реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов

реферат
инистерство здравоохранения постоянно издавало приказы и инструкции, направленные на обеспечение сохранности и учета указанных веществ, среди которых можно назвать: Типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.03.93 г. //Сборник нормативно-методических материалов по работе с наркотиками в лечебно-профилактических учреждениях.-М.: «Агар», 1997.; Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 19.09.96 г. № 346 «О номенклатуре некоторых наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» Журнал «Здравоохранение.-1996.-№ 10.; Положение о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ Приложение к Письму Министерства здравоохранения РФ от 29.06.98 г. № 2510/5735 - 98 - 32. и другие.

Юридические лица могут принимать участие в обороте наркотических средств и психотропных веществ при условии, что в состав руководителей такой организации входит специалист, имеющий профессиональную подготовку, соответствующую конкретному виду деятельности, на который выдается лицензия. Такой специалист несет персональную ответственность за соблюдение Федерального закона 1998 г. Юридическое лицо должно предусмотреть физические условия для обеспечения учета и сохранности, а также обеспечения безопасности деятельности, связанной с оборотом наркотиков, а также получить необходимые сертификаты, справки и заключения соответствующих органов. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 сентября 2000 г., № 46 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью».

В настоящее время частнопрактикующим врачам не разрешается использовать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Списки II и III в своей медицинской деятельности. Кроме того, наркомания может не подлежать лечению наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в Список II (бупренорфин). В виде исключения Министерство здравоохранения может предусматривать специальное разрешение, которое позволяет лицу(ам), ответственным за хранение и использование наркотических средств и психотропных веществ, иметь вещества, внесенные в Списки II и III, в ограниченных количествах среди препаратов первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения или в поездах международных линий. Использование наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии разрешается Министерствами здравоохранения и сельского хозяйства в соответствии с Перечнем, который они утверждают. Использование наркотических средств и психотропных веществ в научных и учебных целях может быть разрешено юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности; физические лица не могут иметь таких лицензий. Лицензии не требуются для применения наркотических средств и психотропных веществ в экспертной деятельности, проводимой Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Государственным таможенным комитетом, Федеральной службой безопасности или судебно-экспертными организациями в Министерстве юстиции, так же как они не требуются для осуществления контролируемых поставок или проверочных закупок, оперативных экспериментов, сбора образцов для сравнительного исследования и так далее. Отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, вместе с отчетами о запасах во исполнение Конвенций ООН, должны представляться юридическими лицами, имеющими соответствующие лицензии. См. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 577 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью», вместе с Положением о представлении юридическими лицами отчетов и Правилами хранения специальных журналов. То же самое относится к культивированию растений, производству, изготовлению, ввозу или вывозу, реализации и использованию наркотических средств и психотропных веществ в пределах квот, установленных государством. Ежемесячные инвентаризации и бухгалтерский баланс должны представляться юридическими лицами, владеющими соответствующими лицензиями, и сведения о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации доводятся до сведения органов внутренних дел в трехдневный срок после их обнаружения. Любые изменения в количестве и состоянии наркотических средств и психотропных веществ в результате операций должны быть зарегистрированы в специальных журналах.

Таким образом, приобретение, отпуск, реализация и распределение наркотических средств и психотропных веществ может при наличии лицензии осуществляться юридическими лицами как государственного, так и частного секторов. Отпуск этих средств и веществ может производиться физическим лицам только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения при наличии у них соответствующей лицензии. Наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III, отпускаются в медицинских целях по рецепту. Такие рецепты должны выписываться на специальных бланках; форма бланков указанных рецептов, порядок их регистрации, учет и хранение, а также правила оформления, устанавливаются в соответствии с российским законодательством. Федеральный закон 1998 г. предусматривает (статья 26), что выдача рецептов с нарушением установленных правил влечет за собой уголовную ответственность (статья 233 УК РФ). Внешняя и внутренняя упаковки и маркировка наркотических средств и психотропных веществ регулируется Федеральным законом 1998 г. и Федеральным Законом «О лекарственных средствах». Несоблюдение требований внешней и внутренней упаковки означает, что они должны быть уничтожены. На протяжении многих лет главной целью международных договоров о потреблении наркотических средств было регулирование пересечения наркотическими средствами и психотропными веществами государственных границ. Соответственно во исполнение этих конвенций российское законодательство обращает особое внимание на этот вопрос. Лицензии требуются для тех государственных унитарных предприятий, которые занимаются такой деятельностью, вместе с разрешениями в каждом конкретном случае пересечения таможенных границ от специально уполномоченных органов. Федеральный закон 1998 г. подробно регулирует эти вопросы совместно с подзаконными нормативно-правовыми актами. Транзит через таможенную территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров запрещен. Исключение составляют транзитные пассажиры, которые перевозят эти средства в медицинских целях. Например, Письмо Государственного таможенного комитета РФ от 5 августа 1998 г. № 01-15/16386 «Об утверждении правил провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации».

Несмотря на то, что Федеральный закон 1998 г. предусматривает уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, требования программ снижения вреда об уничтожении использованных игл и шприцов не находят официального признания. См. например, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 388, Министерства экономики Российской федерации № 472, Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 726, Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 530 и ФПС Российской Федерации № 585 от 9 ноября 1999 г.«Об утверждении инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под их специальным контролем, и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения».

Подзаконные нормативные правовые акты предусматривают возможные альтернативы уничтожению при определенных обстоятельствах.

Новые наркотические средства и психотропные вещества могут разрабатываться только в целях, предусмотренных Федеральным законом 1998 г., а в медицинских целях они должны быть разработаны, зарегистрированы и пройти клинические испытания в соответствии с законодательством о лекарственных средствах и на основании государственного заказа.

3.2.Субъект и субъективная сторона преступления

Субъектом данного преступления выступают как должностные, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать установленные в данной области правила. Должностное лицо, допустившее нарушение этих правил, наряду с совершением преступлений против интересов государственной службы (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки и др.), подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228-2 и ст. 285 или 290 УК.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Надо полагать, что если действие или бездействие должностного лица вследствие небрежности повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, интересов общества или государства, охраняемых законом, судебное преследование может наступить и в соответствии со статьей 293 УК РФ.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что физическое и моральное здоровье населения является залогом существования российского общества и нормального функционирования его системы. Однако рост наркомании и на
ркопреступности вызывает большую тревогу и свидетельствует о больших проблемах нашего социума.

В настоящее время эта проблема не является исключительно проблемой правоохранительных органов, решать ее предстоит всему обществу в целом, в том числе в мировом масштабе.

Очевидно, что эффективная борьба с наркопреступностью невозможна в условиях несовершенного законодательства. В процессе применения УК РФ возникало множество вопросов. Один из них - определение на практике размера наркотических средств, влекущего уголовную ответственность по ст. 228 УК РФ за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических веществ. Речь шла, в частности, о правильном толковании и применении квалифицирующего признака ст. 228 УК РФ крупный размер наркотических средств.

Основным ориентиром для следственных и судебных органов при определении указанного признака являлась «Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, обнаруженных в незаконном хранении или обороте», составленная на основании про-токолов заседаний этого комитета.

На практике органы следствия и суда воспринимали эту рекомендацию в качестве документа, имеющего исключительный характер, доминирующего в определенном смысле над самим законодательным актом. По сути, специалистами достаточно узкого профиля давалась установка, безусловно обязательная для исполнения судебно-следственными органами.

Кажущаяся мелочь в определении уголовно наказуемого использования размера наркотических веществ на практике приводила не только к серьезному перекосу в правоприменительной деятельности, но и в целом в стратегии и тактике борьбы с таким социально опасным явлением, как наркомания. Фактически происходил, в ущерб другим способам предупреждения этой социальной болезни, резкий крен в сторону применения мер уголовно-репрессивного характера, повлекший, в свою очередь, в значительной степени искусственный рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.

Все это обуславливало необходимость скорейшего пересмотра законодательства.

21 ноября 2003 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят внесенный Президентом РФ Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». 16 декабря 2003 года поправки вступили в силу. Фактически, по нашему мнению, следует говорить не о поправках в УК, а о новой редакции Уголовного кодекса Российской Федерации - настолько существенны внесенные в кодекс изменения и дополнения.

Закон внес существенные изменения в статью 228 УК РФ. Статья 228 УК РФ (незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ) разделилась на три: ст.228 УК (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта), ст.228-1 УК (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ст.228-2 УК (нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ). При этом по ст.228 УК преступлением признаются незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств (психотропных веществ, их аналогов) в размере, в 10 и более раз превышающем размеры средней разовой дозы потребления соответствующего средства, размер такой доли устанавливается Правительством РФ (примечание 2 к ст.228 УК в новой редакции). Приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств (психотропных веществ, их аналогов) в меньшем размере преследуется теперь только в административном порядке.

Надо отметить, что первоначально указанные изменения (относительно ст.228 УК), в отличие от всех остальных, должны были вступить в силу только через 3 месяца со дня официального опубликования Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», то есть 16 марта 2004 года, теперь дата перенесена - до 16 мая 2004 г. За это время Правительству РФ предстоит определить размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ.

Завершая анализ, позволим себе высказать несколько соображений относительно новых статей Уголовного кодекса.

По ст. 228-1 УК:

1) Сам факт появления самостоятельной статьи, устанавливающей ответственность за наиболее опасные действия в отношении наркотиков, психотропных веществ и их аналогов, следует, безусловно, приветствовать;

2) можно, в основном, согласиться с теми квалифицирующими и особо квалифицирующими признаками, которые предложены разработчиками для этого состава;

3) нет оснований и для возражений против исключения в отношении лиц, совершивших предусмотренные ст. 228-1 УК действия, возможности освобождения от уголовной ответственности;

4) думаю, что между собой логически не согласованы п. «в» ч. 2 и п. «в» ч. 3 ст. 228-1 УК. Следовало бы и в ч. 3 по указанному признаку предусмотреть наличие совершеннолетнего субъекта. Такое решение лежало в русле общей идеи гуманизации уголовного закона;

5) считаю, что разрыв между минимальными и максимальными сроками лишения свободы по ч. 3 ст. 228-1 УК - недопустимо велик; он составляет 12 лет, и дает слишком широкое поле для принятия волюнтаристских или непродуманных решений там, где они должны быть совершенно исключены. Полагаю, что признак организованная группа вполне можно было бы выделить в самостоятельную - четвертую - часть ст. 228-1 УК, с соответствующей градацией наказания между ч. 3 и ч. 4 статьи.

По ст. 228-2 УК:

1) полагаю, что недостатком санкции ч. 1 ст. 228-2 УК является наличие в ней только одного вида основного наказания. Это сильно ограничивает возможности суда в деле индивидуализации уголовной ответственности виновного. По ч. 5 ст. 228 УК ныне может быть назначено и лишение свободы, сроком до 3 лет. Можно было бы оставить этот вид наказания в статье, смягчив его размеры;

2) не могу согласиться с такими предусмотренными разработчиками квалифицирующими признаками состава, как «повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия», по следующим причинам: во-первых, по мнению самих разработчиков проекта, преступным должен признаваться только тяжкий вред, причиненный по неосторожности. Следовало бы, поэтому, и указать на него, чтобы избежать двусмысленностей в толковании уголовного закона. Непонятно также, чем объясняется стремление законодателя включить признак «иные тяжкие последствия» в число квалифицирующих признаков анализируемого состава.

Согласно изменениям, внесенным в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ примечание к статье 228 тоже изложены в новой редакции. Часть вторая указанного примечания определяет понятие крупного и особо крупного размера наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в зависимости от средней разовой доли потребления, размер которой должен быть утвержден Правительством Российской Федерации.

Данная норма закона, определяющая, что крупным размером признается количество наркотических средств и психотропных веществ, превышающее размеры средней разовой дозы в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз, является несовершенной и требует доработки.

Список литературы

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. - М.: Юрист, 1998.

Федеральный закон № 3 - Ф3 от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 2.-Ст. 219.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». //Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4848.

Указ Президента РФ от 24 сентября 2002 г. № 1068 «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ».// Российская газета.-2002.-26 сентября.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с наркоманией» //Ведомости Верховного Совета СССР. № 18. - 1974.

Протокол заседания Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 года № 51/7-96. // Новые лекарственные препараты. 1998.

Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. //Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.- № 33.-Ст. 3397.

Резолюция 9/1 от 16 февраля 1946 года Экономического и Социального Совета // Резолюции, принятые Экономическим и Социальным Советом на первой сессии с 23 января по 18 февраля 1946 г. Нью-Йорк: ООН //Бюллетень по наркотическим средствам, 1966. Т. XVIII. № 1.

Типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств //Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.03.93 г. //Сборник нормативно-методических материалов по работе с наркотиками в лечебно-профилактических учреждениях.-М.: "Агар", 1997.

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 19.09.96 г. № 346 «О номенклатуре некоторых наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» // Здравоохранение.-1996.-№ 10.

Положение о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. //Приложение к Письму Министерства здравоохранения РФ от 29.06.98 г. № 2510/5735 - 98 - 32.

Александров А.И., Айнбиндер М.Я., Афанасьев В.В. и др. Наркотики в России: преступления и расследование. Научное издание.- СПб., 1999.

Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1974.

Баяхчев В.Г., Курылев А.П. Расследование преступлений, связанных с изготовлением и распространением синтетических наркотических средств организованными группами. - М., 1995.

Борзенков Г.Н., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. - М., 2003.

Волков С.Г. Из практики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. //Вестник криминалистики.Вып.1 2002. с.85-89.

Ежегодники «Преступность и правонарушения». М.: МВД РФ, МЮ РФ.

Жогин Н. В., Фаткуплин Ф. Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М., 1965.

Каз Ц. М. Пределы доказывания в стадии возбуждения уголовного дела // Ученые записки / Саратовский юрид. ин-т им. Д. И. Курского. Вып. XI. Саратов, 1964.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ /Под общ. ред. В.В.Мозякова.- 2-е изд.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.

Криминология: Учебник. /Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М.:БЕК, 1998.

Лебедев В.М., Топорнин Б.Н., Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, М., 1999.

Мей Г.Л. Эволюция международного контроля наркотических средств. - ООН. // Бюллетень по наркотическим средствам, 1950. Т. II.№ I.

Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства борьбы в наркотизмом в России: Учеб. пос.-М.:Академия МВД РФ, 1994.

Мусаев С. Г. Назначение и проведение судебной экспертизы на предварительном следствии // Вопросы судебной экспертизы. Баку, 1967. № 5.

Петрова В.И., Ревяко Т.И. Наркотики и яды: психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения.- Минск: Литература, 1996.

Результаты деятельности МВД, ГУВД, УВД в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. - Ф. 126 р. 7.

Роганов С.А. Криминалистическая характеристика и особенности расследования незаконного изготовления, хранения и сбыта синтетических наркотических средств //Дисс. канд. юридич. наук.-Спб., Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1997.

Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. М., 1984.

Сборник материалов по проблемам наркозависимости.- СПб.,2001.

Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 - 1953. -М.: Госюриздат, 1953.

Уголовное право РФ. Особенная часть./ Под ред. Б.В.Здравомыслова.-М.:Юрист, 1999.

Ярковой В. Почему наркодельцы уходят от ответственности //Российская юстиция.-2002.- № 12.

Левинсон Л. Новая редакция УК: антинаркотические статьи. // Сайт Новая наркополитика. http://www.drugpolicy.ru/

Материалы судебной практики

Вестник Конституционного Суда РФ.-1998.- № 1.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами //Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1998.- № 7.

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О судебной практике по применению к осужденным алкоголикам и наркоманам принудительных мер медицинского характера» от 20 декабря 1973 г. с изменениями, внесёнными постановлением Пленума от 24 декабря 1985 г. № 10 /в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11 //Сборник постановлений пленума Верховного Суда РФ (1961 - 1993). - М., 1994.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о хищениях наркотических средств, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ» от 26 сентября 1975 г. //Сборник постановлений Пленума Верховного Суда (1924 - 1977), - М., 1978.

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О практике рассмотрения судами РФ дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами» от 4 мая 1990 г. (в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11) //Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ /1961 - 1993/. - М., 1994.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 27 апреля 1993 г. (в редакции Постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11) //Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ /1961 - 1993/. - М., 1994.

Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1990, N.7.

Бюллетень Верховного Суда СССР.-1991.- №8.

Бюллетень Верховного Суда РФ, 1992.- №2.

Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995.- №4.

Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1995.- №6.

Бюллетень Верховного Суда.-1997.-№ 3.

Бюллетень Верховного Суда РФ, 1998.- №10.

Бюллетень Верховного Суда РФ.-1998.-№ 7.

Бюллетень Верховного Суда РФ, 2000.- №2.

Бюллетень Верховного Суда РФ, - 2002.- №2.

Бюллетень Верховного Суда РФ, 2002.- №3.

Бюллетень Верховного Суда РФ, 2002.- № 5, с. 15.

Архив Нальчинского городского суда, Дело 22-642 (1997).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.