Международно-правовое сотрудничество по профилактике наркомании и наркопреступности
27 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра уголовного права, криминологии Основы профилактики наркомании и наркопреступности Л Е К Ц И Я по теме № 4: «Криминологическая профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков» Время: 2 часа Автор: старший преподаватель кафедры уголовного права, криминологии подполковник милиции Михайлова И.А. Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры 6 марта 2006 г. Протокол № 7. Белгород - 2006 Цели лекции Учебная: дать теоретические знания по вопросам криминологической профилактики преступлений, свя-занных с незаконным оборотом наркотиков. Воспитательная: выработать у слушателей чувство высокой ответственности как будущих специалистов правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Развивающая: сформировать у слушателей стремление к самостоятельному изучению основ криминологической профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Время: 2 часа. |
План лекции | Страницы | | Вступительная часть. | 4 | | Учебные вопросы: | | | 1. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. | 6 | | 2. Понятие преступности в сфере НОН, ее основные детерминанты. | 15 | | 3. Уровень, структура, динамика преступлений в сфере НОН. | 24 | | 4. Криминологическая характеристика личности участников преступлений в сфере НОН. | 28 | | 5. Профилактика преступлений в сфере НОН. | 30 | | Заключительная часть (подведение итогов). | 36 | | |
Основная литература 1. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2006. 2. Федеральный закон № 11-ФЗ от 5 января 2006 года «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп. согласно Федеральным законам от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30 июня 2003г. № 86-ФЗ). 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. №76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета от 11 февраля 2006 года. 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. № 454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества» // Российская газета от 7 сентября 2004 года. 6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 15 июня 2006 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». 7. Готчина Л.В. Понятие и сущность социальной профилактики наркотизма и наркозависимости в молодежной сфере: учебное пособие. - Белгород: БелЮИ МВД России., 2005. - 56 с. 8. Миронов Р.Г. Наркомания - реальная угроза национальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 3. С. 176-185. Дополнительная литература 1. Нарконет. Информационный бюллетень координационной антинаркотической комиссии при губернаторе Белгородской области. Выпуск №3 - Белгород, 2005. 3. Готчина Л.В. Современное состояние антинаркотической предупредительной деятельности в Белгородской области: аналитический обзор. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2005. - 60 с. 4. Кретова Е.Е. Структура законодательства Российской Федерации, направленного на развитие международного сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. // Российский следователь. 2005. № 10. С. 21-23. 5. Гринько С. Незаконный оборот наркотиков и меры борьбы с ним // Закон и право. 2005. № 7. С. 15-17. 6. Смирнов В.П. Квалификация незаконного сбыта наркотических средств в некрупном, крупном или особо крупном размере // Уголовный процесс. 2005. № 8. С. 8-13. 7. Огилец Н.И. Вопросы совершенствования уголовно-правового регулирования ответственности за действия, связанные с распространением наркотиков // Следователь. 2005. № 8. С. 2-6. ВВЕДЕНИЕ Проблема незаконного оборота наркотиков является исключительно сложной и многогранной. В настоящее время в стране практически нет ни одного населенного пункта, где бы ни было лиц, злоупотребляющих наркотиками. Тенденция такова, что в ближайшее время Россия станет одной из самых наркозависимых держав, что несет в себе глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. По сведениям директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктора Черкесова, число потребителей наркотиков в России достигло 6 миллионов человек, большая часть российских наркоманов - молодежь. Такие масштабы распространения наркомании и наркотизма стали возможными не только по причине возрастающей активности потребителей и мелких торговцев, занимающихся розничной продажей. Все намного серьезнее и весомее. Маховик наркобизнеса раскручивается при содействии или прямом попустительстве властей всех уровней, несогласованности деятельности государственных, правоохранительных органов. Наркотические вещества являются своеобразным и очень выгодным для наркодельцов товаром, который, в отличие от других, не нуждается в специальной рекламе. Наркотики как бы сами создают себе рынок, образуя вокруг него самоорганизующиеся дилерские сети для геополитического освоения территории России и прилегающих стран. Формируется прочная и масштабная социальная база для наркомании. Наркоторговля -- это практическая реализация концепции многоуровневого маркетинга, где каждый наркоман сам становится активным продавцом. Чтобы обеспечить себе уровень доходов, позволяющий потреблять наркотики, только один наркоман в нашей стране вовлекает в свои сети 20 человек. В развитых странах пропорция меньше, так как там имеется больше возможностей и способов легально заработать См.: Зелье в законе // За рубежом. 1999. № 43 С.7.. За последнее десятилетие количество ежегодно регистрируемых в России правонарушений, связанных с наркотиками, выросло в 15 раз, число установленных случаев торговли наркотиками - в 80 раз, а организованных преступлений в сфере наркотиков - почти в 6 раз. До 2001 года правоохранительными органами выявлялось до двухсот тысяч преступлений данной категории. Из незаконного оборота изымалось до 50-60 тонн наркотических средств. Начиная с 2001 года, наблюдается тенденция к снижению числа зарегистрированных правонарушений, связанных с наркотиками. В 2004 году выявлено 150096 (-17,4% к АППГ) преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Однако негативные тенденции развития наркоситуации в стране по-прежнему сохраняются Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. - М., 2005. № 2 (124). С.54-55.. Отрицательное влияние оказывает и то, что в числе сотрудников, непосредственно осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков (как в органах ФСКН России, так и органах внутренних дел), резко снижена доля профессионально грамотных и имеющих опыт работы в данной сфере сотрудников. Окончательно не отработан до настоящего времени и механизм межведомственного взаимодействия. Вопрос 1. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ Государственная политика в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту преследует три основных задачи: установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ; постепенное сокращение числа больных наркоманией; сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ. Государство адекватно реагирует на явления, происходящие в обществе. Принимаются целевые антинаркотические программы, совершенствуется структура органов государственной власти, создаются специализированные структуры, призванные осуществлять борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 12 марта.. Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и противодействия их незаконному обороту закреплены в Федеральном законе от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В этом Законе конкретизируются международно-правовые обязательства в указанной области и предусматривается общий порядок деятельности, связанной с оборотом указанных средств и веществ. Важным средством реализации государственной политики в этой сфере является уголовный закон. В основу построения национального антинаркотического законодательства, в том числе уголовного, в государствах-членах Организации Объединенных Наций легли: Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г., Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.). Эти основополагающие правовые документы, определяющие меры контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также меры противодействия их незаконному обороту, побудила ООН принять настоятельная потребность в комплексном подходе, который бы охватывал все аспекты наркооборота. Уголовное законодательство в Российской Федерации, являющейся одной из сторон перечисленных конвенций ООН, также строится на основе их положений, в особенности на положениях Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. В частности, в данной Конвенции перечислены действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которые должны быть признаны сторонами конвенции уголовными преступлениями Костенников Д. УК России и конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Профессионал. 2004. № 6. С.6.. При этом названные Конвенции разрешают сторонам принимать более строгие или суровые меры контроля, чем предусмотренные в них, если, по мнению стороны, такие меры «необходимы или желательны для охраны народного здравия или благополучия» (ст. 39 Единой конвенции 1961 г., ст. 23 Конвенции 1971 г. и ст. 24 Конвенции ООН 1988 г.). Помимо контроля соответствующих веществ, целью Конвенции ООН 1988 года является содействие сотрудничеству государств, чтобы они могли более эффективно решать различные проблемы борьбы с незаконным оборотом соответствующих средств и веществ, имеющие международный характер. Поэтому в ее нормах содержатся описания правонарушений, которые государства-стороны Конвенции могут признать уголовным преступлением в соответствии со своим законодательством, а также рекомендации относительно санкций за эти правонарушения. Негативные тенденции развития наркотической ситуации в нашей стране на сегодняшний день в целом свидетельствуют о том, что применяемые правоохранительными органами меры противодействия недостаточно результативны. Одной из основных причин такого положения являлось несовершенство законодательства, которое потребовало определенной корректировки и систематизации. Так, одним из политических решений на государственном уровне стало принятие Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4848., согласно которому внесены существенные изменения и дополнения в статьи, непосредственно связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228-234 УК РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|