реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Нормативно-организационные аспекты нормотворческой деятельности Правительства РФ

реферат
p align="left">Как предусмотрено ст. 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ", Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном собрании. Право законодательной инициативы Правительство РФ осуществляет путем внесения законопроектов в Федеральное собрание, а также внесения поправок в находящиеся на рассмотрении Государственной Думы законопроекты.

Данное положение воспроизводит в части, относящейся к Правительству, норму Конституции Российской Федерации, установившую перечень субъектов права законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104). Правительство наряду с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, членами Совета Федерации и законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации является одним из субъектов этого права и, пользуясь им, может вносить в Государственную Думу проекты законов по любым вопросам, нуждающимся в законодательном регулировании.

Содержание права законодательной инициативы нормативно в прямой форме пока не установлено, но Регламенты палат Федерального Собрания, акты Президента и Правительства Российской Федерации, практика взаимоотношений участников законодательного процесса закрепили его отдельные элементы. В результате право законодательной инициативы понимается как возможность внесения в законодательный орган законопроектов и поправок к законопроектам, корреспондирующаяся с обязанностью законодательного органа - Государственной Думы - рассмотреть законопроект, а также поправки, внесенные должным субъектом в установленном порядке, и в соответствии с процедурой принять или отклонить их. Принятие Государственной Думой закона или поправки, внесенных недолжным субъектом, т.е. не упомянутым в ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации, считается нарушением конституционной процедуры и ведет к отклонению закона Президентом Российской Федерации.

В обязательном порядке Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Государственной Думе Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год. В соответствии со ст. 192 Бюджетного кодекса РФ Бюджетный кодекс РФ № 145-ФЗ от 31.07.1998г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. вносимые Правительством РФ в Государственную Думу РФ федеральный бюджет и отчет о его исполнении рассматриваются в Государственной Думе в качестве законопроектов.

Третьей формой участия Правительства РФ в законодательной деятельности является дача Правительством письменных заключений на законопроекты, находящиеся на рассмотрении Государственной Думы РФ. Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации.

Заключительной формой участия Правительства РФ в законодательной деятельности является направление в палаты Федерального Собрания РФ официальных отзывов Правительства РФ о находящихся на рассмотрении палат федеральных законов и законопроектах. Официальные отзывы Правительства Российской Федерации подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.

Заключения Правительства Российской Федерации на законопроекты, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства Российской Федерации о рассматриваемых палатами Федерального Собрания федеральных законах и законопроектах подписываются Председателем Правительства Российской Федерации или его заместителем и направляются в палаты Федерального Собрания.

Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта назначается официальный представитель (официальные представители) Правительства Российской Федерации. Для защиты позиций Правительства Российской Федерации по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства Российской Федерации или одного из его заместителей может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства Российской Федерации присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат.

Данная структура процесса взаимодействия Правительства РФ и Федерального Собрания РФ в законодательной деятельности представляет собой только общие черты участия Правительства в законодательной деятельности. Наиболее полно данная сторона осуществления Правительством его функций раскрывается в подзаконных актах, в том числе в Постановлениях Правительства, посвященных раскрытию этапов составления, оформления Правительством РФ законопроектов и представления их на рассмотрение Государственной Думы РФ.

Правительство ведет подготовку законопроектов для внесения их в Государственную Думу на плановой основе. Подготовка планов и программ законопроектной работы, их принятие и контроль за исполнением осуществляются в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ № 260 от 01.06.2004г. // СЗ РФ. № 23. Ст. 2313..

Планированию законопроектной деятельности посвящен первый подраздел VI Раздела Регламента Правительства РФ. За основу плана принимаются предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных и иных организаций с учетом их соответствия задачам, поставленным в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, социально - экономической программе Правительства, с учетом необходимости принятия законов, вытекающей из действующих нормативных актов и федеральных целевых программ.

Поскольку Правительство является коллегиальным органом (ч. 3 ст. 1 ФКЗ О правительстве), реализация этого права осуществляется с учетом требований ст. 28 указанного закона (ч. 1). Порядок организации законопроектной деятельности определяется Регламентом Правительства (п. п. 83 - 87), Постановлением Правительства РФ "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства РФ" Постановление Правительства РФ № 347 от 15.04.2000 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства РФ" // СЗ РФ. № 17. Ст. 1877., другими нормативными актами Правительства.

Акт, принимаемый Правительством в связи с внесением законопроекта, не носит нормативного характера и в соответствии со ст. 23 ФКЗ "О Правительстве РФ" издается в форме распоряжения. Указанным распоряжением назначается и официальный представитель Правительства, ответственный за проведение законопроекта в палатах Федерального Собрания.

Исходя из содержания ФКЗ "О Правительстве РФ" Регламента Правительства РФ, можно выделить следующие виды участия Правительства РФ в законопроектной деятельности:

- рассмотрение и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов,

- участие в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания РФ,

- участие в законопроектной деятельности Президента РФ.

Все виды и формы участия Правительства РФ в законопроектной деятельности объединяются в три больших этапа Фадеев Д.Е. Проблемы соблюдения основных положений теории бюджетного федерализма в отдельных нормативных правовых актах РФ // Законодательство и экономика. 2002. № 7. С. 17.:

- планирование законопроектной деятельности Правительства;

- организация законопроектной деятельности Правительства с непосредственным её осуществлением;

- принятие законопроектов и внесение их на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Все три этапа законопроектной деятельности Правительства подробно урегулированы в Регламенте Правительства РФ и рассмотрены в научной литературе.

Проекты планов законопроектной деятельности Правительства формируются Министерством юстиции Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство.

При подготовке проектов планов законопроектной деятельности Правительства учитываются планы (проекты планов) законопроектных работ Президента Российской Федерации и палат Федерального Собрания.

Предложение о разработке проекта федерального закона, представляемое в Министерство юстиции Российской Федерации для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства, должно содержать рабочее наименование проекта федерального закона и его концепцию, наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя, перечень соисполнителей и ориентировочные сроки рассмотрения проекта федерального закона в Правительстве и внесения его в Государственную Думу.

Проекты планов законопроектной деятельности Правительства с приложением концепций законопроектов после проведения предварительной экспертной оценки вносятся Министерством юстиции Российской Федерации в Правительство в установленном порядке.

Проекты планов законопроектной деятельности и концепций законопроектов предварительно рассматриваются правительственной комиссией по законопроектной деятельности, после чего указанные планы утверждаются Правительством.

Правительство рассматривает в установленном порядке предложения палат Федерального Собрания по подготовке законопроектов и координирует с ними свою законопроектную деятельность.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Правительство координирует свою законопроектную деятельность с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, важное значение в законопроектной деятельности Правительства имеет статус и выполняемые функции Министерства юстиции РФ. Согласно Регламенту Министерства юстиции РФ, Министерство, осуществляя полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, разрабатывает проекты федеральных законов во исполнение актов законодательства Российской Федерации, планов законопроектной деятельности Правительства и соответствующих поручений, а также по собственной инициативе Приказ Минюста РФ № 252 от 26.12.2005г. "Об утверждении Регламента министерства юстиции РФ" // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6..

Предложения о разработке проектов федеральных законов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства представляются в Департамент государственной политики в сфере федеральной юстиции. Указанные предложения должны содержать:

а) рабочее наименование проекта федерального закона и согласованные в установленном порядке концепцию и проект технического задания на его разработку;

б) наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя и перечень соисполнителей;

в) информацию о предлагаемых сроках рассмотрения проекта федерального закона в Правительстве и внесения его в Государственную Думу.

Директора департаментов Министерства подготавливают и представляют Министру законопроект с необходимыми приложениями, определенными Регламентом Правительства, для его внесения в Правительство.

Законопроект, необходимые приложения к нему и сопроводительное письмо в Правительство визируются помощниками Министра (в соответствии с распределением направлений деятельности), директорами департаментов, статс-секретарем - заместителем Министра, заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей), а при необходимости - иными должностными лицами, определенными Министром, и подписываются Министром.

Министерство разрабатывает проекты планов законопроектной деятельности Правительства на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, и предложений департаментов Министерства.

Формирование ежегодных проектов планов законопроектной деятельности Правительства осуществляет Департамент государственной политики в сфере федеральной юстиции.

Проекты планов визируются статс-секретарем - заместителем Министра и за подписью Министра вносятся в установленном порядке в Правительство.

Организация законопроектной деятельности в Министерстве возлагается на статс-секретаря - заместителя Министра юстиции РФ.

Для рассмотрения в Правительство представляется законопроект со следующими материалами:

пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и концепции законопроекта;

финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (представляется при необходимости, а также в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.