p align="left">· основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; · государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм Клименко А.В. Указ. соч. С. 80.. Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления. Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее нейтрализации. Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства. Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм Цыганков А.П. Указ. соч. С 207.. Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти. Кроме того, демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами. 3. Либерализм и демократия: сходство и различиеЛиберализм имеет много ипостасей как в историческом, так и в национально-культурном и идейно-политическом измерениях. В трактовке основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное и многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на уровне отношений между странами. Он ассоциируется с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями и категориями, как идеи самоценности индивида и ответственности за свои действия; частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции и предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей, сдержек и противовесов; правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий и т.д.); всеобщего избирательного права и т.д.Очевидно, что либерализм - это комплекс принципов и установок, которые лежат в основе программ политических партий и политической стратегии того или иного правительства или правительственной коалиции либеральной ориентации. Вместе с тем либерализм - это не просто некая доктрина или кредо, он представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и способ мышления. Как подчеркивал один из ведущих его представителей XX в. Б. Кроче, либеральная концепция - метаполитическая, выходящая за рамки формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и совпадающая с общим пониманием мира и действительности. Это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями или политическим курсом. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика Мушинский В. Указ. соч. 45.. Либерализм и демократия обусловливают друг друга, хотя их и нельзя полностью отождествлять друг с другом. Под демократией понимается форма власти, и с этой точки зрения она представляет собой учение о легитимизации власти большинства. Либерализм же подразумевает границы власти. Существует мнение, что демократия может быть тоталитарной или авторитарной, и на этом основании говорят о напряженном состоянии между демократией и либерализмом. Если рассматривать его с точки зрения форм власти, то очевидно, что при всей внешней схожести отдельных атрибутов (например, принцип избрания путем всеобщего голосования, который в тоталитарной системе был формальным и чисто ритуальным процессом, результаты которого заранее были предопределены) тоталитаризм (или авторитаризм) и демократия по подавляющему большинству системообразующих принципов представляли собой прямо противоположные формы организации и реализации власти.Вместе с тем нельзя не отметить, что в либеральной традиции демократия, во многом отождествляемая с политическим равенством, понимала последнее как формальное равенство граждан перед законом. В этом смысле в классическом либерализме демократия представляла собой, по сути дела, политическое выражение принципа laissez faire и свободнорыночных отношений в экономической сфере. Необходимо отметить также то, что в либерализме, так же как и в любом другом типе миросозерцания и течении общественно-политической мысли, была заложена не одна, а несколько тенденций, что выражается в ее многовариантности.Общим является то, что и либерализму, и демократии присуща высокая степень политической свободы, но, при либерализме, однако, вследствие целого ряда обстоятельств, реально пользоваться демократическими политическими институтами могут сравнительно немногие. Государству при либерализме чаще, чем в условиях демократического режима, приходится прибегать к различным формам принудительного воздействия, ибо социальная база правящей элиты довольно узка. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает маргинальность и склонность к насильственным действиям для достижения своих социальных целей. Поэтому демократические институты, включая легальную оппозицию, функционируют как бы на поверхности общественной жизни, лишь слабо проникая вглубь общества.Государство вмешивается в жизнь общества при либерализме, а при демократии нет. При демократии шире предоставлены права и свободы человека.Для того, чтобы лучше понять в чем состоит сходство и различие либерализма и демократии, можно сопоставить Конституции РФ и США. Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей:1. Конституция США не декларирует права и обязанности граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена.4. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.8. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма Комментарий к Конституции РФ/ Под ред. Л.А. Окунькова. - М.:БЕК, 2000. - С. 6..9. В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: БЕК, 2001. - С. 156..|
Россия | США | | Законодательная власть | | Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.Дума -- 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года.Совет Федерации -- два представителя от каждого субъекта. Председатели палат -- выборные. | Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей.Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер -- выборная должность. Сенат -- два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса. | | Законодательный процесс | | Законопроект вносится в Думу, принимается большинством голосов, передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат. | Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса. | | Компетенция парламента | | Совет федерации:Изменения границЧрезвычайное и военное положениеИспользование вооруженных сил за пределами РоссииНазначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора.Государственная дума:Назначение председателя Центробанка Объявление амнистии | Государственные займырегулирование внешней торговлиэмиссия денегстандартизацияформирование судебных органов, кроме Верховного судаборьба с нарушениями законаобъявление войны и заключение мираформирование и содержание армии и флотаразработка законопроектовразрешение конфликтов между штатами принятие новых штатов в состав США | | Исполнительная власть | | Президент избирается сроком на 4 года всеобщим прямым тайным голосованием.Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.Не более двух сроков подряд.В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы. | Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата.Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет.Не более двух сроков. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса. | | Полномочия Президента и его обязанности | | Глава государстваВерховный главнокомандующийОхрана суверенитета РоссииОпределение основных направлений политикиПредставление интересов страны в международных отношенияхНазначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов.Отставка правительстваФормирование Совета Безопасности Роспуск Думы | Глава государства.Главнокомандующий вооруженными силами.Заключение договоров с иностранными государствами Назначение послов, министров, членов Верховного суда | | Судебная власть | | Конституционный Суд -- 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о компетенции между государственными органами.Верховный Суд -- гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд -- экономические споры | Верховный суд, суды штатовВерховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции. Решения выносит жюри присяжных. | | Права субъектов федерации | | Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции и представительные органы, а также органы местного самоуправления.Не имеют праваограничивать действие Конституции и власти Президентаустанавливать таможенные границы, пошлины, сборыэмиссии денегВ совместном ведении с Российской Федерациейразграничение собственностисоответствие законодательных актовприродопользованиепринципы налогообложения координация международных и внешнеэкономических связей. | Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штатаНе имеют правазаключения договоров и союзовэмиссии денегвыпуска займовотмены законовприсвоения титуловНе имеют права без согласия Конгрессаоблагать налогами импорт и экспорт содержать армию и флот | | Взаимоотношения субъектов федерации | | Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. | Граждане любых штатов равны в правах Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого. | | Изменения конституции | | Федеральные конституционные законы выдвигаются Думой и принимаются тремя четвертями голосов Совета Федерации и двумя третями голосов Думы. По основным статьям -- созыв Конституционного Собрания, разработка проекта новой Конституции, принятие всенародным голосованием. | Поправки выдвигаются Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов. | | Права граждан | | Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственностьСвобода мысли, слова, массовой информацииСвобода вероисповеданияСвобода собранийТруд свободен. Принудительный труд запрещен.Все равны перед законом и судомЛичная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилищаСвобода передвиженияРавенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убежденийИзбирательные праваПраво на жилищеПраво на медицинское обслуживаниеПраво на образование Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности | (I поправка)Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний.(IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища.(V поправка) Защита частной собственности.(XIII поправка) Запрет рабства и принудительного труда(XIV поправка) Равенство граждан перед законом(XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности(XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола(XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 лет Поддержка науки и искусства путем охраны авторских прав | | Обязанности граждан | | Уплата налоговЗащита Отечества (военная или альтернативная служба) Охрана окружающей среды | | | | ЗаключениеЭффективно и бесперебойно может функционировать лишь государство, обеспечивающее индивидуумам возможности выбора и самореализации в той мере, в какой это не противоречит интересам социума в целом. Степень такой эффективности определяется тремя основными параметрами Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства// Государство и право. - 2004. - № 5. - С. 93.:· мерой соответствия принципа законности реальной практике;· трудностями, с которыми сталкиваются в своей работе государственные институты, причинами силы и слабости этих институтов;· причинами и характером трудностей, возникающими у граждан в процессе осуществления их конституционных прав.При всей сложности определения эффективности управления в демократических условиях, можно свести все к двум элементам, как представляется, наиболее важным для оценки функционирования любого управления - политическому и экономическому:1. обеспечение единства государства, при всей неизбежности возникающих в нем конфликтных ситуаций;2. постоянное обновление экономики, более или менее быстрое, в зависимости от склонности различных сплоченных социальных групп к переменам или к сохранению старых порядков.Причинами несовершенства государственного управления в условиях демократического правления сводятся к трем основным моментам:· избыток олигархии: действия партий иногда зависят от всемогущества некоего влиятельного меньшинства;· избыток демагогии: отдельные группы (слои, классы) и партии, их представляющие, порой забывают о нуждах социума в целом, об интересах страны;· недостаток, ограниченность свободы принятия решительных мер в критических ситуациях: это затрудняется несогласованностью интересов различных общественных движений.Строительство либерального государства зависит не только от намерений и образа мышления правящих кругов. Оно также зависит от способа распределения власти в обществе. Вероятность формирования либерального строя крайне невелика в отсутствие достаточного числа хорошо организованных, активных и независимых социальных групп, которые путем угроз и переговоров заставляют государство делать свое поведение предсказуемым Виленский А. Российское государство и либерализм: поиск оптимально сценария // Федерализм .- 2001. - № 2. - С. 29.. Для создания либерального государства должны совпасть два условия: у правящей верхушки должны иметься стимулы сделать собственные действия предсказуемыми, а у предпринимателей - стимулы стремиться к установлению общих правил, вместо заключения специальных сделок. Строительство либерального государства исторически зависело от распределения богатства среди широких слоев населения - куда более широких, чем мы наблюдаем в России в настоящее время, - что делало применение силы менее привлекательным вариантом для правительства, нежели переговоры с налогоплательщиками. Совершенно очевидно, что либерализм не получит поддержки у подавляющего большинства россиян в настоящее время, у которых нет собственности, нет средств на то, чтобы насладиться свободой передвижения, и нет никакой заинтересованности в свободе печати Лебедев Н.И. Либерально-демократические идеи в России// Демократия и общественные движения. - Волгоград: Лидер, 1998. - С. 115..Список литературы1. Нормативные акты1. Конституция Российской Федерации. - М.: Спарк, 2002. - Гл. 1. ст. 1, 2.2. Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: БЕК, 2000. - 280 с.2. Специальная литература1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Фонд «Открытое общество», 1993. - 224 с.2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право. - 1993. - № 7. - С. 95-98.3. Вехорев Ю.А. Типология государства. Цивилизационные типы государства// Правоведение. - 1999. - № 4. - С. 115-117.4. Виленский А. Российское государство и либерализм: поиск оптимального сценария // Федерализм. - 2001. - № 2. - С. 27-31.5. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. - М: ЮКЕА, 2002. - 832 с.6. Грачев М.Н. Демократия: методы исследования, анализ перспективы. - М.:ВЛАДОС, 2004. - 256 с.7. Киреева С.А. Конституционно-правовые аспекты демократизации политического режима в России //Правоведение. - 1998. - № 1. - С. 130-131.8. Клименко А.В. Характеристики либеральной экономики и либерального государства// Ломоносовские чтения: Тез. докл. - М., 2000. - С. 78-80.9. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие. - М.:Ось-98, 1998. - 325 с.10. Кудрявцев Ю.А. Политический режим: критерии классификации и основные виды// Правоведение. - 2002. - № 1. - С. 195-205.11. Лебедев Н.И. Либерально-демократические идеи в России// Демократия и общественные движения: историческая и общественная мысль. - Волгоград: Лидер, 1998. - С. 112-115.12. Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. - М.: БЕК. - 2001. - 452 с. 13. Мушинский В. Азбука политики. - М.: Авангард, 2002. - 278 с.14. Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства// Государство и право. - 2004. - № 5. - С. 93-96.15. Теория государства и права/ Под ред. А.В. Венгерова. - М.: Инфра-Н, 1999. - 423 с.16. Цыганков А.П. Современные политические режимы. - М.: Фонд «Открытое общество»,1995. - 316 с.17. Чиркин В.Е. Государствоведение. - М.: Юристъ, 1999. - 438 с.18. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: БЕК, 2001. - 629 с..
Страницы: 1, 2, 3
|