Конституция
http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ). П Л А Н 1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2 2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 5 3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ 8 4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 16 5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20 - 2 - 1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Объективные причины (источники) возникновения и существова- ния конституционного права коренятся в материальных условиях жиз- ни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права. Под источником права в юридическом смысле пони- маются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников конституционного права- являются нор- мативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а также иногда международные и внутригосударственные договоры. Нор- мативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяют- ся на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления. Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иног- да другими высшими органами власти - монархами в абсолютных мо- нархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах. По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на основные (конституции), конс- титуционные, органические и обычные. Конституции (основные законы) провозглашают основные права и свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного строя, форму государства, устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов. В отдельных странах они ре- - 3 - гулируют не все отмеченные общественные отношения. Конституционные законы как источники права имеют различное значение в разных странах. В Чехо-Словакии например, было приня- то, что конституционные законы дополняют Конституцию. Органичес- кие законы в ряде стран (обычно романской системы права) опреде- ляют статус органов государства на основе бланкетных статей конс- титуций. Например, Конституции Франции предусматривает урегулиро- вание органическими законами статуса таких государственных орга- нов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата правосу- дия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший совет магистратуры (ст. 65). Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парла- ментов. Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются источниками конституционного права, если содержат соот- ветствующие нормы. К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: норматив- ные акты нижестоящих государственных органов не должны противоре- чить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и прави- тельств имеют наиболее широкую сферу действия. Практически в каждой стране существуют конституционноправо- вые обычаи, однако лишь в отдельных странах они считаются офици- - 4 - альными источниками конституционного права.Это правила поведения, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционированные государством. Чаще всего эти правила представ- ляют собой определенный способ реализщии констжуционно-правовых норм. Впрочем, судом они в любом спучае не защищаются. Широкое распространение обычай получил в конституционном праве Великобритании (конституционные соглашения). Многие положе- ния британской конституции существуют ныне именно в этой форме: "король должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты Парламента", "лидер партии большинства - Премьер-Министр"; "ми- нистры выходят в отставку, если перестают попьзоваться доверием Палаты общин", "Палате лордов не принадлежит инициатива финансо- вых биллей" и др. Международные договоры служат источниками конституционного права в случае когда регулируют конституционные проблемы и пре- дусмотрено их непосредственное применение. В современных консти- туциях многих государств содержатся положения о примате междуна- родного права перед внутригосударственным. Это порождено процес- сом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон об- щественной жизни. - 5 - 2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ Конституция - это Основной закон государства, выражающий во- лю господствующего класса или всего общества и закрепляющий осно- вы общественного и государственного строя, права и свободы чело- века и гражданина. Слово (термин) "конституция" происходит означает "установле- ние", "устройство". Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему го- сударственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. Конституция в современном ее понимании не была известна ни в древности, ни в средневековье. Правда, в древнем Риме отдельные акты императоров именовались конституциями. Но они ничего общего не имели с основными законами государств, возникшими в эпоху пе- рехода человечества от феодализма к капитализму. Первой конституцией в ее подлинном понимании оказалась конс- титуция США 1787 г. Вслед за ней появилась конституция Франции 1791 г. в результате победы Великой французской революции. В Х1Х в. конституции были приняты в большинстве европейских стран. С их помощью господствующие классы стремились "... придать своей во- ле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде за- кона". Конституция как Основной закон государства появляется только в ту историческую эпоху, которая характеризуется правовым равенством граждан или подданных. Собственно она как бы олицетво- - 6 - ряет это равенство своим содержанием. Законодательно оформляя и закрепляя общественные отношения, отвечающие коренным потребнос- тям и интересам господствующих классов или всего общества, конс- титуция выступает в качестве мощного рычага внутриполитической стабильности государства, устойчивого функционирования его власт- ных структур. Закрепляя наиболее важные обшественные отношения, принципи- альные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным со- держанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою опреде- ленность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства. В отличие от обычных законов, Основной закон государства ха- рактеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества консти- туции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абс- трактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изме- нений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долго- вечности. Таким образом все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституци- онным принципам и нормам, подлежат отмене. - 7 - Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделя- ются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и неписанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обы- чаев. По способу изменения, внесения поправок и дополнений консти- туции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими явля- ются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменя- ются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов. В зависимости от соответствия или несоответствия тем факти- ческим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действи- тельные. Фиктивные конституции не выражают общественные отноше- ния, которые функционируют в стране. Они оторваны от действитель- ности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных от- ношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей террито- рии, фактического статуса человека и гражданина. - 8 - 3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ Основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отно- шения. Являясь концентрированным политическим выражением состоя- ния общества, уровня его развития, конституция регулирует осново- полагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое вопло- щение в ее характерных чертах. Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адек- ватный характер складывающимся в обществе общественным отношени- ям. Она отражает переходный характер российского общества, проти-
Страницы: 1, 2
|