p align="left">Полнота как критерий состояния государственного гарантиро-вания необходима, поскольку лишь достаточно полный правовой статус социальной общности в состоянии обеспечить необходи-мую полноту правового положения каждого человека, принадле-жащего к этой общности. С другой же стороны, лишь полноцен-ный правовой статус каждого члена социальной общности спосо-бен обеспечить полноту соответствующего статуса социальной общности. Каждый из этих статусов (социальной общности людей и отдельной личности), вполне самостоятельный в правовом сво-ем значении и к тому же включающий в себя каждый статус в от-дельности, права совершенно различного типа, с различными субъектами не могут существовать друг без друга. Обуславливая друг друга, они и взаимно гарантируют один другого. Система го-сударственного гарантирования в данном случае двухплановая. Га-рантируя осуществление неотъемлемых прав социальных общнос-тей, она гарантирует одновременно осуществление прав принадле-жащих к этой общности лиц и наоборот. Одной из разновидностей общепризнанных прав человека яв-ляются права, связанные со спецификой отдельных групп населения. Эти права, хотя и связаны с особенностями социального и пра-вового статуса этих групп, но обуславливаются, в основном, между-народно-правовой и внутригосударственной политикой демокра-тизма и гуманизма. Международное Сообщество, демократическое общество и государство, руководствуясь такой политикой, проявля-ют особое внимание и заботу об этих слоях общества, о каждом че-ловеке персонально, требующем особого внимания и заботы. Речь идет о таких категориях людей, как женщины, дети, инвалиды, ум-ственно-отсталые люди, заключенные, приговоренные к смертной казни и др. Международный пакт о гражданских и политических правах, например, устанавливает определенные права лиц, лишен-ных свободы (ст. 10), приговоренных к смертной казни (ч. 4 и 5 ст. 6), права ребенка (ст. 24) . Правам женщин посвящены акты ООН «Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятель-ствах и в период вооруженных конфликтов», «Декларация и Кон-венция о ликвидации дискриминации в отношении женщин», «Конвенция о политических правах женщины», «Конвенция и Ре-комендация о согласии на вступление в брак, минимальном брач-ном возрасте и регистрации браков», «Конвенция о равном вознаг-раждении мужчин и женщин за труд равной ценности»'. Для прав ребенка особенно значимы принятые органами ООН «Декларация о социальных правовых принципах, касающихся защиты и благопо-лучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усы-новлении на национальном и международном уровнях», а также «Конвенция о правах ребенка»2. Права лиц, подвергшихся задержа-нию или тюремному заключению, нашли закрепление в Деклара-ции о защите всех лиц от насильственных исчезновений, «Мини-мальных стандартных правилах обращения с заключенными», «Ос-новных принципах обращения с заключенными», «Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тю-ремным заключением (Токийские правила)» и др. Подробной регламентации нормами международного права статуса указанных групп лиц во внутригосударственном праве со-ответствуют, как правило, нормы отраслевого законодательства. Конституция закрепляет лишь ключевые, наиболее значимые принципы, не возводя указанные права человека, принадлежаще-го к одной из этих групп, на уровень прав основных, конституци-онных. Конституция РФ закрепляет принцип равноправия, со-гласно которому мужчина и женщина имеют равные права и сво-боды и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 19). Не упо-миная конкретно об основных правах детей, Конституция РФ ус-танавливает два принципа. Согласно одному, материнство и детст-во находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38), а в соответствии с другим -- забота о детях, их воспитание -- равное право и обязан-ность родителей (ч. 2 ст. 38). На трудоспособных детей, достигших 18 лет, возлагается конституционная обязанность заботиться о не-трудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38). Конституционные права лиц, содержащихся под стражей, наряду с задержанными и обви-няемыми в совершении преступления, сводятся к праву пользо-ваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48). Относятся ли права ребенка и женщины, права лиц, лишенных свободы или приговоренных к смертной казни, закреп-ленных, по крайней мере, в Пактах, к числу общепризнанных прав человека? Очевидно, что да. Государство, являясь основным ис-полнителем и гарантом этих прав, конкретно регламентирует эти права в своем текущем законодательстве. При этом обязательными стандартами и критериями соответствующих законодательных и иных внутригосударственных правовых норм являются обязатель-ные для государства общеобязательные нормы международного права. Это не означает, разумеется, что законодательство, обеспе-чивающее государственное гарантирование данных прав, обрече-но лишь воспроизводить общепризнанные права. Но социально-правовая заданность и сущностно-содержательный смысл их для государства обязательны, что и означает, что оно законодательно не вправе противоречить общепризнанным правам человека. Именно такое соотношение определяет структуру гарантирования прав отдельных специфических прав человека и гражданина. Определенное своеобразие государственного гарантирования возникает при взаимоусловленности прав общественного или поли-тического образования (профессиональные союзы, организации, объединения, партии и др.) с правами образующих их лиц -- членов данных образований. Будучи самостоятельным субъектом права и обладая, соответственно, собственными правами, указанные объе-динения с необходимостью предполагают наличие коллективных прав и обязанностей, принадлежащих только лицам-членам. Опре-деление права в качестве «коллективного», следовательно, означает, что правами этими обладает как коллектив в целом, юридически представленный общественной организацией или объединением, так и члены коллектива, каждый в отдельности. О правах профсоюзов говорит, например, ст. 8 Международно-го пакта об экономических, социальных и культурных правах. Го-сударство обязуется предоставить право профессиональным сою-зам функционировать беспрепятственно без каких-либо ограниче-ний, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государст-венной безопасности или общественного порядка, или для ограж-дения прав и свобод других. К правам профсоюзов относится так-же возможность образовывать национальные федерации или кон-федерации, право последних основывать международные профес-сиональные организации или присоединяться к таковым. Вместе с тем, Пакт в одной и той же статье закрепляет наряду с правами профсоюзов также и коллективные права членов этой организа-ции. (Понятие «коллективное право» Пакт не употребляет.) Прав-да, Пакт говорит о праве «каждого человека» создавать для осуще-ствления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору «при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации»1. Но данное право не может не быть коллективным, т.к. человек в единственном числе, вне коллективного членства ре-ализовать право создавать профессиональные союзы не в состоя-нии, а персональное вступление в соответствии с принадлежащим ему правом на это в профессиональный союз имеет своим назначе-нием стать одним из членов коллектива, в рамках которого осуще-ствляются и защищаются экономические и социальные интересы личности. Даже подчеркнутое условие Пакта о «единственном ус-ловии» соблюдать правила соответствующей организации допол-нительным образом характеризует данное право индивида как право, принадлежащее ему как члену коллектива. Не может быть индивидуальным и закрепляемое Пактом право на забастовки (п. «с!» ч. 1 ст. 8), поскольку сама забастовка -- понятие коллективное, и человек в состоянии реализовать это право лишь в рамках опре-деленного трудового коллектива в порядке разрешения коллектив-ного трудового спора, что, впрочем, не препятствует ему разре-шать конфликт и посредством индивидуального трудового спора (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Демократическое правовое государство гарантирует как права общественных и политических образований (организаций, союзов и т.п.), так и специфические права индивидов -- членов этих обра-зований. При этом гарантией осуществления прав индивидов -- членов общественных и политических образований также высту-пают гарантированные государством права этих образований. Гарантирование государством прав и свобод такой наиболее многочисленной категории лиц, как собственные граждане, имеет" ряд своих особенностей. Права и свободы граждан можно подраз-делить на те из них, которыми они обладают как индивиды, и на те, составляющие относительно небольшую группу, которые принад-лежат исключительно гражданам. Конституция РФ в формулиро-вании статей, посвященных правам и свободам человека и гражда-нина, применяет часто выражения «каждый», «все», «никто», имея в виду, что распространяются права действительно на каждого че-ловека, находящегося на территории Российской Федерации бе-зотносительно к тому, является ли он гражданином РФ, иностран-ным гражданином или апатридом. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, т.е. относящиеся к пер-вой, наиболее многочисленной их группе, согласно общепризнан-ным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1ст. 17). Из этого следует, что основным и главным гарантом указанных прав и свобод человека и гражданина яв-ляются именно принципы и нормы международного права, а на основе обязанности государства следовать этим принципам и нор-мам, не противоречить им и при включении общепризнанных международно-правовых принципов и норм в правовую систему государства, последнее в соответствии с Конституцией выполняет функцию гаранта основных прав и свобод человека и гражданина. Основные права, принадлежащие только гражданину, гаранти-руются в основном и главным образом государством. Основывается данное гарантирование на той устойчивой правовой связи, которая существует между гражданином и государством его гражданства и в силу которой обеспечивается глубинная и постоянная сопричаст-ность гражданина и его государства с широкими правовыми воз-можностями гражданина реально участвовать в демократических процедурах (выборах) формирования органов государства, в кон-троле над деятельностью государства, его органов и должностных лиц, в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. С этим связано и обладание граждани-ном теми политическими правами, которые не могут принадлежать ни иностранному гражданину, ни апатриду. Гарантирование госу-дарством прав гражданина основывается на гражданстве -- устойчи-вой правовой связи, существующей между гражданином и государ-ством. Понятие «гражданин», как уже отмечалось, не употребляет-ся, как правило, в универсальных международных правовых актах, и это обстоятельство служит доказательством отнесения прав граж-данства к внутренним делам государства, к тем его суверенным пре-рогативам, преступать границы которых международное право не считает вправе. И, тем не менее, права, свойственные человеку как гражданину, отнюдь не чужды международному праву вовсе. Отме-тим, например, в этой связи, что ст. 21 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, как право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избран-ных представителей, так и право равного доступа к государственной службе. И хотя данная статья обращена к «каждому человеку», со-вершенно очевидно, что в ней имеется в виду именно гражданин, поскольку и управление предполагается «своей страной» и доступ к государственной службе может иметь место в своей стране. О содер-жании ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляющей ряд основных политических прав граждан, уже говорилось ранее. Более существенно то, что группа прав и сво-бод, применимых исключительно к гражданам и не распространяю-щихся в силу гражданства на иностранцев и апатридов, в условиях демократического гражданского общества и правового государства сущностною однородны со всем массивом общепризнанных прав и свобод человека, отвечают единым принципам правового статуса личности, являются неотделимым компонентом единого правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ). Представляется, что важнейшей составляющей понятия госу-дарственного гарантирования прав и свобод является, помимо га-рантирования каждого права в отдельности, также и создание пра-вовых условий, исключающих противопоставление их друг другу, конкуренцию и, тем более, их взаимоисключение. Сказанное от-носится и к конституционным обязанностям. В связи с этим заслу-живает быть отмеченной необходимость гарантирования государ-ством осуществления принципов правового статуса человека и гражданина во внутригосударственном праве. Конституционные принципы в обобщенной, концентрированной форме характери-зуют и закрепляют отношения, лежащие в основе правового стату-са личности. К ним, по-нашему мнению, следует отнести: принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ); принцип равенства прав и свобод перед законом и судом (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ); принцип соразмерности при осуществлении, исключающим нарушения, прав и свобод человека и гражданина с правами и сво-бодами других лиц (ч. 3 ст. 17 конституции РФ); принцип публичности нормативных правовых актов, затра-гивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ); принцип свободы доступа каждого к документам и материа-лам, непосредственно затрагивающим его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ). Назначению государственного гарантирования отвечает и сис-тема конституционных принципов, относящихся к области прав и свобод гражданина: принцип полноты прав и свобод граждан Российской Феде-рации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ); принцип равенства обязанностей граждан Российской Феде-рации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ); принцип единого и равного гражданства, независимого от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ); принцип невыдачи и невыссылки государством граждан Рос-сийской Федерации (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ); принцип защиты и покровительства государством граждан Российской Федерации за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конститу-ции РФ). .С точки зрения характеристики механизма осуществления го-сударственного гарантирования прав и свобод особое значение имеют те из них, которые непосредственно влекут конституцион-ные обязательства государства. В данном случае, каждое из таких обязательств выступает формой гарантирования конкретного пра-ва. Ими являются: права потерпевших лиц с соответствующими обязанностями государства охранять их посредством закона, а также обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсировать причинен-ный ущерб (ст. 52 Конституции РФ); права каждого на возмещение государством вреда, причи-ненного незаконными действиями( или бездействием) органов го-сударственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конститу-ции РФ); права каждого и соответствующая ответственность государ-ства, связанные с обжалованием в суд решений и действий или бездействия органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ). Итак, все формы и разновидности государственного гарантирования, основных прав и свобод человека и гражданина -- это гарантиро-вание в строгих рамках права и посредством права -- международно-го и внутригосударственного. Понимание системы государственного гарантирования как га-рантирования правового позволяет сделать выводы о том, что: данное обстоятельство служит существеннейшей характери-стикой государства как правового; эта система дает возможность выявлять соответствие праву всех законодательных и подзаконных актов, их норм; обеспечение, защита (государственная и судебная) и реализа-ция основных прав и свобод человека и гражданина носят право-вой характер; система выявляет деструктивную несовместимость реального гарантирования государством основных прав и свобод с практикой их систематического и масштабного нарушения, неправомерного ограничения, необеспечения необходимыми материальными, ор-ганизационно-правовыми и др. ресурсами. Институционально функция государства по гарантированию прав и свобод человека и гражданина выражена, согласно Консти-туции РФ, полномочиями органов государственной власти и среди них, прежде всего, Президента РФ, который в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В присяге Президента РФ народу при вступлении в должность содержатся слова: «Клянусь, при осуществлении пол-номочий Президента РФ, уважать и охранять права и свободы че-ловека и гражданина» (ст. 82 Конституции РФ). Президент вправе приостанавливать действие органов исполнительной власти субъ-ектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствую-щим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). При Президенте РФ образуется Комиссия по правам человека. Полномочия законодательных органов Российской Федерации по вопросам обеспечения основных прав человека и гражданина входят как в ведение Российской Федерации (п. «в «ст. 71 Консти-туции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и граж-данина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств), так и в совместное веде-ние Федерации и ее субъектов (п. «б» ст. 72 Конституции РФ: за-щита прав и свобод человека и гражданина). Осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан -- важнейшая составляющая компетенции Правительства РФ (п. «е» ст. 114). Функция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина является главным, назначением судебной системы. Смысл конституционной гарантии государственного призна-ния, обеспечения и защиты прав и свобод состоит в том, что и при-знание, и обеспечение, и защита составляют обязанности всего го-сударственного механизма, всех органов государства и должност-ных лиц и что неисполнение или ненадлежащее исполнение ими этих конституционных обязанностей означает нарушение Консти-туции. Список нормативно-правовых актов: 1.Международные акты о правах человека, с. 117. 2. Международные акты о правах человека, с. 33. 3. Международные акты о правах человека, с. 81. 4. Международные акты о правах человека, с.81. 5. Международные акты о правах человека, с. 39. 6. Международные акты о правах человека, с.39. 7. Международные акты о правах человека, с. 42. 8. Международные акты о правах человека, с. 44. Список литературы: 1. Обеспечение реализации конституционных прав и обязанностей в условиях перестройки: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Скобелкина; Омск ун-т. Омск, 1990-159 с. 2. Обеспечение прав и свобод граждан в СССР. Сб. 0-13 статей. / Под ред. д-ра юрид. Наук Е.Г. Мартынчика. - Кишинёв: Картя Молдовенякэ, 1988-194 с. 3. Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. Москва, 2002-440 с. 4. Кожевников С.Н., Агеев Ю.И. Государственно-правовые основы советского образа жизни и социальной активности личности.- Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1989-192 с. 5. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы.- М.: Юриспруденция, 2002-72 с.
Страницы: 1, 2, 3
|