реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении

реферат
p align="left">В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяются следующие виды госконтроля, осуществляемые органами: -- представительной власти;

-- исполнительной власти (общей, межотраслевой и отрасле-вой (внутриведомственной) компетенции).

Контроль, осуществляемый органами представительной вла-сти. Органы представительной (законодательной) власти (Федераль-ное Собрание -- Парламент Российской Федерации), законодательные органы субъектов федерации, соответственно, осу-ществляют контроль за исполнением федерального бюджета, бюдже-тов субъектов федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государст-венная Дума образуют Счетные палаты. Государственная Дума рас-сматривает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Она же решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти. Важными контрольными полномочиями обладает Президент Россий-ской Федерации. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функцио-нирование и взаимодействие органов государственной власти. Прези-дент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обяза-тельствам России или нарушения прав и свобод человека и гражда-нина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Контроль от имени и по поручению Президента Российской Федерации осуществляют Контрольное управление Президента Рос-сийской Федерации и его территориальные подразделения (окруж-ные инспекции). Основной задачей данного Управления является подготовка для Президента информации о деятельности:

--федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц по исполнению Конституции, указов и распо-ряжений Президента России;

-- Администрации Президента Российской Федерации, Пра-вительства России, федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по исполнению поручений Президента;

-- федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, а также предпри-ятий, учреждений и организаций по реализации социально-эко-номической политики;

-- дипломатических, торговых представительств и других учреждений России за рубежом.

Для выполнения указанных задач Контрольное управление Президента Российской Федерации наделено соответствующими полномочиями, которые указаны в Положении о нем.

Субъектом рассматриваемого контроля является также Прави-тельство Российской Федерации. Оно осуществляет систематиче-ский контроль за деятельностью подведомственных ему органов -- министерств, государственных комитетов, ведомств и служб Рос-сийской Федерации. Правительство заслушивает на своих заседа-ниях отчеты, доклады, информацию руководителей министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств о выполнении экономических реформ, укреплении кредитно-денеж-ной системы, развитии отраслей государственного управления и др. Правительство может привлекать руководителей федеральных ор-ганов и служб к дисциплинарной ответственности.

Соответствующими контрольными полномочиями в управле-нии обладают представительные и исполнительные органы субъ-ектов федерации.

Межотраслевой (надведомственный) контроль осуществля-ется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления. Межотраслевые государственные комитеты и иные федеральные ведомства Рос-сии и их региональные органы осуществляют надведомственный контроль, координируют и регулируют по тем или иным сферам управления деятельность отраслевых органов управления, орга-низационно им не подчиненных.

Органы, осуществляющие надведомственный контроль, наде-лены соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаружен-ных нарушений. К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природ-ных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по статистике и др.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляет-ся органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой системати-ческую проверку разными методами -- руководителем лично или с помощью специального аппарата (например, инспекцией, кон-трольно-ревизионной службой) деятельности подчиненных дан-ному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.

Контроль проводится в процессе повседневного отраслевого руководства работой подчиненных органов, учреждений, предпри-ятий и организаций. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные вопросы деятельности подконтрольного объекта, включая и оценку целесообразности расстановки кадров. методов руководства и др.

Внутриведомственный контроль с точки зрения его содержа-ния подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа, учреждения, предприятия, организации) и специальный (проверка отдельного направления работы ука-занных объектов контроля). Контрольные полномочия соответст-вующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. Внутриве-домственный контроль -- неотъемлемаЯ часть руководства. Он связан с государственно-властными полномочиями лиц, органи-зовавших проверку или непосредственно осуществляющих ее. поэтому вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления проверяемого органа, учреждения и т.п. (или иного действия) решается в ходе проверки.

4. Административный надзор. Контрольные и надзорные функции органов внутренних дел

Важную роль в достижении целей, поставленных перед ап-паратом управления, играет контроль за соблюдением правовых норм. т.е. надзор. Надзорная деятельность-- составная часть государственного управления. Административный надзор -- спе-циальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. По существу административный надзор тесно связан с контролем, ибо при его осуществлении контролируется деятельность органов предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению нормативных актов, регулирующих специальные вопросы.

Контроль включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, ее оценку с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-техниче-ских. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения всех их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов вла-сти ограничиваются -- им предоставляется возможность осуще-ствлять только надзор. В тех же случаях, когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчинен-ности, сведение контроля к надзору необходимо для предотвра-щения вмешательства в оперативную деятельность субъектов власти, не несущих ответственности за ее последствия.

Различаются две организационные формы надзора в сфере управления. Первая форма -- это надзорная деятельность ру-ководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляе-мая эпизодически, чаще всего не по инициативе субъекта управления, а на основе поступивших к нему заявлений, жа-лоб, дел. Это прежде всего проверка законности формирования и деятельности предприятий, коммерческих банков, коопера-тивов.

Вторая форма управленческого надзора -- административ-ный надзор. Он осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является важ-нейшей и даже главной. Его субъекты наделены функциональной властью, широкими надведомственными полномочиями. В связи с этим административный надзор, как правило, носит надведомственный характер, он распространяется как на государственные, так и на общественные, религиозные и иные негосударственные организации, а также на граждан. Важной особенностью такого надзора является то, что он, как правило, связан с применением административного принуждения.

Существует большое число государственных структур, занима-ющихся общим административным надзором. Среди них немало специализированных. Это -- системы государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, по антимонопольной пол-итике и поддержке новых экономических структур, системы тамо-женного контроля. Во многих ведомственных системах имеются специализированные надзорные службы, большинство которых

называется государственными инспекциями, а некоторые носят на-звания регистров, служб, управлений (в их числе -- автомобильная, торговая, охотничья инспекция, государственная налоговая служба). Государственные инспекции и иные органы государственного управ-ления, осуществляющие административный надзор, имеют право не только фиксировать факты нарушений правил и норм, но и давать обязательные указания соответствующим органам и лицам об их устранении и совершении необходимых действий по предупрежде-нию нарушений впредь, разрешать или запрещать отдельные дейст-вия. Они имеют право приостанавливать деятельность предприятий, учреждений и организаций, запрещать выполнение определенных работ, если нарушаются установленные правила их проведения, применять к виновным меры административного взыскания.

Правовое положение субъектов административного надзора -- государственных инспекций и иных органов -- определяется соот-ветствующими положениями о них.

Выделяются два вида государственных надзорных органов: ор-ганизационно-самостоятельные и являющиеся структурными под-разделениями других органов. К органам, самостоятельно функционирующим, относятся Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор Рос-сии по ядерной и радиационной безопасности и др.

Вместе с тем ряд инспекций, осуществляющих административ-ный надзор и контроль, действуют в системе того или иного министерства и являются его структурными подразделениями. Так, Государственная автомобильная инспекция и Государственная про-тивопожарная служба входят в систему МВД России и т.д.

Контрольные и надзорные функции органов внутренних дел. В соответствии с действующим законодательством органы внут-ренних дел (милиция) осуществляют надзор за исполнением должностными лицами и гражданами актов органов законода-тельной и исполнительной власти по вопросам охраны обще-ственного порядка и обеспечения общественной безопасности. Они обеспечивают в установленном порядке соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки оружия, боеприпасов, взрыв-чатых материалов и других предметов и веществ по перечню, определяемому законодательством. Органы внутренних дел кон-тролируют соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации, осуществляют контрольные функции за частной детективной и охранной деятельностью.

Широкими надзорно-контрольными полномочиями обладает Госу-дарственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), которая осуществ-ляет контроль за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных актов, устанавливающих права и обязанность участ-ников дорожного движения; правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии; нормативных ак-тов, устанавливающих требования безопасности движения при перевозках тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов. ГИБДД организует и проводит государственный технический осмотр авто-мототранспортных средств и прицепов к ним, выполняет и другие контрольно-надзорные функции согласно Положению о Государст-венной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Государственная противопожарная служба МВД России осу-ществляет государственный пожарный надзор за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями. учреждениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства в области пожарной безопасности, обязатель-ных для исполнения требований стандартов, норм и правил в области пожарной безопасности.

Органы внутренних дел осуществляют надзор за поведением лиц, условно осужденных и осужденных, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено. Особым видом административного надзора является надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Судебный контроль за законностью осуществления

исполнительной власти

Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, ко-торый осуществляют:

-- Конституционный Суд Российской Федерации; -- суды общей юрисдикции; -- арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации -- судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционно-го судопроизводства. Его полномочия определены в федеральном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Со-гласно этому закону Конституционный Суд в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Кон-ституции на всей территории России разрешает дела о соответст-вии Конституции:

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.