p align="left">Гарантированность провозглашенных прав обе5спечивается государст-вом путем проведения им соответствующей политики, согласно Конститу-ции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво-бодное развитие человека. Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион-ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и граж-данина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощение в ре-альной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике. Экономические блага - это результаты созидательной производствен-ной деятельности людей. Задача государства - стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономи-ческой политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение. Государство должно гарантировать каждому социальную поддержку в необходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью го-сударство должно выделить в составе государственного бюджета соответст-вующие средства за счет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену общества на условиях и по нормам также закрепленных в Федеральном законе. Таким образом, можно сделать вывод, что роль государства в реализа-ции конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно вели-ка. 1.2. Формирование российской Федеральной системы социального обеспечения. Государственная система социального обеспечения, как уже говорилось, яв-ление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам, регулируемых общественных отношений к различным отраслям пра-ва. Формирование пенсионной системы. Первый этап осуществления пенсионной реформы в России связан с применением Закона от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим законом был создан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система. В связи с принятием этого закона были ликвидированы привелегиро-ванные и ущербные пенсионные системы. Закон закрепил равную для пенси-онного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; закрепил механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защиты ее от инфляции предотвращая таким образом снижение уровня жиз-ни пенсионеров. В первоначальной редакции закон закреплял принципиаль-ное положение, в силу которого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума. Единая пенсионная система в России сохранялась недолго. В начале 1993 года начался интенсивный процесс декодификации пенсионного зако- нодательства. Его началом послужило принятие 12 февраля 1993 года еще одного пенсионного закона - Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их се-мей». Лицам, предусмотренным в данном законе, было предоставлено право выбора получения пенсии по одному из пенсионных законов. Закон 1993 года закрепил такой уровень пенсионного обеспечения, ко-торый гарантирует получение пенсии в размере до 85% сумм денежного до-вольствия военнослужащего и без ограничения размера пенсий твердым мак-симальным пределом. Формирование систем иных денежных выплат гражданам в по-рядке их социального обеспечения. В данном случае речь идет о системе пособий и компенсаций. Первоначально пособия по беременности и родам регулировалось За-коном от 4 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнст-ва и детства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в свя-зи с чем закон от 4 апреля 1992 года был признан утратившим силу. Впервые в нашей стране устанавливается пособие по безработице. Оно вводится в России одним из первых законов - от 19 апреля 1991 года «О за-нятости населения в РСФСР». Законом от 12 марта 1992 года «О ритуальном пособии» впервые в Рос-сии вводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу, взяв-шему на себя похороны умершего. В последствии нормы этого закона инкор-порируются в Федеральный Закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», который ввел бесплатные ритуальные услуги всему насе-лению, а если такие услуги не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивается социальное пособие на погребение. Введен ряд других новых пособий: единовременные пособия преду-смотрены для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с террориз-мом; для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при вы-полнении своих обязанностей; при возникновении поствакционального ос-ложнения у граждан; для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Формирование системы социального обслуживания. Наряду с пенсион-ной системой пособий, реформированию подвергалась система социальных услуг, как необходимый элемент государственной системы социального обеспечения. В советский период предоставление гражданам социального обеспечения не в денежной форме, а в виде «натурального обеспечения» ре-гулировалось в основном актами министерств и ведомств. Россия законода-тельно закрепляет эту подсистему. К числу социальных услуг условно мож-но отнести также медицинскую помощь и лечение. В настоящее время предоставление гражданам медицинской помощи и лечение регулируется принятыми 22 июля 1993 года Верховным Советом РФ Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Законодательное закрепление получает и система социального обслу-живания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными зако-нами от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инва-лидов», от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания на-селения в Российской Федерации» предусматривается социальное обслужи-вание на дому пожилых и инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи. Формируется система социальной поддержки в виде социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, детям, лишенных родительской опеки и попечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По за-щите их прав были приняты законы от 24 июля 1989 г. «Об основных гаран-тиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. « О до-полнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей». Общая характеристика современной российской системы социального обеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон, который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспече- ния, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 году и изложенный в новой ре-дакции ФЗ от 2 января 2000 года. Достаточно широким и разнообразным стал перечень льгот. Однако ре-альное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что эти права носят зачастую декларированный харак-тер. Многие виды социального обслуживания остаются дефицитными, по-скольку не обеспечены соответствующим государственным финансировани-ем. 1.3. Формы социального обеспечения. Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления. К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить: 1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение; 2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного фи-нансового источника; 3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъ-ектов; 4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение. Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Ис-пользуемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на: * обязательное социальное страхование; * социальное обеспечение за счет бюджетных средств; * смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов. Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюд-жета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью. Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательно-го социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета. Управление системой обязательного социального страхования осуще-ствляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательст-вом РФ. В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда: - Пенсионный Фонд РФ; - Фонд социального страхования РФ; - Государственный фонд занятости населения РФ; - и фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы. С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуще-ствляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использо-ванием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательст-вом РФ. Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам соци-ального страхового риска. ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам со-циальных страховых рисков относят следуюпще: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованно-го лица или нетрудоспособных членов его семьи; находящихся на его ижди-вении. Вторая централизованная форма социального обеспечения - это соци-альное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, ме-стных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавли-ваются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На фе-деральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов. К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определен-ными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом чело-века. Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также ор-ганы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др. На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - тре-тья централизованная форма социального обеспечения социального обеспе-чения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функ-ционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме со-циального обеспечения, когда государство одновременно использует в отно-шении определенных субъектов первую и вторую форму социального обес-печения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящих-ся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансо-вого источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа акку-муляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено. К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социаль-ного обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государствен-ные служащие, депутаты. Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения. Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование ука-занных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социаль-ном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой органи-зационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по соци-альному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собст-венных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся допол-нительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, кото-рые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ. К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер со-циальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной со-циальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реа-гировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены. Практическая часть, 1. Назовите объективные причины, которыми обусловлено становление и функционирование в обществе систем социального обеспечения? Социальное обеспечение, как реально существующее общественное яв-ление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущност-ные признаки. Ученые выделяют такие конституционные признаки как: 1) объективные основания, вызывающие потребность в особом меха-низме социальной защиты по поддержанию определенного уровня жизнеобеспечения; 2) особые фонды, источники социального обеспечения; 3) особые способы предоставления создания этих фондов; 4) особые способы предоставления социального обеспечения в соци-альных, в том числе правовых, нормах. 2. Задача. Ровенский является инвалидом 2 группы от общего заболевания, про-живает в 2-х комнатной квартире, получает пенсию по инвалидности. Имеет ли он право на льготы по квартплате и коммунальным платежам? По условию задачи сформулируйте пенсионной дело. Решение. Согласно Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Ровенский име-ет право на льготы, так как является инвалидом 2-й группы. Также со-гласно Постановления Правительства от 18 июля 1996 года №707 он име-ет право получать выплаты на оплату жилья (субсидии) и коммунальных услуг, причем компенсационные выплаты будут выплачиваться в преде-лах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления комму-нальных услуг с учетом прожиточного минимума. Заключение. Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформи-ровалась в общей системе права относительно недавно, но потребность в со-циальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человече-ского общества. В любом обществе независимо от его экономического и по-литического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не могут собственными усилиями приобретать ис-точник средств своего существования. К числу таких людей относятся, преж-де всего, дети и старики. Следовательно, социальное обеспечение - это один из способов рас-пределения части ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на усло-виях строго нормируемых обществом, государством для поддержки их пол-ноценного социального статуса. Для обеспечения социального обслуживания населения государство реализует следующие функции: - экологическая функция; - производственная функция; - социальная (социально-реабилитационная) функция; - политическая функция; - демографическая функция; - духовно-идеологическая функция. Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, призна-ется одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе. Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион-ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражда-нина, создавать надлежащие материальные политические, правовые и иные условия ддя осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике. К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России тако-ва, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существо-вания, поистине трагическое. Библиографический список. 1. Конституция РФ 1993 г. 2. ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 нояб-ря 1990 г. 3. ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, их семей» от 12 февраля 1993 года. 4. ФЗ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» от 4 апреля 1992 года. 5. ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года. 6. ФЗ «О занятости населения в РСФСР» от 19 мая 1995 года. 7. ФЗ «О ритуальном пособии» от 12 марта 1992 года. 8. ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года. 9. ФЗ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года. 10.ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инва-лидов» от 2 августа 1995 года. 11.ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 года. 12.ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 де-кабря 1995 года. 13.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1989 года. 14.ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года. 15. ФЗ «»0 ветеранах» от 2 января 2000 года. 16.Захаров М.П., Тучкова Э.Г. ПСО России: Учебник -2-е издание, ис-правл. и перераб. -М: Издательство БЕК,2002.
Страницы: 1, 2
|