p align="left">Если момент обнаружения преступного умысла отдален от приготовительных действий то оперативные работники колоний-поселений принимают меры активного индивидуального воздействия при обязательном постоянным контроле негласного аппарата. Если преступный умысел предотвращен и ситуация находится под контролем оперативных аппаратов колоний-поселений и других служб учреждения, этот факт как правило, доводится до других осужденных. Положительное воздействие на других оказывают добровольные признания названными лицами своих замыслов и публичный отказ от их повторного вынашивания или замышления совершить какое-либо конкретное преступление. При этом оперативными работниками принимаются меры, обеспечивающие безопасное содержание в учреждении данного осужденного. Подчас подобных отказов от преступных замыслов удается добиться, используя положительное влияние негласных сотрудников, действующих на основе хорошо продуманной легенды своего поведения. В связи с тем, что целью предотвращения замышляемых преступлений является опережение действий лица до того, как оно приступит к его непосредственному осуществлению, средства для достижения этой цели используются с учетом наличия на вооружении оперативных аппаратов колоний-поселений соответствующих методов, способов, навыков, приемов, позволяющих наиболее эффективно решить предупредительные задачи. В названных учреждений предпочтение отдается оптимальному сочетанию методов убеждения и переубеждения в самом широком смысле этих терминов, а также метода принуждения (дисциплинарное воздействие, перевод на другой вид режима и т .д.). Наиболее распространенными мерами контроля за осужденными в интересах предупреждения замышляемых преступлений в соответствии с п.п. 1.3,9 ст 14 Закона об ОИН являются: контроль за соблюдением режимных требований на объектах колоний-поселений и территориях, прилегающих к ним; контроль за соблюдением осужденными и иными лицами правил внутреннего распорядка исправительной колонии-поселения; контроль осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ. Кроме того, оперативные работники, как и работники службы безопасности исправительной колонии, вправе осуществлять осмотры, обыски на предмет изъятия у осужденных запрещенных предметов. Весьма действенным оказывается умело используемые меры разрешения конфликтных ситуаций, особенно если поступила информация о замысле разрешить эту ситуацию с помощью силового воздействия одного лица на другое (других). Такие ситуации возникают во время отбывания наказания довольно часто, поэтому оперативные работники должны быть готовыми предотвратить замысел, направленный на расправу с неугодными лицами, причинение им различного вреда, такими действиями, как: переориентирование объектов ситуации с помощью беседы или информирования их с учетом имеющихся данных о действительном положении дел и роли участников конфликта; сдерживание субъектов ситуации под угрозой применения мер принуждения к обоим; разобщение субъектов ситуации. Позитивные результаты приносит работа по разобщению участников с отрицательной направленностью, особенно нейтрализация воздействия лидеров и авторитетов уголовно-преступной среды на остальных осужденных (перевод в другое учреждение). В то же время оперативным работникам подчас не удается достичь положительных результатов по своевременному выявлению преступных замыслов и их нейтрализации и осужденный под воздействием отрицательных факторов не отказывается от умысла на совершение преступления, приступает к реальной подготовке условий для последующего совершения преступления. В данном случае эффективно себя показало создание условий, исключающих продолжение приготовительных действии и их перерастание в покушение на преступление. При этом принимаемые меры зависят от конкретного характера приготовления, степени развития приготовительных действий, личности виновного, вида и степени тяжести приготавливаемого преступления, состояние оперативной обстановки в колонии и т.д. К основным из принимаемых мер в этой ситуации можно отнести: изъятие средств и орудий преступления; разобщение формирующейся преступной группы; перевод виновного в иное помещение, бригаду, участок работы; водворение в ШИЗО или перевод на другой вид режима. Индивидуальное воздействие на виновного как оперативных работников, так и работников иных служб колонии. Поведение и действия оперативных работников в ходе проведения индивидуальных бесед с виновным должны опираться на имеющуюся всестороннюю оперативную информацию об этом лице и его действиях на стадии приготовления к преступлению. Виновному дают понять, что о его поведении известно администрации и его действия будут своевременно пресечены. Задержание и изоляция лиц, занимающихся приготовительными действиями. Эти меры принимают, когда приготовление грозит перерасти в покушение на преступление, а у оперативного аппарата колоний-поселений в силу отсутствия информации или времени нет возможности использовать иные меры воздействия. Как правило, в этих случаях действия оперативных работников осуществляются путем проведения различных оперативных комбинаций (например, задержание лиц, готовящихся после отбоя совершить побег, во время проверки, при возвращении с работы и водворение в ШИЗО за нарушение режима). При этом создается видимость случайности исходящего, с тем чтобы зашифровать источник информации и степень осведомленности оперативных работников. Используются и различные иные предлоги для задержания виновного до покушения на совершение преступления: вызов в дежурную службу; разбор заявлений и жалоб; беседа с воспитателями; разбор производственной ситуации и т.д. После задержания тщательно осматриваются и обыскиваются как сами виновные, так и места их проживания, работы и иные места с целью обнаружения тайников, изъятия предметов, документов, свидетельствующих о подготовительных действиях. После водворения виновных в ШИЗО организуется оперативная разработка с целью уточнения всех обстоятельств приготовления к преступлению. В тех случаях, когда предпринимаемые на стадии приготовительных действий меры оперативных аппаратов в отношении виновных не приносят успеха, и они стремятся начать покушение на преступление, то есть совершают действия по выполнению состава преступления (п. 3 ст. 30 УК РФ) то принимаются меры, исключающие наступление отрицательных последствий и лишающие этих лиц возможности продолжать совершение преступления. Таким образом, пресекается попытка покушения на преступление. Особенно важно оперативным работникам немедленно реагировать в случаях, если могут наступить необратимые последствия в результате покушения: смерть жертвы нападения, уничтожение имущества учреждения путем поджога и т.д. В подобных ситуациях оперативные работники задерживают объект с поличным на начальной стадии покушения на преступление, например, при приобретении наркотиков, попытке в ходе спровоцированной драки нанести ущерб здоровью жертвы; попытке совершить побег др. При этом нейтрализуется реальная угроза, например, преступного нападения на конкретное лицо путем задержания объекта по месту его обнаружения, в пути следования к месту совершения предполагаемого преступления или непосредственно на месте предполагаемого преступного деяния. Оперативные работники, пресекая покушения на преступления, используют различные конспиративные приемы, в том числе легендирование создающие условия исключающие доведение подготовительных действий до конца. Для этого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, которые непосредственно могут обеспечить решение задачи пресечения покушения на преступление: наблюдение с последующим захватом виновного с поличным на начальной стадии покушения на преступление; в ходе пресечения преступлений. Пресечение покушений на преступление может быть достигнуто и действиями негласных сотрудников в случаях крайней необходимости, например в ситуации, когда агент не может выйти на экстренную связь с оперативным работником по причине удаленности объекта, а покушение на совершение тяжкого или особо тяжкого преступления реально, и может произойти в его присутствии. Поэтому заранее продумываются способы его зашифровки и поведения в экстремальных ситуациях. Следует отметить, что эффективность предупредительной работы определяется ее комплексным характером, разнообразием применяемых мер, приемов и методов, высоким идейным, нравственным и общекультурным уровнем, профессиональной компетентностью сотрудников исправительных колоний-поселений. Поэтому руководителям колоний-поселений необходимо воспитывать у них такие базовые качества, как преданность делу, соблюдение законности, побуждать их к повышению профессионального мастерства путем занятий в системе служебной подготовки. Между тем практика исправительных колоний-поселений показывает, что такие занятия проводятся формально, около 25% респондентов прямо указали, что на этих занятиях они вообще не получают каких-либо новых знаний. Возникает вопрос: что следует предпринять для усовершенствования системы профессиональной подготовки? По нашему мнению необходимо сделать следующее: во-первых, в каждом учреждении, УИН создать базу обучения: выделить помещения (классы, аудитории), подготовить учебные, справочно-информационные материалы; во-вторых, обеспечить работников специальной литературой учебными пособиями, научно-методическими рекомендациями, обзорами и т.д.); в-третьих, привлекать к организации, проведению и участию в учебных занятиях оперативных работников УИН, ГУИН, территориальных ОВД, других правоохранительных органов, а также научных сотрудников, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений. Кроме того, следует обеспечить: регулярное информирование сотрудников о состоянии борьбы с преступностью в других регионах; внедрение рекомендаций, выработанных наукой и практикой, по организации и тактике выявления; изучение и использование передового опыта работы в данных учреждениях; постоянное повышение теоретического и методического уровня занятий; внедрение в учебный процесс активных методов обучения с целью выработать и закрепить у сотрудников необходимые навыки и умения - выявлять лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, документировать действия правонарушителей, применять различные тактические приемы предупреждения преступлений в таких специфических учреждениях, как исправительные колонии-поселения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как научный итог проведенного исследования, целями которого были разработка положений и рекомендаций по совершенствованию организации оперативно-розыскной деятельности по предупреждению преступлений оперативными аппаратами исправительных колоний-поселений, можно сформулировать следующие основные выводы, которые излагались и обосновывались в содержании дипломной работы: Оперативная обстановка в исправительных колониях-поселениях остается достаточно непростой, в ряде из них периодически осложняется большим числом нарушений режима содержания (употребление спиртных напитков, самовольные отлучки из расположения ИК-поселения, опоздания, хулиганство и др.), а также совершением разного рода преступлений, в том числе убийств, нанесения умышленных тяжких телесных повреждений поселенцам и другим гражданам, незаконных операций с наркотиками, краж чужого имущества и др. В наибольшей степени осложняют оперативную обстановку в исправительных колониях-поселениях побеги поселенцев и уклонение от отбывания наказания, совершение которых облегчалось установленными правилами режима содержания. «Прозрачность» границ исправительных колоний-поселений и обстановка в этих учреждениях зачастую осложняет обстановку в районе их дислокации. Тяжкие преступления (убийства, тяжкий вред здоровью, изнасилования, грабежи, кражи и др.) совершаются либо поселенцами, либо в отношении последних, что добавляет работы по их раскрытию территориальным органам внутренних дел и их оперативным подразделениям, обусловливая потребность в совместной и согласованной работе, прежде всего оперативного характера. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности и специфика состояния оперативной обстановки исправительных колоний-поселений определяет перечень задач оперативно-розыскной деятельности которыми являются: предупреждение готовящихся преступлений на территории дислокации исправительных колоний-поселений; раскрытие совершенных и совершаемых на территории дислокации колоний-поселений преступлений; розыск поселенцев, совершивших побег из исправительных колоний-поселений или уклонившихся от наказания; содействие оперативным аппаратам криминальной милиции в предупреждении и раскрытии преступлений, розыске скрывшихся преступников, в том числе поселенцев, лиц, пропавших без вести; обеспечение личной безопасности осужденных-поселенцев, персонала колоний-поселений и иных граждан. Организация работы оперативных аппаратов колоний поселений по принципиальным, исходным положениям не отличаются от аналогичной деятельности других оперативных служб исправительных колоний. Вместе с тем имеют существенные особенности, вытекающие из специфики задач, решаемых оперативными аппаратами колоний-поселений, а также своеобразия их правового статуса по отношению к основному контингенту осужденных, который, в свою очередь, также весьма специфичен
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|