реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Организованная преступность

реферат
b>2.2. Особенности психологического исследования
личности преступника

Изучение и учет психологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания, по отдельным делам. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы.

Выборочные психологические исследования, статистические данные свидетельствуют о том, что:

среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин;

возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Психологией давно установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях. Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет (до 70-75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для возрастной группы 25-29 лет, затем следует 18-24, 14-27-летние, и, затем 30-40 летние. Наблюдаемая тенденция роста преступности несовершеннолетних (практически на 10-14% каждый год), требует не только моральной, но и специальной правовой подготовки. Необходимо также помнить, что многие из этой категории правонарушителей имеют психические аномалии как наследственные (психопатия, слабоумие в форме дебильности и пр.), так и носящие приобретенный характер (алкоголизм, наркомания, травмы центральной нервной системы и пр.) Преступления, совершаемые несовершеннолетними и лицами до 24 лет чаще всего совершаются кражи, хулиганские действия, грабежи, изнасилования и угоны автотранспорта;

семейное положение и особенно воспитание оказывают влияние на формирование личностных качеств. Такие отклонения от общепринятых норм, как: фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание, должны вызывать особое внимание;

коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную долю преступников составляют молодые люди не успевшие обзавестись семьей);

особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие перерывы и пр.);

уровень образования преступников, как правило, ниже, чем у законопослушных граждан;

современное положение, выраженное в существенном материальном расслоении общества, выделяет личность преступника по имущественному положению, т.е. по доходам. Например, на границе со странами Балтии отмечается значительный рост благосостояния местного населения, выросший за последние годы;

среди характеристик личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности. Преобладающую часть преступников составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники и те, кто нанес пострадавшим телесные повреждения. Важно отметить наличие специального рецидива, т.е. повторного совершения тех те или сходных преступлений среди хулиганов, мошенников и лиц, совершавших ранее кражи и последнее но что мне хотелось бы обратить внимание, это:

особое отношение к закону. Нельзя сказать, что лица, совершающие преступления, плохо их знают. Напротив, подавляющее большинство из них обладают даже большими правовыми знаниями, чем законопослушные граждане. Но у них отсутствует уважительное отношение к праву, не сформирована потребность следовать его предписаниям. Это относится не только к преступникам-рецидивистам.

Из всего вышесказанного можно заключить, что практически каждый может быть правонарушителем. Однако это не так. То, что было сказано носит достаточно формальный характер. Мне, по роду своей деятельности, будет предоставлено право определять может ли этот человек совершить преступление или нет, преступник он или нет… Здесь важно постоянно помнить, что проблемы преступности есть этическая сторона и борьба с этим отрицательным социальным явлением затрагивает интересы конкретных людей. Необходимо исходить из непреложного правила, что я буду изучать жизнь, обстоятельства, личные качества, моральное и физическое здоровье таких людей, с той целью, чтобы понять личность преступника. Человек рождается для того, чтобы творить, созидать, служить Родине, улучшать условия существования себе подобных. Никакие обстоятельства его рождения, социального происхождения, расы, национальности и т.д. не должны становиться основанием для какой-либо дискриминации. Вот в чем суть этической стороны проблемы преступности, рассматриваемой в свете социальных и биологических позиций. Поэтому и сам термин «личность преступника» весь условен. Он скорее является научной абстракцией, чем характеристикой конкретного человека. Иной, неэтический подход к человеческой личности ведет в применению аморальных методов изучения и в конечном счете к античеловеческим выводам.

Психология (генетика и криминолого-генетические исследования) может быть прогрессивна и гуманистична, когда она этична. Нельзя рассматривать человека как некую абстрактную схему, хладнокровно раскладывая его качества «по полочкам» (способен - не способен, умен - не умен, предрасположен - не предрасположен), «приговаривая» его к той или иной роли в жизни и подчас лишая его тем самым каких-либо перспектив.

С учетом вышесказанного, т.е. не забывая про этическую сторону придется отличать правонарушителей по демографическим, правовым, психологическим и иным признакам, помня, что по тем же признакам они схожи между собой, образуя достаточно устойчивые группы. Поэтому возникает необходимость классификации и типологии преступников.

2.3. Методика изучения личности преступника

Личность преступника как явление типологического порядка есть носить наиболее общих, устойчивых, существенных социально-психологических черт и свойств. Специфика личности как типа заключается именно в том, что в ней имеются особенности, которые выступают в качестве внутренних психологических причин преступного поведения. Ведь любое преступление, в какой бы форме оно не совершалось, не есть случайное по отношению к личности. в своей основе оно подготовлено развитием его социальных, нравственных, социально-психологических свойств. В качестве таковых выступают жизненный опыт человека, наполненный социальным содержанием, а также черты духовного мира, предопределяющие в конфликтных ситуациях выбор общественно опасного варианта поведения.

Личность преступника является закономерной социальной фигурой для конкретного общества настолько, насколько закономерно существование преступности на данном этапе развития этого общества. Поэтому можно говорить о личности преступника как временном социальном типе только в связи с преступностью, представляющей собой преходящее социальное явление. Это временный тип, как и преступность в целом, обладает, однако, устойчивыми чертами и свойствами, позволяющими выделить его в качестве самостоятельного.

Каково наше представление о преступнике? Конечно могут быть несколько противоположных образов, но у большинства из нас обязательно это будет мужчина 20-40 лет, со специфическими чертами лица и фигурой,, короткой стрижкой, наколками, своеобразным поведением, жаргоном, одеждой, с общественным статусом «одинокого загнанного волка» и т.д. А теперь давайте ответим себе на вопрос, почему: не женщина; не образ заботливого «мужа-отца»; не в костюме с белой рубашкой и галстуком?

Единого мнения нет и его не будет никогда, однако основное положение, согласно которому преступники отличаются от не преступников свойствами личности, несмотря на критику, является наиболее устойчивым. Это и будем считать точкой отсчета…

Что же такое личность преступника?

С точки зрения русского языка слово «личность» определяется как «человек,… носитель каких-нибудь свойств…» или «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность…», «отдельный человек в обществе, индивидуум…» Говоря о личности, чаще всего имеют ввиду просто отдельного человека.

Итак, «личность преступника» можно представить как «совокупность свойств, присущих совершающему или свершившему преступление человеку, составляющих его индивидуальность».

Криминологи изучают эту совокупность свойств для того, чтобы на их основе определить детерминанты совершения конкретного преступления, которые, в свою очередь, могут быть использованы в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик индивидуальной профилактики. Однако на основе изучения личности конкретного преступника невозможно определить причины совершения не только всех преступлений, но и определенной их группы. Например, причин совершения квартирных краж. Именно поэтому криминологи в процессе научных исследований и обобщений правоприменительной практики изучают личность преступника на групповом уровне, а также как своего рода совокупный «субъект преступности» в целом, т.е. используя типологию.

Таким образом, личность преступника в криминологии изучается на трех уровнях:

индивидуальном;

групповом;

общем.

Если обобщить приведенные три уровня изучения личности преступника, то на этой основе можно сформулировать криминологическое понятие личности преступника в широком смысле. Можно предложить свой вариант криминологического понимания «личности преступника (в широком смысле), как системы характеристик, используемых для изучения личности человека, совершившего преступление и определения причин совершения преступлений».

Общепринятыми постулатами отечественная криминология при рассмотрении личности преступника считает то, что:

Совокупность интегрированных в ней социально значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Этот аспект личности позволяет рассматривать личность преступника как:

члена общества;

члена социальных групп или иных общностей;

носителя социально-типических черт.

Человек не рождается, а становится преступником. То есть каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение будучи по разному воспринято и оценено личностью, побуждает его к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям и т.д. зависит, следовательно, как от внешних, как и внутренних, личностных обстоятельств. Здесь важно отметить постоянное взаимодействие социологического и психологического, каждое из которых нельзя не умалять, не преувеличивать.

Необходимо изучать субъекты совершения самых разнообразных преступлений, в том числе и неосторожных.

Стойкие антиобщественные взгляды и ориентации и ярко выраженная индивидуалистическая направленность не характерна всем без исключения лицам, совершившим преступление.

Личность преступника отличается от законопослушной личности своей общественной опасностью. Однако общественная опасность личности гражданина не предполагает фатальности преступного поведения. Это качество либо реализуется, либо не реализуется в его деятельности, что зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению.

Изучение личности преступника должно строится на твердой правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания. Но чью же личность мы будем изучать. Так, например, «личность преступника, обвиняемого, подсудимого, осужденного» определяется в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства, хотя речь и будет идти об одном и том же лице. Надо помнить, что эти понятия схожи (для обывателя), но не для нас и тем более не тождественны. В научной литературе предлагается ряд названий, интересующих нас, но к ним можно придираться с точки зрения русского языка или ряда норм права. Некоторые из них я приведу:

а) «предкриминогенная» (речь идет об этапе криминализации личности);

б) «административно-антисоциальная»;

в) «личность, представляющая общественную опасность»;

г) девиантная личность, личность с отклоняющимся (девиантным) поведением и пр.

Очень часто употребляющийся термин «лица, склонные к совершению преступлений» противоречит принципу презумпции невиновности и поэтому считается неудачным. Конечно, мы будем его употреблять в речи, но не станем этого делать в официальных отчетах и справках.

Различные аспекты личности преступника, помимо криминологии, изучают другие юридические науки: криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки, имеющие двойную природу и происхождение: юридическая психология, исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная статистика и пр.

В заключении мне бы хотелось обратить внимание на то, что для психологии главное в личности преступника - ее природа и сущность, источники, пути, формы и механизмы формирования ее антиобщественных черт, те особенности, которые во взаимодействии со средой или пред преступной ситуацией порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что может объяснить совершение преступления. Результаты такого изучения являются основой для разработки профилактики преступлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.