Механизм государства
43 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра государственно-правовых дисциплин Дисциплина Теория государства и права Рефератпо теме: «Механизм государства»Подготовил: Слушатель 454 группыЗайцев А.А.Белгород - 2008 г.Вопросы1. Понятие и назначение механизма государства.2. Понятие и виды органов государства.3. Структура государственного механизма Российской Федерации. Орга-ны государства и органы местного самоуправления.4. Принципы организации и деятельности механизма государства.5. Место правоохранительных органов в системе государственного меха-низма Российской Федерации.ВведениеПрактическая способность государства оказывать управляющее воздейст-вие на общество и складывающиеся в нем отношения реализуется благодаря наличию у него разветвленной и функционально связанной системы специаль-ных органов и организаций, выступающих по сути материальным воплощени-ем, проводником государственной власти вовне. Для обозначения этой системы обычно используют понятие «механизм государства». Без указанного механиз-ма невозможно осуществить компетенцию государства, так как, несмотря на несходство режима и политики различных государств, любая степень «проник-новения» их в общественные отношения возможна только через функциониро-вание специальной системы органов и должностных лиц, позволяющей органи-зованно реализовать задачи и функции государства. Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства.Вопрос 1. Понятие и назначение механизма государстваВ научной литературе встречаются и иные термины, применяемые для обозначения того же государственного явле-ния, значение которых призвано выделить тот или иной аспект существующей системы государственной организации. Так, например, сторонники марксист-ского учения использовали понятие «государственная машина», подчеркивая, таким образом, способность государства к принуждению, другие авторы гово-рили о «структуре государства» и т. д.Особое внимание следует обратить на соотношение часто встречающихся в литературе понятий «механизм государства» и «аппарат государства». Неко-торые ученые (М. И. Байтин, В. И. Новоселов, В. Н. Хропанюк и др.) считают их синонимами. В то же время широко распространена и иная точка зрения, со-гласно которой рассматриваемые категории не следует определять как иден-тичные. В этом случае понятие «механизм государства» оценивается как более широкое, чем понятие «государственный аппарат» (М. И. Абдулаев, С. А. Ко-маров, В. В. Копейчиков и др.).В последнем случае механизм государства включает в себя всю систему государственных организаций, то есть организованных государством коллекти-вов людей, обеспечивающих политическое руководство и осуществление функций Российского государства. Государственные организации, образующие в своей совокупности механизм государства, в зависимости от существа стоя-щих перед ними задач (своего основного назначения) и вытекающих отсюда различий в компетенции, порядке образования, внутренней структуре и прочих, делятся на органы государства, государственные предприятия и учреждения.К первой группе государственных организаций относятся структуры, осу-ществляющие властную, организационно-регулятивную деятельность. Их ос-новным назначением является осуществление государственного руководства как социальными институтами и отношениями вообще, так и подчиненными им государственными предприятиями и учреждениями (оперативное управление). Для этого органы государства наделены специальными государственно-властными полномочиями по руководству, которые находят свое выражение в их компетенции.Государственные предприятия и государственные учреждения -- это такие государственные структуры, которые, находясь в сфере оперативного руково-дства государственных органов, практически осуществляют функции Россий-ского государства в сфере производственной деятельности (предприятия) или деятельности, непосредственно не связанной с созданием материальных ценно-стей, а направленной на оказание услуг населению в сфере науки, культуры, образования и т. д. (учреждения). Например, РАО ЕЭС России или какой-либо из вузов МВД России не являются органами государства. Это государственные организации (первое -- предприятие, второй -- учреждение), которые под ру-ководством государственных органов (соответствующих министерств и ве-домств) непосредственно реализуют в своей деятельности (первое -- в сфере материального производства, второй -- в сфере образования и научной дея-тельности) соответствующие функции Российского государства.Особые роль и значение государственных органов как государственных организаций, осуществляющих в пределах своей компетенции государствен-ную власть и выполняющих функции государственного руководства в общест-ве, обусловливают их особое место в механизме государства. Именно органы государства в своей совокупности и составляют государственный аппарат в собственном смысле слова.Таким образом, имеются два хотя и связанных между собой, но различных и самостоятельных понятия: понятие механизма государства как совокупности всех государственных организаций и понятие государственного аппарата, объе-диняющее собой одни лишь государственные органы.В то же время нельзя не заметить, что экономические и политические пре-образования последних лет все более и более стирают грань между рассматри-ваемыми понятиями. Процессы приватизации, развития институтов граждан-ского общества и местного самоуправления привели к существенному умень-шению доли государственного участия в управлении производственными пред-приятиями и учреждениями социально-культурного назначения по сравнению с советским периодом истории. Государство стремительно освобождается от не-посредственного участия в отправлении хозяйственной деятельности и все бо-лее сосредотачивается на ведении управленческой, властно-распорядительной деятельности.В результате охранительные, экономические, политические, социальные и иные функции и задачи выполнялись ранее и выполняются теперь не только государственными органами и организациями. Во всех этих сферах наряду с го-сударственными действуют частные и общественные организации и объедине-ния. Исторически на ранних этапах своего развития государство практически не вмешивалось в экономические и духовные сферы жизни общества. Но по-степенно государство усиливалось, крепло и брало под контроль всю жизнь общества. Наиболее характерно это было для абсолютных монархий. На раннекапиталистической стадии развития общества государство опять начинает вы-тесняться из экономической сферы. Теоретическое обоснование этот процесс получил в концепции «государство -- ночной сторож», по которой государству отводилась роль охранника, сторожа, а не участника свободного рынка. Со временем ситуация меняется и государство вновь начинает доминировать и вмешиваться во все сферы жизни общества. В тоталитарных государствах их роль становится абсолютной. Оно охватывает своим воздействием все сферы, является монопольным собственником и монопольным производителем. Ти-пичными представителями таких государств являются государства социалисти-ческого типа. В современных развитых обществах, институированных в право-вое и социальное государство, свободная частная инициатива и конкуренция сочетаются с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Участие в экономической деятельности для государства не является самоцелью, самодов-леющей функцией, а выступает средством для достижения социальных целей, для преодоления резких классовых различий и максимального развития творче-ских сил общества.В различных современных государствах степень развития частной инициа-тивы и частной предпринимательской деятельности неодинакова и зависит от общественного строя, политических, экономических и исторических традиций, определяется национальной психологией, особенностями быта и многими дру-гими факторами. Частные и общественные организации и предприятия наибо-лее представлены в экономической, духовной и социальной областях, причем имеет место выраженная тенденция к расширению сфер их деятельности. На-пример, в традиционной для государственного внимания сфере правоохраны в настоящее время активно функционируют многочисленные негосударственные образования: частные детективные и охранные предприятия, объединения об-щественности по поддержанию общественного порядка и т. д.Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных струк-тур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государствен-ных органов. К их числу следует отнести следующие.1. Механизм государства -- это система государственных организаций, основанная на единстве принципов его формирования и деятельности, закреп-ленных в Конституции РФ, Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» и других нормативных правовых актах. Механизм государства характеризуется сложной системой, отражающей роль, которую играют в ней различные виды и группы (подсистемы) государст-венных органов, предприятий и учреждений, их соотношение и взаимосвязи друг с другом и с населением. За счет структурных связей и отношений между государственными органами и иными государственными организациями дости-гается единство указанной системы, ее целостность и динамичность, способ-ность выполнения широких функций, непосильных отдельным организациям. Связи и отношения носят различный характер и могут быть подразделены на правовые, этические, организационно-управленческие и иные. Заметим, что основной вид структурных связей государственной системы -- это правовые связи и отношения. Нормы права регламентируют по-рядок образования государственных организаций, принципы их деятельности, компетенцию, основы взаимоотношений между собой и т. д. Основной закон -- Конституция, образно говоря, представляет собой общую, принципиальную схему государственного механизма.2. Значение структурных связей и отношений для механизма государства ог-ромно. Без внутренних структурных связей и отношений государственные ор-ганизации представляли бы собой неуправляемое скопление различных элемен-тов, не согласованных между собой, что исключало бы возможность полноцен-ного осуществления государственных функций.Между государственным механизмом и функциями государства сущест-вует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов и организаций. Вместе с тем от функций государства зависит структура государ-ственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных государственных структур. Функция всегда первична по отношению к выполняющей ее государственной организа-ции.3. Функция -- это идея, вызывающая необходимость деятельности, ее на правление, в то время как государственная организация -- это та объективная сила, которая воплощает данную идею и материализует ее. Государственная функция -- это очень широкое направление деятельности, и она не может быть реализована какой-то одной государственной организацией. Поэтому функции государства в целом следует отличать от функций конкретных государствен-ных организаций, обусловленных их компетенцией и спецификой деятельно-сти.4. Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками» (Ф. Энгельс), на которые опираются в своей деятельности отдель-ные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно госу-дарство. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные сред-ства, имущество, сооружения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Последние хо-тя и выполняют текущую государственную работу, но сами органами государ-ства не являются. Их можно рассматривать как рабочий вспомогательный ап-парат, который хотя и не обладает властной силой, но играет важнейшую роль в подготовке и реализации государственных решений. Так, органы науки и об-разования опираются на разветвленную сеть общеобразовательных школ, лице-ев, гимназий, колледжей, вузов, правоохранительные органы -- учреждений обеспечения фактического принуждения, таких как учреждения исполнения на-казания, подразделения милиции не местах и т. д.К рассмотренным «материальным придаткам» не относятся органы мест-ного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения. Их не следует смешивать. Они соотносятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.5. Обязательным условием функционирования государственного меха-низма является соблюдение законности, предполагающей безусловное соблюдение и исполнение действующего законодательства представителями всех со ставных частей государственного механизма. Приоритет при этом должны иметь Конституция, федеральные конституционные и текущие законы РФ.6. Государственный механизм действует на профессиональной и возмездной основе. Это означает, что каждая государственная организация представля-ет собой общность (коллектив) людей, осуществляющих свои функции посто-янно и получающих за свой труд заработную плату.7. Государственные организации и государственные служащие воздейст-вуют на поведение людей, то есть формируют и поддерживают такие общест-венные отношения и с использованием таких методов, какие необходимы для выполнения государством стоящих перед ним целей и задач.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|