Надзор как способ обеспечения законности деятельности органов исполнительной власти
21 Содержание. 1. Теоретическая часть 1.1 Законность в деятельности органов исполнительной власти. 3 1.2 Административный надзор. 9 1.3 Общий надзор органов прокуратуры. 14 2. Практическая часть. 21 3. Библиография. 22 1. Теоретическая часть. 1.1 Законность в деятельности органов исполнительной власти. Законность -- атрибут существования и развития демократи-чески организованного общества. Она необходима для обеспече-ния свободы и реализации прав граждан, осуществления демо-кратии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Она обязательна для всех элементов государственного механизма (государственных органов, государ-ственных организаций, государственных служащих), гражданского общества (общественных, религиозных организаций, независимых газет, неформальных объединений и др.) и для всех граждан. В нашей юридической науке она понимается как «неуклонное ис-полнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и об-щественными организациями» Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд.; пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007. - 756с.. В юридической литературе законность рассматривается с раз-ных сторон: и как принцип государственной деятельности, и как метод государственного руководства обществом, и как режим сис-темы взаимоотношений населения с государственными органами. Все эти подходы правомерны, хотя и нуждаются в определенной корректировке. Но самая важная сторона законности раскрыва-ется в ее определении как режима взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всесто-роннему развитию, формированию и развитию гражданского об-щества, успешной деятельности государственного механизма. Такой режим необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он имеет в системе взаимоотношений субъ-ектов административной власти между собою и с гражданами, негосударственными организациями. Во-первых, субъекты исполнительной власти представляют многочисленную группу, с ними люди, негосударственные орга-низации, трудовые коллективы контактируют намного чаще, чем с прокуратурой, судами, представительными органами. Число го-сударственных служащих, связанных с исполнительно-распоря-дительной деятельностью, во много раз превышает численность всех служащих, занимающихся иной государственной деятель-ностью. Во-вторых, субъекты исполнительной государственной власти осуществляют правоприменение и издают большое число норма-тивных актов, они обладают большими властными полномочиями. В-третьих, они непосредственно распоряжаются огромными материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами. В-четвертых, органы исполнительной власти, их должностные лица вправе осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную деятельность, в их непосредственном ведении находит-ся механизм физического принуждения, защиты (армия, мили-ция, исправительно-трудовые учреждения и т. д.). В-пятых, они наделены дискреционными полномочиями свобо-дой усмотрения, которая служит одним из средств выполнения государственными органами возложенных на них задач и полно-мочий Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд.; пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007 - 757с.. Уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Ког-да он здесь низок, то даже если иные ветви государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, есть основания говорить о разрушении, кризисе режима закон-ности. Обеспечение законности и дисциплины достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М.: ИКД»Зерцало - М», 2005. -402с.. Данная система включает в себя значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины. Для одних органов обеспечение законности и дисциплины является лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, транспортным, промышленно -энергетическим и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины. Наряду с этим государством образуются и такие органы, деятельность которых напрямую направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, федеральные службы и др.). Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены для этого юридически-властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-правовой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности и дисциплины Административное право: Учебник/ Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002 - 437с.. Она осуществляется различными органами государственной власти, а также местного самоуправления. Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принадлежит Президенту РФ как гаранту Конституции РФ, прав и свобод гражданина. В процессе деятельности по обеспечению законности и дисциплины в сфере управления названные органы используют в пределах предоставленной компетенции контроль и его разновидности - проверку исполнения и надзор Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М.: И КД «Зерцало - М», 2005 - 402с.. Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией. Сущность и назначение контроля состоят: а) в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; б) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям; д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины. Иначе говоря, посредством контроля его субъекты выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц установлениям правовых норм. Вместе с тем контролю подлежат и те действия граждан и их общественных объединений, которые «замыкаются» на сфере управления. Контроль, таким образом, призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами. Проверка исполнения тесно связана с контролем и является составной частью контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения (например, вышестоящего органа управления). Проверка исполнения является также необходимым и неотъемлемым элементом повседневной, оперативной управленческой деятельности руководителей различного ранга (уровня), поскольку одной из их обязанностей является наблюдение за своевременным и правильным исполнением возглавляемыми ими или подведомственными им органами, предприятиями, организациями, работниками различных решений, указаний, распоряжений, мероприятий, служебных и трудовых обязанностей Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М.: И КД «Зерцало - М», 2005 - 403. Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида. Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор). Другой вид надзора - административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.). Наиболее характерные черты надзора сводятся к следующему: а) органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов; б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам; в) по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольного объекта; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М.: И КД «Зерцало - М», 2005 - 404. Как специфический регулятор общественных отношений за-кон, юридическая норма должна соответствовать существующе-му в стране уровню экономики, организационной зрелости, куль-туры, морально-этическим нормам. Законодательство должно быть средством легализации права государством во имя интересов об-щества и граждан. Законность -- это, прежде всего, наличие до-статочного количества юридических норм высокого качества, а затем их строгое соблюдение всеми субъектами права. Для практики государственного строительства, для граждан и юридической науки рассматриваемая проблема всегда была очень важной. Ее значение актуализировалось в связи с формировани-ем гражданского общества, с одной стороны, и «войной законов», обострившимися национальными противоречиями, ростом числа преступлений и иных правонарушений, с другой. Таким образом, законность является важной составляющей функционирования государства как единого целого, поэтому очень важна роль государства в обеспечении законности во всех сферах деятельности общества и, в первую очередь, в такой немаловажной сфере как управление. 1.3. Административный надзорАдминистративный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы). Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.Субъектами административного надзора являются федеральные службы, государственные инспекции (Государственная инспекция по безопасности дорожного движения и др.).Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность, т.е. деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно, административный надзор по своему характеру является надведомственным.Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры административного принуждения Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М.: И КД «Зерцало - М», 2005 -412с.. Основной задачей органов административного надзора, вытекающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого, единообразного исполнения норм и специальных правил, т.е. обеспечение законности в управлении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечение к ответственности виновных лиц Административное право: Учебник/ Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002 - 439с.. Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющими надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. - М.: Юристъ, 2002 - 332 с..Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:1.полномочия по предупреждению правонарушений2.полномочия по пресечению правонарушений
Страницы: 1, 2
|