реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Нормы морали и права

реферат
точки же зрения их подразделения по регулятивным особенностям, связанным с уровнем их институциализации и, следовательно, с соотнесе-нием их с общественным сознанием, социальные нормы могут быть клас-сифицированы на четыре устойчивые группы: правовые нормы, нормы мо-рали (нравственности), корпоративные нормы, нормы-обычаи. Возможно, кроме того, при определенных социальных условиях формирование вто-ричных, смешанных нормативных структур, таких, например, .как религи-озные нормы, сочетающие черты моральных и корпоративных норм.

Вместе с тем нужно заметить, что при весьма близком к праву уровне институциализации неправовых социальных норм (например, корпоратив-ных) они все же не перешли тот качественный рубеж, который позволил бы охарактеризовать ту или иную их разновидность в виде целостного в пре-делах страны институционного образования. Вот почему следует признать оправданным высказанный уже давно взгляд, в соответствии с которым необходимо отличать правовые нормы от всех иных, неправовых, как институционные См.: Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974. С. 275- и ел.; Его же. Проблемы нравственности. М., 1977. С. 84..

Все существующие в данной стране социальные нормы составляют не-которое единство. В своей совокупности они всесторонне воздействуют на общественную жизнь, на различные ее сферы.

Правда, едва ли целесообразно (как ранее утверждал автор этих строк) усматривать в совокупности социальных норм данной страны органичную систему, в которой каждая из разновидностей норм имеет значение эле-мента системы. Все же многие разновидности социальных норм, в частно-сти корпоративные нормы, нормы-обычаи, “привязаны” к определенным, нередко довольно отдаленным друг от друга сферам социальной действи-тельности, включаются в социальную жизнь в связи с теми институтами и ценностями, которые они выражают и нормативно обеспечивают,-- госу-дарством, общественными организациями, тем или иным социальным ук-ладом и др.

И все-таки есть основания говорить о единой в рамках страны системе нормативного регулирования (правда, лишь о системе типа организован-ной общности, а не органичной системы). Некоторые же разновидности социальных норм, прежде всего право и мораль, функционируют и по за-конам целостных органичных систем.

2. Отмечая определяющее значение в системе нормативного регулиро-вания права и морали, необходимо, однако, не замыкать на упрощенном, прямолинейном уровне трактовку их взаимосвязи, например, на таком, когда право рассматривается всего лишь как “минимум морали”.

Право и мораль -- самостоятельные, суверенные нормативно-регуля-тивные образования, каждое из которых имеет свою особую ценность. Бо-лее того, по природе и происхождению они вообще находятся в различных плоскостях.

Мораль -- неотъемлемая сторона духовной жизни людей. Поэтому в морали функция регулирования и ее роль как духовного фактора нераз-дельны. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, разви-тия моральных взглядов, являются, в сущности, их нормативным выраже-нием. Неотделимые от самого поведения людей, они опосредствуют это поведение, так сказать, изнутри -- в той мере, в какой внедрялись в обще-ственное сознание. Сами по себе моральные нормы, следовательно, не нуждаются в такой степени институциализации, когда бы они выступали в виде особого институционного феномена, и, таким образом, в принципе им не нужно ни формальное закрепление, ни обеспечение организованной принудительной силой. Они действуют через оценку поступков людей, че-рез механизм общественного мнения.

Вполне понятно, что в обществе со сложной социальной структурой, с классовыми антагонизмами мораль качественно разнородна, и с правом многогранно взаимодействует господствующая мораль: именно она в “пунктах контактов” с правом (в процессе правообразования, при право-применении) и является каналом, через который в юредическую сферу про-никают нравственно опосредованные потребности социальной жизни, не-посредственно-социальные притязания.

Право же, хотя и принадлежит к области духовной жизни людей, пред-ставляет собой по основным своим характеристикам внешне объективиро-ванный институционный социальный регулятор, который способен опосредовать самые разнообразные отношения (лишь бы они поддавались внешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами) и который при помощи особых, только ему присущих средств га-рантирует организованность, упорядоченность общественных отношений в условиях цивилизации.

Так что право и мораль при всем их глубоком единстве -- явления, ко-торые в рамках единой нормативной системы регулирования не находятся в одном ряду. Они не могут состоять в такой прямолинейной связи, когда одно (мораль) является основным и исходным, а другое (право) -- произ-водным и зависимым.

Право и мораль -- два своеобразных, самостоятельных института со-циального регулирования, они взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое из которых при опосредовании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность.

Не случайно, как подмечено историками права, юридические установ-ления подчас были впереди господствующей морали. Именно через право, к примеру, шел процесс преодоления кровной мести -- одного из непрере-каемых постулатов морали того времени.

3. Необходимо отметить и такую грань проблемы, о которой в не-сколько иной плоскости упоминалось ранее.

Принято считать, что право--жесткий, строгий регулятор, а мо-раль -- более мягкий, не столь строгий, в большей мере соответствующий духовным началам в жизни людей и поэтому имеющий дальнюю перспек-тиву в своем существовании и в развитии общества.

В такой оценке морали и права, несомненно, правильно то, что для права действительно характерна наиболее высокая, так сказать, предель-ная (для сферы духовной жизни) внешняя объективизация, институциализация и отсюда большая четкость, строгость и формализованность регули-рования, и то, что оно концентрирует жесткие государственно-принуди-тельные меры воздействия.

Однако если рассматривать мораль и право детализированней и, в час-тности, в плане того, насколько органичны для них запреты и дозволения, то подобная оценка нуждается в уточнениях, и довольно значительных.

Прежде всего содержащиеся в праве запреты (в том числе большинство запретов, за нарушение которых предусматриваются наиболее жесткие ме-ры государственно-принудительного воздействия--меры уголовной от-ветственности) “пришли” в него из господствующей морали. И запреты элементарного, общечеловеческого общежития (не нарушать личную те-лесную неприкосновенность, не оскорблять человека и др.), и запреты спе-цифически социального, нередко узкоклассового содержания, призванные обеспечивать неприкосновенность, защиту данного строя,-- все это по сво-ему происхождению есть требования господствующей морали.

Сами же жесткие государственно-властные меры воздействия восходят к государству и, строго говоря, не характеризуют непосредственно право-вое содержание юридического регулирования, его специфику. Более того, при режиме законности они потому-то и выражаются в праве, что таким путем возможно их упорядочить, т.е. ограничить четкими рамками, до-стигнуть единства применения, подчинить единым принципам, строгой процедуре.

4. Обратимся теперь к самому существенному моменту взаимосвязи права и морали. Он заключается в том, что при всей самостоятельности, суверенности права и морали они все же находятся в глубоком единстве.

С этой точки зрения право должно быть морально обосновано, иметь своего рода легитимацию с позиций господствующей, общепринятой мо-рали.

Есть тут и принципиальный сущностный момент. Право призвано воп-лотить, актуализировать, сделать реальной одну из высших моральных ценностей, имеющую общецивилизационное значение,--справедливость. Не случайно поэтому категории “право”, “правда”,“справедливость” на всех этапах цивилизации рассматривалиь как нечто единое, нераздельное.

С данных позиций вполне обоснованно видеть в праве нормативно за-крепленную справедливость См.: Лившиц Р. 3. Право и закон в социалистическом правовом государстве// Сов. государство и право. 1989. № 3. С. 17.. И надо думать, эта характеристика права настолько существенна, что при освещении его общих параметров, его силы, самой сути того, что выражено в понятии “правовые начала” (или “дух права”), указанную характеристику нужно поставить в один ряд с другими и видеть в праве как явлении цивилизации и культуры не только выраже-ние высокой упорядоченности и гаранта свободы автономной личности, но и воплощение одного из высших нравственных принципов -- справед-ливости.

5. Характеристика права как явления морали имеет общемировоззрен-ческое, общетеоретическое значение, призванное дополнить ранее изло-женные положения, сформулированные с позиций цивилизации и культу-ры. Надо полагать, дальнейший анализ может раскрыть подобное пони-мание права с новых, принципиально важных сторон (тем более, что даже под углом зрения философов-классиков право оценивалось как мораль, ре-гламентирующая правителя; обратим внимание -- правителя!).

Вместе с тем было бы неверным переводить указанные характеристики на операциональный уровень, связанный с практической юриспруденцией. В частности, противоречило бы духу права и идее законности ставить саму возможность реализации юридических норм, их применение в зависимость непосредственно от моральных критериев и стандартов. Как верно отмече-но в литературе со ссылкой на Р. Дворкина, “моральные стандарты опре-деляют конкретное выражение правовых принципов и вообще имеют от-ношение к праву исключительно постольку, поскольку они имплицитно присутствуют в юридических текстах, политически введены в правовую си-стему” Сов. государство и право. 1989. № 2. С. 146.. В дальнейшем мы еще вернемся к данному вопросу и, рассматри-вая соотношение законности и моральных начал, увидим, что отступление от установленных законом общих правил возможно лишь в случаях и по основаниям, которые тоже устанавливаются законом. Заключение

В современных условиях проблема ответственности (особен-но позитивной) стоит, как никогда, остро, поскольку неизмери-мо возросла роль отдельного человека в окружающем мире, рас-ширилась его свобода и в то же время зависимость от внешней социальной и естественной среды. Увеличилось число ситуаций, при которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля. Принятие субъектом любого решения, выбор того или иного варианта поведения связаны с повышенной от-ветственностью за возможные неблагоприятные последствия.

При этом особую злободневность приобретает сегодня во-прос об ответственности политических лидеров, государствен-ных деятелей, особенно тех, кто волею судьбы оказывается у кормила власти, рычагов управления. Своими непродуманными, ошибочными или волюнтаристскими действиями и решениями они могут причинить (и причиняют) огромный и непоправи-мый вред обществу, государству, гражданам. Но, как правило, никакой ответственности за это не несут -- ни моральной, ни политической, ни тем более юридической. “Порулив” страной, они уходят в тень и начинают спокойно, “тихо-мирно” писать мемуары о днях своего властвования. Впрочем, некоторые пишут и находясь “при должности”.

Безответственность и безнаказанность плодят новые злоупо-требления и преступления, подрывают правопорядок, дестаби-лизируют общество, разлагают людей. Еще Ш. Монтескье заме-тил: “Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности”. Звучит весьма совре-менно. Подтверждается истина о том, что есть два верных спосо-ба разложить нацию -- не наказывать виновных и наказывать невиновных. К сожалению, и сегодня в России встречается то и другое.

Литература

Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990.

Боброва Н. А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституцион-ных норм. Воронеж, 1985.

Гегель. Философия права. М., 1990.

Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974.

Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.

Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

Керимов Д. А. Предмет философии права // Советское государство и право. 1994. № 7.

Керимов Д. А. Философские проблемы права. М., 1972.

Лившиц Р. 3. Право и закон в социалистическом правовом государстве// Сов. государство и право. 1989. № 3.

Малиново И. П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург. 1995.

Малиново И. П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996.

Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.

Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983.

Нерсесянц В. С. Право: многообразие определений и единство понятия // Советское государство и право. 1983. № 10.

Общая теория права: Учебник для юр. вузов / Ю.А. Дмитриев, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пигалкина. - 2-е изд., испр и доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумена, 1995.

Сов. государство и право. 1989. № 2. С. 146.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.