реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституция - основной закон государства

реферат

Конституция - основной закон государства

22

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра теории и истории права

РЕФЕРАТ

на тему: Конституция - основной закон государства

Содержание

  • Вступление
    • 1. Основы учения о Конституции
    • 2. Юридические свойства конституции
    • 3. Понятие конституционности государства
    • 4. Первые Конституции Беларуси
    • 5. Особенности белорусской Конституции
    • Заключение
    • Список использованной литературы
Вступление

КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio - установление, устройство) - в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. К - наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений гос. власти.

Однако для определения конституции чисто формальной констатации её основополагающего значения как акта высшей юридической силы недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого (формального значения) должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции по меньшей мере закрепляют два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования:

1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).

Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

По мнению немецкого политического деятеля Фердинанда Лассаля сущность конституции представляет собой "фактические отношения, силы, существующие в данном обществе". В современный период также принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой - чисто марксистский, характеризующий любое явление в обществе с классовых позиций; конституция в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса), т.е. суть конституции - это закрепление в ней существующего конфликта между классами.

1. Основы учения о Конституции

Конституции в современном значении важнейшего института демократии возникли в конце XVIII в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в США в 1787 г. Затем были приняты конституции во Франции (1791-1793 гг.) и Польше (1793 г). Сегодня конституции имеют большинство стран мира.

В общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий начала конституционного строя, регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и гражданина.

В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью, поэтому конституции принимаются народом или от имени народа.

Важнейшей чертой и особенностью конституции является ее учредительный характер. Конституция учреждает:

основы государственного и общественного строя.

механизм осуществления государственной власти.

Конституция носит учредительный характер еще и потому, что все ее предписания (установления) являются первичными и им не могут противоречить другие акты, издаваемые государственными органами.

Другими важнейшими чертами и особенностями конституции являются:

легитимность;

стабильность;

реальность;

верховенство.

Сущность конституции заключается в том, что она:

является основным законом государства;

обладает наивысшей юридической силой;

является политическим и идеологическим документом.

Каждая конституция выполняет следующие основные функции:

юридическую;

политическую;

идеологическую.

Юридическая функция конституции заключается в том, что конституция является главным источником нрава: нормы конституции обладают наивысшей юридической силой и лежат в основе всей системы национального права.

Политическая функция основного закона состоит в значении конституции как политического документа, определяющего государственный строй на основе правил, установленных конституцией.

Идеологическая функция конституции в ее идеологическом воздействии: устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, она играет определенную воспитательную роль.

Важнейшей особенностью и характерной чертой конституции является ее прямое действие, что означает:

нормы конституции обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного управления и самоуправления;

каждый гражданин, который считает свои права нарушенными, ссылаясь на соответствующую статью конституции, может обратиться в суд.

Форма конституции - это способ организации заключенного в ней материала. Обычно конституция состоит из одного или нескольких нормативных актов. Конституции большинства стран мира представляют собой единый нормативный правовой акт наивысшей юридической силы. Их называют консолидированными. Такими (едиными) актами являются Конституции Республики Беларусь, Российской Федерации, Италии; Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов, Основной закон ФРГ и т.д.

В ряде стран конституция представляет совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Так, Конституцию Финляндии составляют четыре закона. Конституция Швеции состоит из трех нормативных актов. Конституцию Канады также образуют несколько нормативных актов. Такие конституции называют неконсолидируемыми.

Структура конституции - это ее организационное строение, внутренняя последовательность, расположения ее составных частей. По своей структуре конституции различны, что объясняется формой правления государства, политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституции, ее формой и т.д.

Структуры большинства конституций имеют общие характерные черты:

Преамбулу (введение);

Основную часть;

Заключительные и переходные положения;

Приложение.

Как и любая классификация, классификация конституций носит условный характер. Нет конституций, которые были бы идентичны по всем признакам, поэтому за основу классификации берут отдельные общие признаки.

Действующие конституции можно разделить на конституции старого и нового поколения.

Конституции старого поколения - это конституции, принятые в период с XVIII в. по XX в. (до начала Второй мировой войны): США (1793 г), Франция (1791-1793 гг.).

Конституции нового поколения - это конституции, принятые после окончания Второй мировой войны: Италия (1947 г), Япония (1947 г), ФРГ (1949 г). К этой же группе относятся конституции стран, получивших независимость в результате распада колониальных империй.

Действующие конституции подразделяются на писаные и неписаные. Такая классификация появилась в науке в XIX в., когда в большинстве стран еще не фиксировались основные законы. К началу XXI в. в абсолютном большинстве стран (кроме Великобритании и Новой Зеландии) имеются писаные конституции.

Конституции классифицируют на постоянные (имеющие неограниченный срок действия) и временные (принимающиеся на определенное время).

В ряде стран (Боливия, Венесуэла) принималось за всю историю более 20 постоянных конституций. История Франции знает 16 конституций: монархических, республиканских, демократических и реакционных.

Конституции разделяются по форме правления на: монархические (Конституция Японии 1947 г) и республиканские (Конституция Франции 1958 г).

В зависимости от политического режима конституции бывают: демократическими; авторитарными; тоталитарными.

Демократические конституции не только декларируют, но и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина,

Авторитарные конституции ограничивают определенные права, прежде всего политические и гражданские.

Тоталитарные конституции утверждают одну идеологию

По форме государственного территориального устройства конституции делятся на: федеративные (Российская Федерация); унитарное (Республика Беларусь, Греция).

В федеральных государствах конституции делятся на федеральные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций, республик, областей).

По порядку изменения и дополнения конституции подразделяются на гибкие и жесткие.

Гибкими конституциями называются конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство (Саудовская Аравия, Княжество Монако и др.).

Жесткие имеют сложную процедуру внесения изменений и дополнений в текущие законы, которые осуществляются:

требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония, Республика Беларусь (ст.140));

принятием поправок на референдуме (Франция, Республика Беларусь - разделы I, II, IV и VIII: "Основы конституционного строя"; "Личность, общество, государство"; "Президент, Парламент, Правительство, суд";

"Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения");

утверждением поправок субъектами федерации (Гер мания, Российская Федерация, США);

повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция).

В ряде стран отдельные положения конституций имеют не одинаковую степень жесткости (Индия, Российская Федерация).

Кроме того, наука конституционного права подразделяет конституции на юридические и фактические.

Юридическая конституция закрепляет основы государственного и общественного строя на момент ее принятия.

Развивающиеся общественные отношения нередко опережают конституционные нормы, регулирующие эти отношения. В таких условиях конституция может стать тормозом общественного развития. Возникает проблема отражения в нормах конституции реально сложившихся фактических конституций, что ведет к изменению или принятию новой конституции. Большинство конституций государств мира претерпели существенные изменения со времени их принятия. Так, в самую старую Конституцию США внесено 27 поправок.

Существует несколько способов принятия конституций: октроирование; принятие учредительным (конституционным) собранием; принятие парламентом; принятие путем всенародного голосования (референдума).

Изменение конституций производится:

решением парламента;

путем всенародного голосования (референдума).

2. Юридические свойства конституции

Наряду с идеологическими и политическими свойствами любая конституция обладает и юридическими свойствами. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституции. Они позволяют установить ее место в общей системе правовых источников государства.

Как уже указывалось, конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста раз.

Благодаря закрепленному в конституции правовому статусу органов государственной власти, можно определить иерархию принимаемых ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что сама конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующие правила (о верховенстве конституции) закрепляются в самом основном законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Правда, в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий юридический вес, нежели конституции.25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой, нежели конституция: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, т.е. необходимости базировать их на конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно в переходных положениях конституции на это обращается внимание.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.