Министерства и центральные (федеральные) ведомства в системе государственного управления
Министерство образования и науки РФ Пензенский государственный университет Факультет экономики и управления Кафедра «Управления и социологии» Курсовая работа по дисциплине: «Система государственного управления» на тему: «Министерства и центральные (федеральные) ведомства в системе государственного управления» Выполнил: ст-ка. гр. 04 ЭГ - 2 Назарова К. Проверила: к.и.н., доцент Живодрова С. А. Пенза 2007 Содержание Введение Глава 1. Теоретико-методологические основы функционирования министерств и федеральных ведомств как органов исполнительной власти. § 1.1 Место и роль министерств и центральных (федеральных) ведомств в системе исполнительных органов власти § 1.2 Создание и организация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти § 1.3 Осуществления федеральным министерством координации и контроля деятельности федеральных служб и агентств, государственных внебюджетных фондов § 1.4 Образование и организация деятельности межведомственных координационных и совещательных органов Глава II Общие правила организации работы федеральных министерств и центральных ведомств в установленной сфере деятельности. § 2.1 Нормативно-правовая база, регламентирующая общие правила организации работы федеральных министерств и ведомств в установленной сфере деятельности § 2.2 Структура и штатное расписание центрального аппарата федеральных министерств и ведомств § 2.3 Формирование планов и показателей деятельности федеральных министерств, служб и агентств. Участие федеральных министерств и ведомств в подготовке перспективного финансового плана Российской Федерации с.33 ЗаключениеСписок использованных источников Приложение А Введение В современном мире сегодня заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ним. В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям. В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Автор хочет подчеркнуть, что эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения. При этом автор желает процитировать слова Президента РФ в его Послании Федеральному Собранию, который связал необходимость реформирования органов государственной власти с первоочередными задачами государства: «...основное сейчас: это - создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и - с выгодой для себя - вкладывать в экономику своей собственной страны. Но для этого необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И прежде всего - придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов. Мы привыкли жаловаться на российскую бюрократию - многочисленную и неповоротливую. И претензии к ней - совершенно обоснованны… Главная проблема - не в количестве этих структур, а в том, что их работа плохо организована. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач…» [12]. Один из главных, по мнению автора, итогов первого этапа проходящей в настоящее время административно-правовой реформы заключается в утверждении Президентом РФ новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Автор склонен полагать, что каждый федеральный орган исполнительной власти должен иметь свой четкий и определенный правовой статус. Кроме того, надлежащее функционирование и эффективность системы органов исполнительной власти, а именно - федеральных министерств, служб и агентств, может быть обеспечено только четкими процедурами осуществления компетенции данных органов, включая исполнительные органы местного самоуправления, а также связанных с ними предприятий, учреждений и организаций. Такое положение вещей во многом определяет как актуальность выбранной темы курсовой работы, так и желание автора заниматься исследованием по данной проблематике. Целью данной работы является рассмотрение и анализ федеральных органов исполнительной власти в системе органов государственного управления. В рамках достижения данной цели автор поставил перед собой следующие задачи: 1. определить место и роль министерств и центральных (федеральных) ведомств в системе исполнительных органов власти; 2. рассмотреть порядок создания и организацию деятельности территориальных органов исполнительной власти; 3. охарактеризовать механизм координации и контроля федеральными министерствами в своём составе деятельности федеральных служб и агентств, государственных внебюджетных фондов; 4. рассмотреть механизм образования и организацию деятельности межведомственных координационных и совещательных органов; 5. охарактеризовать и проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность и определяющую правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти; 6. рассмотреть структуру центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и их территориальных органов; 7. рассмотреть порядок формирование планов и показателей деятельности федеральных министерств, служб и агентств; 8. рассмотреть участие федеральных министерств и ведомств в подготовке перспективного финансового плана Российской Федерации. Таким образом, объектом исследования данной работы является организация работы федеральных министерств и ведомств в системе органов исполнительной власти. При написании курсовой работы автором был проведен анализ номативно-правовых актов, определяющих компетенцию, полномочия и статус федеральных министерств и ведомств, регламентирующих общие правила организации работы данных органов, а также подведомственных им территориальных органов исполнительной власти. Наиболее важными из них явились: Конституции РФ [1], в ФКЗ «О Правительстве РФ» [2], Указы Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» [7] и «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [8], постановления Правительства РФ об утверждении Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти [14] и Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти [15], а также Постановление Правительства РФ "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" [13]. Теоретико-методологической основой при написании курсовой работы послужили монографии ряда таких авторов, как: Старилов Ю.Н., который в своей книге «Административное право» [27] ставит вопрос организации государственного управления как одну из центральных проблем исследования и достаточно подробно рассматривает место и роль органов административного управления среди других государственных органов в системе разделения властей; Атаманчук Г.В., который в своём учебнике «Теория государственного управления» [23] исследует формы организации исполнительной власти в России, компетенцию органов данной ветви власти, методы и формы реализации исполнительной властью своих полномочий; Пикулькин А.В. В четвертом издании его учебника «Система государственного управления» [25] рассмотрены основы формирования государственной политики страны в начале XXI в. и инструменты претворения ее в жизнь, нашли отражение изменения, происшедшие в структуре органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне; Книга «Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития» под редакцией Хаманевой Н.Ю. [24]. В книге изложены и освещены такие вопросы, как . организация и этапы становления исполнительной власти в России начиная с 1917г. и по сей день, конституционные основы системы исполнительной власти в Российской Федерации, административная реформа на современном этапе развития Российской Федерации, а также содержание и цели деятельности исполнительной власти , системная связь предметов ведения, функций государства и функций органов исполнительной власти. Глава I. Теоретико-методологические основы функционирования министерств и центральных (федеральных) ведомств как органов исполнительной власти § 1.1 Место и роль министерств и центральных (федеральных) ведомств в системе исполнительных органов власти До марта 2003 года функции федеральных органов исполнительной власти осуществлялись в "нерасчлененном виде". Каждое министерство, государственный комитет, служба, агентство сочетали политические, регулятивные, правотворческие, контрольные, надзорные функции и функции оказания государственных услуг. Такая "перемешанность" функций, а, следовательно, прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти порождала сложный механизм согласований в ходе принятия Правительством РФ решений, а при их выполнении - сложный механизм координации отношений между различными органами - соисполнителями. Кроме того, понятием "государственные функции" охватывались и чисто технические, и обеспечивающие функции федеральных органов исполнительной власти, что вело к "раздуванию" штатов и снижало эффективность выполнения этих функций. По мнению автора, одним из важнейших результатов проводимой сегодня административной реформы стало не только типизация государственные функций, но и разделение их между разными типами федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента РФ за номером N 314 [8] в рамках административной реформы создана трехуровневая структура федеральных органов власти (министерство - служба - агентство), позволяющая четко определить сферы ответственности органов исполнительной власти, оптимизировать их состав и механизмы функционирования. При этом Правительством РФ были приняты постановления по вопросам деятельности вновь образованных и преобразованных федеральных органов исполнительной власти, определило количество заместителей руководителей и структурных подразделений министерств, служб и агентств, позволяющее сформировать компактный корпус ответственных руководителей исполнительной власти на федеральном уровне, персонально отвечающих за все сферы государственного регулирования. В соответствии с Указом Президента РФ N 314 [8] в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства) (см. Приложение А). При этом автору сразу необходимо подчеркнуть, что большинство федеральных служб и агентств подчиняются министерствам, которые в свою очередь курирует либо Правительство РФ, либо Президент РФ. Однако, при этом существует ряд служб и агентств, которые напрямую подчинены или Президенту РФ, или Правительству РФ. Таким образом, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, а функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации. Рис. №1 Схема ведомственного подчинения федеральных министерств, служб и агентств в системе исполнительных органов власти. Например, руководство деятельностью Федеральной службы охраны РФ и Управления делами Президента РФ (в статусе федерального агентства) напрямую осуществляет Президент РФ, их структура и положения об этих ведомствах устанавливаются и утверждаются указами Президента РФ [6; 9]. В свою очередь, руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы и Федерального агентства по атомной энергии осуществляет Правительство РФ, положения об этих ведомствах утверждаются постановлениями Правительства РФ [16; 17]. Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. При этом под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ [1], федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц [8].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|