реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Милиция как система органов исполнительной власти

реферат
p align="left">§2. Задачи органов милиции

Задачами милиции являются:

- обеспечение безопасности личности;

- предупреждение и пресечение преступлений и админи-стративных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общест-венной безопасности;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установлен-ных настоящим Законом.

Иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.)..

Принципиальной положительной чертой Закона о милиции является то, что он освободил милицию от выполнения не-свойственных ей функций. Ранее действовавшее законода-тельство возлагало или, в той или иной форме, допускал о" воз-ложение на органы милиции таких обязанностей, как:

- контроль за исполнением гражданами и должностными ли-цами решений органов власти и управления по ряду вопросов;

- соблюдение правил пожарной безопасности;

- обеспечение порядка призыва на военную службу;

- контроль за исполнением природоохранного законодательства;

- контроль за исполнением правил благоустройства и т.д. Более того, последняя редакция Закона о милиции сняла юри-дически остававшиеся вопросы о возможности возложения на милицию каких-либо иных обязанностей другими законода-тельными актами, помимо собственно Закона о милиции. Строго говоря, такая возможность оставалась в силу недос-татка редакции ч.2 комментируемой статьи, в которой говори-лось о возможности такого решения на основе просто закона; следовало понимать - любого. Теперь этот пробел устранен и речь может идти только о собственно Законе о милиции. Так, например, если надзор за соблюдением правил дорожного движения всеми его участниками целесообразно поручить именно милиции в лице ГИБДД, то прием экзаменов на право управления автомотосредствами, их регистрацию - соответст-вующим специализированным органам.

Целесообразно и сужение административной юрисдикции ми-лиции в плане возможности наложения административных взысканий за некоторые правонарушения помимо специаль-ных органов.

Одновременно желательно было бы видеть в Законе указание на обязанность органов милиции, их сотрудников оказывать помощь гражданам, пострадавшим от правонарушений и преступ-лений, стихийных бедствий и несчастных случаев, всем лицам, находящимся в беспомощном состоянии. Такого рода деятель-ность (практически уже имеющая место) заслуживает отдельного упоминания, особенно с точки зрения формирования облика со-трудника милиции в глазах общественности. Кроме того, это еще раз подчеркнуло бы важное социальное предназначение мили-цейской службы. Его надо понимать, признавать и как минимум не препятствовать сотрудникам милиции в исполнении их про-фессиональных обязанностей, направленных в конечном счете на охрану интересов всех членов общества Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «О милиции»: Изложение Закона в схемах; Комментарий изменений и дополнений, внесенных в новую редакцию Закона // Под ред. Маршунова М.Н. - М.: Герда, 2001. - С. 256..

Обеспечение безопасности личности - более широкая фор-мулировка по сравнению с имевшейся ранее "обеспечение лич-ной безопасности граждан. Последняя вольно или невольно наводила на мысль об обеспечении (или, наоборот, необеспече-нии) таковой в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Правда, практического значения эта недоработка Закона не имела, поскольку милиция в своей работе фактически не делала различий по этому признаку. Однако такая неточность все же должна была быть устранена, что сейчас и сделано. Обеспечение безопасности личности достигается;

- наличием в системе милиции различных функциональных подразделений (патрульно-постовая служба, служба участко-вых инспекторов), которые, действуя в пределах собственной компетенции и во взаимодействии с другими службами (де-журные части и др.), в конечном счете обеспечивают дости-жение этой общей и многоплановой цели;

- профилактической направленностью деятельности милиции, которая во многих случаях позволяет предотвратить противо-правные покушения на личность;

- принимаемыми в особых случаях гласными и негласными мерами по обеспечению безопасности определенных лиц, на-пример, участников уголовного процесса, в безопасности ко-торых есть основания сомневаться (обвиняемые, потерпев-шие, свидетели), а также вообще всех лиц, которые могут стать жертвами противоправных, и прежде всего преступных, проявлений (представители хозяйственно-финансовых струк-тур независимо от форм собственности, общественные, поли-тические, религиозные деятели).

Весь этот комплекс сил и мероприятий милиции должен обес-печивать личную, имущественную и иную безопасность. 3. Органы милиции обязаны принимать необходимые меры по предупреждению преступных проявлений и административ-ных правонарушений, а также по пресечению уже совершае-мых противоправных деяний. Известно, что правонарушение, в частности преступление, бывает проще предупредить, чем пресечь и тем более раскрыть. К тому же в первом случае не причиняется физический или материальный вред охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, самому государству.

Что касается уже совершенных преступлений или админист-ративных правонарушений, то сотрудники милиции обязаны принять все предусмотренные законом необходимые меры к закреплению их следов, поиску и задержанию подозреваемых, доставлению их в соответствующий орган милиции, оказанию помощи потерпевшим, обеспечению охраны места происше-ствия, имущества потерпевших и иного, оставшегося без при-смотра, в необходимых случаях известить родственников по-терпевших и задержанных, принять другие определяемые обстановкой меры Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Московский университет МВД России, издательство «Щит и М», 2002. - С. 186..

Под выявлением преступлений следует понимать установ-ление с достаточной полнотой обстоятельств, свидетельст-вующих о том, что то или иное преступление действительно имело место (в любой стадии преступной деятельности -- при-готовление, покушение, оконченное преступление). Раскры-тие его - следующий этап, на котором устанавливаются не только его конкретные обстоятельства, но и лица, подлежа-щие привлечению к уголовной ответственности. Новая редакция Закона о милиции более четко и последова-тельно определяет основные этапы ее правоохранительной дея-тельности. Прежде чем раскрывать преступление, его надо вы-явить, т.е. обнаружить, а это один из больных моментов в деятельности милиции, поскольку известно, что многие пре-ступления вообще остаются неизвестными правоохранитель-ным органам (латентная преступность), либо сознательно скрыг ваются от учета и регистрации. И в том, и в другом случаях никакой работы по ним, разумеется, не ведется, преступники остаются безнаказанными, что создает условия для общего рецидива (совершение любого другого преступления, преступле-ний) или рецидива специального (повторение того же преступ-ления или продолжение той же преступной деятельности).

С целью выявления и раскрытия преступлений в органах милиции создаются и функционируют различные службы и подразделения, прежде всего оперативные, которые, взаимо-действуя с другими службами и органами, в первую очередь следственными (прокуратура, ФСБ и др.), в пределах своей компетенции должны раскрывать каждое преступление из числа зарегистрированных.

Правоохранительная практика выработала, а уголовно-процессуальный кодекс (УПК) частично закрепил целый ряд способов и форм обеспечения взаимодействия органов дозна-ния и предварительного следствия. Это и создание смешан-ных оперативно-следственных групп, и дача следователями органам дознания (милиции) отдельных поручений по делам, находящимся в производстве следователей, и взаимный обмен информацией.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности - изначально одна из важнейших функций мили-ции. Большая роль в этой деятельности принадлежит патруль-но-постовой службе, службе участковых инспекторов, отрядам милиции особого назначения. Деятельность этих подразделе-ний регулируется специальными ведомственными актами.

Указание на защиту милицией частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности - новое дополне-ние Закона. Отсутствие его в прежней редакции формально яв-лялось пробелом (формально потому, что на деле данная задача перед органами милиции всегда ставилась и решалась ими). В настоящее время этот недостаток устранен. Важно подчерк-нуть, что современный законодатель не проводит каких-либо разграничений между видами собственности, не устанавливает никаких льгот, преимуществ или, наоборот, ограничений в деятельности милиции в зависимости от охраняемой формы собст-венности. Любая собственность в равной мере подлежит защи-те силами милиции, что является отражением общих положений Конституции Российской Федерации.

Милиция обязана в пределах, установленных настоящим Законом, оказывать помощь физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Речь в первую очередь идет об охране от противоправных посягательств в тех случаях, когда они имеют место или их проявление реаль-но в соответствии с объективными данными. Сюда относится также ликвидация препятствий к реализации прав и интересов физических и юридических лиц. (Примеры - участившиеся в последнее время случаи захвата помещений, зданий и терри-торий.) Правда, при этом далеко не просто разобраться, какая из сторон конфликта права. Представляется, что вмешиваться в такого рода события милиция должна только в рамках своих конкретных задач: восстановление общественного порядка, освобождение насильственно удерживаемых лиц, предотвра-щение возможных тяжких последствий, например, вследствие прекращения нормального функционирования какой-либо ор-ганизации (транспорта, связи и др.) Комментарий к закону «О милиции». / Под ред. А.А. Яблокова. - М. - 2003. - С. 283. .

§3. Принципы деятельности милиции

Деятельность милиции строится в соответствии с прин-ципами уважения прав и свобод человека и гражданин, закон-ности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимо-действии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципаль-ными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий-ской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Обращает на себя внимание, что и в этой статье на первое место выдвигается положение о необходимости в деятельно-сти милиции уважать права и свободы человека и гражданина. Часто милиция бывает поставлена перед необходимостью применения к правонарушителям мер принуждения, порой весьма острых. Но даже и в таких ситуациях принуждение должно вписываться в систему общечеловеческих ценностей, в частности закрепленных в "Декларации прав и свобод чело-века и гражданина", принятой 22 ноября 1991 г. Разумеется, скорее выявляются и раскрываются. Поэтому взаимодействие - не только принцип деятельности милиции, но и требование к ней. Наиболее очевидно соприкосновение органов милиции с населением происходит в повседневной деятельности участ-ковых инспекторов, которые служат как бы связующим зве-ном между милицией и населением.

§4. Правовая основа деятельности милиции

Милиция в своей деятельности руководствуется Консти-туцией Российской Федерации, настоящим Законом, феде-ральными законами и иными нормативными правовыми акта-ми Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий-ской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Российской Федерации, действующими на территории Российской Федерации в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации Учебник, - М., Изд. ТЕИС, 2002г. - С. 438..

Конституция Российской Федерации представляет собой ба-зисный, основополагающий документ, в том числе и по вопро-сам организации и деятельности милиции. Разумеется, в ней решаются только общие, принципиальные вопросы, вытекаю-щие из принципов государственного устройства Российской Федерации, ее политической и социальной организации. Прин-ципиальное значение имеют положения Конституции об осно-вах конституционного строя Российской Федерации, в которых провозглашаются, гарантируются и отстаиваются общечелове-ческие ценности (гл.]). В рассматриваемом контексте важно и решение вопроса об организации местного самоуправления (гл.8), в ведении которого, в частности, находится и обеспече-ние правопорядка на соответствующей территории. Исключительное значение имеют положения Конституции относительно прав человека (гл.2). Все они распространяются и на деятельность милиции. Милиция обязана соблюдать и защищать их, помнить о взаимоотношениях гражданина с ор-ганами власти и управления, в рамках которых гражданин яв-ляется полноценным и равноправным участником.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.