p align="left">Более содержательного и конструктивно определен-ного представления об элементах общественных отно-шений придерживается С. С. Алексеев. Он не только формулирует отдельные элементы общественных отноше-ний, к числу которых относятся субъекты отношений, содержание общественных отношений, объекты общест-венных отношений и внешние условия возникновения и движения общественных отношений, но одновременно раскрывает понятие, смысл самой категории «элементы общественных отношений». Под элементами (сторона-ми) общественных отношений имеются ввиду свойства, которые присущи, общественному отношению как явлению объективной реальности и которые находят свое выра-жение не только непосредственно в пове-дении людей, по и в положении участников данного общественного отношения, его объектах и внешних ус-ловиях его движения. Следовательно, термин «элементы» (стороны) общественного отношения «следует употреб-лять, в специфическом смысле: они обозначают такие яв-ления объективной реальности, в которых выражаются свойства общественных отношений» С. С. Алексеев, Общие теоретические проблемы системы советского права, Госюриздат, 1961, стр. 40-41.. 2. Понятие и виды методов Административно- правового регулирования Право регулирует общественные отноше-ния, упорядочение которых необходимо в целях охраны, укрепления и совершенствования обществен-ного и государственного устройства, осуществления хо-зяйственно - организаторской и культурно - воспитательной деятельности государства, в целях защиты жизни, здо-ровья, материальных и других интересов граждан и юридических лиц. Это регулирование осуществляется при помощи самых различных юридических средств воздействия на общест-венные отношения. Изучение практики осуществления права убеждает в большом разнообразии средств его воздейст-вия на общественные отношения. В одном случае закон предусматривает установление прав и обязанностей субъектов в силу заключенного между ними соглашения (договоры поставки продукции), в другом - эти права и обязанности связываются с актом применения права (акт органа государственного управления о передаче оборудования), в третьем - права и обязанности прямо вытекают из закона (личные права). Правовые нормы могут предоставить возможность более или менее само-стоятельно решать вопрос об объеме правомочий и обя-занностей (купля - продажа) и об использовании предо-ставленного права (право гражданина на виндикационный иск). Они могут также исчерпывающе определить объем субъективного права (право собственности) и установить, что предоставленные права являются вместе с тем юридическими обязанностями (компетенция долж-ностных лиц). Стороны, участвующие в конкретном правоотношении, могут согласно нормам права находиться или в таких отношениях, когда одна из сторон подвласт-на другой, или в равном положении (отношения между вышестоящим и нижестоящим госорганом). Лица, наделенные правами и обязанностями, могут на-ходиться в конкретной связи между собой, но эта связь может носить и абстрактный характер - связь «всех со всеми», не образующая между ними правоотношения. Наконец, различны пути и средства защиты установлен-ных прав. Между отмеченными выше юридическими средства-ми воздействия есть определенная взаимосвязь. Так, в случае, когда норма права предусматривает возникно-вение правомочий и обязанностей из договора, часто допускается «автономность» действий сторон и преду-сматривается судебный путь защиты прав. Но неправильно полагать, что юридические средства сочетаются друг с другом только в одном определенном порядке. Так, степень «автономности» действий сторон правоотношений, вытекающих из договора поставки и из договора дарения, различна так же, как различны пути и средства защиты установленных в этих различных случаях прав. Хотя большинство трудовых правоотноше-ний и устанавливается по соглашению, правомочия и юридические обязанности сторон здесь значительно бо-лее определенны, нежели, например, при договоре куп-ли - продажи, заключенном между гражданами, а разре-шение споров осуществляется для некоторых категорий работников во внесудебном порядке. К тому же в ряде случаев трудовые правоотношения связываются, не-посредственно с административным актом (направление на работу лица, окончившего учебное заведение), что не влечет особенностей ни во взаимоположении сторон та-кого трудового правоотношения, ни в путях и средствах защиты права работника. Нормы админи-стративного права, регулирующие отношения между органами государственного управления и гражданами, в ряде случаев предусматривают судебные, а не административные гарантии. Из этого следует, что метод административно-правового регулирования общественных отношений, присущий той или иной отрас-ли права, нельзя сводить к какому - либо одному из юридических средств воздействия. Метод регулирования, понимаемый как сочетание юри-дических средств воздействия на общественные отношения, раскрывает: а) порядок установления прав и обязанностей; б) степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий их субъектов; в) взаимоположение субъектов правоотношения; г) наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей ; д) пути и средства обеспечения установленных, субъективных прав. В каждой отрасли права это сочетание юридических средств более или менее прочно и устойчиво сцементировано единым предметом и единой общей целью административно-правового регулирования общественных отношений. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских социалистических отношений. М.: Госюриздат, 1961 С. 89. Метод регулирования включает как наиболее харак-терные для данной отрасли права юридические средства воздействия на поведение людей и деятельность орга-низаций, так и менее характерные.. Например, штраф является типичной административно - правовой санкцией, но он .применяется иногда и в других отраслях права. Более того, близкие друг другу отрасли права могут иметь ряд идентичных средств юридического воздействия, в одинаковой степени свойственных их методам, в остальном весьма различных. Так, подвластное положе-ние одной из сторон характерно не только для административно - правовых, но и для уголовно - правовых отношений. Сложный состав юридических средств, образующих метод регулирования, объясняется сложностью и много-образием общественных отношений, их тесным перепле-тением и подвижностью существующих между ними граней. Метод административно-правового регулирования определяется пред-метом, т. е. характером общественных отношений, которые подлежат правовому воздействию. Так, имущественные отношения, подпадающие под , воздействие закона стоимости, могут быть урегулированы только при помощи специфичных гражданско-правовых средств воздействия, а управленческие отношения - административно - правовыми средствами. Семейные отно-шения невозможно регулировать при помощи методов правового воздействия на процессуальные отноше-ния и т. п. Однако предмет регулирования механически не детер-минирует метода; не обусловливает при всех обстоятельствах одно единственно возможное и неизменное юриди-ческое средство правового воздействия на общественные отношения. Выбор тех или иных средств воздействия осу-ществляет государство в соответствии со стоящими перед ним задачами и объективными возможностями их решения тем или иным путем. Метод административно-правового регулирования общественных отно-шений обладает известной долей самостоятельности по отношению к предмету юридического воздействия в силу следующих причин: 1. Данное общественное отношение в рамках суще-ствующих возможностей может быть урегулировано по-разному. Об этом свидетельствуют, в частности, измене-ния в правовом режиме оборотных средств госпредприя-тий, в области метода заготовки сельскохозяйственной продукции и порядка планирования сельскохозяйствен-ного производства. 2. В зависимости от своих целей государство осуще-ствляет правовое регулирование разных сторон одного и того же вида общественных отношений отличными друг от друга методами. Известно, например, что различные стороны имущественных отношений могут подвергаться различным методам административно-правового регулирования. Достаточ-но вспомнить, что охрана собственно-сти осуществляется мерами административно - правового, гражданско-правового и уголовно - правового характера. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских социалистических отношений. М.: Госюриздат, 1961 С. 91. Определяя цель и методы административно-правового регулирования. законодатель руководствуется и исходит не только из данного отношения, но и учитывает всю совокупность существующих общественных отношений и происходя-щие в них изменения. Так, характер трудовых отношений, с которыми свя-зано предоставление жилого помещения в ведомственном доме на период трудовой связи члена семьи с данным ведомством, сам по себе не изменился. Однако изменение других отношений привело к ограничению администра-тивного порядка выселения, т. е. к частичному изменению правовых методов, обеспечивающих ныне использо-вание ведомственной жилплощади бывшими работника-ми данного учреждения пли предприятия. Метод административно-правового регулирования всегда зависит в конечном счете от предмета, изменение метода всегда обусловлено сдвигами в общественных отношениях, хотя и вовсе не обязательно, чтобы эти сдвиги непосредственно затронули то отношение, которое стало регулироваться иным методом. При изучении и разработке методов правовой регла-ментации общественных отношений имеют всегда в виду зависимость метода от предмета воздействия, поскольку данный вид общественных отношений допускает лишь определенные возможности для варьирования методов его регулировки. Но это бесспорное и вполне доказанное юристами положение необходимо уточнить в том смысле, что предмет не в такой степени определяет метод, чтобы законодатель не имел возможности выбора юридических средств административно-правового регулирования, он выбирает в зависимости от поставленной им в данных конкретных условиях цели. Такой подход к вопросу вытекает из положения об активном, классово целенаправленном характере права. Классовая направленность права про-является, в частности, в выборе различных средств юри-дического воздействия на общественные отношения, хотя сами возможности этого выбора в конечном счете мате-риально обусловлены существующими экономическими отношениями и основанной на них классовой структурой общества. Рассмотрим виды методов административно-правового регулирования. Общество объективно вызывает потребность в разумном сочетании убеждения и принуж-дения, а не взаимоисключение одного из них. Определенное место в системе способов воздействия на поведение людей, используемых управлением, зани-мает метод поощрения, представляющий собой публич-ное признание заслуг, награждение, оказание обществен-ного почета членам общества, проявившим примерное поведение при выполнении своего - общественного долга. Назначение метода поощрения состоит в том, чтобы вызвать определенные стимулы к такому поведению, ко-торое способствовало бы достижению результатов, вы-ходящих за рамки ординарных представлений о возмож-ностях человека. Этим свойством служебная роль поощрения сущест-венно отличается от служебной роли принуждения. Пос-леднее, выражая собой порицание от имени общества и устанавливая определенные лишения для человека, от-ступившего от установленного правила, ставит прежде всего задачу поднять его до уровня подавляющего боль-шинства добросовестных членов общества, аккурат-но выполняющих свой общественный долг, и одновре-менно угрозой наступления неблагоприятных последст-вий предотвратить неправомерное поведение отдельных неустойчивых граждан. В этом проявляется своего рода «очистительное» качество принуждения, позволяющее вытеснить из общества все вредное и чуждое ему. Поощрение же, будучи высокой оценкой особых достижений, превосходящих обычные, и оказывая общественный по-чет человеку, достигшему высоких показателей своего поведения, ставит задачу побудить других членов обще-ства последовать примеру поощряемого и, следователь-но, способствует возникновению новых, более высоких по своему характеру общественных отношений. Используемые в сфере управления обществом методы убеждения, поощрения и принуждения являются наибо-лее общими и распространенными активными способами воздействия на граждан общества. Они применяются в деятельности всех организаций и коллективов, приобретая самые различные организационные формы. Научные категории методов убеждения, принуждения и поощрения отражают только общие возможности взаимоотношений по вертикали меж-ду теми, кто управляет, и теми, кто выступает в роли управляемых, т. е. они лишены конкретности в установ-лении поведения управляемых в определенных жизнен-ных условиях, не детализируют взаимоотношений между управляемыми, не определяют характера и содержания, а также результата складывающихся между ними отно-шений. В этом смысле рассуждения о методах убежде-ния, поощрения и принуждения представляют собой лишь общий, исходный материал для исследования орга-низационных способов воздействия на людей в сфере административно-правового регулирования. Указанные организационные способы характеризуются прежде всего тем, что они предусматривают определенных адресатов воздействия, типичные связи между ними и должные результаты их взаимоотношений. Одной из наиболее действенных организационных форм использования общих способов воздействия на по-ведение людей является правовое регулирование, пред-ставляющее собой нормативное закрепление (регламен-тацию) государством общих, фактиче-ских способов организации членов общества. Приблизи-тельно так же понимает связь общих методов управле-ния с их правовым опосредованием Ю. М. Козлов. Он по-лагает, что методы управления, как правило, облекаются в правовую форму и суть «соотношения методов управ-ления и соответствующих форм состоит в том, что если метод отражает содержание управленческой деятельности, то форма есть способ выражения этого содержа-ния».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|