p align="left">В первую очередь у потерпевшего выясняют: в какое время и где была совершена кража; что представляет собой помещение или иное хранилище, откуда был похищен автомобиль; какие права на это помещение имеет потерпевший; каковы индивидуальные признаки и особые приметы похищенного автотранспортного средства; какое количество бензина оставалось в баке похищенного транспортного средства, каким было последнее показание спидометра; какие документы находились в похищенном автомобиле; какое другое имущество похищено из гаража, его наименование, индивидуальные признаки, стоимость; было ли застраховано автотранспортное средство; какие обстоятельства предшествовали преступлению; кто имел доступ к гаражу (иному хранилищу), откуда была совершена кража; какие следы или предметы оставили преступники на месте совершения преступления; кого подозревает потерпевший в совершении данного преступления; может ли потерпевший опознать преступников и похищенное имущество, по каким признакам и приметам. Допрос свидетелей. В качестве свидетелей по делам о кражах автотранспорта могут быть допрошены, очевидцы преступления; работники учреждений, предприятий и фирм, где совершат кража; люди, постоянно проживающие или случайно оказавшиеся вблизи места происшествия; лица, предпринимавшие меры по предотвращению преступления, задержанию преступников; сторожа гаражных кооперативов и охранники автомобильных стоянок; сотрудники правоохранительных органов, в частности ГИБДД; работники сферы автообслуживания; родственники и знакомые потерпевшего. В ходе допроса названной категории свидетелей необходимо выяснить: в какое время, где и каким способом совершена кража; какое автотранспортное средство похищено и кому оно принадлежит; сколько было преступников, их приметы, манеры; каков характер действий каждого преступника; какие орудия, предметы и инструменты использовались при совершении преступления; в каком направлении скрылись разыскиваемые; где находился свидетель в момент наблюдения за преступлением; знаком ли свидетель с потерпевшим или преступниками; кто еще мог видеть данное преступление. Такие сведения следователь должен получить как можно раньше, ибо они необходимы для организации розыска скрывшихся преступников и похищенного автотранспортного средства по горячим следам. Особенности тактики допроса добросовестных свидетелей практически не отличаются от тактики допроса потерпевших и большой трудности не представляют. Обыск по месту жительства и работы подозреваемого. Типичными объектами поиска (и изъятия) по делам рассматриваемой категории являются: похищенные автотранспортные средства, их узлы и агрегаты; иные похищенные предметы (запасные части к автомобилю, инструменты, механические и электронные средства противоугонной защиты, радиоприемники, магнитофоны, часы, емкости для горючесмазочных материалов и др.); чехлы, коврики, зеркала, и прочие предметы, если есть основание полагать, что они похищены из автомашины потерпевшего; орудия и инструменты, предназначенные для взлома запоров, замков, дверей или для сбивания номеров на частях автомашины; лакокрасочные материалы и приспособления для перекраски автомашин (краски, лаки, растворители, затвердители, мастики, грунтовки, пульверизаторы и т. п.); водительские документы потерпевших или их части; одежда, обувь и головные уборы, в которых находился преступник во время совершения преступления. Однако при обыске нельзя ограничиваться отысканием только перечисленных объектов. По месту работы, в квартире или в гараже подозреваемого могут находиться и другие вещи, добытые преступным путем, а также предметы, запрещенные к обороту. Поэтому каждая вещь, принадлежность которой у следователя вызывает сомнение, должна обязательно изыматься с целью ее последующего предъявления для опознания, оперативной и следственной проверки. Допрос подозреваемого в краже автотранспортного средства -- одно из наиболее сложных следственных действий. Сложность данного следственного действия состоит в том, что оно, как правило, проводится на первоначальном этапе расследования, когда следователь еще мало информирован о личности допрашиваемого и не располагает достаточными доказательствами его причастности к преступлению. Кроме того, необходимо учитывать, что в последние годы существенно расширены права подозреваемого на защиту. Отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость тщательной подготовки к допросу подозреваемого. У подозреваемого в совершении кражи автотранспортного средства подлежат выяснению следующие вопросы: когда, с кем и в связи с чем он оказался на месте происшествия; по чьей инициативе и при каких обстоятельствах была совершена кража автотранспортного средства; может ли подозреваемый показать место кражи, пути подхода и отхода с него; располагал ли подозреваемый сведениями о личности потерпевшего, о похищаемом транспортном средстве и месте его хранения; какие подготовительные действия осуществлялись с целью совершения преступления, и какие условия и приспособления для этого использовались; каким способом осуществлялось проникновение в гараж; какие приемы использовались для проникновения в салон (кабину) автомашины, для запуска ее двигателя, для нейтрализации противоугонных устройств; какие орудия и инструменты применялись в процессе совершения данного преступления, их подробная характеристика; использовалось ли при совершении кражи другое транспортное средство, его техническая характеристика; каковы количество соучастников преступления, их ролевые функции, установочные данные и максимально подробные сведения о внешних признаках и приметах; где могут находиться соучастники и каковы их преступные связи; какие меры применялись по сокрытию следов преступления; какое автотранспортное средство и другое имущество были похищены, их количество и качество, а также особые признаки; где, когда и при помощи каких лиц подозреваемый реализовал похищенное автотранспортное средство или его части; какая прибыль получена от реализации похищенного, как распределена между соучастниками преступления; совершал ли подозреваемый аналогичные преступления ранее(данные о судимостях и сроках отбывания уголовного наказания); предпринимал ли кто-либо из посторонних граждан меры к пресечению преступления, кто именно; кто может подтвердить показания допрашиваемого по поводу вышеизложенных обстоятельств. Для расследования краж автотранспортных средств характерно широкое использование судебных экспертиз. Судебно-автотехническая экспертиза. Применительно к расследованию преступлений рассматриваемой категории в задачу судебно-автотехнической экспертизы входит установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием автотранспортного средства, механизмом образования отдельных повреждений и неисправностей. Объектами исследования в этих случаях могут быть различные материальные источники информации: место кражи автомашины, место его обнаружения, само транспортное средство, его узлы и детали, вещественные доказательства. Трасологическая экспертиза следов орудий и инструментов устанавливает обстоятельства, связанные с отождествлением орудий, инструментов и механизмов следового воздействия. Она назначается при расследовании краж, связанных с проникновением в гаражи, боксы, ангары и другие закрытые объекты, предназначенные для временного или постоянного хранения автотранспортных средств. При назначении экспертизы в распоряжение эксперта предоставляют: предметы со следами орудий и инструментов; слепки следов, которые не могут быть изъяты; протоколы следственных осмотров места происшествия и вещественных доказательств, а также приложения к ним (схемы, планы, фототаблицы). В случае установления подозреваемых лиц и изъятия у них похожего следообразующего предмета на экспертизу направляют и проверяемое орудие или инструмент. Трасологическая экспертиза запирающих механизмов и предохранительных устройств назначается в случаях повреждения при совершении краж автомобильных и гаражных замков, охранных систем, различных противоугонных и блокировочных приспособлений. На разрешение данной экспертизы могут ставиться вопросы диагностического и идентификационного характера. 1. Судебная экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений. Предметом рассматриваемой экспертизы является установление номеров изделий, государственных и фирменных товарных знаков на них. С целью сокрытия краж и затруднения возможности опознания разыскиваемых автомашин преступники часто уничтожают и изменяют заводскую маркировку и товарные знаки в местах их нанесения, чаще всего на узлах и агрегатах, выполненных из стали, алюминиевых и медных сплавов. В этой связи экспертное исследование по восстановлению знаков на металлах и сплавах приобретает особое значение для расследования краж автотранспорта. Указанные экспертизы, как правило, производятся сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел и экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации либо другими лицами, обладающими специальными познаниями. Однако перечень рассмотренных выше судебных экспертиз и вопросов, которые могут быть разрешены с их помощью, не является исчерпывающим. Возможно назначение следующих комплексных экспертиз: трасолого-автотехнической, медико-трасологической, медико-биологической, физико-химической, трасолого-материаловедческой, физико-химико-технической экспертизы документов и др. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результаты изучения уголовных дел о кражах автотранспортных средств позволяют сформулировать вывод о том, что эффективность раскрытия и расследования данных преступлений напрямую зависит от своевременности получения информации о неправомерном завладении автотранспортным средством; оперативности реагирования на заявления и сообщения о таких фактах; обоснованности возбуждения уголовных дел о кражах автотранспорта; надлежащей организации и технического обеспечения следственно-оперативных групп, выезжающих на места происшествий; качественного осмотра мест происшествий и максимального извлечения доказательной информации из обнаруженных следов и предметов; своевременности проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Раскрытие и расследование краж автотранспортных средств, разумеется, не могут исчерпываться наступательностью действий следователя только на первоначальном этапе. Активная и целенаправленная работа по делу должна осуществляться и на последующем этапе расследования. Лишь при этом условии будут обеспечены полнота и объективность уголовного процесса. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» от 25 апреля 1995 года. - М., 1995. 2. Приказ МВД РФ № 336 - 1998г. «Об утверждении инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору и в суд». 3. Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. - М., 1994. 4. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2002. 5. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2004. 6. Уголовный - процессуальный кодекс Российской Федерации. - М., 2004. 7. Алексахин А.В. Транснациональный характер преступного бизнеса // Вестник МВД Российской Федерации.- 1994.- № 1. 8. Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. - М., 1975. 9. Горенская Е.В. Нелегальный автобизнес и борьба с ним // Преступность и культура. - М., 1999. 10. Закревский И.В. Информационное обеспечение предупреждения и расследования преступлений в сфере криминального автобизнеса // Информатизация правоохранительных систем .- М., 1996. 11. Корнелюк В.С. Особенности расследования краж автотранспортных средств. - Волгоград, 2001. 12. Методические рекомендации «Предупреждение и раскрытие краж автотранспорта, совершаемых преступниками с целью их возврата потершим за денежное вознаграждение» , подготовленные В.В. Скосаревым, С.П. Петровы, Н.С. Исмаиловым. 13. Тяжкие и особо тяжкие преступления: квалификация и расследование. Руководство для следователей. Под редакцией С.Г. Кехлерова. - М., 2001.
Страницы: 1, 2, 3
|