p align="left">В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяются следующие виды госконтроля, осуществляемые органами: -- представительной власти; -- исполнительной власти (общей, межотраслевой и отрасле-вой (внутриведомственной) компетенции). Контроль, осуществляемый органами представительной вла-сти. Органы представительной (законодательной) власти (Федераль-ное Собрание -- Парламент Российской Федерации), законодательные органы субъектов федерации, соответственно, осу-ществляют контроль за исполнением федерального бюджета, бюдже-тов субъектов федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государст-венная Дума образуют Счетные палаты. Государственная Дума рас-сматривает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Она же решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти. Важными контрольными полномочиями обладает Президент Россий-ской Федерации. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функцио-нирование и взаимодействие органов государственной власти. Прези-дент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обяза-тельствам России или нарушения прав и свобод человека и гражда-нина до решения этого вопроса соответствующим судом. Контроль от имени и по поручению Президента Российской Федерации осуществляют Контрольное управление Президента Рос-сийской Федерации и его территориальные подразделения (окруж-ные инспекции). Основной задачей данного Управления является подготовка для Президента информации о деятельности: --федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц по исполнению Конституции, указов и распо-ряжений Президента России; -- Администрации Президента Российской Федерации, Пра-вительства России, федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по исполнению поручений Президента; -- федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, а также предпри-ятий, учреждений и организаций по реализации социально-эко-номической политики; -- дипломатических, торговых представительств и других учреждений России за рубежом. Для выполнения указанных задач Контрольное управление Президента Российской Федерации наделено соответствующими полномочиями, которые указаны в Положении о нем. Субъектом рассматриваемого контроля является также Прави-тельство Российской Федерации. Оно осуществляет систематиче-ский контроль за деятельностью подведомственных ему органов -- министерств, государственных комитетов, ведомств и служб Рос-сийской Федерации. Правительство заслушивает на своих заседа-ниях отчеты, доклады, информацию руководителей министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств о выполнении экономических реформ, укреплении кредитно-денеж-ной системы, развитии отраслей государственного управления и др. Правительство может привлекать руководителей федеральных ор-ганов и служб к дисциплинарной ответственности. Соответствующими контрольными полномочиями в управле-нии обладают представительные и исполнительные органы субъ-ектов федерации. Межотраслевой (надведомственный) контроль осуществля-ется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления. Межотраслевые государственные комитеты и иные федеральные ведомства Рос-сии и их региональные органы осуществляют надведомственный контроль, координируют и регулируют по тем или иным сферам управления деятельность отраслевых органов управления, орга-низационно им не подчиненных. Органы, осуществляющие надведомственный контроль, наде-лены соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаружен-ных нарушений. К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природ-ных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по статистике и др. Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляет-ся органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой системати-ческую проверку разными методами -- руководителем лично или с помощью специального аппарата (например, инспекцией, кон-трольно-ревизионной службой) деятельности подчиненных дан-ному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц. Контроль проводится в процессе повседневного отраслевого руководства работой подчиненных органов, учреждений, предпри-ятий и организаций. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные вопросы деятельности подконтрольного объекта, включая и оценку целесообразности расстановки кадров. методов руководства и др. Внутриведомственный контроль с точки зрения его содержа-ния подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа, учреждения, предприятия, организации) и специальный (проверка отдельного направления работы ука-занных объектов контроля). Контрольные полномочия соответст-вующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. Внутриве-домственный контроль -- неотъемлемаЯ часть руководства. Он связан с государственно-властными полномочиями лиц, органи-зовавших проверку или непосредственно осуществляющих ее. поэтому вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления проверяемого органа, учреждения и т.п. (или иного действия) решается в ходе проверки. 4. Административный надзор. Контрольные и надзорные функции органов внутренних дел Важную роль в достижении целей, поставленных перед ап-паратом управления, играет контроль за соблюдением правовых норм. т.е. надзор. Надзорная деятельность-- составная часть государственного управления. Административный надзор -- спе-циальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. По существу административный надзор тесно связан с контролем, ибо при его осуществлении контролируется деятельность органов предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению нормативных актов, регулирующих специальные вопросы. Контроль включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, ее оценку с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-техниче-ских. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения всех их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов вла-сти ограничиваются -- им предоставляется возможность осуще-ствлять только надзор. В тех же случаях, когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчинен-ности, сведение контроля к надзору необходимо для предотвра-щения вмешательства в оперативную деятельность субъектов власти, не несущих ответственности за ее последствия. Различаются две организационные формы надзора в сфере управления. Первая форма -- это надзорная деятельность ру-ководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляе-мая эпизодически, чаще всего не по инициативе субъекта управления, а на основе поступивших к нему заявлений, жа-лоб, дел. Это прежде всего проверка законности формирования и деятельности предприятий, коммерческих банков, коопера-тивов. Вторая форма управленческого надзора -- административ-ный надзор. Он осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является важ-нейшей и даже главной. Его субъекты наделены функциональной властью, широкими надведомственными полномочиями. В связи с этим административный надзор, как правило, носит надведомственный характер, он распространяется как на государственные, так и на общественные, религиозные и иные негосударственные организации, а также на граждан. Важной особенностью такого надзора является то, что он, как правило, связан с применением административного принуждения. Существует большое число государственных структур, занима-ющихся общим административным надзором. Среди них немало специализированных. Это -- системы государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, по антимонопольной пол-итике и поддержке новых экономических структур, системы тамо-женного контроля. Во многих ведомственных системах имеются специализированные надзорные службы, большинство которых называется государственными инспекциями, а некоторые носят на-звания регистров, служб, управлений (в их числе -- автомобильная, торговая, охотничья инспекция, государственная налоговая служба). Государственные инспекции и иные органы государственного управ-ления, осуществляющие административный надзор, имеют право не только фиксировать факты нарушений правил и норм, но и давать обязательные указания соответствующим органам и лицам об их устранении и совершении необходимых действий по предупрежде-нию нарушений впредь, разрешать или запрещать отдельные дейст-вия. Они имеют право приостанавливать деятельность предприятий, учреждений и организаций, запрещать выполнение определенных работ, если нарушаются установленные правила их проведения, применять к виновным меры административного взыскания. Правовое положение субъектов административного надзора -- государственных инспекций и иных органов -- определяется соот-ветствующими положениями о них. Выделяются два вида государственных надзорных органов: ор-ганизационно-самостоятельные и являющиеся структурными под-разделениями других органов. К органам, самостоятельно функционирующим, относятся Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор Рос-сии по ядерной и радиационной безопасности и др. Вместе с тем ряд инспекций, осуществляющих административ-ный надзор и контроль, действуют в системе того или иного министерства и являются его структурными подразделениями. Так, Государственная автомобильная инспекция и Государственная про-тивопожарная служба входят в систему МВД России и т.д. Контрольные и надзорные функции органов внутренних дел. В соответствии с действующим законодательством органы внут-ренних дел (милиция) осуществляют надзор за исполнением должностными лицами и гражданами актов органов законода-тельной и исполнительной власти по вопросам охраны обще-ственного порядка и обеспечения общественной безопасности. Они обеспечивают в установленном порядке соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки оружия, боеприпасов, взрыв-чатых материалов и других предметов и веществ по перечню, определяемому законодательством. Органы внутренних дел кон-тролируют соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации, осуществляют контрольные функции за частной детективной и охранной деятельностью. Широкими надзорно-контрольными полномочиями обладает Госу-дарственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), которая осуществ-ляет контроль за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных актов, устанавливающих права и обязанность участ-ников дорожного движения; правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии; нормативных ак-тов, устанавливающих требования безопасности движения при перевозках тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов. ГИБДД организует и проводит государственный технический осмотр авто-мототранспортных средств и прицепов к ним, выполняет и другие контрольно-надзорные функции согласно Положению о Государст-венной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Государственная противопожарная служба МВД России осу-ществляет государственный пожарный надзор за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями. учреждениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства в области пожарной безопасности, обязатель-ных для исполнения требований стандартов, норм и правил в области пожарной безопасности. Органы внутренних дел осуществляют надзор за поведением лиц, условно осужденных и осужденных, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено. Особым видом административного надзора является надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, ко-торый осуществляют: -- Конституционный Суд Российской Федерации; -- суды общей юрисдикции; -- арбитражные суды. Конституционный Суд Российской Федерации -- судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционно-го судопроизводства. Его полномочия определены в федеральном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Со-гласно этому закону Конституционный Суд в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Кон-ституции на всей территории России разрешает дела о соответст-вии Конституции:
Страницы: 1, 2, 3
|