реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Личность преступника и индивидуальное предупреждение

реферат
p align="left">Мотив - внутреннее побуждение к поведению, это то, ради чего оно осуществляется, в нем заключается его субъективный смысл. Поэтому можно сказать, что мотив наиболее ярко характеризует человека, и личность такова, каковы ее мотивы.

Среди основной массы лиц, совершающих так называемые общеуголовные преступления, по мотивационным критериям можно выделить «корыстный», «престижный», «игровой», «насильственный» и «сексуальный» типы. Их выделение носит условный характер, что, в частности, подчеркивается тем, что они взяты в кавычки. Разумеется, могут быть выделены и другие типы. Легко заметить в приведенной типологии, что вид преступлений не совпадает с типом личности преступника, совершающего одно из преступлений этого вида. Так, виновный в убийстве, являющемся насильственным преступлением, по мотивам личного обогащения должен быть отнесен к «корыстному» типу.

Более сложная типология по степени общественной опасности. Попытки ее построения по этому признаку уже предпринимались, причем в качестве ведущего обстоятельства признавалась стойкая антиобщественная установка, что проявлялось в длительном преступном поведении. Однако такой признак не всегда представляется достаточным: нетрудно представить себе карманного вора, который на протяжении длительного времени совершает кражи, но тем не менее нет оснований относить его к числу особо опасных преступников. Представляется, что в основание названной типологии нужно положить следующий признак: отношение преступника к главной ценности - человеческой жизни. В соответствии с этим можно выделить следующие типы:

«Абсолютно опасный» - совершающий серийные убийства, в том числе наемные и сексуальные, а также убийства нескольких человек одновременно, как правило, ранее незнакомых, либо общеопасным способом (в ходе совершения терроризма).

«Особо опасный» - совершающий убийства, как правило, в конфликтной ситуации, а также длительное время корыстные (с причинением большого материального ущерба) и корыстно-насильственные преступления. Сюда же следует отнести руководителей преступных организаций.

«Опасный» - совершающий преступления против личности, нарушающие общественный порядок и т.д., но не посягающие на жизнь.

«Представляющий незначительную опасность» - остальные преступники, в первую очередь те, которые совершили преступления непредумышленно или в силу неблагоприятного стечения личных обстоятельств, но не против жизни человека.

По такой же схеме может быть построена типология корыстных преступников, однако содержание каждого типа будет, конечно, иным.

Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию, т.е. процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальной ориентации, вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций. В этот период возникают и закрепляются типичные реакции на возникающие жизненные ситуации, наиболее характерные для данного человека предпочтения.

Социализация личности как активный процесс длится не всю жизнь, а лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок и т.д., т.е. на протяжении времени, необходимого для становления индивида как личности. Можно выделить первичную социализацию, или социализацию ребенка, и промежуточную, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости, т.е. период от 17 - 18 до 23 - 25 лет.

Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребенок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции старших на те или иные проблемы, как показывают психологические исследования личности преступников, уже взрослым человек часто воспроизводит в своем поведении то, что запечатлелось в его психике в период детства. Например, он может с помощью грубой силы разрешить конфликт так, как это раньше делали его родители. Можно сказать, что преступное поведение в определенном смысле есть продолжение, следствие первичной социализации, но, конечно, в других формах.

В нашей стране существуют объективные факторы, формирующие высокий уровень тревожности личности: значительное расслоение общества в связи с разным уровнем материальной обеспеченности, объемом и качеством социальных услуг; социальная напряженность между людьми; утеря людьми, особенно молодыми, привычных жизненных ориентиров и идеологических ценностей, некоторое ослабление родственных, семейных, производственных и иных связей, социального контроля; постепенное возрастание числа тех, кто в современном производстве не может найти себе места. Надо полагать, что люди пожилого возраста, несовершеннолетние и женщины более уязвимы для неблагоприятных внешних социальных воздействий.

Значительно возросшие за последние годы агрессивность и жестокость людей, выражающиеся в росте насильственных преступлений, прямо связаны с нарушением эмоциональных коммуникаций в семье. Эти коммуникации сейчас ослабли, семья меньше, чем ранее, способна эффективно контролировать поведение своих членов, которые в свою очередь далеко не всегда находят в ней возможность психологической разрядки и отдыха. Семья перестала в должной мере обучать женщину состраданию, сочувствию, мягкости, причем надо отметить, что если родители ее не любили и не заботились о ней, то она вряд ли сможет научить этому своих детей. Понятно, что все это негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения, активно способствуя росту правонарушений среди подростков.

Семья, включая ребенка в свою эмоциональную структуру, обеспечивает тем самым его первичную, но чрезвычайно важную социализацию, т.е. «через себя» вводит его в структуру общества. Если этого не происходит, ребенок отчуждается от нее, закладывается основа для весьма вероятного отдаления в будущем от общества, его институтов и ценностей, от малых социальных групп. Это отдаление может принять форму стойкого дезадаптивного, отчужденного существования, в том числе бродяжничества, если не будут осуществлены специальные воспитательные мероприятия. Последнее обстоятельство нужно подчеркнуть особо, так как просто наступление благоприятных, по мнению окружающих, условий жизни может не привести к желаемым результатам, поскольку эти условия субъективно будут восприниматься как чуждые для данного индивида, не соответствующие его ведущим мотивационным тенденциям.

Неблагоприятное формирование личности продолжается в антиобщественных малых неформальных группах сверстников. Последние, как правило, представляют собой объединение в прошлом отвергнутых семьей детей - и юношей, и девушек. Их сближение в рамках такой группы происходит обычно очень быстро, так как они представляют друг для друга социальную и психологическую ценность. Дело в том, что групповая сплоченность и постоянное общение позволяют им устоять перед обществом, которое воспринимается ими как нечто чуждое и враждебное. Естественно, некоторые его важные нормы перестают регулировать их поведение.

Таким образом, существование преступных групп или групп, в которых господствуют отсталые, вредные взгляды и нравы, антиобщественные нормы поведения и которые, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на личность, также обусловлено социальными причинами. Существование подобных групп неизбежно в той же мере, в какой закономерно существование таких общественных структур, из которых выталкиваются отдельные люди, обрекаемые на отчуждение. Отчужденные же личности обязательно объединяются в свои группы для защиты собственных интересов и взаимной поддержки. Общество всегда их будет осуждать, забывая о том, что часто само виновато в этом. Конечно, группы отличаются друг от друга и своей сплоченностью, и устойчивостью, и степенью своей общественной опасности, причем не только для среды в целом, но и для отдельных членов.

Отторгнутый родительской семьей индивид почти всегда попадает под сильнейшее влияние антиобщественной группы сверстников, участники которой, как правило, совершают преступления. Под влиянием группы формируются установки и ценностные ориентации, включающие способы разрешения возникающих жизненных ситуаций и проблем. Это очень важный момент, поскольку не всегда противоправны сами мотивы и цели поведения, таковыми чаще являются способы реализации мотивов и достижения целей. Например, противоправно не стремление разбогатеть, а то, каким путем приобретается достаток. Уголовно наказуемым способам может научить семья, но чаще это делает именно группа. Влияние группы значительно постольку, поскольку данный человек ценит свое участие в ее жизнедеятельности. Ее члены находятся в повседневном общении, между ними возникает множество отношений, основанных на чувствах, а их отношения друг к другу и их оценки различных социальных фактов, событий, других людей неизбежно выражаются в эмоциональной форме. Группа осуждает или одобряет, радуется или негодует, и потому общие настроения или мнения выступают ее основными социально-психологическими и духовными факторами. Настроения и мнения, господствующие в группе, неизбежно передаются ее членам.

Личность преступника формируется не только под влиянием микросреды (семьи, иных малых социальных групп), но и широких, макросоциальных явлений и процессов. Они действуют двояко: непосредственно, особенно с помощью средств массовой информации, и опосредованно, через микроокружение. Богуш, Г.И. Криминология: учеб. пособие / Г.И. Богуш (и др.); под ред. Н.Ф. Кузнецовой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 328 с.

4. Понятие, цели, система и принципы предупреждения преступности

В процессе своего исторического развития человечество использовало два основных способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства: наказание за совершенные преступления и предупреждение преступлений.

Но несмотря на неоспоримое значение справедливого, своевременного и неотвратимого наказания преступника для сдерживания преступности и обеспечения общественного спокойствия, по мере развития человеческой цивилизации все более укреплялось осознание того, что именно предупреждение преступности (преступлений) - наиболее перспективный способ борьбы с этим явлением, многократно умножающим «издержки» общественного прогресса. Уже великие просветители XVIII в. сформулировали положения о том, что хороший законодатель должен заботиться не столько о наказании за преступления, сколько о том, чтобы их предупредить, и прежде всего путем улучшения нравов (Монтескье, Беккариа); о том, что предупреждение преступления должно быть истинным содержанием юстиции цивилизованного общества (Вольтер). Справедливость этих положений подтверждали и последующие поколения теоретиков и практиков борьбы с преступностью.

Три основных момента убеждают в приоритетности предупреждения преступлений (преступности). Во-первых, упреждающий характер: не дать совершиться злу всегда лучше для возможных жертв посягательств (как и для общественного спокойствия и безопасности в целом), чем карать за уже содеянное. Во-вторых, эффективность: противодействуя совершению конкретных преступлений и их определенных групп (видов), государство и общество воздействуют на самую почву, на которой они возникают, следовательно, не дают и в дальнейшем возникнуть сходным преступлениям. В-третьих, огромная экономия ресурсов общества за счет уменьшения его непроизводительных «издержек». Расчеты показали, например, что предупреждение только одного убийства предотвращает экономический ущерб на сумму около 1,5 млн руб., не говоря уже об ущербе для воспроизводства населения, воспитания детей, обороноспособности страны и т.д.; полностью экономически и социально оправданно содержание должностного лица, наделенного предупредительными функциями, если он ежегодно будет удерживать от преступлений хотя бы двух несовершеннолетних.

Несмотря на сложность современной ситуации в нашем обществе, наличие в нем кризисных явлений, продуцирующих причины и условия преступности, оно сохранило мощный антикриминогенный потенциал. Его реализация связана в первую очередь с предупреждением преступности.

Предупреждение преступности - многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на: а) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; б) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; в) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; г) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости - и на их ближайшее окружение.

Предупреждение преступности - это система взаимосвязанных элементов, интегрированных в процессе этой деятельности и ее результатов: а) подход к предупреждению преступности как особой области социально-правового регулирования и управления, обладающей целостностью; б) выделение взаимодополняющих задач и направлений; сочетание глобального, локального и индивидуального уровней взаимодействия; в) охват предупредительной деятельностью всех сфер жизни общества; г) воздействие на криминогенные процессы и явления объективного характера, на личности и криминальные ситуации, формирующиеся под их влиянием, с тем чтобы пресекать, нейтрализовать или ослаблять это влияние на возникновение криминальных мотивов и стереотипов поведения; д) сочетание сдерживающего и подавляющего воздействия на криминогенные процессы и явления; е) целенаправленное развитие организационных структур, специализированных на предупредительной деятельности; з) наличие единого информационно-аналитического, программного, координационного, ресурсного, организационно-управленческого и правового обеспечения предупредительной деятельности.

Как любая система социального управления, предупреждение преступности опирается на совокупность принципов - руководящих идей, являющихся обязательным ориентиром для задач и содержания соответствующей деятельности. Это принципы законности, демократизма, социальной справедливости и гуманизма, комплексности, дифференциации и индивидуализации, своевременности и необходимой достаточности, научной обоснованности.

Предупреждение преступности осуществляется в строгом соответствии с законодательством, с компетенцией субъектов предупредительной деятельности, разграничением полномочий между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями. Меры воздействия на группы повышенного криминального риска и на отдельных граждан применяются только при наличии достаточных данных, определяющих в соответствии с законом основания предупредительного воздействия на таких лиц при неуклонном соблюдении их прав и законных интересов.

Демократические начала предупреждения преступности проявляются в широком участии в профилактической деятельности как общественных и религиозных объединений, так и населения в целом; во включении в систему предупредительной деятельности мер по выработке солидарной позиции общественного мнения; в осуществлении органами законодательной власти и представительными органами местного самоуправления, а также собраниями граждан контроля за предупредительной деятельностью путем получения информации о ней, соответствующей оценки и выдвижения требований по совершенствованию предупредительной деятельности и устранению нарушений. В рассматриваемой сфере Достаточно широко используется и конституционное право граждан обращаться лично, а также коллективно по вопросам борьбы с преступностью в государственные органы и органы местного самоуправления.

Социальная справедливость и гуманизм деятельности по предупреждению преступности проявляются в ее упреждающей защите ценностей общества, прав и законных интересов физических лиц, которым может быть причинен вред преступлениями; в устранении нарушений закона в деятельности различных органов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц, которые (нарушения) являются питательной средой для преступности; в выявлении, устранении условий для легализации и законном изъятии средств и иного имущества, нажитых незаконным путем; в обеспечении соответствия мер предупредительного воздействия их конкретным задачам, не допуская при этом физических страданий и унижения человеческого достоинства лиц, к которым они применяются, нарушения других аспектов требования «не навреди».

Комплексность в деятельности по предупреждению преступности проявляется в программно-целевом подходе, всестороннем анализе и прогнозе ситуации и использовании на этой основе мер экономического, воспитательного, управленческого, правового характера для воздействия на всю совокупность причин и условий преступности, ее отдельных видов, а также возможного возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на преступный путь. Комплексность предполагает также координацию деятельности субъектов предупреждения Преступности, сочетания воздействия на личность и среду, разработку типовых моделей предупредительной деятельности, для того чтобы обеспечить взаимодействие усилий всех субъектов профилактики.

Принцип дифференциации и индивидуализации предупредительной деятельности означает соотнесение характера и интенсивности намечаемых мер с конкретными задачами воздействия, с учетом статуса и особенностей личностей, к которым применяются профилактические меры, условий их жизнедеятельности и динамики поведения.

Своевременность и достаточность предупредительной деятельности означает ее ориентацию на возможно более ранний этап возникновения ситуаций, создающих угрозу совершения преступлений. При этом предупредительные меры должны применяться в объеме и с такой степенью интенсивности, которые позволят реализовать в каждом случае весь комплекс предупредительных целей.

Научная обоснованность как принцип предупреждения преступности предполагает: а) обеспечение соответствия разрабатываемых задач и мер предупредительной деятельности социальной и криминальной ситуации и ее тенденции, а также основным ценностям общества, существующим возможностям кадрового, ресурсного обеспечения и уровню правового регулирования; б) государственный заказ на научные разработки в сфере предупреждения преступности, осуществляемый на базе прогноза развития ситуации и учета уже обозначившихся потребностей практики; в) создание организационной базы для экспериментальной проверки научных разработок и сопровождения их в процессе внедрения; г) создание современной информационной базы на машинных программах и носителях, обеспечивающей мониторинг ситуации, ее прогноз в сопоставлении с состоянием предупредительной деятельности; д) использование современных методов оценки эффективности предупредительной деятельности на основе выявления корреляционных и содержательных связей между решениями, принимаемыми и осуществляемыми для предупреждения преступности, и изменениями в ее количественно-качественных характеристиках (в целом и по отельным видам в масштабе страны, региона, "местности и т.д.); для оценки эффективности предупредительной деятельности существенно прослеживание изменений в общественном мнении по вопросу об уровне безопасности от преступных посягательств; е) обязательное проведение криминологической экспертизы проектов законов, нормативно-ведомственных актов, социально-экономических программ и т.п. с целью научно обоснованного анализа и прогнозирования тех или иных возможных криминогенных последствий и принятие своевременных мер к их недопущению.

Предупреждение преступности традиционно подразделяется на общесоциальное и специальное (криминологическое).

Предупреждение преступности общесоциальными средствами, обозначаемое для краткости как общесоциальное предупреждение, осуществляется через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, обеспечивающих прогрессивное развитие общества, отношений людей в экономической, политической, духовной, семейно-бытовой и других сферах. Эти мероприятия преследуют гораздо более широкие цели, чем борьба с преступностью, и последнее далеко не всегда выделяется при разработке и реализации этих мероприятий. Но как бы «попутно» они ограничивают поле для возникновения, развития и действия криминогенных процессов и явлений, возможности возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на преступный путь. Тем самым подрубается самый корень преступности, пресекается или ослабляется в конечном счете действие общих причин и условий преступности, отдельных ее видов и конкретных преступлений. Иными словами, прогрессивное развитие экономики, политической ситуации, духовного и культурного уровня, традиций уважения прав и интересов других людей, требований законности и правопорядка в повседневном поведении и есть реализация антикриминогенного потенциала общества.

Важнейшим направлением общесоциального предупреждения преступности является социально-правовой контроль. Осознание на всех уровнях его значимости, а также создание благоприятных условий для его реализации - основа стратегии государства по борьбе с преступностью в целом.

Под социально-правовым контролем мы понимаем целенаправленную организацию жизни и деятельности людей на основе законов, суть и исполнение которых прозрачно, понятно и доступно для отслеживания гражданам, общественным организациям, политическим партиям и другим образованиям гражданского общества, средствам массовой информации, парламенту, правоохранительным и иным исполнительным органам и судам, а за нарушение законов (без всяких изъятий и неправовмерных иммунитетов, по конституционному принципу «все ранняя перед законом и судом») неотвратимо следует гражданско-правовая, дисциплинарная, служебная, административная и уголовная ответственность.

Перейдем к характеристике специального (криминологического) предупреждения преступности. Ее основные черты: а) направленность принимаемых мер именно на предупреждение преступности, ее отдельных видов и конкретных преступлений; иными словами, масштабность целей, несмотря на их значимость для нормальной жизнедеятельности общества, существенно меньше, чем мероприятий, реализующих общесоциальное предупреждение: они носят, в буквальном смысле, специальный характер, привязаны непосредственно к борьбе с преступностью и только к ней; б) арсенал средств специальной профилактики характеризуется соответственно взаимодействием общеуправленческих и общевоспитательных мер и социальных и правовых мер, рассчитанных именно на воздействие на преступность, ее отдельные виды или недопущение конкретных преступлений; в) субъектами специального предупреждения преступлений являются организационные структуры, для которых борьба с преступностью составляет основную (одну из основных) функцию либо, по крайней мере, выделена в перечне функций.

Таким образом, специальное (криминологическое) предупреждение преступлений включает комплекс мер, специально предназначенных и целенаправленных на борьбу с преступностью, которые осуществляются органами, предприятиями, учреждениями, организациями, имеющими нормативно выделенные функции, связанные с этой борьбой. Хохряков, Г.Ф. Криминология. Учебник / Г. Ф. Хохряков - М., 2007. - 299 с.

Заключение

Таким образом, криминология в области изучения личности преступника формулирует исходные понятия и для других наук. Однако криминология не определяет задачи, пределы и инструментарий исследований личности преступника, осуществляемых другими науками. Криминология может брать на себя функции междисциплинарного познания, поскольку личность преступника входит в ее предмет.

Очень важно в личности преступника раскрыть то главное звено, которое придает этой личности характер целостности. Наиболее важными и основополагающими являются научные изыскания в криминологии.

Только криминология исследует всю совокупность философских, социологических, психологических, экономических, правовых, этических, педагогических, психиатрических, медицинских, демографических и иных аспектов личности тех, кто совершил преступление.

Учение о личности преступника - частное по отношению к общей теории криминологии и в то же время база для криминологических исследований личностных проблем. Поэтому изучение, например, воров или убийц обязательно должно опираться на достижения анализируемой теории личности преступника. Вместе с тем она тесно связана с другими криминологическими учениями, в единстве с которыми составляет науку криминологию. Например, теория личности преступника тесно связана с теорией причин преступности, особенно если учитывать, что человека можно рассматривать как некоего носителя криминогенных факторов. Во многом пересекаются понятия и утверждения, объясняющие причины преступности и причины преступного поведения: в свою очередь такое поведение нельзя объяснить без знания личности преступника.

Список используемой литературы

1 Богуш, Г.И. Криминология: учеб. пособие / Г.И. Богуш (и др.); под ред. Н.Ф. Кузнецовой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 328 с.

2 Иншаков, С.М. Криминология. Учебник / С. М. Иншаков - М.: ИНФРА, 2006. - 289 с.

3 Кваша, А.В. Криминология. Учебник / А. В. Кваша - Р-на-Д.: Феникс, 2007. - 349 с.

4 Кудрявцев, В.Н. Криминология. Учебник / В. Н. Кудрявцев - М., 2007. - 329 с.

5 Хохряков, Г.Ф. Криминология. Учебник / Г. Ф. Хохряков - М., 2007. - 299 с.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.