p align="left">Гражданин может быть признан недееспособным только в судебном порядке. Рассмотрение таких дел имеет много особенностей. Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки и попечительства, прокурора, лечебного учреждения или профсоюзов и других общественных организаций. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения, в котором гражданин пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым. При подготовке дела к судебному разбирательству судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу для определения психического состояния гражданина. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие вопросы: 1) Страдает ли обследуемое лицо душевной болезнью, и какой; 2) Может ли это лицо отвечать за свои действия; 3) Нуждается ли обследуемый по своему психическому состоянию в установлении над ним опеки? По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела. Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает в обязательном присутствии прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Сам гражданин может присутствовать на рассмотрении этого дела в зависимости от состояния своего здоровья. Если суд примет решение о признании гражданина недееспособным, то это будет основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна. Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними решение о назначении гражданину опекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда. 3.3 Установление попечительства над совершеннолетними гражданамиНад совершеннолетними гражданами может быть установлена как опека, так и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Но я считаю, что нужно расширить этот перечень. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности и другими непродуманными действиями. Дееспособность лица может быть ограничена лишь судом в установленном законом порядке. Он во многом похож на порядок признания лица недееспособным. Гражданин, над которым после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя. Существенным различием между опекой и попечительством над дееспособными гражданами выступает то, что попечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями его подопечного. Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается попечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина. Под патронажем как особой формой попечительства в силу п.1 ст.41 ГК следует понимать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа. Подбором кандидатов на роль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя. В роли попечителя над дееспособным гражданином может выступать и администрация специализированного стационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых). Нужно помнить, что гражданин, над которым установлен патронаж, ни в коей мере не ограничивается в своей дееспособности. Следовательно, он может самостоятельно заключать любые сделки. Попечитель является помощником такого гражданина, способствуя максимальной защите его прав, свобод и законных интересов. Между попечителем и подопечным может быть заключен договор поручения или доверительного управления, который позволит попечителю распоряжаться имуществом подопечного. 3.4 Права детей, находящихся под опекой и попечительством Законодатель выделяет три группы прав: 1) общегражданские; 2) закрепляющие особое положение несовершеннолетних; 3) права лиц, в отношении которых установлены опека и попечительство. Общегражданские права могут принадлежать любому человеку с момента рождения и независимо от его возраста. Эти права составляют содержание правоспособности граждан, а для несовершеннолетних, над которыми устанавливается опека или попечительство, наиболее важными являются следующие: 1. обеспечивающие физическое благополучие личности и оптимальные условия ее гармоничного развития (право на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду); 2. способствующие формированию индивидуальности личности (право на имя, индивидуальный облик, честь, достоинство, репутацию); 3. обеспечивающие автономию личности в обществе (право на тайну частной жизни и ее неприкосновенность). Ко второй группе относятся права, связанные с возрастными особенностями этих носителей права: на воспитание, образование, заботу о здоровье, физическом и духовном здоровье. Для реализации этих прав принята Федеральная программа «Дети России», имеющая статус президентской, издан Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г., в котором определены основные направления государственной семейной политики, а также Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К третьей группе относятся права лиц, в отношении которых установлены опека или попечительство. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют права, перечисленные в ст. 55-57 и ст. 148 СК РФ, а также в других нормативных актах. Важнейшими из них являются права: 1. на воспитание в семье опекуна (попечителя); 2. на заботу со стороны опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК РФ; 3. на обеспечение опекуном (попечителем) условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего и гармоничного развития; 4. на уважение человеческого достоинства и неприкосновенность личности; 5. на общение с родителями и близкими родственниками; 6. на выражение своего мнения по всем вопросам, имеющим непосредственное отношение к подопечному, учет мнения которого по достижении им 10-летнего возраста является обязательным; 7. на защиту от злоупотреблений опекуна (попечителя); 8. на причитающиеся опекаемому алименты, пенсии, пособия, льготы и другие социальные выплаты; 9. собственности на жилое помещение, или на пользование жилым помещением, или на получение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, если опекаемый по каким-либо причинам не имеет жилья; 10. на бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе на проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров; 11. на получение бесплатных путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний и право на бесплатный проезд к месту отдыха или лечения и обратно. 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВАОпека или попечительство прекращается:1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;4) в таких в случаях как:1. Суд вынес решение о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.2. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.3. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.3. Опекун (попечитель) могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.6. В случаях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.Последствия прекращения опеки и попечительства:1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 настоящего Федерального закона.2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.3. В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства, заключенный в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, прекращается.ЗаключениеПодводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт опеки и попечительства является гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК.Наряду с этими общими гражданско-правовыми нормами в СК имеются правила об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних детей. Они отражают специфику, которая проявляется в самих целях установления опеки (попечительства) над детьми, субъектах, в отношении которых устанавливается опека (попечительство), в правах участников правоотношений по опеке, попечительству, а также в порядке их установления и прекращения.В большинстве случаев опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря установлению опеки (попечительства) несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.Список использованной литературы
1. Конституция РФ, 2008 год, Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. 2. Гражданский кодекс РФ, 2008 год, № 51 - ФЗ от 30 ноября 1994 года, (принят ГД ФС РФ 21. 10.94), (ред. От 27.12.09) с изм. 08.06.2010. 3. Семейный кодекс РФ, 2008 год, №223 - ФЗ от 29 декабря 1995 года, принят ГД 08.12.95 с изм. № 71-ФЗ от 03.06.06. 4. ФЗ от 24.04.2008 №48- ФЗ (ред. От 18.07.2009) « Об опеке и попечительстве» (принят ГД ФС РФ 11.04.2008). 5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 6. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова), 01.09.97. 7. Защита прав и интересов детей (Арутюнян Г.В., доцент кафедры административного и финансового права МГИМО МИД РФ). 8. Эксперты направления «Социальная политика» Фонда «Институт экономики города». 9. Абашин Э.А. Семейное право. - М., 2005 - 128 с. 10. Под ред. проф. Иванова А.Н. Психически больной и гражданский закон - М, 1992 - 128 с.
Страницы: 1, 2, 3
|