Международная защита прав человека
2 МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра теории и истории государства и права Международная Защита прав человека Курсовая работа по теории государства и права Студентки 2-го курса, группы Ю-201/ЗО Колесовой Анастасии Александровны Научный руководитель - д.ю.н. Ст. преп. Симоношвили Л. Р. Москва- 2005 Содержание 1. Введение…………………………………………………………….............2 2. Понятие и сущность прав и свобод человека……………………………..3 3. Способы прав и свобод человека…………………………………………..4 Защита права на свободу…………………………………………………...4 Защита публичных свобод…………………………………………………7 Защита свободы выражений мысли и мнения……………………............8 Защита права на равенство………………………………………………...8 Защита права на собственность……………………………………………9 Защита права на неприкосновенность личности………………………..10 Юридическая защита личности…………………………………………..13 4. Особенности международных прав и защит человека………………….15 5. Вывод………………………………………………………………………16 6. Библиографический список………………………………………………18 7. Список используемой литературы……………………………………….20 Нормативный материал……………………………………………...........20 Литература…………………………………………………………………20 Введение Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания - свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю над выполнением государствами взятых ими на себя обязательств. Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе ООН говорится о решимости государств- членов этой универсальной организации «... утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека. И основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии». Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, права человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире. Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-экономических и культурных прав и свобод человека является разработка международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка. Подавляющее большинство этих соглашений разработано в рамках ООН и МОП. Анализ содержащихся в них норм, а также структура и компетенции международных органов, занимающихся контролем за их соблюдением, и является главной целью работы. Проблемы международной защиты социально-экономических и культурных прав человека рассматривались в работах А.П. Мовчина, В.А. Карташкина, Б.Г. Машова, Б.Н. Жаркова и ряда других авторов. Однако наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости, расширения участия России в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению - показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности. Максимальное приближение внутригосударственных правовых норм к международным стандартам в области прав человека - одно из необходимых условий построения правового государства. 1. Понятие и сущность прав и свобод человека Права человека имеют сложную структуру. Существуют определенные различия в понятиях «права человека» и «права гражданина», «права» и «свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида» и «коллективные права». Права человека различаются по времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности -- личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства. По своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах. Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере отражают самостоятельность личности, невмешательство в ее внутренний мир: "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28 КРФ); "каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ст. 29 КРФ); "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37 КРФ). Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур(например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют "свободами". Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв. Другие документы представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государственной власти страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем этого государства 2. Способы прав и свобод человека Защита права на свободу Свобода личности. Право личности на свободу это право ин-дивида вести подобающий ему образ жизни, то есть выбирать в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по его составным частям, каждая из которых име-ет соответствующее подкрепление в Конституции. Чисто научная классификация этих частей приобретает следующий вид: 1. Право беспрепятственного передвижения. 2. Право на частную жизнь. 3. Право на семейную жизнь. 4. Право располагать своим достоянием. Последние две разновидности прав по существу лишь модифи-цируют право на частную жизнь. Защита свободы передвижения. "Каждый, кто законно находит-ся на территории Российской Федерации, имеет право свободно пе-редвигаться, выбирать место пребывания и жительства". (Ч. 1 ст. 27 КРФ) Таким образом, статья 27 КРФ гарантирует, а, следова-тельно, и защищает право личности на свободу передвижения на территории РФ. Сравнение: непосредственно в Конституции Франции этот принцип четко не закреплен, однако этот принцип свободы личности защищается решением Конституционного Совета, сформули-рованным в следующей форме: "Свобода передвижения есть принцип конституционного значения" (решение от 12 июля 1979 года), а также в наиболее емкой форме пользование правом передвижения зафиксировано в законах, гарантирующих неприкосновенность лич-ности. "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Фе-дерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятс-твенно возвращаться в Российскую Федерацию" (Ч. 2 ст. 27 КРФ). Данный пункт этой статьи гарантирует человеку право передвиже-ния не только в пределах территории Российской Федерации, но и покидать её. Он защищает право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. Сравнение: в Конституции Франции это право не закреплено, однако согласно ратифицированным международным соглашениям ( ст. 2-3 дополнительного протокола Европейской кон-венции по защите прав человека и основных свобод и статье 12-2 международного пакта о гражданских и политических правах) предусмотрена защита этого права. Кроме того, на мой взгляд, это право косвенно вытекает из Декларации 1789 года. И существует несколько решений Конституционного Совета на этот счет. В данном случае мы можем видеть, что Конституция РФ доста-точно четко ( даже если сравнить её с Конституцией Франции) за-щищает право человека и гражданина на свободу передвижения. Считаю, что формулировка статьи 27 вполне корректна и достаточ-но конкретна, что исключает возможность нарушения данного права человека и гражданина. В этой статье полностью соблюден принцип либерализма. Защита права на частную жизнь. "Люди рождаются и остаются свободными" (ст. 1 Декларации 1789 года). А поскольку человек волен, жить так, как ему нравится, то и нет надобности в специ-альной регламентации дозволений; напротив, необходимы законы, где перечислялись бы основания для ограничения свободы (неоднок-ратно уже упомянутый принцип либерализма - "свобода и закон"), а тогда закономерен вопрос о том, каковы же пределы законода-тельного вмешательства в эту сферу. Свобода личности предполагает, что каждый вправе свободно располагать своим организмом, ухаживать за собой так, как он этого пожелает, и, следовательно, обращаться к лечащему врачу по своему выбору. Исходя из этого принципа, каждый имеет право на самоубийство, так как оно не является уголовно наказуемым и не может быть таковым в силу принципа свободы. Но в таком слу-чае следует позаботится о том, чтобы индивид осознавал то, что он совершает, так как безрассудство или бессознательное состоя-ние человека есть болезнь, которую общество обязано исцелить во имя принципа охраны здоровья. 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жиз-ни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго име-ни. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных пере-говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного реше-ния" (ст. 23 КРФ) "Сбор, хранение, использование и распространение информа-ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому воз-можность ознакомления с документами и материалами, непосредс-твенно затрагивающими его права и свободы, если иное не предус-мотрено законом. (Ст. 24 КРФ). В этом вопросе Конституция РФ более четко сформулировала принцип защиты права на неприкосновенность частной жизни, чем Конституция Франции. Конституционная ценность этого права во Франции была признана, но четкого решения Конституционного Со-вета по этому вопросу нет. Принцип невмешательства в частную жизнь является логическим следствием Декларации 1789 года. Обеспечение тайны корреспонденции, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных Конституция Франции также не дек-ларирует, хотя действующий кодекс признает уголовные наказания за её нарушение. Исключение аналогичное - на основании судебно-го решения.
Страницы: 1, 2, 3
|