реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Налоговая система РФ: сущность, принципы, проблемы и пути их решения

реферат
зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:

- подоходные, делающие основной акцент на обложении дохо-дов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран -- США, Канады, Великобритании, Австралии;

- умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до-ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы -- Германии, Франции, Ита-лии и др.;

- косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран -- Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана.

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:

- централизованные, наделяющие федеральный уровень управ-ления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

- умеренно централизованные, наделяющие все уровни управле-ния значимыми налоговыми полномочиями и обеспечиваю-щие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

- децентрализованные, наделяющие- нижестоящие уровни прав-ления более значимыми налоговыми полномочиями и обес-печивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:

- прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое не-равенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;

- регрессивные, если после уплаты налогов экономическое нера-венство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны.

- нейтральные, если после уплаты налогов экономическое нера-венство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, ос-тается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирую-щих показателей. В частности, нередко используется классифика-ция по экономическому показателю соотношения налоговых дохо-дов от внутренней и внешней торговли.

Шведская модель налоговой системы заслуживает пристального внимания также опыт шведских специалистов в области налогообложения, хотя бы потому, что сочетание частного предпринимательства и элементов общественного регулирования несколько схожи с не так давно ушедшей советской действительностью. В частности перераспределение через государственный бюджет большей части ВНП. Общая сумма взимаемых в Швеции налогов превышает половину величины ВНП, тогда как в других развитых странах с рыночной экономикой колеблется в пределах от 30 и не более 45%. Следует заметить, что шведская система налогообложения весьма разветвлена и включает многочисленные прямые и косвенные налоги и сборы. Основными прямыми налогами являются национальный и коммунальный (местный) подоходные налоги и национальный имущественный налог. Кроме того, существует, как уже говорилось, широкая система обязательных предпринимательских выплат на социальное обеспечение. Основные косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизные сборы на некоторые товары. Косвенные налоги и социальные взносы служат главным источником доходов для бюджета центрального правительства, а прямые - для местных органов управления. Система налогообложения - как центрального, так и местного, - устанавливается шведским риксдагом, но размер взимаемых налогов местные власти определяют сами.

1.3. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ

Законодательную базу налоговой системы РФ определяет Налоговый кодекс. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.

Рассмотрим становление налоговой системы в России. Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в опре-деленной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные по-требности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финан-совых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночные преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.

Поэтому первый этап развития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения.[4] Не случайно на протяжении первых лет экономических реформ в законодательстве о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились много численные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К со-жалению, вносимые законодательные изменения были не всегда обосно-ванными. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был на-рушен один из важнейших принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Рос-сийской Федерации налоговая система в большей степени из-за несовер-шенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому раз-витию страны.

Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплатель-щиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочислен-ных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононопослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степе-ни стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необхо-димость существенного изменения налоговой политики.

Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно со-кращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть нало-говой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства нало-говой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.

Третий этап развития налоговой системы - это этап реформи-рования. В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или, так называемая, общая, часть НК РФ, которая регламентиру-ет важнейшие положения налоговой системы России, в частности, пере-чень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налого-плательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.

Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвя-занный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, упла-ты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налого-вого контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение на-логового законодательства.

Глава 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации

2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ

Построение налоговой системы характеризуется наиболее зна-чимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное усло-вие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориенти-рованы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут манипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функциони-ровать строго в соответствии с нормами и правилами, формируе-мыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных эле-ментов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объект-ным элементам (законодательству, налогам).[7,с. 82]

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать об-ратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в част-ности обжаловать решения налоговых администраций, через изби-рательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога -- его обязательностью и доминирую-щей функцией налогового платежа -- фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налого-вого законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздей-ствий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управле-ния процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), ре-гиональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, го-родов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муни-ципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

По своей общей структуре, принципам построения и перечню налого-вых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действую-щим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходи-мо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и мес-тных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональ-ных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возмож-ность применения специальных налоговых режимов, при которых уста-навливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным ос-вобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточ-но много специфических налогов, уплата которых возложена на ограни-ченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акци-зы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользо-вание объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный биз-нес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.

Акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых фор-мально являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. фи-зические лица.

Акциз - федеральный налог, который установлен НК РФ, введен в действие федеральным законодательством и взимается на всей территории России. В зависимости от вида акцизного товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов в федеральный бюджет.

Поэтому в ст. 50 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся акцизы по семи видам подакцизных товаров. Причем нормативы отчислений акцизов на разные подакцизные товары будут разными. Например, акцизы на легковые автомобили полностью (100%) зачисляются в доход федерального бюджета, а акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья -по нормативу 50%. Остальная часть зачисляется в доходы региональных бюджетов. То есть в качестве федерального налога здесь выступает акциз, который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется на семь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст.50 БК РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.