реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Методы административного права

реферат
p align="left">Очевидно, что это должно повлечь за собой не косметическую, а глубинную перестройку системы правовых средств, используе-мых в целях обеспечения эффективного государственного упоря-дочивающего воздействия на все стороны управленческой действи-тельности. Данный процесс -- в повестке дня, что, однако, не уст-раняет значимости общих позиций, характеризующих сущность ад-министративно-правовых методов. Нельзя, в частности, игнориро-вать тот факт, что в конечном счете эти методы неотделимы от процесса реализации исполнительной власти, что государственное управление не может быть вытеснено гражданско-правовыми ка-тегориями договорного типа. За этими методами скрыто стремле-ние обеспечить должный правовой порядок, должный уровень го-сударственной дисциплины в сфере управления государственны-ми и общественными делами.

Активность и эффективность экономических и иных реформ во многом определяется характером воздействия со стороны государ-ства на развитие прежде всего экономических процессов. Оно на-ходит свое прямое выражение не только в законодательстве, но и в управленческой деятельности, в методах ее практического осуще-ствления. И это закономерно, так как именно в них получает свое наиболее полное выражение регулятивная роль государства как ведущего субъекта управления. Рыночные отношения не должны вести к ослаблению его роли, а следовательно, и используемых им средств реализации функций исполнительной власти. Речь долж-на идти об известной модификации методов управления в зависи-мости от особенностей регулируемых сфер общественной жизни (экономика, социальная и административно-политическая сферы). При этом следует учитывать, что в странах с развитой рыночной экономикой (например, в США) исполнительная власть решительно вторгается в экономические отношения, диктуя в необходимых слу-чаях свою властную волю (особенно в области финансово-кредит-ных отношений). Никитин А.Ф. Политика и право. М., 2001.

Соответственно, в еще большей степени актуализируется про-блема административно-правовых методов.

ГЛАВА II. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ

МЕТОДОВ

Средства реализации управленческих задач и функций разно-образны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме административно-правовых методов допустим как с общетеоретических, так и специальных позиций; последние основы-ваются на первых и являются их конкретизацией с учетом особен-ностей сферы применения методов.

С общетеоретических позиций проявляется действие универ-сальных методов любой деятельности -- убеждения и принужде-ния. Это -- два взаимосвязанных "полюса" единого целого, то есть механизма обеспечения должного поведения и правопорядка. Они взаимно дополняют друг друга.

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих общественных от-ношений путем проведения воспитательных (включая правовое вос-питание), разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002 В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административ-ной ответственности. При необходимости в обеспечении обществен-ной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.

Специальный подход к проблематике видовой классификации административно-правовых методов исходит прежде всего из харак-тера (содержания) управляющего воздействия. Из множества клас-сификационных вариантов, как правило, наиболее распространен-ным является выделение двух групп методов, а именно -- админи-стративных и экономических. Акцент именно на этих вариантах порождает до сегодняшнего дня немало противоречивых суждений, разночтении, а потому проблема методов управления нуждается в детальном освещении.

§1. Классификация административных методов

Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме администра-тивно-правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией осо-бенностей сферы применения методов. С общетеоретических позиций проявляет-ся действие универсальных методов любой деятельности убеждение и принужде-ние.

Административные методы обычно квалифицируются в ка-честве способов или средств внеэкономического или прямого уп-равляющего воздействия со стороны субъектов государственно-уп-равленческой деятельности на соответствующие объекты управле-ния, независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления та-ких управленческих действий, в содержании которых проявляет-ся властное обеспечение должного поведения управляемых объек-тов. Прямой их характер означает, что субъект управления в рам-ках своей компетенции принимает управленческое решение (пра-вовой акт управления), юридически-обязательное для объекта управления, то есть адресата. Налицо -- прямое предписание ("ко-манда"), ибо управляющее воздействие предполагает императив-ный (директивный) вариант волеизъявления субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает непосред-ственно из властной природы управления, являющегося одним из существенных каналов практической реализации государственной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти.

Внеэкономический характер данных методов означает, что ре-альным объектом управления является сознательно-волевое поведе-ние управляемых (будь то гражданин или предприятие и т. п.). Дол-жное поведение в сфере государственного управления обеспечива-ется через волю и сознание управляемых ("соподчинение воль"). При этом используются в необходимой мере средства убеждения и при-нуждения. Допускается возможность юридического принуждения к должному поведению, что, однако, не дает оснований для отожде-ствления прямого управляющего воздействия с принуждением.

С учетом названных качеств административных методов оче-видно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участни-ков управленческих общественных отношений. Кто-то должен ре-шать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они находятся в руках субъектов государственно-управленчес-кой деятельности, которые осуществляют администрирование, то есть управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов -- административные.

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельнос-ти на соответствующие объекты управления. Главное при этом зак-лючается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их мате-риальные интересы, то есть опосредованно, в отличие от спосо-бов прямого властного воздействия.

Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным обра-зом не под влиянием директивных предписаний субъекта управле-ния, а в силу того, что такое его поведение материально стимули-руется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономи-ческим (например, материальное поощрение, предоставление иму-щественных льгот и т. п.). Тем самым стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении постав-ленных перед ним задач. Управляющее воздействие осуществляется не прямо на поведение (это можно делать, а это нельзя и т. п.), а косвенно (опосредованно), то есть через воздействие на материаль-ные (имущественные) интересы объекта управления. Должное по-ведение последнего достигается перспективами материальных вы-год, равно как и угрозой материальных санкций. Следовательно, экономические рычаги, используемые в процессе решения управлен-ческих задач, устанавливают систему материальных стимулов. Од-нако управляющее воздействие составляет содержание и таких ры-чагов, что сближает их по конечной цели с рычагами прямого (ад-министративного) характера.

§2. Проблематика методов административного управления.

Проблема методов управления диалектична. Это означает, что недопустимо антагонистическое противоречие между методами пря-мого и косвенного воздействия. И для этого имеются соответству-ющие причины.

Во-первых, поскольку управленческая деятельность по своей природе -- административная ("административное" суть "управлен-ческое"), постольку любые методы, используемые в процессе ее практического осуществления, не могут не быть административны-ми. В силу этого выделение административных и экономических ме-тодов управления алогично; буквально имеются в виду "управлен-ческие методы управления", независимо от того, какое содержание в них вложено, то есть единые по своей сути методы управления. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997.

Во-вторых, средства прямого (административного) и косвенного (экономического) назначения используются с единой конечной це-лью -- реализации управленческого воздействия субъекта управ-ления на поведение объекта управления.

В-третьих, эти средства практически используются одними и теми же, а не различными субъектами исполнительной власти.

В-четвертых, они используются в отношении одних и тех же объектов управления; не существует таких объектов, которые нуж-даются исключительно в косвенном управляющем воздействии.

В-пятых, прямые и косвенные средства используются в прак-тической деятельности соответствующих исполнительных органов (должностных лиц) в рамках единого варианта, а именно -- как од-ностороннее и властное волеизъявление субъекта управления. На-пример, поощрительные или стимулирующие меры (премии, мате-риальные льготы и т. п.) оформляются в виде соответствующих уп-равленческих решений (приказ о премировании, решение о предо-ставлении кредитных или налоговых льгот и т. п.). Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997.

В-шестых, для реализации прямого и косвенного управляющего воздействия требуется, как правило, единая правовая форма. Меж-ду тем нередко при выделении административных и экономических методов исходят из того, что первые регламентированы правом, а вторые базируются непосредственно на объективных экономичес-ких закономерностях общественного развития. Подобная аргумен-тация глубоко ошибочна. Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации и юридической формы невозможно осуществлять эффективное, рациональное и грамотное управление вообще. Тем более, что речь идет о самом существенном -- о непос-редственном (или опосредованном) управляющем воздействии на объект управления.

В-седьмых, практически в правовых актах управления мож-но обнаружить органическое сочетание экономического содержания и административно-правовой формы. Так, указы Президента РФ о повышении уровня заработной платы отдельным категориям работ-ников, о материальных компенсациях в связи с инфляцией, несом-ненно, затрагивают материальные интересы, являясь в то же вре-мя юридической формой реализации государственно-управленчес-ких функций. Экономические рычаги управляющего воздействия, следовательно, приобретают жизненность не сами по себе, а с по-мощью административно-правовых средств.

Изложенные позиции свидетельствуют о том, что распростра-ненное конструирование особых экономических методов, противо-положных административным, неправомерно.

Проблема методов государственно-управленческой деятельно-сти или административно-правовых методов состоит в обеспечении разумного сочетания в механизме управляющего и властного по своей изначальной природе воздействия на управляемые объекты, на их поведение и взаимоотношения средств (рычагов) прямого и косвенного характера. Задача такого рода, в смысле ее последова-тельного решения, во многом зависит от субъективных факторов, то есть от профессионального уровня подготовки управленческих кадров. Не меньшее значение имеет и содержание законодательных и административно-правовых норм, регламентирующих взаимосвязи между субъектами исполнительной власти и управляемыми. Совре-менное их состояние далеко от совершенства. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997

§3. Содержание административно-правовых методов

Конкретное содержание административно-правовых методов достаточно разнообразно. Это -- установление правил поведения в сфере государственного управления общеобязательного или част-ного характера; утверждение конкретных (адресных) заданий; пред-писания о совершении определенных действий; назначение на дол-жности; удовлетворение законных притязаний участников регули-руемых отношений; запрещение определенных действий; выдача разрешений различного рода; осуществление регистрационных дей-ствий; проведение контроля и надзора; материальное и моральное поощрение; применение материальных санкций; разрешение споров между участниками управленческих отношений; установление стан-дартов; оформление государственных заказов; применение админи-стративно-принудительных мер и т. п.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.