p align="left">в) вопрос о передаче согласуется между центральными правоохранительными органами (в РФ - Генеральной прокуратурой); г) передача не производится, если: по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением; в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания; в государстве гражданства осужденного истек срок давности или имеется иное основание, препятствующее исполнению наказания; осужденный имеет постоянное место жительства в государстве, судом которого вынесен приговор; не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных договором. 11. Признание в Российской Федерации приговоров иностранных судов. При наличии международного договора приговор иностранного суда в Российской Федерации рассматривается так, как если бы он был вынесен российским судом. 5. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголовной полиции. В 1982 г. Интерпол получил статус международной межправительственной организации. Его членами являются более 170 государств, и по численности он уступает только ООН. В соответствии с Уставом Интерпола каждая страна может уполномочить выступать в качестве члена Интерпола любой полицейский орган, функции которого совпадают со сферой деятельности этой организации. Просьба о приеме в члены Интерпола направляется от имени компетентного правительственного органа его Генеральному секретарю. Решение о принятии в члены выносит Генеральная Ассамблея Интерпола большинством в две трети голосов. Целями Интерпола объявлены: 1) обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции; 2) развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней. Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера. Интерпол имеет следующую организационную структуру. Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно. Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех вице-президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица - на три года). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год. Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной Ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем). Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган (национальное центральное бюро - НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией. Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года. Местопребывание штаб-квартиры Интерпола - г. Лион (Франция). Основные направления деятельности Интерпола следующие. 1. Уголовная регистрация. Объект регистрации - сведения о "международных" преступниках и преступлениях, носящих международный характер. 2. Международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола - это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.). 3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями. 4. Розыск лиц, пропавших без вести. 5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.). В системе Интерпола также осуществляются сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и "международных преступниках". В центральных органах Интерпола и НЦБ Интерпола в государствах-участниках ведется большая научно-исследовательская работа, в частности собирается и распространяется информация в области криминалистики, криминологии, уголовного права и т.д., издаются многочисленные ведомственные бюллетени (например, Бюллетень "Подделки и подлоги") и др. Российская Федерация является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД России создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола. НЦБ Интерпола в Российской Федерации - это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД России, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ. В задачи НЦБ Интерпола в Российской Федерации входят: 1) обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; 2) оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 3) наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация. Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами РФ, а также международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола. НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер. НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции: 1) принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные поручения и сообщения госорганов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов; 2) принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами государств - членов Интерпола запросов из Российской Федерации; 3) определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие госорганы РФ; 4) иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ. Заключение Система международного уголовного права, наряду с чертами международного права в целом, имеет определенные специфические черты. Так, наиболее важная особенность системы современного международного уголовного права состоит, пожалуй, в том, что она объединяет нормы, относящиеся не только к уголовному, но и к уголовно-процессуальному праву, а также к судоустройству. Международное уголовное право определяет порядок действия своих норм, а также содержит иные принципы и нормы, относящиеся к общей части уголовного права. Оно устанавливает состав преступлений, организацию международных уголовных судов и нормы международного уголовного процесса. Значительное место занимают нормы, регулирующие взаимодействие государств в области уголовного правосудия. Источники международного уголовного права как отрасли международного права в принципе те же, что и источники международного права: международный договор и международный обычай. В качестве примера можно указать на Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., в которых участвуют не все страны, но их нормы являются частью общего международного права, обязательного для всех государств. В докладе Генерального секретаря ООН Совету Безопасности по проекту уставов международных трибуналов для бывшей Югославии и Руанды говорилось: "...Международный трибунал должен применять нормы международного гуманитарного права, которые вне всякого сомнения являются частью обычного права, с тем, чтобы проблема участия некоторых, а не всех государств в определенных конвенциях не возникала". Международный трибунал для бывшей Югославии по вопросу о соотношении применяемых им норм высказал следующую точку зрения: "...Международный трибунал вправе применять в дополнение к обычному международному праву любой договор, который: 1) был несомненно обязателен для сторон во время совершения инкриминируемого деяния и 2) не противоречил или не отступал от императивных норм международного права, каковыми является большинство норм международного гуманитарного права". Важное значение в формировании норм международного уголовного права приобретают резолюции международных организаций. Наиболее ярким примером является Всеобщая декларация прав человека, в которой содержатся положения, имеющие отношение в том числе и к международному уголовному праву. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. и имела статус рекомендации. Однако в дальнейшем государства признали ее положения в качестве норм общего международного права. В настоящее время суды государств, включая Россию, рассматривают положения Декларации как общепризнанные нормы международного права. Уникальным случаем прямого создания норм и институтов международного уголовного права международным органом является учреждение Советом Безопасности ООН международных трибуналов для бывшей Югославии и Руанды, несмотря на то, что в Уставе ООН не закреплено такое полномочие Совета Безопасности. Юридическое обоснование правомерности решений Совета Безопасности видится в другом, а именно в молчаливом признании их государствами. Литература "ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ РИМСКОГО СТАТУТА МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА: ОПЫТ ГЕРМАНИИ" (Н.А. Сафаров) ("Журнал российского права", 2006, N 12) "О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С УЧЕТОМ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА" (А.В. Журавлев) ("Российский судья", 2006, N 8) "РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОСУЖДЕННЫМИ В РОССИИ" (В.А. Пертли) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 4) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (А.Ю. Корчагина) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 4) "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ПРАВЕ ОСУЖДЕННЫХ НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ И ГАРАНТИЯХ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ" (О.А. Коптяева) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 4) "ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ" (С.В. Чубраков) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 4) "ПОЛИГРАФ В РОССИИ: ОТЧЕТ О РАБОТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ФОРУМА "ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕТЕКЦИЯ ЛЖИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ" (Я.В. Комиссарова) ("Адвокатская практика", 2006, N 3) ("Миграционное право", 2006, N 2) ("Российский следователь", 2006, N 6) ("Мировой судья", 2006, N 7) ("Военно-юридический журнал", 2006, N 7) ("Юридический мир", 2006, N 6) ("Эксперт-криминалист", 2006, N 3) ("Юридическое образование и наука", 2006, N 3) ("Наркоконтроль", 2006, N 3) ("Уголовное судопроизводство", 2006, N 3) "К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА" (В.Ф. Цепелев, Н.И. Амрахов) ("Международное публичное и частное право", 2006, N 4) "ИНКОРПОРАЦИЯ НОРМ РИМСКОГО СТАТУТА МУС В УГОЛОВНО-ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ ГЕРМАНИИ" (Н.А. Шулепов, Л.Ф. Шулепова) ("Международное публичное и частное право", 2006, N 4) "ОСНОВАНИЯ ДЛЯ АРЕСТА И ЗАДЕРЖАНИЯ ПО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ США" (Г.А. Груничева) ("Международное публичное и частное право", 2006, N 4) "МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" (М.Л. Добрынина) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 3) "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИММУНИТЕТЫ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ" (В.Н. Русинова) ("Международное публичное и частное право", 2006, N 3) "МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ" (Р.З. Абдрашитова) ("Право и политика", 2006, N 2) "ШТРАФ КАК ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН" (Д.В. Липатов) ("Международное публичное и частное право", 2006, N 2) "ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА НА ДИССЕРТАЦИЮ ЦВЕТКОВА АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА ТЕМУ "ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ЧАСТЬ РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ" (А.П. Кузнецов) ("Международное публичное и частное право", 2006, N 1) "МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ГОСУДАРСТВАМИ ЕС В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА СВОБОДЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОСУДИЯ" (А.Р. Каюмова) ("Международное публичное и частное право", 2005, N 4) "ДОПУСТИМОСТЬ В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ФАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ С СОБЛЮДЕНИЕМ МЕР ПО ЗАЩИТЕ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ. АНАЛИЗ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА" (Э.А. Меринов) ("Мировой судья", 2005, N 6) "СПОСОБЫ ИНКОРПОРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ" (Ю.В. Трунцевский, А.А. Цветков) ("Международное публичное и частное право", 2005, N 2) "СУДЕБНОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ЧАСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" (А.А. Цветков) ("Российский судья", 2005, N 4) "НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ" (Е.Н. Трикоз) ("Журнал российского права", 2005, N 3) "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО" (В.Н. Андриянов) ("Конституционное и муниципальное право", 2004, N 6) "СТАТУС СУДА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО КОНТРОЛЬ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОКАЗАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ" (В.Ш. Табалдиева) ("Журнал российского права", N 12, 2004) "НОВЫЙ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА" (И. Ледях) ("Российская юстиция", N 1, 1997)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|