p align="left">Режим воздушного пространства над Антарктикой и право полетов в нем определяются Договором об Антарктике 1959 года. Договор устанавливает свобод-ный полет гражданских воздушных судов всех стран независимо от того, являются они участниками данно-го Договора или нет (ст. VI). Международные полеты должны осуществляться в строгом соответствии со стандартами ИКАО. § 5. Регулирование коммерческой деятельности иностранных авиапредприятий Вопрос о коммерческих правах в международном воздушном транспорте является главной проблемой международных воздушных сообщений. Как показыва-ет международная практика послевоенных лет, именно вопрос об объеме коммерческой деятельности на тер-ритории иностранного государства вызывает значи-тельные противоречия между крупнейшими авиацион-ными державами и их авиакомпаниями. Под коммерческими правами в международном воздушном транспорте понимают разрешение авиа-предприятиям осуществлять воздушные перевозки пас-сажиров, багажа, грузов и почты за вознаграждение Общее право на осуществление коммерческой дея-тельности делится на соответствующие категории, име-нуемые "свободы воздуха" -- термин, впервые упот-ребленный в Чикагском соглашении о международном воздушном транспорте 1944 года. Первоначально максимальный объем коммерчес-кой деятельности, за который велась конкурентная борьба между крупнейшими авиационными держава-ми, состоял из пяти "свобод воздуха" 1) право тран-зитного беспосадочного пролета (первая "свобода воз-духа"); 2) право транзитного пролета с посадкой в некоммерческих целях, т.е. без принятия на борт или высадки пассажиров, погрузки и разгрузки багажа (вто-рая "свобода воздуха"); 3) право высаживать на ино-странной территории пассажиров и выгружать грузы и почту, взятые на борт воздушного судна на территории государства, чью национальность судно имеет (третья "свобода воздуха"); 4) право принимать на иностран-ной территории пассажиров, направляющихся на тер-риторию государства, чью национальность имеет воз-душное судно, а также адресуемые туда же грузы и почту (четвертая "свобода воздуха"); 5) право прини-мать на иностранной территории пассажиров, направ-ляющихся на территорию любого третьего государства, а также адресуемые туда же груз и почту и право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, сле-дующие с любой такой территории, в стране -- партне-ре по соглашению (пятая "свобода воздуха"). Для авиапредприятий важно получить разрешение на коммерческую деятельность в объеме пяти "свобод воздуха", так как именно этот объем способствует уве-личению нагрузки самолетов и обеспечивает более вы-сокий уровень прибылей, получаемых авиатранспорт-ными компаниями. В международной практике, однако, пятая "свобо-да воздуха " в ее полном объеме -- перевозки в любые третьи страны -- не предоставляется, ибо это уменьша-ет возможности национальных авиапредприятий самим осуществлять перевозки пассажиров, грузов и почты Развитие международных воздушных сообщений привело к тому, что произошло дробление коммерчес-ких прав, в частности, пятой "свободы воздуха" И в настоящее время объем коммерческий деятельности дополнен шестой, седьмой, восьмой и девятой "свобо-дами воздуха". Шестая "свобода воздуха" -- право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между третьими странами через свою территорию Отличие шестой "свободы воздуха" от пятой "свободы воздуха" заключается в том, что при пятой "свободе воздуха" основ-ной загрузкой, перевозимой на воздушном судне, явля-ется загрузка по третьей и четвертой "свободам возду-ха", а перевозки из страны-партнера по соглашению в третью страну имеют дополнительный характер. При шестой "свободе воздуха" основной загрузкой являют-ся перевозки из страны-партнера по соглашению в третью страну, а перевозки по третьей и четвертой "свободам воздуха" носят дополнительный характер. Седьмая "свобода воздуха"» -- право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между третьими странами, минуя территорию государства, чью нацио-нальность имеет воздушное судно; восьмая "свобода" воздуха" -- каботаж, г е. авиаперевозки между пункта-ми, расположенными на территории одного и того же государства. В связи с происшедшими в 90-е годы изменениями в правовом регулировании воздушного транспорта в районах Европейского Союза произошло деление вось-мой "свободы воздуха" на восьмую и девятую, которые ранее были объединены в одну -- каботаж. Девятая "свобода воздуха" -- внутренняя перевозка, выполняе-мая по маршруту, проходящему исключительно по тер-ритории государства, предоставляющего это право. Ни одно из соглашений Российской Федерации с другими государствами таких перевозок не предусматривает. Правовое регулирование воздушных сообщений осуществляется посредством двусторонних межправи-тельственных соглашений о воздушных сообщениях, в которых большое внимание уделяется регулированию объемов-перевозок. К определяющим факторам объ-емов перевозок относятся частота движения воздуш-ных судов по договорным линиям, типы эксплуатируе-мых самолетов, их вместимость. Другим важным поло-жением, содержащимся в действующих в настоящее время соглашениях, является положение о тарифе. Большинство соглашений содержит определение тер-мина "тариф". Значительное число двусторонних межправительст-венных соглашений о воздушных сообщениях сделало актуальным вопрос о регулировании таких сообщений на базе единого (типового) многостороннего соглаше-ния. Обсуждение этого вопроса проходило на Всемир-ной авиатранспортной конференции ИКАО (в ноябре--декабре 1994 г.). Однако однозначного решения в пользу принятия многостороннего регулирования воз-душных сообщений принято не было. Правовое регулирование воздушных сообщений осуществляется посредством двусторонних соглашений о воздушном транспорте. Соглашения заключаются по образцу, содержащемуся в двух типовых проектах: Чи-кагском и Страсбургском, разработанных соответст-венно в 1944 и 1959 годах. Соглашения "чикагского типа" составляют боль-шинство действующих двусторонних соглашений. Зна-чительное влияние на договорную практику государств оказывают и соглашения "бермудского типа" (ныне Бермуды-2), например, те положения соглашений, ко-торые касаются установления тарифов и распределения объемов перевозок между участниками конкретного соглашения, которых нет ни в Чикагском, ни в Страс-бургском типовом проекте. В настоящее время Россия как правопреемница быв-шего Советского Союза продолжает участие в двусторон-них соглашениях о воздушных сообщениях, заключен-ных СССР, а также в соглашениях, заключенных непо-средственно Российской Федерацией, -- всего со 132 государствами мира, предоставляя им право на коммер-ческую деятельность в объеме шести "свобод воздуха". Из многосторонних конвенций, действующих в сфере воздушных сообщений, необходимо отметить Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных пере-возок, 1929 года. Помимо Конвенции 1929 года, были приняты Гааг-ский протокол об изменении этой Конвенции в части увеличения размера ответственности перевозчика 1955 года, а также Гвадалахарская конвенция 1961 года для унификации некоторых правил, касающихся междуна-родных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору. Указанные документы образуют так называемую "Варшавскую систему" ответственности авиаперевоз-чика. В последующие годы система стала подвергаться критике. (Седьмая "свобода воздуха"» -- право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между третьими странами, минуя территорию государства, чью нацио-нальность имеет воздушное судно; восьмая "свобода' воздуха" -- каботаж, т е авиаперевозки между пункта-ми, расположенными на территории одного и того же государства. В связи с происшедшими в 90-е годы изменениями в правовом регулировании воздушного транспорта в районах Европейского Союза произошло деление вось-мой "свободы воздуха" на восьмую и девятую, которые ранее были объединены в одну -- каботаж Девятая "свобода воздуха" -- внутренняя перевозка, выполняе-мая по маршруту, проходящему исключительно по тер-ритории государства, предоставляющего это право. Ни одно из соглашений Российской Федерации с другими государствами таких перевозок не предусматривает. Правовое регулирование воздушных сообщений осуществляется посредством двусторонних межправи-тельственных соглашений о воздушных сообщениях, в которых большое внимание уделяется регулированию объемов-перевозок. К определяющим факторам объ-емов перевозок относятся частота движения воздуш-ных судов по договорным линиям, типы эксплуатируе-мых самолетов, их вместимость. Другим важным поло-жением, содержащимся в действующих в настоящее время соглашениях, является положение о тарифе. Большинство соглашений содержит определение тер-мина "тариф". Значительное число двусторонних межправительст-венных соглашений о воздушных сообщениях сделало актуальным вопрос о регулировании таких сообщений на базе единого (типового) многостороннего соглаше-ния. Обсуждение этого вопроса проходило на Всемир-ной авиатранспортной конференции ИКАО (в ноябре--декабре 1994 г.). Однако однозначного решения в пользу принятия многостороннего регулирования воз-душных сообщений принято не было. Правовое регулирование воздушных сообщений осуществляется посредством двусторонних соглашений о воздушном транспорте. Соглашения заключаются по образцу, содержащемуся в двух типовых проектах: Чи-кагском и Страсбургском, разработанных соответст-венно в 1944 и 1959 годах. Соглашения "чикагского типа" составляют боль-шинство действующих двусторонних соглашений. Зна-чительное влияние на договорную практику государств оказывают и соглашения "бермудского типа" (ныне Бермуды-2), например, те положения соглашений, ко-торые касаются установления тарифов и распределения объемов перевозок между участниками конкретного соглашения, которых нет ни в Чикагском, ни в Страс-бургском типовом проекте. В настоящее время Россия как правопреемница быв-шего Советского Союза продолжает участие в двусторон-них соглашениях о воздушных сообщениях, заключен-ных СССР, а также в соглашениях, заключенных непо-средственно Российской Федерацией, -- всего со 132 государствами мира, предоставляя им право на коммер-ческую деятельность в объеме шести "свобод воздуха". Из многосторонних конвенций, действующих в сфере воздушных сообщений, необходимо отметить Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных пере-возок, 1929 года. Помимо Конвенции 1929 года, были приняты Гааг-ский протокол об изменении этой Конвенции в части увеличения размера ответственности перевозчика 1955 года, а также Гвадалахарская конвенция 1961 года для унификации некоторых правил, касающихся междуна-родных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору. Указанные документы образуют так называемую "Варшавскую систему" ответственности авиаперевоз-чика. В последующие годы система стала подвергаться критике'. В связи с этим в мае 1999 г. в Монреале проходила международная Конференция, которая рас-смотрела вопрос о модернизации "Варшавской систе-мы", приняв новую Конвенцию для унификации неко-торых правил международных воздушных перевозок. Монреальская конвенция вступит в силу на 60-й день после ратификации ее 30 государствами. Россия участ-вовала в Монреальской конференции, но пока Кон-венцию не подписала. § 6. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) ИКАО -- сокращенное название Организации на английском языке. Организация была создана в 1944 году на Чикагской конференции по вопросам граждан-ской авиации. Часть вторую принятой на Конферен-ции Конвенции о международной гражданской авиа-ции составляет Устав ИКАО. В 1946 году Организация приобретает статус специализированного учреждения. ИКАО явилась преемником функций двух междуна-родных органов, действовавших в период между первой и второй мировыми войнами: Международной комис-сии по воздушной навигации (СИ НА) и Международ-ного комитета юристов -- экспертов по вопросам воз-душного права (СИТЕЖА). В настоящее время ИКАО -- крупнейшая междуна-родная организация в области гражданской авиации, насчитывающая в своем составе 183 государства. Глав-ная (общая) цель ИКАО, согласно Чикагской конвен-ции 1944 года, заключается в обеспечении безопаснос-ти и упорядоченного развития международной граж-данской авиации (ст. 44). Структура Организации традиционна для специа-лизированных учреждений. Ассамблея -- высший орган, в котором представлены все государства-члены, имеющие по одному голосу; собирается раз в три года. Совет -- исполнительный орган, состоящий из 33 госу-дарств -- членов Организации, избираемых Ассам-блеей, согласно специальным, предусмотренным Кон-венцией 1944 года правилам. Так, в составе Совета обязательно должны быть государства, играющие веду-щую роль в воздушном транспорте (ст. 50, п. "Ь", Конвенции). Совет собирается три раза в год и наделен широкими полномочиями. Аэронавигационная комис-сия состоит из 15 членов, которыми являются физичес-кие лица, наиболее компетентные в области аэронави-гации. Секретариат возглавляется Генеральным секре-тарем, назначенным Советом. В Юридический комитет входят все государства -- члены ИКАО, которые назна-чают юридических экспертов, представляющих госу-дарства в Комитете. Наряду с этими основными органами в рамках ИКАО функционирует еще целый ряд комитетов по специальным вопросам, например, Комитет по -неза-конному вмешательству в дела гражданской авиации. Место нахождения ИКАО -- г. Монреаль (Канада). Говоря о направлениях деятельности ИКАО, необ-ходимо отметить, что она принадлежит к международ-ным организациям с развитой нормотворческой функ-цией, которая проявляется в следующих формах. В Юридическом комитете ИКАО разрабатываются про-екты многосторонних конвенций по отдельным вопро-сам международного воздушного права, которые затем принимаются на международных конференциях, созы-ваемых под эгидой ИКАО. Примером могут служить Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года и Монреальская конвенция о борьбе о незаконными актами, направленными про-тив безопасности гражданской авиации, 1971 года. Интересы международных воздушных сообщений, в первую очередь их безопасность и эффективность, требуют унификации и стандартизации национальных норм и правил. Таким видом нормотворчества ИКАО занимается с самого начала своей деятельности. Разра-ботанные Советом унифицированные правила, име-нуемые международными стандартами и рекоменда-циями, составляют приложения к Чикагской конвен-ции. В настоящее время их 18. Тексты международных стандартов рассылаются государствам -- членам ИКАО. Если государство-член в течение трех месяцев (ст. 90 Чикагской конвенции) не заявит о своем непри-нятии этих правил, они становятся обязательными для данного государства. Одно из направлений деятельности ИКАО -- ока-зание помощи развивающимся странам. Ежегодно помощь по линии ИКАО получают около 100 стран. Помощь осуществляется в трех основных формах: ко-мандирование экспертов, предоставление стипендий для подготовки специалистов в области гражданской авиации, поставка оборудования для аэропортов. Помимо ИКАО, являющейся универсальной орга-низацией, имеется ряд региональных международных организаций и органов, действующих в сфере граждан-ской авиации, с которыми ИКАО осуществляет сотруд-ничество. ЛИТЕРАТУРА: Бордунов ВД , Котов А И , Малеев Ю Н Правовое регули-рование международных полетов гражданских воздушных судов. М , 1988. Верещагин А Н Международное воздушное право. М., 1966. Международное воздушное право. М., 1980--1981. Кн. 1--2.
Страницы: 1, 2
|