Коррупция в сфере образования и науки
13 ВведениеКоррупция в сфере образования - беда общемировая, и, к сожалению, -явление не новое. Она существовала и раньше, правда, не в таких масштабах и не так открыто. В переводе с латинского термин "corruptio" означает "подкуп", поэтому чаще всего под коррупцией понимается "подкупаемость и продажность государственных должностных лиц" См., например, Байболов К. и др. Коррупция. Взяточничество. Ответственность: Вопросы теории и практики /К. Байболов, Л. Сыдыкова, А. Сыдыков. - Б.: КРСУ, 1999.- С.10 и общественно-политических деятелей. Международное право относит к субъектам коррупционных правонарушений лиц, занимающих общественные должности и оказывающие социальные услуги населению и в государственном, и в частном секторах - это должностные лица так называемой публичной службы (public service), куда включаются и работники сферы образования.1. Уровень КоррупцииБезусловно, коррупция ухудшает имидж России в глазах мировой общественности. Высокий уровень коррупции в стране был обозначен как одно из препятствий для вступления России в ВТО. Более того, специалисты Transparency International отмечают, что ситуация ухудшается. Если в 2004 году наша страна была в рейтинге на 90-й позиции, в 2006 - на 127-м, то сейчас она занимает 147 место. Это одно из самых больших падений индекса в Европе и Центральной Азии. Ниже в таблице приведены современные оценки коррупции по России (Corruption Perceptions Index) за 13 лет. См.: Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы Всероссийской научной конференции. - М.: Научный эксперт, 2007. - С.718; Индекс восприятия коррупции в мире. См.: http://www.niros.ru/news/12698.html; Эхо Москвы. 27 июля 2007 г. http://echo.msk.ru/news/387556.html; Материал из Википедии. См.: http://en.wikipedia.org/wiki/Corruption_Perceptions_Index.html. Полное отсутствие коррупции соответствует значению индекса 10. Наилучший результат в России был в 2004 г. - 2,8 балла, худший - в 2000 и 2008 годах = 2,1 балла. |
Год | Индекс | 1998 | 2,4 | 2001 | 2,3 | 2004 | 2,8 | 2007 | 2,3 | | 1996 | 2,58 | 1999 | 2,4 | 2002 | 2,7 | 2005 | 2,4 | 2008 | 2,1 | | 1997 | 2,27 | 2000 | 2,1 | 2003 | 2,7 | 2006 | 2,5 | | | |
Лидер межрегионального общественного движения "Против коррупции, бесчестия и обмана" Леонид Трошин считает "явно преувеличенными сведения о мздоимстве в России". И как уточнила директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Transparency International - Россия" Елена Панфилова, столь резкое падение рейтинга России скорее всего произошло, потому что "в новый рейтинг вошли еще 17 стран" www.NEWSru.com. // Новости России от 26 сентября 2007 г. и 29 сентября 2007 г. [теперь их в списке 180]. В нашей стране широко распространено мнение, что сегодня коррупция является главным препятствием на пути экономического роста страны. Это подтверждают данные Левада-Центра и газеты "МК" от 23.06.2006 г. Так, в опросе участвовало 1 589 человек в 159 населённых пунктах в 46 областях России. Результаты исследования показали, что 53% опрошенных имеют личный опыт взяток, из них молодёжь (до 25 лет) - 53%, люди активного возраста (25-44 лет) - 61-64%, старшего возраста (45-59 лет) - 52%, старше 60 лет - 35%.61% считает, что коррупция начинается с мелких взяток (включая подарки и деньги преподавателям); 30% - что такие "подарки" с коррупцией во власти сравнивать нельзя.66% малообеспеченных и 49% материально обеспеченных респондентов считают, что мелкая коррупция и коррупция во властных структурах - явления одного порядка. Опрос Левада-Центра 10-14 июня 2006 г. см.: www.levada.ru/press/2006062202.html; Газета «МК» от 23.06.2006 г. «Коррупция в России». См.: http://www.kpe.ru/articles/1529.html. В докладе "Барометр мировой коррупции" глава российского отделения Transparency International Е. Панфилова озвучила результаты опроса более 1,5 тыс. человек в возрасте старше 15 лет. Так, более 33% считает, что уровень коррупции в России очень высокий, тогда как реально столкнуться со случаями вымогательства взяток пришлось около 13% опрошенных. При этом граждане России считают, что в стране нет полностью некоррумпированных сфер и не верят, "что ситуация с коррупцией в ближайшие 3 года существенно изменится"; более того, 44% ожидают возрастания коррупции. http://www.transparency.org.ru; NEWSru.com. // Новости России от 06.12.2007 г. http://www.newsru.com/arch/russia/06dec2007/korrupt.html. В докладе "Коррумпированные школы, коррумпированные университеты: Что можно сделать?" (Corrupt Schools, Corrupt Universities: What can be done?), подготовленном Международным институтом планирования образования при ЮНЕСКО (International Institute for Educational Planning) См.: http://www.ifap.ru/library/book179.pdf, резюмируется, что коррупция в школах и университетах наносит серьезный ущерб системам образования во всем мире. Анализ ситуации в 60 странах показал, что незаконные поборы при зачислении в вузы, взяточничество на экзаменах, присвоение средств, подделка документов и другие злоупотребления распространены как в индустриально развитых, так и в развивающихся странах. "Я рассматриваю выводы этого доклада как призыв к действию, - заявил Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, - Коррупция приняла такой размах, что ее вред выражается не только в миллиардных убытках, но и в подрыве жизненно важных начинаний по достижению цели "Образования для всех". Она лишает детей мало обеспеченных родителей возможности посещать школу, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, снижает качество преподавания и, как следствие этого, качество образования в целом. Под вопросом стоит будущее нашей молодежи". Коррупция в сфере образования принимает угрожающий размах по всему миру // См.: http://www.gtmarket.ru/news/state/2007/07/08/948.html. Седьмой всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу образования для всех на 2009 год "Преодоление неравенства: важная роль управления" (Overcoming Inequality: Why Governance Matters) осуждает равнодушие политиков, слабую внутреннюю политику и предупреждает, что "мировое сообщество рискует не достичь поставленных к 2015 году целей программы "Образование для всех", причем в некоторых случаях этот провал по своим масштабам будет катастрофическим". http://www.unesco.org/en/education/efareport/reports/2009-governance.html; Новости гуманитарных технологий - http://gtmarket.ru/news/state/2008/11/28/1874.html. Главными препятствиями на пути прогресса в сфере образования служат укоренившиеся и сохраняющиеся диспропорции, основывающиеся на таких факторах, как уровень жизни (бедность), гендерные, языковые и этнические различия, место проживания. Все они имеют один общий признак - отсутствие равных возможностей. "Неравные возможности в образовании усугубляют нищету, голод, детскую смертность и уменьшают перспективы экономического развития. Вот почему правительства должны предпринимать конкретные шаги, понимая, что больше откладывать их нельзя" - прокомментировал ситуацию генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. http://gtmarket.ru/news/state/2008/11/28/1874.html. Сфера образования включает в себя детские сады, школы, среднее специальное и высшее образование. Увы, коррупция незаметно стала для нас привычной составляющей: от момента устройства ребенка в детский сад или ясли и заканчивая поступлением и обучением в вузах. Существуют факты коррупции в школе - к примеру, медали покупаются, учителя осуществляют различные "поборы" на нужды школы (класса) и т.д. Впрочем, мы сами в этом виноваты. Для нас привычен факт, что отблагодарить учителя, врача или любого человека, предоставившего нам услуги - это вполне нормально. Во всех странах есть установленный законом "размер, в рамках которого (10-20 евро) чиновник может получать это вознаграждение. Но это символ благодарности... Это никакого отношения к коррупции не имеет". Интервью Е.Панфиловой, гендиректора «Трансперенси Интернешнл-Россия» «Как искоренить коррупцию в сфере образования» // См.: www.sps.ru/?id=214916.html. Особую актуальность имеют далеко не единичные случаи коррупции в высших учебных заведениях, которые остро воспринимаются не только родителями, вынужденными изыскивать финансовые средства для обеспечения права на образование детей. Это еще и проблема конкурентоспособности нашей страны. По данным ЮНЕСКО, ежегодная сумма взяток за поступление в вузы в России составляет около $ 520 млн. Расчеты МВД России еще пессимистичнее: сумма взяток в образовании достигает миллиарда долларов ежегодно. http://echo.msk.ru/news/387556.html; www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=44909.html. А вот по подсчетам газеты "Известия" и мониторинга, проведенного совместно Министерством образования, Высшей школой экономики (ВШЭ) и рядом социологических служб, 26,4 млрд. рублей потратили российские граждане в 2006-2007 учебном году на взятки учителям школ, преподавателям институтов и функционерам в системе образования.83% родителей убеждены, что их детям не обойтись без высшего образования, и практически столько же из них (75%) готовы пойти ради этого на серьезные материальные вливания. Любопытно, что при этом большая часть респондентов (65%) не считает, что сегодня для получения высшего образования нужны именно значительные материальные затраты: оказывается, оно им вполне по карману. Примечательно и то, что на поступление в вуз и на дальнейшее в нем обучение была затрачена одинаковая сумма - 10,7 млрд. рублей (получается, платят не только за то, чтобы поступить, а за то, чтобы потом не учиться - В. Т). В общих затратах каждого уровня образования доля взяток при поступлении в российские вузы составляла 20%, при условном бесплатном обучении в вузах - 27%, при платном обучении в вузах - 8%. При этом "больше тратят на образование родители, чьи дети обучаются как раз в государственных, а не в частных вузах", - констатирует ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Голубева Н. Российскому образованию угрожает системная коррупция http://www.izvestia.ru/russia/article44707/index.html. По мнению Елены Панфиловой, это связано с тем, что растет стоимость поступления в "престижные вузы, такие, как МГИМО, МГУ, Академия госуправления, Академия МВД, другие университеты, которые традиционно давали и дают хорошее образование, с дальнейшей возможностью удачного трудоустройства". См.: Интервью Е. Панфиловой. http:// www.sps.ru/?id=214916.html. Вот и получается, что, несмотря на то, что число вузов в стране становится с каждым годом все больше, коррупция в них только растает. 2. Проблема взяточничестваЧасто инициаторами взяток являются учащиеся или их родители. Так, по данным опроса, проведенного Обществом защиты прав потребителей образовательных услуг в 2007 году, дать взятку за поступление готовы более 80% родителей. Стремление "заплатить за поступление ограничивают только финансовые возможности, особенно в "глубинке", - подчеркнул председатель Общества А. Сидоренко. - …Без взятки, убеждены родители, в вуз, тем более, престижный, не поступить". Лемуткина М. Хорошей взятки должно быть много // Газета.Ру. - 7 июня 2007 г. http:// www.gazeta.ru/education/2007/06/07_a_1783307.shtml. А в некоторых вузах ничего против не имеют: там давно сложились "расценки". Так, "в 2006 году средняя цена поступления на бюджетные места в престижные вузы по юридической специальности составляла $ 30-40 тыс. На втором месте по дороговизне по-прежнему идут экономисты. Цена на их поступление "через списки" колеблется вокруг $ 20 тыс. Чуть меньше котируются места на гуманитарные специальности в престижные вузы - порядка $ 10-12 тыс. ". В среднем по России "негласная стоимость поступления в вузы России колеблется от $ 10 тыс. до $ 45 тыс. ". Там же; http:// www.ifap.ru/library/book179.pdf; www.ifap.ru/pr/2007/070607a.htm.Аналогичное положение существует и в других странах. На Украине эта цифра = $10 тыс. при средней зарплате $100. По мнению министра образования и науки Украины Станислава Николаенко, одна из главных причин коррупции в сфере образования - это готовность самих студентов и их родителей давать взятки преподавателям. В ходе анонимного анкетирования, проведенного по заказу Минобразования Украины, выяснилось, что 42% родителей могут дать взятку для того, чтобы их ребенок попал в высшее учебное заведение.21-30% студентов хотят улучшить свои оценки с помощью вознаграждений для преподавателей. И только 3-8% готовы извещать правоохранительные органы о коррупционных требованиях со стороны преподавателей. См.: www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=7693.html; Зеркало недели / Человек. № 20 (649) от 26 мая - 1 июня 2007 г. // См.: www.zn.ua/3000/3300/59421.
Страницы: 1, 2
|