p align="left">Осавелюк А.М. Современный механизм сдержек и противовесов в зарубежных государствах//Гос.и пр.1999 перестает быть единой и суверен-ной: у нее единый властеобразующий источник -- народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законода-тельной, исполнительной и судебной власти не абсолют-на, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих ор-ганов в интересах единой властной воли народа и до-стижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, явля-ется единоличным: в конституционных монархиях -- мо-нарх, в республиках -- президент. Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отноше-нии парламента: созыва сессий, роспуска (обычно ниж-ней палаты), назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и ми-нистров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Фор-мально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются прави-тельством (или соответствующим министром). В большинстве современных государств главой госу-дарства является президент, избираемый либо населени-ем, либо парламентом, либо путем особой избиратель-ной процедуры. Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международ-ные договоры и соглашения, является верховным глав-нокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента. В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы. В парламентарных республиках президент -- малоак-тивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства) в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, осущест-вляется по решению правительства; для назначения пра-вительства требуется согласие парламента. Акты прези-дента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта. В президентских республиках президент -- централь-ная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одно-временно главой государства и правительства. Он воз-главляет громадный государственный аппарат, насчиты-вающий 2,5 млн. государственных служащих, из которых около 1500 чиновников федеральных ведомств назнача-ет сам. Только на высшие федеральные должности президент назначает «по совету и с согласия» Сената. Он издает указы по различным вопросам государствен-ной жизни. Энтин Л.М. Разделение: опыт современных государств.М., 2000 Исполнительные органы. Исполнительная власть при-надлежит правительству, которое непосредственно уп-равляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т. д.), его заместителей и членов правитель-ства, которые возглавляют отдельные Центральные ве-домства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями. В унитарном государстве образуется одно правитель-ство. В федеративном государстве существуют прави-тельство общефедеральное и правительства членов фе-дерации. По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению. Правительства бывают однопартийные и коалицион-ные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором -- двух или нескольких. Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государст-венной администрации -- министерства, ведомства, ко-миссии и т. д. Министерства и другие ведомства обрас-тают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства. Органы правосудия образуют довольно сложную сис-тему, состоящую из гражданских, уголовных, админи-стративных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и консти-туционные суды. Судебные органы реализуют правосу-дие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве. Суды независимы. Законодательством закреплены та-кие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяж-ных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д. В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства,-- во-оруженные силы, органы безопасности, полиция (мили-ция). Основное назначение последней -- охрана общест-венного порядка и обеспечение внутренней безопаснос-ти. Полиция специализируется в соответствии с разно-образными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государ-ства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, погра-ничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д. Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными Разделение властей: истрия и современность. М., 2004 регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко наряду с назначенными должностными лицами на региональ-ном уровне функционируют избранные населением ре-гиона местные представительные органы. Есть государ-ства (Великобритания, Япония), где все функции мест-ного самоуправления выполняет местная администра-ция, избираемая населением. 3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата Проблемы укрепления Российского государства зако-номерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. меха-низм, действовала четко, слаженно и эффективно. Механизм (аппарат) Российского государства -- это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи. Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осу-ществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности -- демо-кратизма, законности, разделения властей, субордина-ции и координации, федерализма и профессионализма. Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формиро-ваться на демократических началах выборности, отчет-ности, подконтрольности, гласности, открытости и до-ступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип назначения. Законность. В правовом государстве принцип за-конности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компе-тенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан -- важнейшая конституционная обязанность ор-ганов государства. Низкая правовая культура, беззако-ние должностных лиц, работников государственных ор-ганов разлагающе действуют на механизм государства, на общество. Разделение властей. Умелое использование этого прин-ципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной влас-ти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск.1990 Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве.М.,2003 эффективность работы государственного ме-ханизма. Субординация и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь механизм государства, обеспечивает его целостность и работоспо-собность. Федерализм. Этот принцип оказывает большое влия-ние на механизм Российского государства. Ряд общефе-деральных органов (например, Федеральное Собрание) формируются с участием представителей субъектов Фе-дерации. Наряду с общефедеральными создаются и дей-ствуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации и субординации. Профессионализм. От человеческого фактора, т. е. пер-сонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты), в решающей степени зависит качество его работы. Без персонала механизм государст-ва представляет собой безжизненную абстракцию. Пер-воосновой профессионализма служит компетентность го-сударственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профес-сионализм. В практическом деле дилетантизм выражает-ся в отсутствии необходимых знаний, в организацион-ной беспомощности, в неспособности предвидеть ре-зультаты своих действий, последствия принимаемых решений. Молодой механизм (аппарат) Российского государст-ва уже успел «приобрести» тяжелые и разрушительные болезни. Он стремительно разбухает, растет армия чи-новников, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключается в том, что уровень государственного управ-ления общественными делами падает ниже низшего предела, а механизм государства бурно растет, усугуб-ляя сверхнапряженное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников, поразившие определен-ную часть государственных служащих. Взятка сегодня -пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпи-рованному гниению государственного аппарата могут противостоять: точное правовое определение компетен-ции каждого органа, должностного лица; действенный контроль; строгая моральная и юридическая ответственность; хорошо поставленные аттестация и переаттеста-ция работников государственных органов. На качественное совершенствование механизма Рос-сийского государства направлен Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федера-ции от 5 июля 1995 г. Он устанавливает правовую основу государственной службы Российской Федера-ции, права, обязанности и ответственность государст-венных служащих. 4. Совершенствование государственного аппарата современного Российского государства. Этика государственной службы Политическая обстановка в России неустойчива, со-циальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов. В последние годы политическим ориентиром рефор-маторов первой волны был праволиберальный (буржу-азно-демократический) политический режим. Его соци-альной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоя-нии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Во всяком случае результаты парламентских выборов 1993 и 1995 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор Рос-сии» и «Партия экономической свободы», не пользуют-ся поддержкой широких слоев населения. Весьма перспективен в нашей стране социал-демо-кратический вариант политического режима скандинав-ского образца. В политической сфере для него характер-ны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане -- это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и средне-го бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятст-вующее резкому социальному расслоению, весьма при-влекательные социальные программы, социально ориен-тированный рынок. Предпосылками для перехода к социал-демократи-ческому режиму служат коллективно-общинные тради-ции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспо-собленность экономики к государственно-правовому ре-гулированию. Этот режим мог бы иметь прочную соци-альную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объеди-няющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются. На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических движений могут возник-нуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (напри-мер, попытки возродить административно-территори-альное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбеж-ному ее распаду.
Страницы: 1, 2, 3
|