реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Меры административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях

реферат

Меры административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях

2

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский юридический институт

Меры административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях

Учебное пособие

Белгород - 2004

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

БелЮИ МВД России

Подготовленное учебное пособие представляет собой материал, раскрывающий сущность и специфические средства административно-правового принуждения, а также определяющий совокупность процессуальных мер, применяемых в производстве по делам об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

© ООНИ и РИД БелЮИ

МВД России, 2004.

Содержание

  • Глава I. правовая природа мер административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях
    • 1. Общая характеристика мер
    • 2. Виды, основания и цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • 3. Место рассматриваемых мер в системе мер административного принуждения и их роль в административной практике
    • Глава II. Особенности применения сотрудниками милиции мер процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков
    • 1. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков
    • 2. Характеристика отдельных мер процессуального обеспеченияв производстве по делам об административных правонарушениях
    • 3. Тактика доставления лиц, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков
    • Заключение

Предисловие

В процессе охраны правопорядка сотрудники органов внутренних дел широко используют меры административного воздействия, которые применяются в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, а также обеспечения привлечения виновных к ответственности. От их правильного, тактически грамотного применения во многом зависит успешное решение задач по охране общественного порядка, имущества граждан, укреплению законности, обеспечению прав и законных интересов граждан.

Среди мер административного воздействия, применяемых органами внутренних дел, особую группу составляют административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов и некоторые иные меры, направленные на выявление и пресечение административных правонарушений, установление личности нарушителя и иных обстоятельств дела, составление протокола о правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения вынесенного по нему постановления, т.е. на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях.

Все эти меры широко используются в охране правопорядка. Так, около 80% лиц, совершивших административные правонарушения в сфере охраны общественного порядка, подвергаются административному задержанию и досмотру. Важную роль играют эти меры в борьбе с нарушениями антиалкогольного законодательства, мелким хулиганством, составляющими значительную долю административных правонарушений. Большой объем практики их применения обусловливает необходимость строгого соблюдения законности при их производстве.

Вместе с тем в использовании органами внутренних дел данных мер есть ряд нерешенных вопросов и трудностей, которые касаются прежде всего правильного, единообразного применения норм законодательства об административных правонарушениях, уяснения содержания мер, особенностей тактики их производства в различных ситуациях и т.п. Изучение правоприменительной практики органов внутренних дел выявило сравнительно невысокий уровень знаний положений законодательства, регламентирующего основания и порядок применения рассматриваемых мер представителями различных служб. Так, только 70% опрошенных работников дежурных частей дали правильные ответы на такого рода вопросы. У участковых уполномоченных милиции этот показатель составил 59%, у милиционеров ППС-31%. Это обусловлено прежде всего новизной целого ряда норм данного законодательства, некоторой нечеткостью отдельных его положений, в частности, об основаниях применения, условиях и порядке производства мер воздействия, а также отсутствием соответствующих методических разработок и научно обоснованных рекомендаций по применению процессуальных мер воздействия Следует отметить, что 60% опрошенных работников горрайорганов внутренних дел высказались за необходимость подготовки таких рекомендаций..

Меры административного воздействия постоянно являются предметом научных исследований (труды Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, М.И. Еропкина, И.А. Галагана, Е.В. Додина, Л.Л. Попова, В.Д. Резвых, М.Я. Саввина, М.С. Студеникиной, А.П. Шергина и других ученых). Однако их разработанность пока не достигла достаточной полноты и всесторонности. Исследования сосредоточились в основном на мерах наказания, на предупредительной и пресекательной функциях этих мер. В то же время, такая важная функция, как обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, была лишь отмечена в общих чертах отдельными учеными (Л.Л. Попов, В.Р. Кисин). Кроме того, существующие в научной литературе исследования по проблемам административного воздействия базируются в основном на ранее действовавшем законодательстве.

Поэтому настоятельной необходимостью является разработка научно обоснованных рекомендаций по применению положений нового законодательства, в том числе касающихся использования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

При подготовке пособия проанализированы положения Кодекса РФ об административных правонарушениях, результаты опроса практических работников, а также практика применения органами внутренних дел мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Уделено внимание разъяснению тех норм законодательства, реализация которых вызывает наибольшие трудности.

Глава I. Правовая природа мер административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях

1. Общая характеристика мер

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой специфические средства административно-правового принуждения, применяемые в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Таким образом, они направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в ст.24.1 Кодекса. К их числу относятся: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях начинается и ведется с целью всестороннего выяснения всех обстоятельств правонарушения, установления личности виновного, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств и вынесения законного и обоснованного решения по делу, т.е. обеспечивает привлечение виновного к административной ответственности.

Существенная особенность производства по делам об административных правонарушениях состоит в том, что оно представляет собой специфическую, обособленную, самостоятельную, четко урегулированную законом и направленную на реализацию административной ответственности административно-процессуальную деятельность органов внутренних дел (и других правоохранительных органов). Такая деятельность осуществляется органами внутренних дел в ходе выполнения повседневных правоохранительных функций, наряду с реализацией надзорных и иных полномочий. Например, патрульно-постовой наряд милиции при несении службы по охране общественного порядка выполняет надзорные функции. Обнаружив правонарушение, он принимает меры к его пресечению (требует прекратить нарушение, устанавливает личность нарушителя, а если этими действиями не удается пресечь нарушение или если личность нарушителя на месте установить невозможно, то доставляет его в дежурную часть горрайоргана внутренних дел или отделения милиции) Здесь намечена лишь общая схема действий патрульного. В реальной жизни характер и последовательность его действий зависят от конкретной обстановки: поведения нарушителей, их количества и других обстоятельств. . Устанавливая личность нарушителей, потерпевших, свидетелей (при наличии таковых), применяя доставление, патрульно-постовой наряд тем самым уже осуществляет действия, направленные на привлечение виновных к административной ответственности, т.е. частично решает задачи производства по делам об административных правонарушениях. Таким образом, если производство по делам об административных правонарушениях начинается с момента составления протокола о данном нарушении, то деятельность по его обеспечению осуществляется непосредственно с момента выявления правонарушения. Она тесно связана с выполнением административно-надзорных и иных правоохранительных функций.

В производстве по делам об административных правонарушениях участвуют различные службы органов внутренних дел, в частности, патрульно-постовая, участковых уполномоченных милиции, ГИБДД. ОБЭП и другие. Их должностные лица выполняют различные функции и имеют неодинаковые полномочия.

Одни осуществляют данное производство в полном объеме, т.е. рассматривают и разрешают дела, назначают административные наказания - это начальники горрайлинорганов, их заместители, начальники отделений милиции, начальники подразделений дорожно-патрульной службы, а также некоторые иные должностные лица органов внутренних дел.

Другие участвуют лишь в отдельных стадиях данного производства, их процессуальное положение имеет некоторые особенности. Они, в отличие от перечисленных, неправомочны рассматривать дела и назначать административные наказания. К их числу относятся: рядовой и начальствующий состав строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции, работники медвытрезвителей и иные. Вместе с тем все названные участники производства по делам об административных правонарушениях наделены полномочиями по применению тех или иных мер обеспечения данного производства, которые являются важнейшим правовым средством, обеспечивающим решение его задач.

2. Виды, основания и цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод.

Основания применения мер. Согласно положениям общей теории права основания применения мер государственного принуждения заключают в себе фактическую и юридическую стороны. Фактическим основанием применения той или иной меры является реальное наступление предусмотренных соответствующим законом обстоятельств, например, нарушение установленных запретов и т.п. Правовым (юридическим) основанием является наличие законодательной нормы, непосредственно предусматривающей возможность (допустимость) применения меры воздействия в связи с совершением данного конкретного деяния См.: Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. - М., 1981. С. 101..

В соответствии с этим основаниями применения административно-обеспечительных мер являются, во-первых, совершение административного правонарушения (проступка), а в ряде случаев - наличие данных, свидетельствующих о возможном совершении конкретным лицом такого деяния (т.е. предположение о правонарушении). Во-вторых, наличие нормы закона, прямо предусматривающей возможность применения этих мер в связи с совершением данного конкретного правонарушения. Из этого следует, что, принимая решение о применении той или иной меры административного воздействия, сотрудник милиции должен прежде всего установить факт совершения данным лицом противоправного деяния или наличие данных, позволяющих предполагать это, определить его характер - является ли оно административным проступком, преступлением или деянием иного рода. Далее, правоприменитель должен выяснить, имеется ли норма закона, которая прямо предусматривает применение мер воздействия в связи с совершением данного правонарушения.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.