реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Муниципальное право как отрасль российского права

реферат
p align="left">Как уже отмечалось выше критика общественной теории самоуправления дала толчок к разработке государственной теории самоуправления. Основные положения данной теории были сформулированы в XIX в. выдающимися немецкими учеными Р. Гнейстом и Л. Штейном. Государственная теория получила широкое распространение в России в трудах известных дореволюционных государствоведов Н.И. Лазаревского, А.Д. Градовского, В.П. Безобразова.

Суть государственной теории заключалась в признании местного самоуправления частью государственного управления. Следовательно, по мнению авторов этой теории, местное самоуправление -- это лишь одна из форм организации местного государственного управления, которое обладает определенной автономией в решении местных вопросов. Кроме того, местное самоуправление должно осуществляться не правительственными чиновниками, а непосредственно местным населением или его представителями.

По мнению сторонников этой теории, представители государственной власти на местах призваны подчиняться директивам вышестоящих органов власти. Как следствие этого они не представляют интересов местного сообщества и не вникают в специфику местного самоуправления. В свою очередь это связано с тем, что в условиях строгой иерархии часть государственной администрации на местах лишена таких важных для местного самоуправления качеств, как инициатива и независимость. Получается, что в отличие от назначенного из центра чиновника, для представителей местного населения его интересы всегда приоритетней.

Н.И. Лазаревский определял местное самоуправление как «систему децентрализованного государственного управления, где децентрализация обеспечивается рядом юридических гарантий, которые, с одной стороны, ограничивают самостоятельность органов местного самоуправления, а с другой, обеспечивают тесную связь государства с данной местностью и ее населением». По его мнению, «государственная власть является совокупностью полномочий монарха, коронной администрации, парламента, органов самоуправления».

Еще один сторонник рассматриваемой теории В.П. Безобразов считал, что органы местного самоуправления по определению должны быть включены в государственную систему управления.

10. Местное самоуправление в дореволюционной России

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

11. Организация местной власти в советский период

После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

12. Социальная и юридическая природа местного самоуправления: историко-теоретический аспект

Многообразие систем местного самоуправления обусловлено особенностями социального, экономического и политического развития страны, ее демократическими традициями и государственным устройством. Однако любая из этих систем основывается на ряде демократических принципов, до некоторой степени свойственных им всем. На этой объективной базе появилась возможность создать международную конвенцию в пределах Совета Европы - Европейскую хартию о местном самоуправлении

Хартия была создана в середине 80-х годов XX столетия и открыта для подписания 15 октября 1985 г. по предложению функционирующего в границах Совета Европы Европейского конгресса региональных и местных властей. Участниками ее стали: Австрия, Болгария. Венгрия, Греция. Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словения, Турция, Финляндия, ФРГ, Швеция, Эстония и ряд других стран (всего 28).

Европейская хартия местного самоуправления была подписана Российской Федерацией 28 февраля 1996 г., утверждена Государственной думой 20 марта 1998 г., вступила в силу на территории Российской Федерации 1 сентября 1998 г.2

Каждая система базируется на ряде демократических начал.

Хартия является документом, в котором сформулированы принципы и понятия местного самоуправления. Она направлена на обеспечение и защиту прав органов местного самоуправления как наиболее близких к рядовым гражданам властных структур, поскольку именно эти последние дают гражданам возможность участвовать в принятии решений, которые касаются условий их повседневной жизни. Этот документ вменял в обязанность подписавшимся странам и их правительствам соблюдать основополагающие принципы, которые гарантируют финансовую, административную и политическую независимость местных сообществ в условиях децентрализации власти.

Местное самоуправление, согласно ст. 3 Хартии, это: "право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения".

В настоящее время местное самоуправление является основой конституционного строя, одной из форм народовластия, гарантией права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения путем самоорганизации и самодеятельности граждан.

Для того, чтобы лучше понять такое непростое явление, как местное самоуправление, нужно рассмотреть его в качестве социальной идеи. В целом, идеи есть обобщенные взгляды, которые сформированы или на базе опыта, или на теоретической базе.

Соответствующее терминологическое определение идея местного самоуправления получила на границе XVIII-XIX веков. X. Шоллер и Г. Штимпфл, немецкие исследователи, увязывают возникновение понятия "местное самоуправление" с событиями Великой Французской революции, и считают его формой закрепления независимости социума от государства.

Говоря об образовании данного явления, следует уточнить соотношение между местным самоуправлением и самоуправлением в целом. Исторически местное самоуправление явилось предтечей самоуправления, по крайней мере, этой точки зрения придерживаются многие исследователи. Ранее упоминавшиеся X. Шоллер и Г. Штимпфл непосредственно указывают на то, что понятие "самоуправление" впервые стало использоваться в связи с «местным самоуправлением». Авторы монографии "Институты самоуправления, историко-правовое исследование" также согласны с данной позицией.

Понятие "самоуправление" возникает в юридической науке в 50-е годы этого столетия, тогда как до этого и административная наука, и законодательство Германии говорили лишь о территориальном и местном управлении. Необходимо отметить, что немецкое самоуправление связывают с именем барона фон Штейна и проведенной им местной реформой, основы которой были заложены в 1808 г. В то же самое время термин "самоуправление" более широко и полно использовали в Англии XVIII столетия, откуда это понятие пришло в Германию, а затем и в Россию. В самом деле, как раз в данный период местное самоуправление в России становится предметом самостоятельного научного анализа.

Русские юристы причисляли к местному самоуправлению городское и земское самоуправление. Согласно В.В. Погосскому, местное самоуправление - это руководство, осуществляемое людьми, отобранными населением. М.А. Курчинский предполагал, что самоуправление на местах являет собой управление всеми местными потребностями самим обществом.

Определения понятия местного самоуправления весьма разнообразны. Например, в земских кругах России наиболее популярно было определение Н. Лазаревского: "Местное самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, сознавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением". Также хорошо известно в России и определение, которое принадлежало англичанами П. Ашлейу и И. Редлиху: "Местное самоуправление есть осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву".

13. Научное и законодательное определение понятия местного самоуправления в России

В современной научной литературе местное самоуправление рассматривается преимущественно как правовой институт и существенно меньше обсуждаются иные подходы к анализу природы местного самоуправления.

Здесь уместно отметить, что местное самоуправление в отношении государства на практике проявляется не только как институт власти. Например, в современной практике местное самоуправление проявляет себя в качестве:

уровня управления (в системе управления социально-экономическим развитием страны);

системы управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования;

института гражданского общества;

механизма согласования интересов общества и государства и др.

Однако указанные качества местного самоуправления напрямую не следуют из текста Конституции России, они представляют собой проявления сложной природы местного самоуправления.

В ФЗ-131 дано законодательное определение понятия “местное самоуправление” Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, где указано: Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Особенностью данного определения является то, что в нем нашло свое отражение положение статьи 12 новой Конституции РФ

Итак, местное самоуправление в РФ это:

1) самоорганизация или организация деятельности граждан РФ:

2) в городских, сельских поселениях и на других территориях;

3) для самостоятельного решения вопросов местного значения;

4) либо непосредственно, либо через органы местного самоуправления; 5) под свою собственную ответственность;

6) на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций, уставов и законов субъектов РФ. а также уставов муниципальных образований;

7) достаточной материальной и финансовой базы;

8) исходя из интересов населения;

9) его исторических, национально-этнических и иных местных особенностей и традиций.

14. Признаки местного самоуправления в Российской Федерации

Можно выделить ряд характерных признаков (применительно, естественно, к РФ). Итак, местное самоуправление в РФ это:

1) самоорганизация или организация деятельности граждан РФ:

2) в городских, сельских поселениях и на других территориях;

3) для самостоятельного решения вопросов местного значения;

4) либо непосредственно, либо через органы местного самоуправления;

5) под свою собственную ответственность;

6) на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций, уставов и законов субъектов РФ. а также уставов муниципальных образований;

7) достаточной материальной и финансовой базы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.