реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Контрабанда наркотических средств

реферат

Контрабанда наркотических средств

16

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ

Более половины изъятых в Российской Федерации в 2005 году из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ имеют контрабандное происхождение, а в крупных городах удельный вес контрабанды наркотиков достигает 90 %.

Наибольшую опасность для России представляет контрабандный ввоз «жестких» наркотических средств из государств Центральной Азии. Расположенные между крупнейшим производителем героина и весьма прибыльными рынками России и Европы, они служат основными транзитными звеньями в контрабанде наркотиков в нашу страну. Территории этих государств фактически превратились в единую перевалочную базу наркотиков, значительная часть которых оседает на территории СНГ. Например, Казахстан очень удобен как в плане транспортной инфраструктуры (развитой сети железных и автодорог, авиалиний), так и с точки зрения достаточно либерального законодательства (за распространение наркотиков Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает 4-7 лет лишения свободы, в то время как в Киргизии - 25 лет, а в Узбекистане - смертная казнь).

Если в начале 90-х годов российские и зарубежные специалисты только предполагали и прогнозировали переориентацию наркоторговцев с «балканского пути» транспортировки наркотиков на использование территории России для доставки наркотических средств в европейские государства, то в настоящее время можно утверждать, что существует отлаженный маршрут (сеть маршрутов) контрабандной наркоторговли, пролегающий через Российскую Федерацию

Это подтверждает и стремительный рост объемов задержанных российскими правоохранительными органами наркотических средств, незаконно перевозимых из Центрально-азиатского региона, который отмечается на протяжении последних четырех-пяти лет.

Повышенное внимание наркоторговцев к российскому и европейскому рынкам сбыта объясняется стремительным увеличением стоимости наркотика по мере его продвижения от производителя, к потребителю. Например, в Афганистане стоимость 1 кг героина составляет в среднем 700 долл. США, при пересечении границы с Таджикистаном она поднимается до 1200-1500 доля, и до 2300-2500 долл. в Душанбе. В Казахстане цена героина возрастает до 15 тыс. долл. США, а в Туркменистане - до 25 тыс На территории России в зависимости от региона 1 кг героина можно приобрести за 20-35 тыс. долл. США. При этом такая высокая стоимость наркотика не является следствием значительных затрат на его изготовление и переработку.

Розничная цена наркотиков должна компенсировать реальные издержки, которые рискуют понести наркодельцы на каждом этапе движения запрещенного товара, поэтому большую часть стоимости наркотика составляют затраты, связанные с его доставкой к рынку сбыта, которые являются отражением степени риска при его контрабандном перемещении.

Стремлением уменьшить связанные с транспортировкой риски и соответственно сократить затраты можно объяснить и некоторые изменения, происходящие на нелегальном рынке предложения наркотиков, например, снижение в обшей массе наркотических средств, изъятых российскими правоохранительными органами, доли наркотиков растительного происхождения, таких, как марихуана и маковая солома, наряду с увеличением доли героина, опия и наркотиков синтетического производства.

С одной стороны, объемы контрабандного «товара» уменьшаются, а с другой - если соотнести количество изъятых наркотиков с условными дозами, проявляется тенденция роста.

По экспертным оценкам, в настоящее время наркобизнесом в России занимаются порядка 1600 организованных преступных групп, объединяющих около 6 тыс. человек. Такие масштабы незаконной наркоторговли требуют от государства адекватного реагирования, и прежде всего осуществления четкого правового регулирования деятельности, связанной с оборотом наркотиков. Отметим, что некоторые правовые основы борьбы с контрабандой наркотиков в российском законодательстве уже заложены.

Так, ст. 188 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за контрабанду наркотиков, т.е. за перемещение наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Законодательное определение наркотических средств и психотропных веществ закреплено в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Примечательно, что к предмету контрабанды, предусмотренной данной статьей, не относятся прекурсоры, оборот которых на территории России в соответствии со ст. 14 указанного Закона ограничен.

Некоторые из химических веществ, используемых при изготовлении наркотиков, включены Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ таблиц 1 и II Концепции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» и в списки наркотических средств, подлежащих кош ролю в Российской Федерации. Действия, связанные их контрабандным перемещением, можно квалифицировать по ч. I и 2 ст. 188 УК РФ. Однако законодательно в качестве самостоятельного предмета контрабанды прекурсоры не определены, тогда как их незаконный оборот получает все более широкое распространение в мире.

В связи с этим представляется необходимым обеспечить выполнение положении Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и установить уголовную ответственность за контрабанду прекурсоров, отнеся к предмету преступления вещества, которые могут быть использованы для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящиеся под специальным контролем»

Это приобретает особую значимость в свете положений Политической декларации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 г.. порой содержится призыв уделять особое внимание мерам по контролю над прекурсорами и решение установить 2008 год в качестве целевого срока для обеспечения государствами искоренения или существенного сокращения утечки прекурсоров из сферы законной торговли в сферу незаконного производства наркотиков. В Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики также отмечается, что борьба с этим явлением требует принятия и эффективного применения строгих и отвечающих требованиям времени законов, позволяющих предупреждал, и наказывать в уголовном порядке такое преступное поведение.

Порядок и условия перемещения наркотиков регламентируются федеральным законодательством, ведомственными нормативно-правовыми актами, а также постановлениями Правительства РФ.

Определения таможенной территории, таможенной границы, средств таможенного идентифицирования, а также порядок декларирования перемещаемых товаров содержатся в Таможенном кодексе РФ. Местом совершения данного преступления является таможенная граница -- линия, ограничивающая таможенную территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство.

Существенное влияние на определение таможенной границы оказывает практика создания таможенных союзов, предполагающих формирование единой таможенной территории с установлением общей внешней границы.

Так, в результате образования в рамках СНГ Таможенного союза (Соглашение о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан. Кыргызской Республикой. Российской Федерацией и Республикой Таджикистан) пограничный контроль переносится на внешние границы входящих в него государств. При этом сохраняется самостоятельность таможенного законодательства каждого из государств. Данное обстоятельство порождает ряд проблем в правовой и практической плоскостях и является сдерживающим фактором в повышении эффективности противодействия контрабанде наркотиков на границах.

Немаловажную роль играет и степень защищенности внешних границ государств - участников Таможенного союза. С одной стороны, снятие барьеров создает основу для развития торгово-экономических связей на межгосударственном уровне и выгодного сотрудничества России с государствами «пятерки», а с другой - пограничные пространства стран Союза подвергаются массированному воздействию транснациональных преступных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков. В указанном Соглашении вопрос создания надлежащего контроля на границах Таможенного союза, их оформления и обустройства не нашел своего отражения, а призванный устранить этот недостаток проект «Программы по укреплению и обустройству внешних границ государств - участников Таможенного союза» все еще находится на стадии разработки и согласования.

Субъектом преступления, предусмотренного ч.2 ст. 188 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-лстнсго возраста. Юридические лица не попадают в эту категорию, что можно рассматривать как пробел в законодательстве, поскольку в последнее время крупные контрабандные партии наркотиков отправляются под видом законного груза, или сокрытые в нем, в адрес специально созданных или уже существующих фирм и компаний. В целях восполнения данного пробела целесообразно установить уголовную ответственность юридических лиц за осуществление контрабанды наркотиков, например, в виде наложения на фирму, компанию или предприятие штрафных санкций. а также уголовного преследования руководства и лиц, непосредственно ответственных за совершение противоправных деяний.

Подобная практика, в частности, получила широкое распространение в Китае. Здесь в 1987 г. Таможенным кодексом (ст. 47) впервые введена уголовная ответственность предприятий, непроизводственных структур, государственных учреждений и общественных организаций в действия, квалифицируемые как контрабанда. А в 1997 г. принят Уголовный кодекс, который содержит статью под названием «корпоративные преступления».

Что касается наказания за действия, предусмотренные ч. 2, 4 ст. 188 УК РФ, оно является достаточно либеральным и не соотносится с характером и тяжестью последствий. В Уголовном кодексе должна фиксироваться «адекватность реагирования законодателя на осложнение количественно-качественных показателей наркомании и наркотизма в стране». Тенденция усиления наказания за деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, отчетливо прослеживалось в УК РСФСР 1922. 1926. 1960 гг., однако в новом кодексе она не наблюдается и пределы наказания неоправданно снижены. Представляется, что ужесточение ответственности за контрабанду наркотиков вплоть до установления максимального срока лишения свободы усилило бы эффективность борьбы с ней.

За последние годы совместно с зарубежными подразделениями по борьбе с наркотиками проведено около 150 контролируемых поставок, что позволило разоблачить деятельность ряда организованных преступных групп и лиц, ответственных за незаконное перемещение наркотиков, отследить и перекрыть пути ил поступления, выявить новые способы маскировки груза.

В то же время успешные действия сотрудников правоохранительных органов вынуждают наркодельцов приспосабливаться и искать новые каналы и методы транспортировки наркотиков, что в свою очередь обуславливает необходимость повышения эффективности механизма взаимодействия России с зарубежными государствами как в правовой, так и в практической сфере.

КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ

Продолжающийся рост контрабанды наркотических средств и их транзитного перемещения через территорию России может в равной степени свидетельствовать об отсутствии как достаточно эффективной нормативно-правовой базы в сфере оборота наркотиков и механизма ее реализации, так и действенного механизма международного сотрудничества правоохранительных органов в данной сфере.

Специалисты, занимающиеся исследованием современного процесса глобализации, его истоков, тенденций и перспектив, пришли к выводу, что «глобализация реализует свои потенции через регионализацию: т.е. через децентрализацию мирового пространства и последующее повышение жизнеспособности составляющих это пространство территориальных (экономических, политических) образований.

Таким образом, нисколько не умаляя значения сотрудничества государств на универсальном уровне, следует отметить, что большое внимание должно уделяться и сотрудничеству на региональной основе, т.е. в пространстве СНГ.

Необходимость осуществления такого взаимодействия, его основные направления и формы находят свое отражение в многосторонних и двусторонних межправительственных и межведомственных соглашениях в рамках Содружества, прежде всего в Соглашении о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1992 г. (киевское Соглашение). Вопросы, связанные с повышением активности и эффективности совместной деятельности правоохранительных органов, также неоднократно становились предметом обсуждения на заседаниях Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ, отражались на объединенных коллегиях министерств внутренних дел, в решениях совещаний руководителей служб по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Одной из форм сотрудничества подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в области противодействия контрабанде наркотиков является осуществление совместных международных, межведомственных оперативно-профилактических и специальных операций.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.