реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международное атомное право

реферат
p align="left">Тот факт, что в нормативном правовом массиве увеличился удельный вес законов (ранее в правовом регулировании преобладали подзаконные акты - правительственные и ведомственные) следует отметить как позитивное явление. Тенденция к примату законодательного регулирования отношений должна служить фактором последовательной реализации конституционного принципа разделения властей и построения в России правового государства.

В то же время, существующее правовое обеспечение деятельности в области использования атомной энергии нельзя признать удовлетворительным, в полной мере обеспечивающим интересы развития ядерного энергетического и ядерного оружейного комплекса страны. Во-первых, на протяжении ряда лет не принимаются (или остаются по тем или иным причинам «замороженными» на различных стадиях законодательной процедуры), многочисленные законодательные акты, направленные на регулирование ключевых вопросов атомной энергии в мирных и оборонных целях. Во-вторых, основополагающие законодательные акты, регулирующие вопросы использования атомной энергии, в частности, законы об использовании атомной энергии и о радиационной безопасности населения, требуют дальнейшего развития, внесения изменений и дополнений в те нормы, которые на сегодняшний день уже не отвечают интересам отрасли и не обеспечивают ее эффективного функционирования. В-третьих, проведение современных экономических и организационных реформ и дальнейшее развитие правовой системы России, требуют приведения в соответствие с ними норм атомного законодательства, ставя перед последним новые задачи (в частности, в области совершенствования государственного управления и государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии; развития форм собственности и организационно-правовых форм организаций атомной энергетики, а также правового режима их имущества; лицензирования видов деятельности; технического регулирования и т.д.).

Существующее правовое регулирование и основные направления совершенствования законодательства в области использования атомной энергии

1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» требует дальнейшего развития, внесения изменений и дополнений в те нормы, которые на сегодняшний день уже не отвечают интересам страны и отрасли, и не обеспечивают ее эффективного функционирования. С учетом того, что в условиях рыночной экономики гражданско-правовое регулирование отношений в области использования атомной энергии приобретает особое значение, одним из важных направлений его развития должно стать совершенствование регулирования отношений собственности на объекты использования атомной энергии.

Установленные ст. 5 Закона ограничения в отношении собственности на ядерные материалы и, соответственно, их способности находится в гражданском (имущественном) обороте, не дают возможности использовать в ядерной области новые и эффективные механизмы хозяйствования, например, механизм лизинга тепловыделяющих сборок для ядерных реакторов. Законодательное решение вопроса о расширении рынка услуг в области обращения с отработавшим ядерным топливом ставит вопрос о внесении изменений в ст. 5 в этой части регулирования.

Дальнейшее развитие форм собственности в сфере использования атомной энергии возможно не только путем внесения изменений в ст.5 Закона. Возможности самой этой статьи также еще далеко не исчерпаны; так, ч. 2 ст. 5 установлено, что «не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности, если иное не установлено законом». Разработка федерального закона «О собственности на не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения» была предусмотрена распоряжением Правительства РФ от 12.03.96 г. № 367-р, что до сих пор не реализовано.

Требует существенных изменений и гражданско-правовой статус организаций атомной энергетики (с учетом, естественно, характера их гражданской правоспособности, владения объектами, изъятыми из гражданского оборота, и осуществления деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих), что также пока не получило адекватного выражения в действующем законодательстве. В первую очередь, это касается таких аспектов гражданско-правовой характеристики данных субъектов, как изменение организационно-правовых форм, в которых могут создаваться эти юридические лица и правового режима их имущества.

2. Проведение административной реформы в атомной отрасли должно быть скоординировано с задачей совершенствования государственного управления и государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, особо подчеркнутой в Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом РФ 4 декабря 2003 г. В настоящее время состояние дел с правовым регулированием в этой области вызывает определенные опасения. Указ Президента РФ № 314 от 09.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» кардинальным образом изменил систему государственного управления использованием атомной энергии в стране, упразднив главный штаб государственного управления отраслью - Министерство Российской Федерации по атомной энергии. Функции Министерства по выработке государственной политики и принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы вновь образованному Министерству по промышленности и энергетике.

Агентство по атомной энергии, созданное Указом, является самым низшим звеном в иерархии федеральных органов исполнительной власти и осуществляет правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг, ведению реестров, регистров, кадастров и управлению государственным имуществом. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору (включая лицензирование), кроме случаев, установленных указом Президента РФ. Федеральная служба по атомному надзору также лишена права осуществлять нормативное правовое регулирование. В то же время осуществление государственного управления и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии невозможно без правоустанавливающей функции (разработка, утверждение и введение в действие правил и норм в области использования атомной энергии) и других функций, внутренне им присущих. Предусмотренная Указом возможность внесения отдельных изменений в перечень полномочий указанных органов дополнительным указом Президента дает возможность решить проблему.

Это направление должно быть приоритетным и при дальнейшем совершенствовании законодательного обеспечения деятельности в области использования атомной энергии. Вопросы структуры государственного управления деятельностью в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, распределения полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти по основным вопросам государственного управления использованием атомной энергии и обеспечения ядерной и радиационной безопасности должны быть четко урегулированы на законодательном уровне. При этом следует учитывать и те международные обязательства, которые приняла на себя Российская Федерация как участница международной Конвенции о ядерной безопасности.

3. Использование атомной энергии в оборонных целях представляет собой принципиально важную часть многогранной деятельности, обеспечивающей национальную безопасность России. Особую роль при этом играет деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Однако существующий основополагающий закон «Об использовании атомной энергии» эту деятельность не регулирует. Федеральный закон о ядерном оружии принят Федеральным Собранием России еще в мае 1999 г., но он безнадежно застрял между Федеральным Собранием и аппаратом Президента России; закон о ядерных установках военного назначения еще только разрабатывается.

Несовершенство нормативно-правовой базы в указанной сфере деятельности и, в частности, отсутствие законодательных норм, регулирующих использование атомной энергии в оборонных целях. Сказанное диктует необходимость совершенствования законодательного регулирования как самой деятельности в области разработки, изготовления, испытания, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, так и условий ее осуществления - обеспечения безопасности, физической защиты, а также социальной защиты специалистов ядерного оружейного комплекса. Ускорение разработки и принятия федеральных законов в этой области является одной из насущных задач атомного законодательства .

4. Несмотря на то, что в РФ существует специальный закон «О радиационной безопасности населения», он в настоящее время не отвечает требованиям дня и нуждается в существенном обновлении. В этих целях необходимо продолжение работы над правовой концепцией новой редакции ФЗ «О радиационной безопасности населения» и на ее основе совершенствование действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в области радиационной защиты и радиационной безопасности.

5. Включение в сферу действия Федерального закона «О техническом регулировании» деятельности, связанной с использованием атомной энергии, требующей специфических мер обеспечения ядерной и радиационной безопасности, вызывает у специалистов справедливые возражения. Не вдаваясь в подробности, следует подчеркнуть, что техническое регулирование деятельности в области использования атомной энергии сформировалось на базе Федерального закона об атомной энергии и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов, в том числе правил и норм по безопасности. Переход к техническому регулированию в этой области на основе закона «О техническом регулировании» может привести к разрушению эффективно действующей в настоящее время системы, противоречит действующему федеральному законодательству и принятой Россией Конвенции о ядерной безопасности.

Наиболее целесообразной была бы разработка специального законопроекта «О техническом регулировании деятельности по использованию атомной энергии и обращению с радиоактивными веществами и отходами». С этой целью необходимо также принять Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании», исключающий отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях и обращении с радиоактивными веществами и отходами из сферы применения Федерального закона «О техническом регулировании» (как это сделано в данном законе в отношении требований к функционированию единой сети связи РФ).

6. Не удается пока создать эффективный правовой режим гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и ее финансового обеспечения. В Государственной Думе много лет продолжается работа над проектом Федерального закона «О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении», однако его правовая концепция требует дальнейшей научной разработки. Данный законопроект должен быть направлен на определение субъектов гражданской ответственности за ядерный вред, установление оснований и пределов ответственности, создание механизма обязательного финансового обеспечения гражданской ответственности за ядерный вред, одной из основных форм которого является ядерное страхование, а также закрепление дополнительных финансовых гарантий возмещения вреда со стороны государства. Решение этих задач позволит в полной мере обеспечить права лиц, подвергшихся радиационному воздействию, на возмещение причиненного им вреда.

Следовало бы также интенсифицировать работу по ратификации Венской (1963 г.) конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб. До настоящего времени Россия не является участницей существующего международно-правового режима ответственности за ядерный ущерб (в 1996 г. РФ подписала Венскую конвенцию, но до сих пор ее не ратифицировала). Ратификация Конвенции и принятие национального закона, соответствующего ее положениям, позволит России присоединиться к существующему международно-правовому режиму и тем самым создаст необходимые предпосылки для полноправного выхода на международный ядерный рынок.

7. Актуальной проблемой остается дальнейшее развитие правового регулирования социальной защиты и социальных гарантий работникам объектов использования атомной энергии и населению, проживающему или осуществляющему трудовую деятельность в районах их расположения.

Отдельные меры социальной защиты декларируется в целом ряде законодательных актов (в том числе в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии» и в Федеральном законе «О радиационной безопасности населения»). В то же время, несмотря на существующие законодательные предпосылки, механизм социальной защиты граждан РФ в связи с использованием атомной энергии правом не урегулирован и нуждается в разработке.

8. На протяжении ряда лет не принимаются многочисленные законодательные акты, направленные на регулирование ключевых вопросов атомной энергии в мирных и оборонных целях, в частности закон об обращении с радиоактивными отходами и некоторые другие законодательные акты в области использования атомной энергии.

Перечень первоочередных направлений законопроектной деятельности:

1. Принятие изменений и дополнений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии».

2. Разработка и принятие Федерального закона «О собственности на не имеющие оборонного назначения ядерные установки и пункты хранения»
3. Продолжение разработки и принятие новой редакции Федерального закона «О радиационной безопасности населения Российской Федерации».

. Продолжение разработки и принятие новой редакции Федерального закона «О регулировании деятельности в области ядерного оружия».

5. Продолжение разработки и принятие новой редакции Федерального закона «О гражданской ответственности за ядерный вред и ее финансовом обеспечении».

6. Принятие Федерального закона «О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб».

7. Разработка и принятие пакета законопроектов в области технического регулирования в сфере использования атомной энергии.

8. В числе первоочередных законов, в которых остро нуждается атомная отрасль следует назвать также федеральные законы: «О контроле за оборотом радиоактивных материалов»; «Об обращении с радиоактивными отходами»; «О ядерных энергетических установках военного назначения».

9. Следует рассмотреть и имеющиеся предложения о гармонизации всей нормативно-законодательной базы в области ядерной и радиационной безопасности под эгидой системообразующего закона, например, «О ядерной и радиационной безопасности России» (в соответствии с решениями Постоянного совещания по ядерному сдерживанию Совета безопасности Российской Федерации - протоколы заседаний 1999-2002 гг.), регламентирующего вопросы государственного управления обеспечением ядерной и радиационной безопасности России, координации и рационализации надзора за обеспечением безопасности при использовании атомной энергии, четкой государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности России при использовании источников различного назначения и происхождения, включая техногенное, медицинское и природное.

Заключение

Нормы международного атомного права, создающие правовые основы деятельности в области использования атомной энергии, должны быть направлены на сбалансированность политических, экономических, оборонных, а также социальных и экологических интересов государства в этой области; прав и охраняемых законом интересов отдельных его граждан. Конечной задачей правового регулирования в области использования атомной энергии является обеспечение безопасного для человека и окружающей природной среды и экономически или военно-политически (при использовании атомной энергии в оборонных целях) целесообразного и эффективного использования атомных технологий. Атомное право должно обеспечивать:

- в области права - правовые предпосылки для участия органов законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан в решении вопросов использования атомной энергии, равноправное и независимое участие России в международном сотрудничестве в области использования атомной энергии;

- в области обороны - суверенитет и независимость России в условиях изменяющейся геополитической обстановки при сохранении паритета ядерных вооружений как гарантии предотвращения внешней агрессии и крупных военных конфликтов;

- в области экономики - дальнейшее расширение и повышение экономической эффективности использования атомной энергии в условиях рыночной экономики;

- в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды - создание правовых основ для минимизации риска от воздействия до столь низкого уровня, который может считаться приемлемым как для граждан, так и для общества в целом, а также для окружающей природной среды;

Список литературы

1. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Москва, 1963 г.

2. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний Нью-йорк, 24 сентября 1996 года.

3. Договор о нераспространении ядерного оружия.

4. Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юристъ, 2000.

5. Журнал «Атомная стратегия» № 11, июнь 2008 г.

6. Лукашук И.И. Международное право. - М.: БЕК, 2005.

7. Лукашук И.И. Нормы международного права. - М.: БЕК, 2007.

8. Международное право. Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. - М.: Международные отношения, 2007

9. Международное право. Под ред. Ю.П. Колосова, В.И. Кузнецова. - М.: международные отношения, 2006.

10. Панов В.П. Международное право. - М.: Инфра - М., 2007.

11. Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. - М.: Юридическая литература, 2005.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.