Международные таможенные договоры
2 КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ ИМ. АБЫЛАЙ ХАНА КАФЕДРА: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ДОГОВОРЫ проверил: Алибеков С. выполнила: Жиендинова С. МП 323 АЛМАТЫ, 2008 ПланВведение 3- Понятие источников международного таможенного права 5
- Цели, задачи и принципы международного таможенного права 6
- Международный обычай 9
- Прецеденты международных отношений 10
- Решения международных организаций по вопросам таможенного сотрудничества 11
- Акты международных конференций 12
- Международный договор 15
- Таможенное сотрудничество 19
- Международные документы (СНГ) 20
- Заключение 22
- Список использованной литературы 23
ВведениеВажнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Термин "таможенное дело" в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного общества. Таможенную дело в Республике Казахстан является составной частью таможенной сферы, в которую помимо таможенного дела входит и таможенная политика, являющаяся частью внутренней и внешней политики государства. В свою очередь таможенное дело Республики Казахстан состоит из: порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; взимания таможенных платежей и налогов; таможенного оформления; таможенного контроля. Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Так как международные таможенные отношения должны осуществляться в строгом соответствии с общепризнанными принципами международного права и специфическими принципами международного таможенного права, такими как: уважение национальной независимости и суверенитета; невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой; полное равноправие; уважение национальных интересов и права каждого народа распоряжаться своей судьбой; взаимная выгода, недискриминация, наибольшее благоприятствование. Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает Таможенный кодекс Республики Казахстан. Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, активизацию связей казахстанской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Понятие источников международного таможенного праваВ теории права под источником права понимается форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, подзаконные акты, к которым относятся указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства, и т.д.). Таким образом, источниками международного права будут считаться те формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы. Термин "источники права" обычно принято употреблять в двух значениях - материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источники права, более всего интересующие правоведов, - это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права. В понятие источника международного таможенного права входят два существенных элемента. Во-первых, это внешняя форма - форма выражения, форма установления выражения. Во-вторых, это элемент конститутивный - сообщение, придание норме качества правовой нормы. Следовательно форма, в которой выражено правило, сообщающая ему качество правовой нормы, называется источником права в юридическом смысле. Юридическими источниками международного таможенного права являются: международный договор, как общий, так о специальным вопросам международных таможенных отношений; международный обычай, признанный государствами в качестве правовой нормы; общие принципы современного международного права, внутренний закон, прецеденты международных отношений, действующая практика в области международных таможенных отношений; решения международных организаций по вопросам международного таможенного сотрудничества и взаимопомощи государств. В качестве вспомогательного источника могут быть использованы решений международных судов и арбитражей, а также официальные доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций. Цели, задачи и принципы международного таможенного праваГлавная цель международного таможенного права - обеспечение экономической безопасности и охрана суверенитета государств. Экономическая безопасность государств непосредственно связана с обеспечением мира, прекращением гонки вооружения на земеле и недопущением ее в космосе, решительным оздоровлением всей международной обстановки. Тесная связь между сохранением мира и экономическим сотрудничеством государств является основной целью Устава ООН. Международные экономические, включая и международный таможенные отношения, служат претворению в жизнь основных целей и принципов Устава ООЕ, таких как развитие дружеских отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешения международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии. Основными задачами международного таможенного права являются: Обеспечение международной экономической безопасности и неукоснительное соблюдение неотъемлемого суверенного права государств выбирать свою экономическую таможенную систему; Свобода межгосударственного общения от произвола и незаконных эмбарго, бойкота, торговых, таможенных, кредитных блокад; Обеспечение использования международных отношений в целях устранения эксплуатации менее развитых в экономическом отношении стран более развитыми в промышленном отношении государствами; недопущение политического давления; устранение неправомерных экономических отношений. Принципы это основные положения той или иной отрасли, которыми должен руководствоваться субъект при осуществлении каких-либо действий. Отраслевые принципы, с учетом специфики предмета правового регулирования международного таможенного права развивают и конкретизируют основные принципы и международного публичного права, лежащего в основе этой отрасли права. Этими специфическими отраслевыми принципами, регулирующими отрасль международного таможенного сотрудничества государств, сложившихся в ходе практического осуществления и международных экономических и таможенных связей, являются: Принцип содействия становлению нового экономического порядка, основанного на подлинной справедливости, суверенном равенстве национальных экономик, взаимозависимости, общность интересов, взаимной и равной выгоде в таможенном сотрудничестве между всеми государствами независимо от их экономических и социальных систем; Принцип запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать осуществлению экономического суверенитета государств; Принцип обеспечения постоянного и все возрастающего расширения и либерализации международной торговли, основывающейся на универсальном применении режима наиболее благоприятствуемой нации; Принцип равноправного использования государствами преимущества международного разделения труда, способствующего развитию широко распространенного торгового обмена товарными массами с соблюдением равноправия всех форм собственности на основе использования выгод от исторически сложившихся форм интернационализации хозяйственной жизни; Принцип содействия экономическому росту развивающихся стран и преодоления имеющегося экономического разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами в целях укрепления экономического суверенитета развивающихся стран; Принцип совершенствования организационного механизма международного таможенного сотрудничества в рамках организаций, конференций универсального, континентального, регионального и субрегионального масштаба как средства укрепления мира, повышения уровня благосостояния народов и экономического суверенитета; Принцип независимости. Этому принципу в практике международных отношений развивающихся стран придается большое значение. Содержание последнего принципа составляют таможенные торговые и иные льготы и уступки развитых промышленных стран развивающимся государствам, предоставляемые без взаимности. Принципы международного таможенного права как наиболее важные и наиболее общие правила поведения участников международного общения оказывают определенное влияние на создание международных таможенных норм, являющихся наиболее конкретными правилами поведения государств в сфере международных таможенных отношений. Международный обычайМеждународный обычай представляет собой наиболее древнюю форму образования норм международного таможенного права. Это правило поведения государств, приобретающее применение и признание государствами в качестве обязательной нормы. Следовательно, международный обычай представляет собой обычный нормы международного таможенного права, которые формируются в практике международных экономических отношений. Международный обычай - это сложившиеся в международной практике правила поведения, за которым субъекты международного таможенного прав признают юридически обязательный характер. Обычные нормы международного таможенного права формируются в практике международных отношений в результате повторяющихся действий государств, в силу чего возникает правило, которому они обычно следуют. Но данное правило - еще не норма международного таможенного права, просто обычай. Источником международного таможенного права является не всякий обычай, а тот, который признан всеми или большинством государств в качестве обязательного правила, выражающего всеобщую практику государств. Обычаи, будучи источником международного таможенного права, может иметь как универсальный характер - в силу всеобщности признания, так и региональный - в силу признания в ограниченных экономических отношениях или тех или иных определенных областях сотрудничества: обычай торговых портов, национальный обычай, традиции народов. Формулировки обычаев встречаются в решениях международных судов и арбитражей, резолюциях международных организаций, дипломатических нотах, дипломатической корреспонденции, а также законодательных актах различных государств. В определенных случаях источниками международного таможенного права могут служить обыкновения (торгового и таможенного характера) и национальные традиции, носящие международный характер. Обыкновения - это правила поведения, сложившиеся в определенной сфере международной торговли или в процессе таможенного контроля на основании постоянного и единообразного их применения. В основном они относятся к источникам международного таможенного права в сфере таможенного регулирования международной торговли. Обыкновения нашли свое отражение в ряде документов международных организаций, а также сборники "Инкотермс" 1953, 1980 г. г, Единообразных правилах для документальных аккредитивов 1974 г., разработанных международной торговой палатой; Общих условиях торговли, разработанных Европейской экономической комиссией ООН. Большое значение имеют также международные национальные традиции, сложившиеся в международных таможенных отношениях, особенно в приграничных районах и таможенной зоны. Однако было бы неправильно, в связи с возрастанием в настоящее время роли договорных норм, отрицать или умалять роль обычая. При этом следует отметить, что в данное время существенно выросла роль взаимодействия договора и обычая как способа становления и утверждения норм международного таможенного права. Прецеденты международных отношенийПостоянное взаимное влияние практики государств на становление норм современного международного права и, в свою очередь самого международного права на практику международных отношений создает реальные условия, в которых решаются различные вопросы международных связей государств. Прецедентом является юридическая форма решения спорных вопросов международного общения любыми правомерными способами и средствами. В настоящее время в практике государств усиливается тенденция к решению спорных вопросов международных отношений путем переговоров и заключений международных договоров и соглашений. Договорная практика может служить прецедентом и потому имеет важное значение для развития современного международного таможенного права. В качестве примера можно назвать Рапалльский договор 1922 г., заключенный между Россией и Германией, в котором впервые была официально признана новая система собственности и который явился международно-правовой формой закрепления принципов мирного сосуществования. К прецедентам такого рода можно отнести и решения международных судов, постановления и заключения органов международных организаций и т.д. по урегулированию отдельных вопросов в сфере международных таможенных отношений.
Страницы: 1, 2
|