реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционный Суд

реферат
p align="left">Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, принадлежащего ему и членам его семьи имущества, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством России для судей иных высших федеральных судов. В случаях если другими нормативными правовыми актами предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, то применяются положения таких нормативных правовых актов.

Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом.

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, заключен под стражу, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Судья Конституционного Суда РФ, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению. Должностное лицо, произведшее задержание судьи Конституционного Суда РФ на месте преступления, немедленно уведомляет об этом Конституционный Суд РФ, который в течение двадцати четырех часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой уголовно-процессуальной меры принуждения или об отказе в даче согласия. Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда РФ, а также за принятое Конституционным Судом РФ решение.

Судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда РФ имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ или в заседаниях палаты Конституционного Суда РФ, в состав которой он входит. За совершение дисциплинарного проступка на судью Конституционного Суда РФ по решению Конституционного Суда РФ может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения или прекращения полномочий судьи. Обращаем внимание на эту законодательную новеллу (ч. 3 ст. 15, в ред. ФКЗ РФ от 5.12.2001 г.), которая фактически предусматривает еще одно основание прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ, что противоречит части 1 ст. 18 Федерального конституционного закона РФ «О Конституционном Суде РФ».

1.4 Понятие и значение судебной системы

Судебная система представляет совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. В Конституции РФ прямо не определен состав судебной системы. В части 3 ст. 118 Конституции РФ указано, что судебная система «устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается». В ее статьях 125, 126, 127 говорится о Конституционном Суде РФ, о Верховном Суде РФ, о Высшем Арбитражном Суде РФ.

Судебная система РФ установлена Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе Российской Федерации». В части 2 ст. 4 указанного Закона записано, что в России «действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации». В части 3 данной статьи Закона (в редакции от 25 июня 2003 г.) приведен исчерпывающий перечень федеральных судов: «Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов».

В части 4 ст. 4 рассматриваемого Закона указано, что к судам субъектов Российской Федерации относятся: «конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации».

Анализ норм статьи 4 данного Закона позволяет сделать следующие выводы:

- судебная система -- это сложно организованная система судебных органов, состоящая из отдельных подсистем;

- судебная система может быть представлена тремя элементами (подсистемами): федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи;

- судебная система состоит из двух подсистем: федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации;

- система федеральных судов представлена тремя подсистемами: Конституционный Суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов;

- подсистемы федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов построены с учетом федеративного устройства России и ее административно-территориального деления (ст. 5, 65, 66, 67 Конституции РФ);

- военные суды, как элемент подсистемы федеральных судов общей юрисдикции, построены с учетом военно-административного деления РФ.

Полномочия, состав Конституционного Суда РФ закреплены в ст. 18 ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» от 26.12.1996 г., а также в ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ» от 12.07.1994г. СЗ РФ. -- 1994. --№ 13. -- Ст. 1447; 2001. -- № 51. -- Ст. 4824. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, состав Верховного Суда РФ, а также иных федеральных судов общей юрисдикции закреплены в статьях 19, 20, 21, 22 ФКЗ РФ «О судебной системе РФ», а также в Законе РСФСР «О судоустройстве РСФСР» Ведомости ВС РСФСР. -- 1981. -- № 28. -- Ст. 976., в ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 16.12.1998 г. СЗ РФ. -- 1999. --№ 1. -- Ст. 5., в ФКЗ РФ «О военных судах Российской Федерации» от 9 июня 1999 г. СЗ РФ. -- 1999. -- № 26. -- Ст. 3170.

Деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества обеспечивает вновь созданный Судебный департамент при Верховном Суде РФ, о чем сказано в ст. 31 ФКЗ РФ «О судебной системе РФ». Состав, полномочия данного органа урегулированы в Федеральном законе РФ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 19.12.1997 г. СЗ РФ. -- 1998. --- № 2. -- Ст. 223., в редакции от 17.10.2003 г. СЗ РФ. -- 2003. -- № 44. -- Ст. 4261. и от 19.11.2004 г. СЗ РФ. -- 2004. -- № 49. -- Ст. 4842.

Теперь более детально о других самостоятельных элементах судебной системы, названных в Законе (ч. 4 ст. 4 ФКЗ РФ «О судебной системе РФ») судами субъектов РФ: конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Компетенция, порядок образования конституционного (уставного) суда субъекта РФ определены в ст. 27 ФКЗ РФ «О судебной системе РФ». Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Здесь следует обратить внимание на два момента. Во-первых, на два самостоятельных, но при этом тождественных наименования суда субъекта РФ. Наименование «уставный суд» связано с тем, что статус субъекта РФ, за исключением республики в составе России, определяется уставом субъекта РФ (высшим законом этого же субъекта РФ), о чем сказано в ч. 2 ст. 5, ч. 1-2 ст. 66 Конституции РФ. Во-вторых, в соответствии с ч. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О судебной системе РФ» Положения, закрепленные в ч. 1 ст. 27 ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» проверялись Конституционным Судом РФ на предмет их соответствия Конституции РФ (определение КС РФ № 103-О от 06.03.2003 г. // СЗ РФ. -- 2003. --№ 17. -- Ст. 1658). конституционный (уставный) суд может создаваться субъектами РФ, а может и не создаваться. Это во многом связано с финансовыми возможностями субъектов РФ, а также иными причинами. Ныне лишь отдельные субъекты РФ имеют конституционные (уставные) суды (например, Республика Карелия Карелия. -- 2004. -- 1 июля; Собрание законодательства Республики Карелия. -- 2004. -- № 7)., Кабардино-Балкарская Республика, Республика Коми).

2. Конституционный Суд Российской Федерации

2.1 Состав, задачи и полномочия Конституционного Суда России

Конституцией РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 1) декларируется курс на построение правового государства в России, что предполагает разделение государственной власти на три самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Паритетное (равное) сосуществование перечисленных ветвей власти призван обеспечить судебный конституционный контроль. Опыт построения правовых государств (Федеративная Республика Германия, Австрия Конституция Австрийской Республики (статьи 137--148) / Конституции государств Европейского Союза / Под общей ред. Л.А. Окунькова. -- М: ИНФРА-М, 1997. -- С. 11--100. и др.) показывает, что судебный конституционный контроль с наибольшей эффективностью может быть обеспечен специально предназначенным органом судебного конституционного контроля -- Конституционным судом.

Ныне в России действует Конституционный Суд РФ, учрежденный в 1994 г. Его полномочия, порядок образования и деятельности определены Конституцией РФ (ст. 125) и ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ» от 12.07.1994 г. СЗ РФ. -- 1994. --№ 13. -- Ст. 1447., с последующими изменениями и дополнениями СЗ РФ. - 2001. - №7. - Ст. 607; 2001. - №51. - Ст. 4824; 2004. - №24. -- Ст. 2334; 2005. -- №15. -- Ст. 1273..

Конституционный Суд РФ -- судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В составе Конституционного Суда РФ 19 судей. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ. Председатель и заместитель Председателя не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседаниях палаты. В состав Конституционного Суда РФ входят Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ.

К полномочиям Конституционного Суда РФ относятся следующие:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ: федеральных законов РФ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Правительства РФ; конституций (уставов) республик, краев, областей, иных законов субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров России;

2) разрешение споров о компетенции между разными органами государства, находящимися в горизонтальных и вертикальных отношениях;

3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в совершении им государственной измены или совершении иного тяжкого преступления;

6) законодательная инициатива.

Конституционный Суд РФ обладает и другими полномочиями. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Определенная специфика полномочий установлена для Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судьи-секретаря. Так, Председатель Конституционного Суда РФ правомочен:

- руководить подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывать их и председательствовать на них;

- вносить на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.