реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общие положения авторского права

реферат
ассационная инстанция указала, что суд первой инстанции верно мотивировал свой вывод о том, что ограничение имущественных авторских прав на перевод произведения путем их передачи лицу, владеющему основными имущественными авторскими правами, является разумным действием. Это подтверждается в том числе и оцененным судом письмом Фонда Комитета по МФСО об основных целях деятельности этого Комитета в сравнении с обстоятельствами дела.

Кроме того, суд правильно дополнительно сослался на то, что защите подлежат права обладателей исключительных авторских прав на произведение, в том числе путем прекращения нарушения прав и выплаты компенсации. Однако истец такими правами не обладает, а переводчик пользуется только авторским правом на созданное им производное произведение только при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу.

В связи с этим решение арбитражного суда было оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения <23>.

<23> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2002 г. N КГ-А40/3481-02.

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания. Например, многие издательства пользуются такой формулировкой: "Перепечатка и любое использование материалов возможны только с письменного разрешения редакции".

Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом. Исключением из этого правила являются случаи, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Согласно ст.1295 ГК РФ служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым или иным договором между работодателем и автором.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне.

Если в течение трех лет работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

В случае, когда в соответствии с п.2 ст.1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.

При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст.1283 ГК РФ).

Основанием для государственной регистрации перехода исключительного права по наследству является свидетельство о праве на наследство, за исключением случая, предусмотренного ст.1165 Кодекса.

Согласно ст.1267 ГК РФ автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст.1134). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

Согласно ст.1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.

5. Объекты авторского права

Творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного и должно приводить к новому, ранее неизвестному результату.

Как отмечает И.А. Зенин, "творчество - субъективный критерий... Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности. Следует признать, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, "пиратства", плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов..." <24>.

<24> Зенин И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М.: МЭСИ, 2001. С.23.

Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира. Однако для того, чтобы быть объектом охраны, произведение науки, литературы и искусства должно быть доступно для восприятия человеком, т.е. должно существовать в какой-либо объективной форме.

Объективная форма произведения всегда была и остается одним из показателей развития общества. Одной из первых форм произведения, как известно, были наскальные рисунки. Наскальные росписи в пещерах (Южной Франции, Северной Испании и др.) выполнялись земляными красками, черной сажей и древесным углем с помощью расщепленных палочек и кусочков меха. Это были изображения отдельных объектов (животных), а затем и целых сцен (охота).

Появление наскального искусства обычно рассматривается как свидетельство обретения людьми более развитого, чем у их предшественников, интеллекта.

В дальнейшем способом выражения мыслей и источником информации стала письменность, которая позволяла зафиксировать произведение на камне, пергаменте, ткани и т.д.

Стремление к более яркому и правдоподобному отражению реального мира привело к возникновению живописи. Интересно, что живописцы XIII - XVI вв. в качестве основы использовали дерево. Так, Леонардо да Винчи считал кипарис, орех и грушу лучшими для живописи.

В XVI в. делались первые попытки записи звука. Для этого использовались механические инструменты: музыкальные шкатулки, шарманки, игрушки, табакерки, часы, башенные куранты, полифонны и др. Для избранных даже пытались делать кареты "со звуковым сопровождением" - видимо, прототип современных "мигалок".

В XVIII в. европейские мастера живописи широко использовали бумагу, а в XIX веке бумага получила распространение и среди русских художников (пейзажные этюды А. Иванова и С. Щедрина).

Наряду с произведениями изобразительного искусства следующим этапом в эволюции формы произведения стала фотография. Первая фотография была получена Жозефом Ньепсом. После неоднократных попыток Ньепс получил зафиксированное изображение в 1822 г.

В 1826 г. Ньепс с помощью камеры-обскуры получил на металлической пластине, покрытой тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской. Снимок он так и назвал - гелиография (солнечный рисунок).

В 1829 г. Ньепс заключил договор о сотрудничестве с художником-декоратором Луи Жаком Манде Дагером, который в 1839 г. создал первый практичный метод фотографии, известный как дагеротипия. В 1885 г. были созданы "движущиеся картинки" - самый старый сохранившийся фильм был снят Луи Эме Огюстен Ле Пренс камерой, запатентованной в Великобритании 16 ноября 1888 г.

Патент на комбинированную кинокамеру получили братья Луи и Огюст Люмьер. Братья представили парижской публике свое изобретение, устроив первый публичный платный киносеанс в подвале "Гран кафе" на бульваре Капуцинов. Как известно, именно с показа фильма "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" началась история мирового кино. В XX в. кинофильмы были признаны одним из видов произведений.

В 1887 г. в США Томасом Эдисоном был запатентован фонограф - один из первых приборов для механической записи звука и его воспроизведения.

В 1888 г. немец Эмиль Берлинер изобрел граммофон. Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида, а в 1897 г. вместо него стали использовать диски из шеллака, шпата и сажи. Позднее шеллак был заменен синтетическими смолами. Широкое применение получила винилитовая смола.

В 1907 г. появился "граммофон нового поколения" под названием "патефон" - по названию французской фирмы "Патэ", где служил его изобретатель Гильон Кеммлер. "Ящик с музыкой" отличался размещением рупора внутри корпуса. Почти одновременно с фонографом был изобретен и принцип магнитной записи звука.

Впервые мысль о том, что намагничивание может быть использовано для записи звука, была высказана Оверлингом Смитом в 1888 г. Описанное Смитом устройство имело признаки магнитофона: магнитный носитель информации, механизм для его подачи и магнитную головку.

Введенный в 1953 году стандарт RIAA (по первым буквам названия Record Industry Association of America) установил нормы на частотную зависимость в диапазоне 30 - 15000 Гц.

В 1978 г. была создана улучшенная версия стандарта, получившего название RIAA-78. В 1963 г. она вошла в национальные стандарты большинства стран (в том числе и в ГОСТ 7893-79 в России).

Новым, революционным этапом в методах записи звука стали методы, позволившие записывать и воспроизводить цифровую информацию. В 1980 г. появились компакт-диски, которые стали самым популярным носителем звукозаписи. В 1996 г. появились диски DVD (Digital Versatile Disk - универсальный цифровой диск).

В целом можно сказать, что основной перечень произведений сформировался в конце XIX в. Этот список корректируется с учетом вновь появляющихся объектов. Так, например, с распространением Интернета появились сетевые произведения.

Для признания произведения объектом авторского права ранее требовалось наличие возможности его воспроизведения (ст.134 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г). ЗоАП такого требования не предъявлял. Не предъявляет подобных требований и ныне действующее законодательство. Это означает, что охраной пользуются даже те объекты, которые вообще невоспроизводимы в связи с отсутствием необходимых технических средств.

Необходимость объективной формы порождает споры о том, что именно является непосредственным объектом авторско-правовой охраны - форма или содержание произведения. Одни исследователи полагают, что авторское право призвано защищать созданное произведение в целом - и форму, и содержание <25>. Другие считают, что суть авторского права заключается в охране формы произведения, а не его содержания <26>. Думается, что ответ на этот вопрос содержится в ст.1259 действующего ГК РФ, согласно которой объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

<25> См., например: Бромберг Г.В., Розов Б.С. Интеллектуальная собственность: действительность переходного периода и рыночные перспективы. М.: ИНИЦ Роспатента, 1998.

<26> См., например: Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции / Перевод с французского. Отв. ред. И.В. Савельева (предисл. и коммент). Пер. Т.П. Лукина, З.А. Полякова. М.: Междунар. отношения, 1989. С.27; Дозорцев В.А. Новая эра в охране исключительных прав // Право и экономика. 1995. N 15 - 16. С.2; Макагонова Н.В. Авторское право. М.: Юристъ, 2000.

ГК РФ специально указывает, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко - или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п.3 ст.1259).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.