реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Механизм государства

реферат
p align="left">Действующая конституция РФ устанавливает такие основания для по-ста-новки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Трудно представить, чтобы Президентом России был избран человек, спо-соб-ный совершить государственную измену или иное тяжкое преступление. Кроме того, формулировка ст. 93, толкуемая буквально, вызывает удивление: получа-ется, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее преступление небольшой или средней тяжести, не может быть отрешено от должности Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 53.

.

4.2. Органы представительной и законодательной власти

Предста-вительным и законодательным органом России является Феде-ральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Феде-рации и Госу-дарственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительно-го и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профес-сиональной постоянной основе. Ее главная функция - принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим ор-ганом.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Со-вет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой опреде-ляется федеральным законом.

Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся:

Ш рассмот-рение и утверждение законов, принятых Госдумой;

Ш изменение границ между субъектами Федерации;

Ш утверждение указов Пре-зидента Российской Федерации о введении военного или чрезвы-чайного положения;

Ш принятие решения о возможности исполь-зования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;

Ш назначение выборов Президента Российской Федерации;

Ш назна-чение на должность судей Конституционного Суда, Верхов-ного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Ге-нерального прокурора и другие вопросы.

В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Прези-денту на назначение Председателя Правительства Россий-ской Федерации; ре-шение вопроса о доверии Правительству; на-значение на должность и освобож-дение от должности Председа-теля Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституцион-ным законом; объявление амнистии и другие во-просы.

Система представительных и законодательных органов госу-дарственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные ор-ганы, образуемые субъектами Российской Федерации Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 106..

Федеральная законодательная власть не имеет реальных полномочий по воздействию на исполнительную и Прези-дента, тогда как последний имеет сильные рычаги воздействия на депутатов вплоть до роспуска Государственной Думы в определенных Конституцией случаях. Причем эти случаи (отказ в до-верии Правительству, трехкратный отказ в утверждении предложенной главой государства кандидатуры Пред-седателя Правительства) регламентированы та-ким образом, что предоставле-ние депутатам возможности занять принципиаль-ную позицию нередко обес-ценивается угрозой их досрочного роспуска. А пар-ламентариям, кроме отре-шения Президента от должности, трудно выполнимого из-за сложнейшей конституционной процедуры, ответить нечем.

Государственная Дума не реализует до конца механизмы контроля за Президентом. Правительством и исполнением принятых ею федеральных за-ко-нов. Такое мощное оружие во взаимодействии с Правительством, как ответст-венность Правительства перед парламентом и вынесение ему вотума недоверия может быть использовано Думой лишь с определенной степенью свободы, так как в этих условиях она постоянно находится под угрозой рос-пуска. Президент может намеренно распустить Думу, предлагая ей на пост Председателя Прави-тельства три кандидатуры, которые заведомо не прием-лемы для нее. Конститу-цией, при этом, не регламентировано, что это должны быть различные кандида-туры. Пределы и направления нормотворчества Пре-зидента законодательно не определены, и это положение толкуется расшири-тельно, позволяя главе госу-дарства принимать решения по любым вопросам.

По своему характеру и полномочиям Государственная Дума, на ны-неш-ний момент, представляет собой, скорее, технический орган разработки и пер-вичного утверждения законодательных актов федерального уровня. Утвержда-ются же они верхней палатой Федерального Собрания, а подписы-ваются и об-народуются Президентом, после чего считаются вступившими в силу. Проце-дура формирования Совета Федерации, который наполовину со-стоит из пред-ставителей исполнительной власти, ставит его значительно ближе к Прези-денту, чем к Государственной Думе. Таким образом, несмотря на то, что в юри-дической литературе часто отмечается, что парламент явля-ется важнейшим ин-ститутом в триаде разделения властей, значение Государ-ственной Думы посто-янно принижается, она лишается своих основных и наиболее важных функций, теряя свою сущность как орган законодательной власти Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 51..

4.3. Органы исполнительной власти

Согласно Конституции испол-нительную власть Российской Федерации осуществляет Прави-тельство России. Оно состоит из Председателя Правитель-ства и заместителей Председателя Правительства и федеральных мини-стров. Деятельность его регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997 г. Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., №51, ст. 5712.

Правительство РФ:

Ш разрабатывает и представляет Государ-ственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его испол-нение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

Ш обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансо-вой, кредитной и денежной политики;

Ш обеспе-чивает проведение единой государственной политики в об-ласти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Ш осуществляет управление федераль-ной собственностью;

Ш проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней по-литики Российской Федера-ции;

Ш проводит меры по обеспече-нию законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступ-ностью;

Ш реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, фе-де-ральными законами, указами Президента.

Деятельность Правительства осуществляется посредством функциониро-вания работающих под его руководством различ-ных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

1) федеральные министерства (по атомной энергии, внешних эко-номиче-ских связей, внутренних дел, иностранных дел, культуры. общего и профессио-нального образования, природных ресурсов-путей сообщения, связи, сельского хозяйства и продовольствия, финансов, экономики и др.); 2) государственные комитеты РФ (по антимонопольной политике и поддержке новых экономичес-ких структур, управлению государственным имуществом Выс-ший аттестаци-онный комитет, по делам молодежи, по физичес-кой культуре и туризму, зе-мельным ресурсам и землеустройству, кинематографии, по печати и др.); 3) иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная авиационная служба, Феде-ральная архивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и ра-диационной безопасности и др.).

В Конституции РФ 1993 г. нет достаточно полного системно-структур-ного определения исполнительной власти. Основной За-кон относит к феде-ральной исполнительной власти только Правительство РФ. а вся нижестоящая часть этой пирамиды оказалась вне конституционно-го ноля.

Структура российского Правительства не похожа ни на одну из суще-ст-вующих в мире систем. Не похожа она на англосаксонскую систему (Пра-ви-тельство все же собирается иногда в полном составе). Не похожа данная струк-тура и на структуру правительства в полупрезидентской республике Франции, где официальными заседаниями Совета министров руководит только прези-дент. Положение Правительства в Российской Федерации, когда ключевые ми-нистры подчинены непосредственно Президенту, а Председа-тель Правитель-ства в отношении них не имеет руководящих полномочий, уникально и неиз-вестно другим правительствам мира.

Правительство России - это технократический кабинет, который не иг-рает самостоятельной политической роли. Но нужно ли Президенту такое тех-нократическое Правительство, которое не выполняет конституци-онного назна-чения высшего исполнительного органа власти и не несет фак-тически никакой политической ответственности? Модель «правительства при Кремле» совер-шенно неприемлема как с точки зрения закрепленных в Кон-ституции основ ор-ганизации исполнительной власти, так и с точки зрения организации эффектив-ной власти. Правительство «на побегушках» у Прези-дента и его Администра-ции - худший вариант исполнительной власти. Та-кое правительство никогда не станет ответственным Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 50.

.

Понятием системы исполнительных органов власти или орга-нов государ-ственного управления как составной структурной части механизма государства, вместе с федеральным Правитель-ством и другими федеральными органами ис-полнительной влас-ти, охватываются и исполнительные органы власти в субъ-ектах Российской Федерации.

Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти пред-ставляют собой органы, учреждаемые в установлен-ном законодательством Рос-сийской Федерации порядке для не-посредственного обеспечения функциони-рования государствен-ных органов, создаваемых Конституцией РФ и федераль-ными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой груп-пе (под-системе) органов государственного управления относят-ся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопаснос-ти, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерально-го Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Кон-ституционно-го, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты ор-ганов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

4.4. Судебная власть

Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть имеет следующие особенности: она осуществляется ис-ключительно судом; объектом ее воздействия является система общест-венных отношений, обладающих повышенной ценностью для государства и общества; правосудие есть непосредственное соединение власти и права; применение су-дебной власти жестко предопределено необходимостью раз-решения юридиче-ского конфликта или спора; равноправие сторон в судеб-ном процессе.

Организационно-правовой механизм от-бора кандидатов в судьи по мо-рально-этическим параметрам, психофизиоло-гическим критериям и тщатель-ной их проверки на предмет наличия компро-метирующих кандидата и его близких родственников фактов и обстоятельств далек от совершенства. Необ-ходимо выработать критерии, которым дол-жен соответствовать судья.

Так, очевидные дефекты (например, отсутствие глаза или ноги) объек-тивно препятствуют исполнению обязанностей судьи. Многие скрытые де-фекты (тугоухость, болезнь гортани, ВИЧ-инфицированность, психические бо-лезни хронического характера и др.) делают крайне нежелательным наде-ление данного кандидата судейскими полномочиями. Все это ставит на пове-стку дня вопрос о разработке и принятии федерального закона (а до того, может быть. Указа Президента РФ) о проверке кандидата в судьи на наличие компромети-рующих его обстоятельств и фактов, по поводу его физической и психической пригодности к занятию должности судьи, а также о проверке отсутствия у него черт характера, при наличии которых данного индивида крайне нежелательно наделять судейскими полномочиями. При этом не по-требуется изменения дей-ствующей Конституции РФ, так как в ее ст. 119 пре-дусмотрена возможность установления федеральным законом дополнитель-ных требований к судьям су-дов Российской Федерации Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 52..

Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., №1, ст. 1., правосудие в Российской Федера-ции осуществляется только судом по-средством конституционного, граждан-ского, административно-го и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиня-ются только Конституции РФ и федеральному закону.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд Рос-сии и поднадзорные ему нижестоя-щие суды обшей юрисдикции; Высший Ар-битражный Суд и под-надзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ является судебным органом кон-ституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Россий-ской Федерации, и дает ее толкова-ние.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрис-дикции, осуществляет в предус-мотренных федеральным законом процессуаль-ных формах су-дебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопро-сам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматривае-мых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяс-нения по во-просам судебной практики.

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить за-дачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающе-го требованиям правового го-сударства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.

4.5. Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура РФ, как определено в Кон-ституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров выше-стоящим и Гене-ральному прокурору Российской Федерации.

Статья 129 Конституции РФ посвящена прокуратуре Российской Феде-рации. В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполни-тельной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осу-ществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, су-дебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) - М.: Фонд "Правовая культура", 1996 С. 222. Вместе с тем общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопреде-ляют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами. Скуратов Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой. // "Российская юстиция", 1999, №3.

Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Фе-дерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г., №7, ст. 878.

под-твердила статус прокура-туры как важнейшего независимого ор-гана правоохраны. Согласно этому до-кументу, в целях обеспече-ния верховенства закона, единства и укрепления за-конности, за-щиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет раз-носторонний надзор за исполнением действующих на территории России зако-нов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, уста-новленными уголовно-процессуальным законодательст-вом РФ. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект дея-тельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти, поставила точку под попытками ликвидировать прокура-туру как орган общего надзора за ис-полнением законов.

Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также такая но-вая функция, как координация деятельности орга-нов внутренних дел РФ, Феде-ральной службы безопасности, фе-деральных органов налоговой полиции, та-моженных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с пре-ступнос-тью.

Заключение

Итак, механизм современного Российского государства - это закреплен-ная Конституцией и иными действующими в настоящий момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные про-цессы, а также способами реализации задач и функций государства.

Принципы организации и деятельности государственного механизма - это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в ос-нове его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного меха-низма.

К общим конституционным принципам организации и деятельности ме-ханизма современного Российскою государства относятся: народовластие, гу-манизм, федерализм, разделение властей, законность.

Исполнительная власть в России - это обособленная и специфиче-ская форма власти президентской. Президентская власть, поглощая частично функ-ции собственно исполнительной власти, стоит над этой властью, подчи-няет и контролирует ее. Тем не менее, президентская власть не тождественна испол-нительной, не сливается с нею. В пределах компетенции, установлен-ной Кон-ституцией РФ и федеральными законами, Правительство РФ само-стоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои дейст-вия. Таким обра-зом, в России создается «полицентричная» система исполни-тельной власти.

Полномочия, которыми Конституция РФ наделила Президента, явно за-вышены. Обширные и весьма неопределенные по своему объему функции и полномочия президентской власти в России не только противоречат прин-ципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешенность, сдер-живание, согласованность и взаимный контроль, но могут привести к личной диктатуре.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юристъ, 1999.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ "О Конституцион-ном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федера-ции от 25 июля 1994 г., №13, ст. 1447.

3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правитель-стве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997 г. // Собрание законодатель-ства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., №51, ст. 5712.

4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной сис-теме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федера-ции, 6 января 1997 г., №1, ст. 1.

5. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ "О внесении изменений и дополне-ний в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание зако-нодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г., №7, ст. 878.

6. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990.

7. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Сара-тов, Издательство СГУ, 1979.

8. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельно-сти органов государственной власти // Государство и право. 1996. №4.

9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработан-ное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997.

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.). - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

11. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Горо-дец, 1999.

12. Скуратов Ю., "Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной систе-мой".// "Российская юстиция", 1999, №3.

13. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Гардарика, 1996.

14. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999.

15. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999.

16. Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001.

17. Хесин Б.Л. История формирования общетеоретического понятия «механизм государ-ства» в отечественной юридической литературе // Проб-лемы юридической науки и практики в исследованиях адъюнктов и соиска-телей: Сб. научных трудов. - Н. Новго-род, 2001. - Вып. 7. - С. 151-162.

18. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М., 1992.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.