реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства

реферат

Личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства

2

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт государственного управления

Кафедра гражданского и хозяйственного права

Курсовая работа

на тему: "Личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства"

Выполнила

студентка 3 курса

группы ПРМД М.Е. Короткевич

Руководитель Е.Е. Цветкова

Минск 2009

Содержание

  • Введение
    • 1. Личные права авторов произведений науки, литературы и искусства как объект гражданско-правовой защиты
    • 1.1 Сущность неимущественных прав
    • 1.2 Международная защита прав авторов произведений
    • 2. Содержание основных неимущественных прав авторов
    • 2.1 Право авторства
    • 2.2 Право на имя
    • 2.3 Право на защиту репутации
    • 2.4 Право на обнародование
    • 3. Иные неимущественные права
    • 3.1 Право на опубликование
    • 3.2 Право на отзыв произведения
    • Заключение
    • Список использованных источников
Введение

Человеческий гений является источником всех

произведений искусства и изобретений. Долг государства -

обеспечить надежную их охрану.

Из надписи на куполе здания штаб-квартиры Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве.

В современном мире информатизации, инноваций и "мозговых штурмов" представляется примечательным феномен интеллектуальной собственности. Уникальные свойства этого в определенном смысле абстрактного объекта обусловливают имманентные особенности в правовом регулировании. Безусловно, интеллектуальная собственность в аспекте имущественных интересов представляет собой не менее продуктивный предмет, чем привычные объекты материальной собственности. Однако личные неимущественные права субъектов интеллектуальной собственности - авторов произведений, - являясь истоком и базисом имущественных прав, заслуживают не меньшего внимания. Только при их осуществлении и грамотном правовом регулировании возможно полноценное использование имущественных правомочий.

В данной работе рассматривается сущность личных неимущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства, содержание основных правомочий авторов, а также некоторые иные их моральные права, представляется обзор норм международной защиты неимущественных прав авторов. Личные неимущественные права имеют определяющее значение для построения всей системы защиты прав авторов интеллектуальной собственности. Поэтому эти правомочия абсолютны, носят бессрочный характер, являются неотчуждаемыми. При защите данных прав отсутствуют всякие сроки давности, а также на личные права невозможно обратить взыскание. Объект исследования представлен концепцией личных прав авторов как комплексной характеристикой правового статуса субъектов интеллектуальной собственности. Предметом работы является природа, основные черты и характерные особенности отдельных моральных прав авторов произведений, кроме того, сущность феномена неимущественных прав и их правовое регулирование.

Целью работы является получение ясного комплексного представления о предмете исследования, а именно, выявление сущностных характеристик одной из фундаментальных категорий интеллектуальной собственности - неимущественных прав авторов, рассмотрение состава отдельных правомочий, указанных в отечественном законодательстве, а также предлагаемых наукой. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть различные признаки неимущественных прав и выявить суть данного феномена, проанализировать объем международного регулирования в данной области, проследить эволюцию личных прав авторов в белорусском законодательстве, прояснить имманентные черты отдельных правомочий авторов.

Всплеск активности научных разработок в области авторских прав и интеллектуальной собственности приходится на последние годы. Однако и ранее учеными-правоведами предпринимались успешные попытки осознать значимость явления интеллектуальной собственности, выявить закономерности ее развития, проследить структуру авторских правомочий, описать их сущность и порядок правового регулирования. Исследованиями в данной сфере занимались Э.П. Гаврилов, В.И. Серебровский, М.В. Гордон, а также современные ученые А.П. Сергеев, Ролан Дюма, И.В. Савельева, С.А. Судариков и другие.

1. Личные права авторов произведений науки, литературы и искусства как объект гражданско-правовой защиты

1.1 Сущность неимущественных прав

Понятие "интеллектуальная собственность" является абсолютно новым не только для Республики Беларусь, но и для всех стран, возникших после развала СССР. Это понятие не было принято в национальном законодательстве бывшего Союза и, соответственно, не учитывалось на практике. Поэтому любая попытка осмыслить его уже шаг вперед.

Любая собственность, в том числе и интеллектуальная, развивается по свойственным ей законам [16, с.18]. Собственность всегда свято защищали все цивилизации, но это была собственность материальная: земля, транспорт, техническое оборудование, здания, сооружения и т.д. Сегодня материальной силой, защищаемой правом, стал сам интеллект человека, который генерирует огромный поток информации, постоянно ее перерабатывает, впитывает, анализирует, обобщает и в результате выходит на самые неожиданные предложения и идеи.

Перевести сейчас этот вопрос в плоскость практики для нас, постсоциалистических стран, очень сложно. Кроме государства, этого единственного конкретно заинтересованного собственника, никаких других собственников не было. Таким образом, обеспечивалось полное право государства на использование, распоряжение и присвоение результатов физической и интеллектуальной деятельности [16, с.18-19]. Согласно современной теории и действующему законодательству авторское право относится к числу исключительных прав. Это значит, что автору или иному обладателю исключительного права на произведение науки, литературы или искусства принадлежит монопольное право использовать это произведение любым или каким-либо определенным способом [1, с.51].

Интеллектуальная собственность очень тонкая материя. По мере развития научно-технического прогресса, науки, инноваций, законодательной базы, рыночной конъюнктуры, содержание ее постоянно меняется. Значит, сам институт интеллектуальной собственности надо воспринимать как сложную, постоянно пополняемую систему правовых норм, правил, традиций, находящихся в динамике [16, с. 19].

Важной категорией в сфере интеллектуальной собственности является концепция прав авторов произведений науки, литературы и искусства. В международной и зарубежной практике права авторов делятся на моральные и имущественные. Моральное право имеет внеимущественный характер и, будучи таковым, входит в более широкую категорию так называемых личных прав [17, с. 190]. В современной белорусской правовой системе также сохранена идея дуалистичности прав, разграничения их на личные (моральные) и имущественные. Однако, при условии сохранения сущности, используется более привычная лексика: неимущественные (личные) и имущественные права. Такое положение вещей имело место не всегда, в различные периоды истории отечественного права концепция прав авторов обладала спецификой.

В русской дореволюционной юридической литературе авторское право рассматривалось как только имущественное, но не личное. Считалось, что "исключительное право... не связано с вопросом об авторстве духовного продукта и очень легко отрывается от личности того человека, духовному творчеству которого обязан своим существованием объект права. Авторское право в руках издателя... оставляет личность творца совершенно в стороне" [1, с.51].

В конце XIX в. сложилась дуалистическая концепция авторского права, согласно которой автору в отношении его произведения принадлежат две группы прав различной природы: моральные и имущественные. Позже эта концепция была принята законодателями большинства государств для разработки национальных законов об авторском праве [1, с.52]. Однако многие авторы считали, что между личными и имущественными авторскими правомочиями нельзя провести резкую грань: они почти неразрывно связаны друг с другом [22, с.374].

Поскольку в условиях социализма единственным законным способом извлечения имущественной выгоды от использования произведения считалось получение авторского вознаграждения (гонорара), в юридической литературе часто высказывалось мнение, что именно это единственное право относится к числу имущественных. Все остальные права: право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения, право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения - относились к числу личных неимущественных [14, с.62-65].

В число личных неимущественных предлагалось включать и иные права: право на помощь автору со стороны издательства и право на регистрацию произведения, устанавливающую дату его выхода в свет [1, с.53]; право на депонирование рукописи, право на перевод и право на посвящение произведения [11, с.28-29]. В качестве самостоятельного авторского правомочия выделялось и возникшее с появлением новых технических средств "право автора определять аудиторию, которой доступен однократный акт воспроизведения, подобно тому как эта же аудитория могла охватываться раньше лишь несколькими актами воспроизведения" [8, с.129].

Значительная часть ученых относила к личным неимущественным правам следующие: авторства, на авторское имя, на неприкосновенность произведения и на опубликование (выпуск в свет), а право на вознаграждение, а также на воспроизведение и распространение произведения и некоторые иные правомочия - к имущественным [6, с.12].

Таким образом, сегодня ст.14 Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" от 16 мая 1996 г. относит к личным неимущественным правам:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) [15, ст.14].

Данные права охраняются бессрочно и защищаются независимо от истечения срока исковой давности [10, c.504]. То есть, личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства обладают существенными специфическими чертами, и представляется возможным выделить ряд их признаков: бессрочный характер, неотчуждаемость, отсутствие срока давности, невозможность обращения взыскания на моральное право [17, с. 190-192].

Итак, неимущественные права авторов произведений являются исключительными монопольными правомочиями собственника. Развитие этих прав в нашей стране обладало особенностями, связанными с характерными чертами системы права. Сегодня дуалистическая концепция авторского права различает личные неимущественные и имущественные права. Неимущественные права именуются в международных документах (например, Бернской конвенции) моральными правами. В соответствии с существующим законодательством основными правомочиями авторов произведений считаются права на авторство, имя, защиту репутации и обнародование.

1.2 Международная защита прав авторов произведений

Как известно, международные нормы авторского права и смежных прав развивались в связи с важнейшими технологическими достижениями, поскольку во всех случаях они на первом этапе всегда наносили ущерб правообладателям. В ответ на технологические вызовы вносились изменения и дополнения в действующие международные конвенции, разрабатывались и принимались новые международные соглашения и договоры. Так было с Бернской и Римской конвенцией, Соглашением о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) Всемирной торговой организации (ВТО), Договорами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам [2, с.4].

Статьей 6bis Бернской конвенции провозглашена охрана неимущественных прав автора:

независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора;

права, признанные за автором на основании предшествующего пункта, сохраняют силу после его смерти, по крайней мере, до прекращения имущественных прав и осуществления лицами и/или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой истребуется охрана [13, c.134].

Соглашение ТРИПС о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность, Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам являются самыми совершенными международными нормами в области авторского права и смежных прав, и именно они регулируют правоотношения в области авторского права и смежных прав в эру глобальной информационной инфраструктуры. Эти международные акты являются основой для модернизации национального законодательства [2, с.4].

Законодательство многих стран регулирует вопрос о неимущественных правах в точном соответствии со статьей 6bis Бернской конвенции. Общим для всех становится положение о том, что автор произведения получает все неимущественные права на него, и эти права являются неотъемлемыми, т.е. они не могут быть переданы или отторгнуты [13, c.134].

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.