p align="left">§2. Задачи органов милиции Задачами милиции являются: - обеспечение безопасности личности; - предупреждение и пресечение преступлений и админи-стративных правонарушений; - выявление и раскрытие преступлений; - охрана общественного порядка и обеспечение общест-венной безопасности; - защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; - оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установлен-ных настоящим Законом. Иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.).. Принципиальной положительной чертой Закона о милиции является то, что он освободил милицию от выполнения не-свойственных ей функций. Ранее действовавшее законода-тельство возлагало или, в той или иной форме, допускал о" воз-ложение на органы милиции таких обязанностей, как: - контроль за исполнением гражданами и должностными ли-цами решений органов власти и управления по ряду вопросов; - соблюдение правил пожарной безопасности; - обеспечение порядка призыва на военную службу; - контроль за исполнением природоохранного законодательства; - контроль за исполнением правил благоустройства и т.д. Более того, последняя редакция Закона о милиции сняла юри-дически остававшиеся вопросы о возможности возложения на милицию каких-либо иных обязанностей другими законода-тельными актами, помимо собственно Закона о милиции. Строго говоря, такая возможность оставалась в силу недос-татка редакции ч.2 комментируемой статьи, в которой говори-лось о возможности такого решения на основе просто закона; следовало понимать - любого. Теперь этот пробел устранен и речь может идти только о собственно Законе о милиции. Так, например, если надзор за соблюдением правил дорожного движения всеми его участниками целесообразно поручить именно милиции в лице ГИБДД, то прием экзаменов на право управления автомотосредствами, их регистрацию - соответст-вующим специализированным органам. Целесообразно и сужение административной юрисдикции ми-лиции в плане возможности наложения административных взысканий за некоторые правонарушения помимо специаль-ных органов. Одновременно желательно было бы видеть в Законе указание на обязанность органов милиции, их сотрудников оказывать помощь гражданам, пострадавшим от правонарушений и преступ-лений, стихийных бедствий и несчастных случаев, всем лицам, находящимся в беспомощном состоянии. Такого рода деятель-ность (практически уже имеющая место) заслуживает отдельного упоминания, особенно с точки зрения формирования облика со-трудника милиции в глазах общественности. Кроме того, это еще раз подчеркнуло бы важное социальное предназначение мили-цейской службы. Его надо понимать, признавать и как минимум не препятствовать сотрудникам милиции в исполнении их про-фессиональных обязанностей, направленных в конечном счете на охрану интересов всех членов общества Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «О милиции»: Изложение Закона в схемах; Комментарий изменений и дополнений, внесенных в новую редакцию Закона // Под ред. Маршунова М.Н. - М.: Герда, 2001. - С. 256.. Обеспечение безопасности личности - более широкая фор-мулировка по сравнению с имевшейся ранее "обеспечение лич-ной безопасности граждан. Последняя вольно или невольно наводила на мысль об обеспечении (или, наоборот, необеспече-нии) таковой в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Правда, практического значения эта недоработка Закона не имела, поскольку милиция в своей работе фактически не делала различий по этому признаку. Однако такая неточность все же должна была быть устранена, что сейчас и сделано. Обеспечение безопасности личности достигается; - наличием в системе милиции различных функциональных подразделений (патрульно-постовая служба, служба участко-вых инспекторов), которые, действуя в пределах собственной компетенции и во взаимодействии с другими службами (де-журные части и др.), в конечном счете обеспечивают дости-жение этой общей и многоплановой цели; - профилактической направленностью деятельности милиции, которая во многих случаях позволяет предотвратить противо-правные покушения на личность; - принимаемыми в особых случаях гласными и негласными мерами по обеспечению безопасности определенных лиц, на-пример, участников уголовного процесса, в безопасности ко-торых есть основания сомневаться (обвиняемые, потерпев-шие, свидетели), а также вообще всех лиц, которые могут стать жертвами противоправных, и прежде всего преступных, проявлений (представители хозяйственно-финансовых струк-тур независимо от форм собственности, общественные, поли-тические, религиозные деятели). Весь этот комплекс сил и мероприятий милиции должен обес-печивать личную, имущественную и иную безопасность. 3. Органы милиции обязаны принимать необходимые меры по предупреждению преступных проявлений и административ-ных правонарушений, а также по пресечению уже совершае-мых противоправных деяний. Известно, что правонарушение, в частности преступление, бывает проще предупредить, чем пресечь и тем более раскрыть. К тому же в первом случае не причиняется физический или материальный вред охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, самому государству. Что касается уже совершенных преступлений или админист-ративных правонарушений, то сотрудники милиции обязаны принять все предусмотренные законом необходимые меры к закреплению их следов, поиску и задержанию подозреваемых, доставлению их в соответствующий орган милиции, оказанию помощи потерпевшим, обеспечению охраны места происше-ствия, имущества потерпевших и иного, оставшегося без при-смотра, в необходимых случаях известить родственников по-терпевших и задержанных, принять другие определяемые обстановкой меры Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Московский университет МВД России, издательство «Щит и М», 2002. - С. 186.. Под выявлением преступлений следует понимать установ-ление с достаточной полнотой обстоятельств, свидетельст-вующих о том, что то или иное преступление действительно имело место (в любой стадии преступной деятельности -- при-готовление, покушение, оконченное преступление). Раскры-тие его - следующий этап, на котором устанавливаются не только его конкретные обстоятельства, но и лица, подлежа-щие привлечению к уголовной ответственности. Новая редакция Закона о милиции более четко и последова-тельно определяет основные этапы ее правоохранительной дея-тельности. Прежде чем раскрывать преступление, его надо вы-явить, т.е. обнаружить, а это один из больных моментов в деятельности милиции, поскольку известно, что многие пре-ступления вообще остаются неизвестными правоохранитель-ным органам (латентная преступность), либо сознательно скрыг ваются от учета и регистрации. И в том, и в другом случаях никакой работы по ним, разумеется, не ведется, преступники остаются безнаказанными, что создает условия для общего рецидива (совершение любого другого преступления, преступле-ний) или рецидива специального (повторение того же преступ-ления или продолжение той же преступной деятельности). С целью выявления и раскрытия преступлений в органах милиции создаются и функционируют различные службы и подразделения, прежде всего оперативные, которые, взаимо-действуя с другими службами и органами, в первую очередь следственными (прокуратура, ФСБ и др.), в пределах своей компетенции должны раскрывать каждое преступление из числа зарегистрированных. Правоохранительная практика выработала, а уголовно-процессуальный кодекс (УПК) частично закрепил целый ряд способов и форм обеспечения взаимодействия органов дозна-ния и предварительного следствия. Это и создание смешан-ных оперативно-следственных групп, и дача следователями органам дознания (милиции) отдельных поручений по делам, находящимся в производстве следователей, и взаимный обмен информацией. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности - изначально одна из важнейших функций мили-ции. Большая роль в этой деятельности принадлежит патруль-но-постовой службе, службе участковых инспекторов, отрядам милиции особого назначения. Деятельность этих подразделе-ний регулируется специальными ведомственными актами. Указание на защиту милицией частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности - новое дополне-ние Закона. Отсутствие его в прежней редакции формально яв-лялось пробелом (формально потому, что на деле данная задача перед органами милиции всегда ставилась и решалась ими). В настоящее время этот недостаток устранен. Важно подчерк-нуть, что современный законодатель не проводит каких-либо разграничений между видами собственности, не устанавливает никаких льгот, преимуществ или, наоборот, ограничений в деятельности милиции в зависимости от охраняемой формы собст-венности. Любая собственность в равной мере подлежит защи-те силами милиции, что является отражением общих положений Конституции Российской Федерации. Милиция обязана в пределах, установленных настоящим Законом, оказывать помощь физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Речь в первую очередь идет об охране от противоправных посягательств в тех случаях, когда они имеют место или их проявление реаль-но в соответствии с объективными данными. Сюда относится также ликвидация препятствий к реализации прав и интересов физических и юридических лиц. (Примеры - участившиеся в последнее время случаи захвата помещений, зданий и терри-торий.) Правда, при этом далеко не просто разобраться, какая из сторон конфликта права. Представляется, что вмешиваться в такого рода события милиция должна только в рамках своих конкретных задач: восстановление общественного порядка, освобождение насильственно удерживаемых лиц, предотвра-щение возможных тяжких последствий, например, вследствие прекращения нормального функционирования какой-либо ор-ганизации (транспорта, связи и др.) Комментарий к закону «О милиции». / Под ред. А.А. Яблокова. - М. - 2003. - С. 283. . §3. Принципы деятельности милиции Деятельность милиции строится в соответствии с прин-ципами уважения прав и свобод человека и гражданин, закон-ности, гуманизма, гласности. Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимо-действии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципаль-ными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий-ской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Обращает на себя внимание, что и в этой статье на первое место выдвигается положение о необходимости в деятельно-сти милиции уважать права и свободы человека и гражданина. Часто милиция бывает поставлена перед необходимостью применения к правонарушителям мер принуждения, порой весьма острых. Но даже и в таких ситуациях принуждение должно вписываться в систему общечеловеческих ценностей, в частности закрепленных в "Декларации прав и свобод чело-века и гражданина", принятой 22 ноября 1991 г. Разумеется, скорее выявляются и раскрываются. Поэтому взаимодействие - не только принцип деятельности милиции, но и требование к ней. Наиболее очевидно соприкосновение органов милиции с населением происходит в повседневной деятельности участ-ковых инспекторов, которые служат как бы связующим зве-ном между милицией и населением. §4. Правовая основа деятельности милиции Милиция в своей деятельности руководствуется Консти-туцией Российской Федерации, настоящим Законом, феде-ральными законами и иными нормативными правовыми акта-ми Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий-ской Федерации, изданными в пределах их полномочий. В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Российской Федерации, действующими на территории Российской Федерации в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации Учебник, - М., Изд. ТЕИС, 2002г. - С. 438.. Конституция Российской Федерации представляет собой ба-зисный, основополагающий документ, в том числе и по вопро-сам организации и деятельности милиции. Разумеется, в ней решаются только общие, принципиальные вопросы, вытекаю-щие из принципов государственного устройства Российской Федерации, ее политической и социальной организации. Прин-ципиальное значение имеют положения Конституции об осно-вах конституционного строя Российской Федерации, в которых провозглашаются, гарантируются и отстаиваются общечелове-ческие ценности (гл.]). В рассматриваемом контексте важно и решение вопроса об организации местного самоуправления (гл.8), в ведении которого, в частности, находится и обеспече-ние правопорядка на соответствующей территории. Исключительное значение имеют положения Конституции относительно прав человека (гл.2). Все они распространяются и на деятельность милиции. Милиция обязана соблюдать и защищать их, помнить о взаимоотношениях гражданина с ор-ганами власти и управления, в рамках которых гражданин яв-ляется полноценным и равноправным участником.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|