реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина

реферат
p align="left">Полнота как критерий состояния государственного гарантиро-вания необходима, поскольку лишь достаточно полный правовой статус социальной общности в состоянии обеспечить необходи-мую полноту правового положения каждого человека, принадле-жащего к этой общности. С другой же стороны, лишь полноцен-ный правовой статус каждого члена социальной общности спосо-бен обеспечить полноту соответствующего статуса социальной общности. Каждый из этих статусов (социальной общности людей и отдельной личности), вполне самостоятельный в правовом сво-ем значении и к тому же включающий в себя каждый статус в от-дельности, права совершенно различного типа, с различными субъектами не могут существовать друг без друга. Обуславливая друг друга, они и взаимно гарантируют один другого. Система го-сударственного гарантирования в данном случае двухплановая. Га-рантируя осуществление неотъемлемых прав социальных общнос-тей, она гарантирует одновременно осуществление прав принадле-жащих к этой общности лиц и наоборот.

Одной из разновидностей общепризнанных прав человека яв-ляются права, связанные со спецификой отдельных групп населения.

Эти права, хотя и связаны с особенностями социального и пра-вового статуса этих групп, но обуславливаются, в основном, между-народно-правовой и внутригосударственной политикой демокра-тизма и гуманизма. Международное Сообщество, демократическое общество и государство, руководствуясь такой политикой, проявля-ют особое внимание и заботу об этих слоях общества, о каждом че-ловеке персонально, требующем особого внимания и заботы. Речь идет о таких категориях людей, как женщины, дети, инвалиды, ум-ственно-отсталые люди, заключенные, приговоренные к смертной казни и др. Международный пакт о гражданских и политических правах, например, устанавливает определенные права лиц, лишен-ных свободы (ст. 10), приговоренных к смертной казни (ч. 4 и 5 ст. 6), права ребенка (ст. 24) . Правам женщин посвящены акты ООН «Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятель-ствах и в период вооруженных конфликтов», «Декларация и Кон-венция о ликвидации дискриминации в отношении женщин», «Конвенция о политических правах женщины», «Конвенция и Ре-комендация о согласии на вступление в брак, минимальном брач-ном возрасте и регистрации браков», «Конвенция о равном вознаг-раждении мужчин и женщин за труд равной ценности»'. Для прав ребенка особенно значимы принятые органами ООН «Декларация о социальных правовых принципах, касающихся защиты и благопо-лучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усы-новлении на национальном и международном уровнях», а также «Конвенция о правах ребенка»2. Права лиц, подвергшихся задержа-нию или тюремному заключению, нашли закрепление в Деклара-ции о защите всех лиц от насильственных исчезновений, «Мини-мальных стандартных правилах обращения с заключенными», «Ос-новных принципах обращения с заключенными», «Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тю-ремным заключением (Токийские правила)» и др.

Подробной регламентации нормами международного права статуса указанных групп лиц во внутригосударственном праве со-ответствуют, как правило, нормы отраслевого законодательства. Конституция закрепляет лишь ключевые, наиболее значимые принципы, не возводя указанные права человека, принадлежаще-го к одной из этих групп, на уровень прав основных, конституци-онных. Конституция РФ закрепляет принцип равноправия, со-гласно которому мужчина и женщина имеют равные права и сво-боды и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 19). Не упо-миная конкретно об основных правах детей, Конституция РФ ус-танавливает два принципа. Согласно одному, материнство и детст-во находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38), а в соответствии с другим -- забота о детях, их воспитание -- равное право и обязан-ность родителей (ч. 2 ст. 38). На трудоспособных детей, достигших 18 лет, возлагается конституционная обязанность заботиться о не-трудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38). Конституционные права лиц, содержащихся под стражей, наряду с задержанными и обви-няемыми в совершении преступления, сводятся к праву пользо-ваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48). Относятся ли права ребенка и женщины, права лиц, лишенных свободы или приговоренных к смертной казни, закреп-ленных, по крайней мере, в Пактах, к числу общепризнанных прав человека? Очевидно, что да. Государство, являясь основным ис-полнителем и гарантом этих прав, конкретно регламентирует эти права в своем текущем законодательстве. При этом обязательными стандартами и критериями соответствующих законодательных и иных внутригосударственных правовых норм являются обязатель-ные для государства общеобязательные нормы международного права. Это не означает, разумеется, что законодательство, обеспе-чивающее государственное гарантирование данных прав, обрече-но лишь воспроизводить общепризнанные права. Но социально-правовая заданность и сущностно-содержательный смысл их для государства обязательны, что и означает, что оно законодательно не вправе противоречить общепризнанным правам человека. Именно такое соотношение определяет структуру гарантирования прав отдельных специфических прав человека и гражданина.

Определенное своеобразие государственного гарантирования возникает при взаимоусловленности прав общественного или поли-тического образования (профессиональные союзы, организации, объединения, партии и др.) с правами образующих их лиц -- членов данных образований. Будучи самостоятельным субъектом права и обладая, соответственно, собственными правами, указанные объе-динения с необходимостью предполагают наличие коллективных прав и обязанностей, принадлежащих только лицам-членам. Опре-деление права в качестве «коллективного», следовательно, означает, что правами этими обладает как коллектив в целом, юридически представленный общественной организацией или объединением, так и члены коллектива, каждый в отдельности.

О правах профсоюзов говорит, например, ст. 8 Международно-го пакта об экономических, социальных и культурных правах. Го-сударство обязуется предоставить право профессиональным сою-зам функционировать беспрепятственно без каких-либо ограниче-ний, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государст-венной безопасности или общественного порядка, или для ограж-дения прав и свобод других. К правам профсоюзов относится так-же возможность образовывать национальные федерации или кон-федерации, право последних основывать международные профес-сиональные организации или присоединяться к таковым. Вместе с тем, Пакт в одной и той же статье закрепляет наряду с правами профсоюзов также и коллективные права членов этой организа-ции. (Понятие «коллективное право» Пакт не употребляет.) Прав-да, Пакт говорит о праве «каждого человека» создавать для осуще-ствления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору «при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации»1. Но данное право не может не быть коллективным, т.к. человек в единственном числе, вне коллективного членства ре-ализовать право создавать профессиональные союзы не в состоя-нии, а персональное вступление в соответствии с принадлежащим

ему правом на это в профессиональный союз имеет своим назначе-нием стать одним из членов коллектива, в рамках которого осуще-ствляются и защищаются экономические и социальные интересы личности. Даже подчеркнутое условие Пакта о «единственном ус-ловии» соблюдать правила соответствующей организации допол-нительным образом характеризует данное право индивида как право, принадлежащее ему как члену коллектива. Не может быть индивидуальным и закрепляемое Пактом право на забастовки (п. «с!» ч. 1 ст. 8), поскольку сама забастовка -- понятие коллективное, и человек в состоянии реализовать это право лишь в рамках опре-деленного трудового коллектива в порядке разрешения коллектив-ного трудового спора, что, впрочем, не препятствует ему разре-шать конфликт и посредством индивидуального трудового спора (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Демократическое правовое государство гарантирует как права общественных и политических образований (организаций, союзов и т.п.), так и специфические права индивидов -- членов этих обра-зований. При этом гарантией осуществления прав индивидов -- членов общественных и политических образований также высту-пают гарантированные государством права этих образований.

Гарантирование государством прав и свобод такой наиболее многочисленной категории лиц, как собственные граждане, имеет" ряд своих особенностей. Права и свободы граждан можно подраз-делить на те из них, которыми они обладают как индивиды, и на те, составляющие относительно небольшую группу, которые принад-лежат исключительно гражданам. Конституция РФ в формулиро-вании статей, посвященных правам и свободам человека и гражда-нина, применяет часто выражения «каждый», «все», «никто», имея в виду, что распространяются права действительно на каждого че-ловека, находящегося на территории Российской Федерации бе-зотносительно к тому, является ли он гражданином РФ, иностран-ным гражданином или апатридом. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, т.е. относящиеся к пер-вой, наиболее многочисленной их группе, согласно общепризнан-ным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1ст. 17). Из этого следует, что основным и главным гарантом указанных прав и свобод человека и гражданина яв-ляются именно принципы и нормы международного права, а на основе обязанности государства следовать этим принципам и нор-мам, не противоречить им и при включении общепризнанных международно-правовых принципов и норм в правовую систему государства, последнее в соответствии с Конституцией выполняет функцию гаранта основных прав и свобод человека и гражданина. Основные права, принадлежащие только гражданину, гаранти-руются в основном и главным образом государством. Основывается данное гарантирование на той устойчивой правовой связи, которая существует между гражданином и государством его гражданства и в силу которой обеспечивается глубинная и постоянная сопричаст-ность гражданина и его государства с широкими правовыми воз-можностями гражданина реально участвовать в демократических процедурах (выборах) формирования органов государства, в кон-троле над деятельностью государства, его органов и должностных лиц, в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. С этим связано и обладание граждани-ном теми политическими правами, которые не могут принадлежать ни иностранному гражданину, ни апатриду. Гарантирование госу-дарством прав гражданина основывается на гражданстве -- устойчи-вой правовой связи, существующей между гражданином и государ-ством. Понятие «гражданин», как уже отмечалось, не употребляет-ся, как правило, в универсальных международных правовых актах, и это обстоятельство служит доказательством отнесения прав граж-данства к внутренним делам государства, к тем его суверенным пре-рогативам, преступать границы которых международное право не считает вправе. И, тем не менее, права, свойственные человеку как гражданину, отнюдь не чужды международному праву вовсе. Отме-тим, например, в этой связи, что ст. 21 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, как право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избран-ных представителей, так и право равного доступа к государственной службе. И хотя данная статья обращена к «каждому человеку», со-вершенно очевидно, что в ней имеется в виду именно гражданин, поскольку и управление предполагается «своей страной» и доступ к государственной службе может иметь место в своей стране. О содер-жании ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляющей ряд основных политических прав граждан, уже говорилось ранее. Более существенно то, что группа прав и сво-бод, применимых исключительно к гражданам и не распространяю-щихся в силу гражданства на иностранцев и апатридов, в условиях демократического гражданского общества и правового государства сущностною однородны со всем массивом общепризнанных прав и свобод человека, отвечают единым принципам правового статуса личности, являются неотделимым компонентом единого правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ).

Представляется, что важнейшей составляющей понятия госу-дарственного гарантирования прав и свобод является, помимо га-рантирования каждого права в отдельности, также и создание пра-вовых условий, исключающих противопоставление их друг другу, конкуренцию и, тем более, их взаимоисключение. Сказанное от-носится и к конституционным обязанностям. В связи с этим заслу-живает быть отмеченной необходимость гарантирования государ-ством осуществления принципов правового статуса человека и гражданина во внутригосударственном праве. Конституционные принципы в обобщенной, концентрированной форме характери-зуют и закрепляют отношения, лежащие в основе правового стату-са личности. К ним, по-нашему мнению, следует отнести:

принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ);

принцип равенства прав и свобод перед законом и судом (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ);

принцип соразмерности при осуществлении, исключающим нарушения, прав и свобод человека и гражданина с правами и сво-бодами других лиц (ч. 3 ст. 17 конституции РФ);

принцип публичности нормативных правовых актов, затра-гивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);

принцип свободы доступа каждого к документам и материа-лам, непосредственно затрагивающим его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

Назначению государственного гарантирования отвечает и сис-тема конституционных принципов, относящихся к области прав и свобод гражданина:

принцип полноты прав и свобод граждан Российской Феде-рации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ);

принцип равенства обязанностей граждан Российской Феде-рации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ);

принцип единого и равного гражданства, независимого от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ);

принцип невыдачи и невыссылки государством граждан Рос-сийской Федерации (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ);

принцип защиты и покровительства государством граждан Российской Федерации за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конститу-ции РФ).

.С точки зрения характеристики механизма осуществления го-сударственного гарантирования прав и свобод особое значение имеют те из них, которые непосредственно влекут конституцион-ные обязательства государства. В данном случае, каждое из таких обязательств выступает формой гарантирования конкретного пра-ва. Ими являются:

права потерпевших лиц с соответствующими обязанностями государства охранять их посредством закона, а также обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсировать причинен-ный ущерб (ст. 52 Конституции РФ);

права каждого на возмещение государством вреда, причи-ненного незаконными действиями( или бездействием) органов го-сударственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конститу-ции РФ);

права каждого и соответствующая ответственность государ-ства, связанные с обжалованием в суд решений и действий или бездействия органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Итак, все формы и разновидности государственного гарантирования, основных прав и свобод человека и гражданина -- это гарантиро-вание в строгих рамках права и посредством права -- международно-го и внутригосударственного. Понимание системы государственного гарантирования как га-рантирования правового позволяет сделать выводы о том, что:

данное обстоятельство служит существеннейшей характери-стикой государства как правового;

эта система дает возможность выявлять соответствие праву всех законодательных и подзаконных актов, их норм;

обеспечение, защита (государственная и судебная) и реализа-ция основных прав и свобод человека и гражданина носят право-вой характер;

система выявляет деструктивную несовместимость реального гарантирования государством основных прав и свобод с практикой их систематического и масштабного нарушения, неправомерного ограничения, необеспечения необходимыми материальными, ор-ганизационно-правовыми и др. ресурсами.

Институционально функция государства по гарантированию прав и свобод человека и гражданина выражена, согласно Консти-туции РФ, полномочиями органов государственной власти и среди них, прежде всего, Президента РФ, который в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В присяге Президента РФ народу при вступлении в должность содержатся слова: «Клянусь, при осуществлении пол-номочий Президента РФ, уважать и охранять права и свободы че-ловека и гражданина» (ст. 82 Конституции РФ). Президент вправе приостанавливать действие органов исполнительной власти субъ-ектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствую-щим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

При Президенте РФ образуется Комиссия по правам человека.

Полномочия законодательных органов Российской Федерации по вопросам обеспечения основных прав человека и гражданина входят как в ведение Российской Федерации (п. «в «ст. 71 Консти-туции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и граж-данина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств), так и в совместное веде-ние Федерации и ее субъектов (п. «б» ст. 72 Конституции РФ: за-щита прав и свобод человека и гражданина).

Осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан -- важнейшая составляющая компетенции Правительства РФ (п. «е» ст. 114). Функция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина является главным, назначением судебной системы.

Смысл конституционной гарантии государственного призна-ния, обеспечения и защиты прав и свобод состоит в том, что и при-знание, и обеспечение, и защита составляют обязанности всего го-сударственного механизма, всех органов государства и должност-ных лиц и что неисполнение или ненадлежащее исполнение ими этих конституционных обязанностей означает нарушение Консти-туции.

Список нормативно-правовых актов:

1.Международные акты о правах человека, с. 117.

2. Международные акты о правах человека, с. 33.

3. Международные акты о правах человека, с. 81.

4. Международные акты о правах человека, с.81.

5. Международные акты о правах человека, с. 39.

6. Международные акты о правах человека, с.39.

7. Международные акты о правах человека, с. 42.

8. Международные акты о правах человека, с. 44.

Список литературы:

1. Обеспечение реализации конституционных прав и обязанностей в условиях перестройки: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Скобелкина; Омск ун-т. Омск, 1990-159 с.

2. Обеспечение прав и свобод граждан в СССР. Сб. 0-13 статей. / Под ред. д-ра юрид. Наук Е.Г. Мартынчика. - Кишинёв: Картя Молдовенякэ, 1988-194 с.

3. Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. Москва, 2002-440 с.

4. Кожевников С.Н., Агеев Ю.И. Государственно-правовые основы советского образа жизни и социальной активности личности.- Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1989-192 с.

5. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы.- М.: Юриспруденция, 2002-72 с.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.