиц и це-лями, направленными на достижение конкретного результата. Именно эти явления отражают содержание деятельности по наложе-нию взысканий. Причем другой их характерной особенностью является тот факт, что правоприменительная сторона реализует субъективное пра-во через правоприменительный акт. В литературе отдельными авторами высказывается суждение о том, что процессуальные нормы вряд ли можно считать источником правопри-менения наряду с нормами материальными.''' Своеобразие правоприменения в административном праве заключает-ся в том, что материальные нормы реализуются в тех пределах (условиях, сроках) и с участием определенных субъектов, которые предусмотрены процессуальными нормами. Подобное системное состояние создается с помощью материально-процессуального режима, когда, например, даже классические формы социального отклонения (правонарушение) могут быть выявлены в ходе производства. Административные взыскания, предусмотренные и другими ад-министративно-правовыми актами, могут быть классифицированы по раз-личным основаниям: По видам: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объек-том административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом адми-нистративного правонарушения; 5) лишение специального права, предо-ставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты); 6) административный арест; 7) установление надзора за предпринимательской деятельностью; 8) лишение лицензии (па-тента) на определенный вид деятельности; 9) административное выдворе-ние из пределов Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства. По характеру (видам) процессуального обеспечения (или порядка на-ложения): судебный и административный порядок наложения взысканий. По месту наложения взыскания: 1) по месту совершения правона-рушения; 2) по месту учебы (работы); 3) по месту жительства; 4) по месту регистрации транспортных средств. По характеру воздействия: основные и дополнительные взыскания. V. По времени действия: разовые, единовременные (предупреждение, штраф), длящиеся (арест, лишение специальных прав). VI. По функциям профилактики правонарушений взыскания класси-фицируются на общие, частные, специальные. Общая - взыскание направлено на предупреждение новых правонару-шений не только лицом, совершившим административное правонаруше-ние, но и другими лицами. Частная - взыскание направлено на предупреждение новых правона-рушений лицом, совершившим административное правонарушение. Специальная - разновидность частной, когда создаются условия, пре-пятствующие виновному совершить новые административные правона-рушения. В данном случае административное взыскание отражает лишь содер-жательную сторону (или сущность) принуждения (держать ответ, испол-нить обязанности и выполнить иные требования). Именно поэтому законодатель, определяя понятие административного проступка, говорит не о наказании, прямо раскрывая данное понятие, а о предусмотренной административной ответственности за деяние, которое административный закон признает в качестве проступка. Все взыскания образуют единую систему, которая регламентируется законами Республики Казахстан. Законом строго установлен перечень и порядок расположения наказаний: от менее к более строгим, что необхо-димо как для самого законодателя, так и для лиц, их применяющих. По-этому иные средства принудительного воздействия, которые могут быть сходными с взысканиями, нельзя отнести к группе взысканий, указанных в законе. Виды административных взысканий Статья 23 закрепляет следующие виды административных взыс-каний, применяемых в качестве наказаний за совершенные администра-тивные проступки: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непос-редственным объектом правонарушения; -лишение специального права, предоставленного данному гражданину; - административный арест; -установление надзора за предпринимательской деятельностью; -лишение лицензии (патента) на определенный вид деятельности. Законодательством республики предусмотрено также административ-ное выдворение из пределов Республики Казахстан иностранных граж-дан и лиц без гражданства за совершение ими административных правонарушений либо нарушающих правопорядок, а также установлены иные виды административных взысканий. Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры адми-нистративной ответственности за совершение незначительных админист-ративных проступков. Предупреждение - одна из принудительных мер воспитательного воз-действия, смысл которых состоит в том, что лицо, совершившее просту-пок, предупреждается о нежелательности совершать впредь, повторно действия (бездействия), которыми наносится ущерб (вред) гражданам, иным лицам, общественным и государственным институтам. В соответствии со статьей 25 предупреждение как мера администра-тивного взыскания выносится в письменной форме. Данную меру взыскания следует отличать от одной из мер пресечения продолжения противоправного поведения (самовольного строения и др.). В этой связи нами разделяется озабо-ченность, высказанная Д. Н. Бахрахом о том, что в ходе правоприменения возникает путаница в толковании данной меры как взыскания и пресечения. Предложение об обозначении предупреждения как меры пресечения, исполь-зуя понятие «предостережение», следует признать конструктивным.' '2 Кроме всего, необходимо иметь в виду, что законодатель вправе пре-дусмотреть наложение предупреждения не в письменной форме, а фикси-ровать иным установленным способом (статья 25). При использовании данной меры административного взыскания к нару-шителю обязательно учитываются все обстоятельства дела, изучается его личность; ему разъясняются также противоправность совершенных им дей-ствий и возможность применения более строгих мер принуждения в случае неосознания либо повторности проступка.* Для виновного предупрежде-ние влечет наступление определенных правовых последствий: во-первых, он считается подвергнутым административному взысканию; во-вторых, при-менение предупреждения учитывается наряду с другими видами взысканий при решении вопроса о наказании за повторные проступки. Штраф - денежное взыскание, мера имущественного воздействия на лиц (граждан, юридических лиц), виновных в нарушении определенных административно-правовых норм, и налагается в случае и в порядке, рег-ламентированных законом, в точно определенной денежной сумме. Штраф, налагаемый в административном порядке, является наиболее распространенной мерой административного взыскания. Практика нало-жения взыскания в виде штрафа накопила значительный опыт, и здесь не должно быть каких-либо проблем и неясностей. Однако более тщательное изучение вопроса дает повод к новому осмыслению не только природы штрафа, но и размеров, условий наложения взыскания. Возьмите типич-ный пример, когда за проступок устанавливается штраф до десяти или двадцати месячных расчетных показателей. Как точно определить меру взыскания, можно ли найти необходимые критерии? Штраф в административном праве рассматривался как форма реаги-рования со стороны государства на административное правонарушение, выражающаяся в виде денежного взыскания. Распространенность данной меры взыскания в прошлом продиктовала необходимость принять как на союзном, так и республиканских уровнях (в 1961 г.) соответствующие акты «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». Уместно напомнить, что данные акты вне-сли ряд принципиальных ограничений (кто вправе налагать штраф и по каким вопросам; установлен единый возраст, по достижении которого возможно привлечение к административной ответственности - 16 лет). Но время вносит свои коррективы, и количество административных органов, и должностных лиц, правомочных налагать штраф, не только не сократи-лось, но имеет, к сожалению, тенденцию к их росту. Штраф определяется как денежное взыскание, налагаемое в случаях и пределах, установленных законом в виде суммы, соответствующей коли-честву месячных расчетных показателей. При этом законодатель пришел к выводу о том, что размер месячного расчетного показателя определяет-ся на момент совершения административного правонарушения. То есть инфляционному процессу сопутствует изменение и определение размера штрафов. Список использованной литературы: 1. Административное право Республики Казахстан: Часть общая: Учебник/ А. А. Таранов [и др.]. - Алматы: Жетi Жар?ы, 1996. - 240 с 2. Основы государства и права. Хрестоматия. Алматы: Атам?ра., 1996., С. 259 3. Оспанов К. М. Административное право. Алматы: Мектеп, 2000 г.
Страницы: 1, 2, 3
|