|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Налоговая система РФ: сущность, принципы, проблемы и пути их решения
|
|
|
зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:- подоходные, делающие основной акцент на обложении дохо-дов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран -- США, Канады, Великобритании, Австралии; - умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до-ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы -- Германии, Франции, Ита-лии и др.;- косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран -- Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана.В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:- централизованные, наделяющие федеральный уровень управ-ления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;- умеренно централизованные, наделяющие все уровни управле-ния значимыми налоговыми полномочиями и обеспечиваю-щие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;- децентрализованные, наделяющие- нижестоящие уровни прав-ления более значимыми налоговыми полномочиями и обес-печивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:- прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое не-равенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;- регрессивные, если после уплаты налогов экономическое нера-венство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны.- нейтральные, если после уплаты налогов экономическое нера-венство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, ос-тается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирую-щих показателей. В частности, нередко используется классифика-ция по экономическому показателю соотношения налоговых дохо-дов от внутренней и внешней торговли.Шведская модель налоговой системы заслуживает пристального внимания также опыт шведских специалистов в области налогообложения, хотя бы потому, что сочетание частного предпринимательства и элементов общественного регулирования несколько схожи с не так давно ушедшей советской действительностью. В частности перераспределение через государственный бюджет большей части ВНП. Общая сумма взимаемых в Швеции налогов превышает половину величины ВНП, тогда как в других развитых странах с рыночной экономикой колеблется в пределах от 30 и не более 45%. Следует заметить, что шведская система налогообложения весьма разветвлена и включает многочисленные прямые и косвенные налоги и сборы. Основными прямыми налогами являются национальный и коммунальный (местный) подоходные налоги и национальный имущественный налог. Кроме того, существует, как уже говорилось, широкая система обязательных предпринимательских выплат на социальное обеспечение. Основные косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизные сборы на некоторые товары. Косвенные налоги и социальные взносы служат главным источником доходов для бюджета центрального правительства, а прямые - для местных органов управления. Система налогообложения - как центрального, так и местного, - устанавливается шведским риксдагом, но размер взимаемых налогов местные власти определяют сами. 1.3. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФЗаконодательную базу налоговой системы РФ определяет Налоговый кодекс. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.Рассмотрим становление налоговой системы в России. Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в опре-деленной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные по-требности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финан-совых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночные преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.Поэтому первый этап развития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения.[4] Не случайно на протяжении первых лет экономических реформ в законодательстве о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились много численные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К со-жалению, вносимые законодательные изменения были не всегда обосно-ванными. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был на-рушен один из важнейших принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Рос-сийской Федерации налоговая система в большей степени из-за несовер-шенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому раз-витию страны.Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплатель-щиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочислен-ных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононопослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степе-ни стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необхо-димость существенного изменения налоговой политики.Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно со-кращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть нало-говой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства нало-говой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.Третий этап развития налоговой системы - это этап реформи-рования. В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или, так называемая, общая, часть НК РФ, которая регламентиру-ет важнейшие положения налоговой системы России, в частности, пере-чень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налого-плательщиками и их агентами.С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвя-занный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, упла-ты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налого-вого контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение на-логового законодательства.Глава 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФПостроение налоговой системы характеризуется наиболее зна-чимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное усло-вие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориенти-рованы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут манипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функциони-ровать строго в соответствии с нормами и правилами, формируе-мыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных эле-ментов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объект-ным элементам (законодательству, налогам).[7,с. 82]Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать об-ратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в част-ности обжаловать решения налоговых администраций, через изби-рательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога -- его обязательностью и доминирую-щей функцией налогового платежа -- фискальной.Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налого-вого законодательства.Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздей-ствий), т.е. она является не статической, а динамической системой.Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управле-ния процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), ре-гиональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, го-родов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муни-ципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.По своей общей структуре, принципам построения и перечню налого-вых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действую-щим в странах с рыночной экономикой.В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходи-мо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и мес-тных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональ-ных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возмож-ность применения специальных налоговых режимов, при которых уста-навливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным ос-вобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов. При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточ-но много специфических налогов, уплата которых возложена на ограни-ченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акци-зы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользо-вание объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный биз-нес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.Акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых фор-мально являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. фи-зические лица.Акциз - федеральный налог, который установлен НК РФ, введен в действие федеральным законодательством и взимается на всей территории России. В зависимости от вида акцизного товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов в федеральный бюджет.Поэтому в ст. 50 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся акцизы по семи видам подакцизных товаров. Причем нормативы отчислений акцизов на разные подакцизные товары будут разными. Например, акцизы на легковые автомобили полностью (100%) зачисляются в доход федерального бюджета, а акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья -по нормативу 50%. Остальная часть зачисляется в доходы региональных бюджетов. То есть в качестве федерального налога здесь выступает акциз, который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется на семь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст.50 БК РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|