реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Организация судебной власти

реферат
b> 2.2. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Судебный департамент

Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется в трех организационных формах Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007.-С.143. Пер-вую составляет деятельность аппарата Верховного Суда РФ по обес-печению деятельности этого Суда (аналогично с моделями обеспе-чения Конституционного и Высшего Арбитражного судов РФ). Вто-рая охватывает деятельность Судебного Департамента при Верхов-ном Суде РФ, на который возложена функция обеспечения всех иных федеральных судов общей юрисдикции и отчасти мировых су-дей (судей субъектов Федерации). И третья форма реализуется в от-ношении мировых судей.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" деятельность Верхов-ного Суда РФ, так же как и Конституционного и Высшего Арбитраж-ного судов, обеспечивается его аппаратом. В настоящий момент от-сутствует акт законодательного уровня, определяющий порядок и формы реализации такой деятельности, и она осуществляется на основании внутренних документов (положений и инструкций) Вер-ховного Суда РФ, утверждаемых его руководителями. В составе это-го Суда действуют секретариаты Пленума и Президиума, секрета-риаты судебных коллегий по гражданским и по уголовным делам, а также Военной коллегии (каждый из которых включает в себя кан-целярии судебных составов - от 3 до 8), отделы обобщения судебной практики, работы с законодательством, проверки судебных реше-ний в порядке надзора, контроля и исполнения решений, приема граждан, международно-правовой отдел, управление делами и др. Все эти подразделения осуществляют как организационное, так и информационное и отчасти материально-техническое обеспече-ние. Отдел кадров Верховного Суда РФ реализует функцию подбо-ра и расстановки кадров аппарата Верховного Суда РФ, оказывает помощь в осуществлении кадрового обеспечения иных федераль-ных судов Председателю Верховного Суда РФ, сотрудничая в этом процессе с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Высшей квалификационной коллегией судей. На планово-фи-нансовое и хозяйственное управления возложено финансовое и материально-техническое обеспечение этого Суда.

Деятельность иных федеральных судов обеспечивается, как уже выше было сказано, Судебным департаментом при Верхов-ном Суде РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации") Данный орган также обеспечивает деятельность всех органов судейского сообщества России (ч. 1 ст. 1 Закона о Судебном департаменте).. Организация и дея-тельность этого государственного органа Некоторые сомнения вызывал правовой статус этого органа, но, как спра-ведливо отмечают авторы Комментария к Федеральному конституционному за-кону "О судебной системе Российской Федерации" (М., 1998. С. 149), данный ор-ган, несомненно, является частью судебной системы РФ, хотя и не обладает пол-номочиями по осуществлению правосудия. регулируется специаль-ным Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верхов-ном Суде Российской Федерации", принятом 8 января 1998 г. СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223. Имен-но эта модель организационного обеспечения, что очевидно по вре-мени принятия акта, и была предметом острых дискуссий, о которых упоминается в начале настоящего параграфа. Учрежде-ние и фактическое создание Судебного департамента при Верхов-ном Суде РФ (далее - Департамент) в современной литературе оце-нивается чаще как "одна из действенных мер по укреплению судеб-ной власти" Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2000.-С. 139. Председатель Совета судей России называет образование этого органа в числе главных задач, стоявших перед Советом судей в 1995-1996 гг. См.: Российские судьи - носители судебной власти // Российская юстиция. 2000. №11. С. 8., хотя, как опять-таки было показано выше, другие под-системы судебной власти обеспечиваются по принципиально иной организационной схеме, что не вызывает особых нареканий Хотя в конце 2000 г. в среде судей арбитражных судов велось обсуждение вопроса о присоединении к рассматриваемой здесь модели обеспечения судов об-щей юрисдикции..

К компетенции Департамента Закон (ч. 1 ст. 1) относит организа-ционное обеспечение (все виды) деятельности верховных судов рес-публик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, район-ных судов, военных Аналогичное, но более детальное регулирование содержится в ст. 32 Феде-рального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации".

и специализированных судов, а также финан-сирование мировых судей. Департамент ни при каких условиях не вправе вмешиваться в осуществление правосудия (ст. 4). Такой объ-ем компетенции предопределил структуру Департамента, который состоит из центрального аппарата и управлений (отделов) в субъек-тах Федерации. Центральный аппарат или собственно Департа-мент осуществляет организационное обеспечение областных и при-равненных к ним судов, военных и специализированных судов (ст. 6). Управления (отделы) соответственно - районных судов и фи-нансирование мировых судей (ст. 14). Кроме того, центральный ап-парат обеспечивает деятельность органов и учреждений, им созда-ваемых, и органов судейского сообщества республиканского уровня, а его управления (отделы) - органов судейского сообщества соответ-ствующего субъекта Федерации. Перечень полномочий департа-мента чрезвычайно широк (и, отметим сразу, не является исчерпы-вающим) Изварина А.В. Судебная власть.-Ростов-на-Дону: Из-во СКНЦ ВШ, 2003.-С.149-156. Назовем основные из них:

- разработка проектов федеральных законов и иных норматив-ных актов по вопросам ведения;

- разработка и представление предложений о финансировании судов и органов судейского сообщества;

- разработка предложений о совершенствовании организации и деятельности судов; в том числе предложений о создании или упразднении судов, определение потребности судов в кадрах и обеспечение работы по подбору кандидатов как на должности судей, так и на государственные должности государственной службы в аппаратах судов;

- разработка нормативов нагрузки судей и работников аппара-тов судов;

- ведение судебной статистики и архивов судов, организация де-лопроизводства в судах;

- организация строительства зданий судов, а также ремонта и их технического оснащения;

- организация иного материально-технического обеспечения су-дов, включая информационное и транспортное;

- организация материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов;

- обеспечение мер, совместно с иными государственными орга-нами, гарантирующих неприкосновенность и безопасность су-дей и членов их семей.

В целях реализации названных полномочий в состав Департа-мента входят главные управления, управления и отделы: органи-зационно-правового обеспечения деятельности общих судов, обес-печения деятельности военных судов, финансово-экономическое, государственной службы и кадрового обеспечения, контрольно-ревизионное, капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, учебных и образовательных учреждений, между-народно-правового сотрудничества и управление делами. В цен-тральном аппарате представлены все названные подразделения, в управлениях (отделах) Департамента в субъектах Федерации часть может отсутствовать (например, отделы учебных и образова-тельных учреждений и международно-правового сотрудничества).

Непосредственно деятельность судов общей юрисдикции соглас-но ст. 17 Закона о Департаменте обеспечивает администратор суда. К его компетенции относится осуществление мер по:

- организационному обеспечению деятельности конкретного су-да, подготовке и проведению судебных заседаний;

- обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда;

- обеспечению судей и работников аппарата суда нормативны-ми правовыми актами, юридической литературой, пособиями и иными информационными материалами;

- взаимодействию с правоохранительными и другими государ-ственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда (вопросы безопасности, доставки лиц, содержащих-ся под стражей, в суд, обеспечения исполнения судебных решений);

- организации охраны зданий, помещений и иного имущества суда;

- бесперебойной работе транспорта, средств связи, хозяйствен-ной службы;

- организации строительства зданий судов, их ремонта и техни-ческого оснащения.

Кроме того, администратор суда разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Департамента. Также адми-нистратор должен принимать иные меры по обеспечению деятель-ности суда.

Иными словами, вся организационная сторона деятельности су-дов общей юрисдикции сегодня должна осуществляться работника-ми Департамента разного уровня, в связи с чем необходимо кратко охарактеризовать порядок назначения на должности хотя бы клю-чевых фигур. Генеральный директор Департамента назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ, заместители Генерального директора, так же Председателем Верховного Суда, но единолично и на осно-вании представления Генерального директора Департамента. На-чальник управления (отдела) департамента в субъекте Федерации назначается и освобождается от должности Генеральным директо-ром Департамента по согласованию с председателем суда област-ного уровня соответствующего субъекта Российской Федерации, а также соответствующим советом судей и органами государствен-ной власти, причем в порядке, установленном законом субъекта Федерации Комплексное толкование норм Закона о Судебном департаменте приводит к выводу, что это федеральный орган государственной власти, а его работники -федеральные государственные служащие и, следовательно, данное правило представляется конституционно уязвимым.

. Заместители начальника управления (отдела) Депар-тамента назначаются и освобождаются от должности по его пред-ставлению Генеральным директором. Администратор суда област-ного уровня назначается и освобождается от должности начальни-ком главного управления организационно-правового обеспечения Департамента по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления (отдела) Департамента в субъекте Федерации по представлению председателя соответствующего районного суда. Администраторы судов являются работниками Департамента, но в силу законода-тельной модели (причем вполне оправданно) администратор подчи-няется как начальнику управления (отдела) департамента в субъек-те Федерации, так и председателю соответствующего суда.

Такая организационная модель свидетельствует о чрезвычайной централизации и бюрократизации органа, что особенно ярко про-является в "вытягивании" на более высокий уровень по вертикали полномочий по организационному обеспечению судов. Согласно действующему закону все вопросы областного уровня решаются в центральном аппарате, районного - на уровне субъекта Федера-ции. Еще более сомнительным представляется учреждение инсти-тута администраторов суда. Двойственность правового статуса ад-министратора, неопределенность его правовых связей с аппаратом суда, потребность преобразовывать каждое свое решение в отноше-нии сотрудников суда в решения председателя суда и т. п. лежат на поверхности и, очевидно, должны привести к сложностям в реали-зации организационной модели. Как свидетельствует В. Дробышев, заместитель начальника Главного управления Департамента, ана-лиз деятельности администраторов судов В настоящее время в соответствии с постановлением Совета судей РФ от 2 апреля 1999 г. проводится эксперимент по фактическому введению должно-стей администраторов в пяти субъектах РФ. Отметим, что такой подход к нормам Закона нам представляется весьма странным. высветил именно этот ряд проблем Организационным обеспечением должен заниматься заместитель предсе-дателя суда // Российская юстиция. 2000. № I 1.-С. 50.

. Абсолютно логичным представляется предложение, высказанное им, об изменении Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" в части правового статуса администратора суда и перевода этой фигуры в аппарат суда, с одной стороны, и прямом подчинении председате-лю суда, с другой стороны. Именно поэтому думается, что, несмотря на приведенные выше положительные оценки законодательного ре-шения вопроса об организационной модели обеспечения судов об-щей юрисдикции, они несколько завышены, а само решение не оп-тимально.

Есть и иные претензии к Закону, но они скорее относятся к сфе-рам конституционного и административного права, поэтому оста-вим их за рамками настоящего исследования. Отметим лишь, что еще на стадии подготовки проекта названного Закона неоднократ-но высказывались аналогичные упомянутым и иные замечания и предложения, отвергнутые его разработчиками.

Заключение

Многостороннее исследование организации судебной власти в России позволяет сделать вывод, что молодая су-дебная власть, рожденная 12 декабря 1993 г. в результате прове-денного референдума по принятию Конституции Российской Фе-дерации, состоялась как власть и продолжает развиваться.

Принято около 300 законов, регламентирующих деятельность самой судебной власти и позволяющих успешно разрешать воп-росы, входящие в ее компетенцию.

Открытый доступ к статистическим данным о работе органов судебной власти и складывающейся практике применения зако-нов, ежегодно публикуемым в официальных юридических изда-ниях, способствует прозрачности и понятности деятельности су-дов для населения.

Предпринятое исследование позволило дать определение су-дебной власти, выявить ее как функцию государства, реализуе-мую через суды, объединенные в единую судебную систему России. Установлено, что в судах эту функцию осуществляют носи-тели судебной власти - судьи, законная деятельность которых в рамках компетенции гарантируется и обеспечивается конституци-онными принципами.

В курсовом исследовании показано место, соотношение и взаимосвязи судебной власти с двумя другими ветвями власти, роль судебной власти как уравновешивающего начала в отношениях гражданина с государством.

Однако исследовательский потенциал рассматриваемых про-блем далеко не исчерпан. Многие их аспекты актуальны и поныне. Так, еще не нормализовано финансовое и материальное положе-ние мировых судей на закрепленных за ними судебных участках, недостаточна информационно-разъяснительная работа о значении мировых судей в обеспечении оперативности в разрешении дел, социальной стабилизации за счет активного применения процеду-ры примирения к противоборствующим сторонам. Необходимо приложить серьезные усилия к повышению авторитета судебной власти при восприятии ее населением па всех уровнях ее функци-онирования. Предстоит осмыслить практику контроля по вопросам доступа к правосудию и соблюдению сроков рассмотрения судебных дел при одновременном соблюдении принципов незави-симости судей и невмешательства в их деятельность.

Библиография

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 25 декабря. 1993г.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.).

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г.).

4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г.)

5. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 14 августа 2004 г.). Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей

6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 27 октября 2003 г., 30 ноября 2004 г.)

7. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г.)

8. Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (с изм. и доп. от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г., 2 января 2000 г., 25 июля 2002 г., 2 июля 2003 г., 20 августа 2004 г.).

Научная литература

9.
Власов А. А. Проблемы эффективности и доступности правосудия в России // Государство и право. - 2004. - N 2. - С. 13-20

10. Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007

11. Гусев А. В. Правосудие дешевым не бывает... // Юридический мир. - 2004. - N 6. - С. 4-10

12. Гуценко К.Ф., М.А. Ковалев.Правоохранительные органы. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов.-М.:Зерцало,2007

13. Дмитриев Ю., Павловский В. К вопросу об определении понятия «судебная власть»//Право и жизнь. 2003. № 3 (55).

14. Замятин В. Как сделать суд «скорым» // Российская юстиция. 2002. № 10

15. Замятин В. Судебная волокита дорого обходится гражданам// Российская юстиция. 2002. №3

16. Зеленин С. Совершенствовать надо не статус судей, а эффективность правосудия// Российская юстиция. 2002. №1

17. Изварина А.В. Судебная власть.-Ростов-на-Дону: Из-во СКНЦ ВШ, 2003

18. Клеандров М.И. Судья -- центральное звено судебной системы. -М, 2004

19. Коммента-рий к законодательству о судебной власти в Российской Федерации.- М., 2007

20. Кони А.Ф. Избранные произведения.-М.1980

21. Костров Г. К. Как правосудию стать правосудным? // Журнал российского права. - 2004. - N 10. - С. 3-14

22. Костров Г. Почему суд не становится третьей властью?// Российская юстиция. 2001. №12

23. Лазарева В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство. // Государство и право. 2001. № 5. С. 49

24. Лебедев В. Судебная власть в стране стала реальной.// Российская юстиция. 2001. №1. С.5

25. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. -- М., 2007

26. Петров Д. Лидия Вербицкая. Работа на грани возможного // Юридический мир. - 2004. - N 8/9. - С. 13-17

27. Путин В. Нам необходим такой суд, который уважают и в стране, и за ее пределами// Российская юстиция. 2002. № 6

28. Путин В.В. Компетенция суда распространяется на все дела государства.// Российская юстиция. 2001. № 1. С. 3

29. Путин В.В. Конституционный Суд на деле доказал возможность независимого судопроизводства// Российская юстиция. 2001. №12

30. Радченко В. - Закон « О судебной системе Российской Федерации»- базовый закон судебной реформы// Российская юстиция. 2002. №8

31. Реализация полномочий Судебного департамента при Верховном суде РФ в области организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества в 2003 г. // Юридический мир. - 2004. - N 8/9. - С. 22-24; N 10. - С. 21 - С. 4-9;№ 11-С.26-27

32. Сидоренко Ю. "Хочешь быть независимым - будь им!" // Юридический мир. - 2004. - N 10.

33. Соломон П. Главный вопрос для российской судебной власти - как добиться доверия общества// Российская юстиция. 2003. № 6-С.5-7

34. Стецовский Ю.И. Судебная власть. - М:Дело. 1999

35. Судебная система РФ: цифры и факты за 2003 г.: правительство и судебная реформа // Юридический мир. - 2004. - N 7. - С. 16-17

36. Ярков В. В. Комментарий к федеральным законам "Об испол-нительном производстве" и "О судебных приставах". М., 2007

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.