|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Местное самоуправление
|
|
|
Местное самоуправление
6 Кафедра социологии Реферат на тему: «Местное самоуправление» Казань ,апрель 2008 Оглавление- Введение 3
- 1. Местное самоуправление 4
1.1 Местное самоуправление в системе властных отношений 4- 1.2 Местное самоуправление- институт народовластия 8
2 Мэры по колено 12Заключение 18Список использованной литературы 19ВведениеМестное самоуправление одна из двух форм организации публич-ной власти в административно-территориальных единицах государ-ства. Местное самоуправление неотъемлемо связано с де-мократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации оп-ределяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, ко-торое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-быто-вым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправле-ние есть первичное звено федеративных отношений. И до этого уровня местного самоуправления необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более что Конституция предус-матривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления (ст. 132), что и реализуется в новом вариан-те закона о местном самоуправлении (2003 г.).К числу актуальных вопросов совершенствования правовой рег-ламентации организации и деятельности местного самоуправле-ния относятся: установление в законодательном порядке единого принципа образования органов местного самоуправления только в соответствующих низовых административно-территориальных единицах, а органов территориального общественного само-управления -- в пределах любых территорий; предельно точного установления прав и обязанностей выборных органов местного самоуправления и местной администрации в решении общих вопросов местного значения.Цель данного исследования: выявить его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления.В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:- познакомиться с функциями, полномочиями местного самоуправления;- рассмотреть вопро-сы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом, в системе территориального управления государства, в частнос-ти;- выявить проблемы, стоящие сегодня в области формирования и развития местного самоуправления с учетом переходного ха-рактера российского общества Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.1. Местное самоуправление1.1 Местное самоуправление в системе властных отношенийМестное самоуправление - сложный по природе, многооб-разный по формам и последствиям социально-политический процесс. Оказывая огромное влияние на общественное развитие, оно само подпадает под воздействие политических, социально-экономических и иных факторов. Признание местного самоуправления в качестве конституци-онного принципа организации и осуществления власти в общест-ве и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления не только на федеральном уровне, но и на внутрирегиональном, включая и уровень местного самоуправле-ния, с передачей его отдельных функций органам территориаль-ного общественного самоуправления. Местное самоуправление - это и право граждан данной тер-ритории на самостоятельное решение местных задач. Гарантируя такое право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обя-занность создавать необходимые условия для их осуществления. Местное самоуправление можно рассматривать и как способ организации и осуществления населением власти на местах, кото-рая обеспечивает самостоятельное решение гражданам местных жизненно важных вопросов с учетом исторических и иных мест-ных обычаев и традиций. Это означает, что население и форми-руемые им представительные и исполнительные органы власти берут на себя ответственность за реализацию местных проблем. В соответствии с Федеральным законом Российской Федера-ции «Об общих принципах организации местного самоуправле-ния в Российской Федерации» местное самоуправление осущест-вляется на территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц, районов и др.). Следовательно, местное само-управление имеет особый субъект - население муниципального образования. Объектом управления местного самоуправления явля-ются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Перечень вопросов местного значения, обозначенный в Феде-ральном законе, не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных обра-зований и органов государственной власти. Согласно Конституции РФ и Федеральному закону «Об об-щих принципах организации местного самоуправления в Рос-сийской Федерации» функции местного самоуправления имеют следующую специфику: а) органы местного самоуправления не входят в систему орга-нов государственной власти (ст. 21 Конституции РФ); б) органы местного самоуправления занимают особое место в системе управления; в соответствии со СТ. 17 Федерального закона образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной масти не допускается. Согласно ст. 130 Конституции РФ структу-ра органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; она закрепляется в уставе муниципального обра-зования, который принимается или населением непосредственно, или представительным органом местного самоуправления. Кроме того, Федеральный закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14), а также преду-сматривает, что решения органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть отменены лишь органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействи-тельными по решению суда; в) согласно СТ. 3 Конституции РФ народ осуществляет власть: непосредственно; через государственные органы власти; через органы местного самоуправления. Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления представляют собой органы власти народа (в этом их общность). Но в одном случае власть реализуется в фор-ме органов местного самоуправления, а в другом - в форме госу-дарственной власти. Значительная часть вопросов деятельности органов местного самоуправления посвящена решению проблем, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправле-ния в соответствии со ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в выполнении государственных функций. Государственные органы власти в таких случаях вправе вести контроль за их реализацией. Сущность местного самоуправления раскрывается в его само-стоятельности. Муниципальное образование разрабатывает устав, который затем принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образо-вания может быть только противоречие его Конституции РФ, феде-ральным законам и законам соответствующего субъекта Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муници-пальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют мест-ный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. Самостоятельность местного самоуправления гарантируется го-сударством (ст. 12 Конституции РФ). Государство признает мест-ное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, само-стоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти, что проявляется в организационной обособленности ор-ганов местного самоуправления в системе управления обществом. Под самостоятельностью местного самоуправления следует понимать право населения муниципального образования непо-средственно или через своих представителей, без вмешательства каких-либо иных властных структур определять круг вопросов местного значения и решать их в соответствии с законами. Европейская хартия местного самоуправления, действующая в рамках Совета Европы, членом которого является и Россия, уста-навливает следующие положения: · органы местного самоуправления в рамках национальной экономической политики имеют право на обладание достаточны-ми собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при выполнении своих функций; · финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям; · по меньшей мере часть финансовых средств органов мест-ного самоуправления должна формироваться из местных налогов и сборов, ставки которых органы местного самоуправления впра-ве устанавливать в пределах, определенных законом. Федеральный закон «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет систе-му гарантий, призванных обеспечить финансовую и организаци-онную самостоятельность местного самоуправления. Федеральные и региональные органы власти путем закрепления источников до-ходов должны обеспечивать муниципальные образования мини-мальными местными бюджетами для покрытия их минимально необходимых расходов. для того чтобы гарантии местного само-управления быть реальными, принимается ряд законодательных документов различных уровней, к примеру, разрабатываются госу-дарственные минимальные социальные стандарты, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности и пр. Обеспечение ис-полнения решений, принятых в пределах своей компетенции орга-нами местного самоуправления, а также населением муниципаль-ных образований непосредственно, гарантируется использованием механизма государственного принуждения, в том числе через ор-ганы судебной власти. Главным фактором, влияющим на деятельность местного са-моуправления как организации местной власти, самостоятельно решающей вопросы местного значения, является территория му-ниципального образования. Согласно Конституции РФ измене-ние границ территорий муниципальных образований допускается только с учетом мнения населения. Механизм реализации данной процедуры устанавливается законом субъекта Федерации, кото-рый пока недостаточно прописан или очень сложен. Важнейшей особенностью местного самоуправления является ответственность местных сообществ. Местное самоуправление -самостоятельная и под свою ответственность деятельность населе-ния муниципальных образований и их органов по решению вопро-сов местной жизни. Федеральный закон устанавливает, что органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответст-венность перед населением, физическими и юридическими лица-ми и перед государством. Сущность местного самоуправления раскрывается и в том, что В стране наряду с интересами личности и государства признают-ся и гарантируются местные интересы, связанные с решением вопросов жизнедеятельности населения. При этом муниципаль-ные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как равноправные. Осуществление властных полномочий в сфере обеспечения жиз-недеятельности населения выходит на проблему соблюдения инди-видуальных прав человека и гражданина. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют дея-тельность местного самоуправления. Европейская Хартия о местном самоуправлении (абзац седьмой преамбулы, п. 3 ст. 4) рассматривает местное самоуправление как власть, максимально приближенную к гражданам. Решение вопросов местного значения, создание условий для обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина в демократическом обще-стве - права на достойную жизнь. Важным аспектом местного самоуправления как элемента го-сударственного устройства является использование органов мест-ной власти в качестве структуры, позволяющей оптимизировать расходование государственных средств. Следовательно, местное самоуправление не только оппонент, но и равноправный субъ-ект государственной власти, освобождающий государственные органы власти от местных проблем. Оно позволяет им сконцен-трироваться на решении проблем соответствующего уровня, оптимизировать органы управления. Органы местного самоуправления, создаваемые населением из людей, знающих проблемы своей территории, подотчетны насе-лению, в силу чего они являются эффективной властью, способ-ной оптимально решать вопросы местного значения. Итак, местное самоуправление - особая форма власти в госу-дарстве. Обладая статусом самостоятельного субъекта управления, оно является равноправным партнером государственных органов власти, способным создать условия для максимально эффектив-ной реализации местных интересов и потребностей. Оно развива-ет инициативу и самодеятельность граждан, является важным условием сохранения и развития местных традиций и обычаев. 1.2 Местное самоуправление- институт народовластияМестное самоуправление - один из важнейших институ-тов народовластия в истории человечества. Первопричиной его создания была воля местного сообщества, осуществлявшаяся через принципы самоорганизации, самодеятельности и саморе-гуляции населения. На основе народного волеизъявления - всероссийского ре-ферендума, результаты которого закреплены в Конституции РФ (1993), проводится современная реформа местного самоуправле-ния. Следовательно, главным принципом действенности местного самоуправления является участие населения в управлении муни-ципaльным образованиями.
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|