реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное регулирование выборов как форма демократии

реферат
p align="left">В промежутке между первым и вторым турами вы-боров партии, которые не достигли заметного успеха, обычно снимают своих кандидатов, призывая избирате-лей отдать голоса родственному в политическом отно-шении кандидату, для того чтобы воспрепятствовать по-беде наиболее опасного противника из противополож-ного лагеря. При этой системе партия (или партийный блок), которая опередила соперников (иногда лишь на несколько процентов), получает подавляющее большин-ство мест в парламенте. Нередко бывает, что получив-шая 49% голосов партия не представлена в парламенте вовсе. Например, во Франции на выборах 1893, 1898,1902 гг. некоторые победившие депутаты собрали мень-ше голосов, чем побежденные. В 1898 и 1902 годах со-всем не были представлены в палате депутатов 53% избирателей.

Существуют также смешанные способы голосова-ния, согласно которым одна часть депутатов избира-ется по мажоритарной системе, а другая -- по про-порциональной. Такая система существует ныне в России, Грузии, в Украине. Как видим, и та и другая системы голосования при всей их демократичности ни в коей мере не являются выражением голоса народного. Не без основания еще в начале столетия С.Л. Франк констатировал: «И при де-мократии правит меньшинство». О том же говорил В.В. Розанов: «Демократия -- это способ, с помощью ко-торого хорошо организованное меньшинство управля-ет неорганизованным большинством».

Мысли эти не потеряли своей актуальности также в наши дни. Английский политолог Я. Гильмур конста-тирует: «Электорат действительно не управляет и не может управлять. Однако он может выбирать между двумя высокоорганизованными иерархиями, очень по-хожими между собой, и он может изменить только верх-нюю часть айсберга. Последняя же и значительно боль-шая часть будет продолжать двигаться своим путем, какими бы ни были результаты общих выборов».

Хотя идеального политического режима не существу-ет, наиболее полным воплощением демократических норм является современное правовое государство.

3. Исторические примеры развития конституционных выборные норм в Украине

«Но-сителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государ-ственной власти и органы местного самоуправления». (Конституция Украины. Статья 5).

Исторически процесс создания демократических норм государственности в избирательного права, закрепленного конституционно в Украине прошел непростой и долгий путь.

Ярким историческим примером служит Запорожская Сечь, которая была устроена в соответствии с традициями украинского демократизма. Ее государственное устройство базировалось на принципах народовластия. Генеральная Рада осуществляла функции верховной власти: законодательную, судебную, ад-министративную. Она принимала законы, избирала гетмана и казацкую старшину, решала вопросы войны и мира, заключала международные договоры, обладала правом суда над гетманом и старшиной. Казаческое право и судопроизводство вышло из права народного, обычного: «...где три козака, там два третьего судят». Как и во времена народного веча, казаки демократично избирали себе руководителей. Историки обращают внимание на оригинальность процедуры выборов. Избираемый должен был дважды отказаться от пред-ложенной чести и соглашался лишь в третий раз, после долгих уговоров, ритуальной перебранки и угроз. Це-ремония выборов заканчивалась возложением старыми казаками на голову избранного товарища горсти земли. Это символизировало то, что отныне избранник явля-ется слугой общества. Ему давали понять, кто он, откуда пришел и куда уйдет.

Следующий пример Конституция - П.Орлика (1672--1742). Этот украинский гетман в эмиграции разработал первую в Украине народную демократическую конституцию «Пакты и Конституция прав и вольностей Войска Запорож-ского». Ее текст был зачитан 5 апреля 1710 года на торжествах по поводу избрания П. Орлика гетманом. Она содержала в себе такие статьи: 1) Утверждаются права православной церкви под верховенством царьгородского патриарха. 2) Должна быть возвращена старая граница козацкого государства на реке Случи. 3) За-порожскому Низовому Войску возвращаются старые поселения -- Терехтимиров, Кодак, Келеберда, Пере-валочная и земли над Ворсклой; форты, построенные Москвой, будут снесены. 4) Все текущие государствен-ные дела гетман решает совместно с советом генеральной старшины; трижды в год (на Рождество, на Пасху и Покров) заседает Генеральная Рада, к которой принад-лежит генеральная старшина, городовые полковники и по одному козаку от каждого полка; и старшины, и Рада имеют право выступать против гетмана, если он не уважает прав. 5) Дела о несправедливостях и обидах, допущенных гетманом, и провинности старшин судит не гетман, а Генеральный Суд. 6) Государственное имущество отделяется от гетманского и передается в распоряжение генерального подскарбия; на содержание гетмана выделяются отдельные земли. 7) Полковники избираются свободными голосами и гетман их утвер-ждает; таким же образом проводится выбор сотников и других. 8) Гетман должен следить за тем, чтобы казаков и гражданских лиц не облагали чрезвычайными нало-гами и обременительными работами; обязан обеспе-чить казацких вдов и сирот. 9) Отдельная комиссия должна провести ревизию государственных земель, которыми пользуется старшина, а также повинностей поданных... и др.

Таким образом, мы видим, что эта конституция предусматривала создание на территории Украины независимого государства с многочисленными призна-ками демократического политического режима: наличием совета, ограничением власти гетмана, разделе-нием властей и т. д.

Борьба украинского народа за демократию нераз-рывно связана с борьбой за независимость. Много ярких страниц в историю украинского демократизма вписал XX век. Мощный подъем национально-осво-бодительного движения в годы украинской революции 1917--1920 годов способствовал появлению на свет разнообразных демократических институтов: полити-ческих партий, объединений, движений, советов, Центральной Рады и др. Свой вклад в борьбу за независимость и государственность внесли участники победительной борьбы 30--40-х годов. В их деятельности, может быть и не всегда последовательно, осуществлялась попытка реализации извечного стремле-нии украинского народа к независимости, к образова-нию самостоятельного демократического государства. Верховенство народа в демократическом обществе определяется не тем, что народ правит, а тем, что ему единственно предоставлено право решать, кто будет править от его имени. Посредством голосования народ как бы назначает на ключевые политические посты в государстве тех или иных представителей той или иной элиты.

Итак, демократическим обществом является такой социально-политический строй, в котором, во-первых, наличествует плюрализм и конкуренция элит, а, во-вторых, власть ими завоевывается в открытой мирной и конституционной борьбе за голоса народа (электората) в ходе всеобщих выборов. Народ в этой системе главенствует и правит в том смысле, что только он сам выбирает себе правителей. Тем самым, демократическое общество обеспечивает себе не только постоянную легитимность власти, но и постоянный отбор наиболее качественных исполнителей этой власти.

4. Современные украинские конституционно-правовые выборные нормы

Особенно значимым принятие действующий на сегодня Конституции Украины было в свете кардинального изменения системы общественного управления от авторитарной к демократической, а также закрепления на юридическом уровне качественно нового государственного и общественного строя. Принятая Конституция стала принципиально новым Основным Законом государства, который выражает суверенную волю украинского народа, а воля народа обеспечила легитимность Конституции. Принятие Конституции стало следствием не только длительной работы специалистов-юристов и ученых, но и сложного политического компромисса между парламентскими силами и между парламентом и президентом, отображением социальных настроений в обществе, пребывающем на сложном этапе социально - экономического перехода от авторитаризма к демократии.

Правовое регулирование процесса выборов в действующей Конституции Украины дано в разделе 3 Конституции, который носит название «Выборы».

Статьи 69 -74 посвящены общим принципам избирательного права.

Статья 69 гласит, что «народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и другие формы непосредственной демократии».

Таким образом, конституционно правовыми формами реализации демократии в Украине служат, прежде всего, выборы, затем референдум и на третьем месте другие формы демократии.

Рассмотрим последовательно реализацию этих норм, согласно Конституции Украины.

Согласно статьи 70 «Право голоса на выборах и референдумах имеют граждане Украины, которые достигли на день их проведения восемнадцати лет. Не имеют права голоса граждане, которых признано судом недееспособными».

Выборы в органы государственной власти и органов местного самоуправления являются свободными и происходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Избирателям гарантируется свободное волеизъявление. Данные нормы прописаны в статье 71.

Статьи 72, 73 и 74 указывают на порядок осуществления демократического волеизъявления народа Украины через референдум. В частности говорится, что Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины соответственно их полномочий, установленных Конституцией (часть 1 статьи 72).

Всеукраинский референдум провозглашается по народной инициативе на требование не менее чем трех миллионов граждан Украины, которые имеют право голоса, при условии, что подписи относительно назначения референдума собранная не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой области (часть 2 статьи 72).

Статьи 73 и 74 указывают на содержание вопросов для голосования, которые могут быть вынесены на всеукраинский референдум. Так, статья 73 прямо указывает на то, что «исключительно всеукраинским референдумом решаются вопрос об изменении территории Украины», а статья 73 гласит, что «референдум не допускается относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии».

Путем демократических выборов, свободного волеизъявления в Украине избирается в настоящий момент парламент Верховная Рада Украины (Крыма), то есть органы государственной власти и органы местного самоуправления и Президент.

Рассмотрим конституционные нормы, согласно которым происходит процесс выборов в Парламент Украины.

Раздел 4, статья 76 указывает на то, что «конституционный состав Верховной Рады Украины - четыреста пятьдесят народных депутатов Украины, которые избираются на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года». В данной статье уточняется, что «народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, который на день выборов достиг двадцати одного года, имеет право голоса и проживает в Украине на протяжении последних пяти лет».

Выборы в законодательный орган государственного управления может осуществляться путем очередных и внеочередных выборов. Об этом, в частности говорит статья 77. Часть 1 статьи 77 указывает, что «очередные выборы в Верховную Раду Украины происходят в последнее воскресенье марта четвертого года полномочий Верховной Рады Украины».

Часть 2 описывает процесс осуществления внеочередных выборов Так, «внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются Президентом Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины».

Часть 3 статьи 77 указывает на то, что «порядок проведения выборов народных депутатов Украины устанавливается законом».

Раздел 5 Конституции в статьях 103, 104, 108, 109, 110, 111 и 112 регламентируют порядок избрания Президента и его смещения с поста главы государства.

Президентом может стать гражданин Украины, который достиг 35 лет, имеет право голоса и проживает в Украине на протяжении 10 последних лет перед днем выборов. Необходимым условием избрания на данный пост является также свободное владение государственным языком.

Президент Украины согласно части первой статьи 103 «обирається громадянами України на основі загального, рівного і прямого виборчого права шляхом таєм-ного голосування строком на п'ять років”.

При этом одно и тоже лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.

На период осуществления Президентских полномочий занимание других должностей не допускается, об этом говорится в части 4 статьи 103, а именно «Президент України не може мати іншого представницького мандата, обіймати посаду в органах державної влади або в об'єднаннях громадян, а також займатися іншою оплачуваною або підприємниць-кою діяльністю чи входити до складу керівного органу або наглядової ради підприємства, що має на меті одержання прибутку”.

Последующие выборы президента проводятся в последнюю неделю октября пятого года полномочий Президента Украины. Если имеет место досрочная приостановка полномочий президента, то «у разі дострокового припинення повноважень Президента України вибори Президента України проводяться в період дев'яноста днів з дня при-пинення повноважень. Порядок проведення виборів Президента Украї-ни встановлюється законом”.

Новоизбранный Президент Украины вступает на пост не позднее чем через тридцать дней после официального оглашения результатов выборов, с момента принятия присяги народу на торжественном заседании Верховной рады Украины. Приведение Президента к присяге осуществляет Глава Конституционного Суда, об этом говорится в части 1 и 2 статьи 104.

Последняя часть статьи 104 указывает на то, что если Президент избран на внеочередных выборах, то он приносит присягу в пятидневный срок после официального оглашения результатов выборов.

Дальнейший регламент работы вновь избранного Президента регламентирует статья 108, часть 1. Она гласит, что «Президент України виконує свої повноваження до всту-пу на пост новообраного Президента України”.

Полномочия Президента приостанавливаются досрочно, в следующих случаях:

І) відставки;

2) неможливості виконувати свої повноваження за станом здоров'я;

3) усунення з поста в порядку імпічменту;

4) смерті.

Как высшее должностное лицо, Президент может подать в отставку, и в этом случае его полномочия также завершаются досрочно, об этом говорит статья 109.

Статья 111 описывает процедуру сложения полномочий президентом, в случае импичмента. Процедура импичмента предполагает, что «усунення Президента України з поста в порядку імпічменту ініціюєтеся більшістю від конституційного складу Верховної Ради України”.

В случае досрочного прекращения властных полномочий главой государства исполнение обязанностей Президента может быть возложено на Премьер - Министра Украины. Вот как об этом говорится в Конституции - «у разі дострокового припинення повноважень Прези-дента України відповідно до статей 108, 109, 110, 111 цієї Конституції виконання обов'язків Президента України на період до обрання і вступу на пост нового Президента України покладається на Прем'єр-міністра України.

Список использованных источников

1. Конституція України. - К.: Парлам. вид-во, 1996;

2. Коментар до Конституції України. - К., 1996;

3. Евграфов П.Б., Конституционное право Украины, Симферополь: КГАП, 1996;

4. Конституции зарубежных государств (колл. авторов), М.: БЕК, 1996;

5. Конституционное право Украины/Под ред. В.Я. Тация, В.Ф. Погорелка, -К: Укр. Центр права, 1999, 373 с;.

6. Мучник А.Г., Комментарий к конституции Украины, К: Парламент, 2000, 254 с.;

7. Історія держави і права України: Навч. посібник для сту-дентів юридич. вузів/ Кол. авторів. -- К.: Вентурі, 1999. -- 288 с.;

8. Основы правоведения Украины/С.В. Кивалов, Харьков: Одиссей, 2001, 383 с.;

9. Страхов М.М., История государства и права зарубежных стран, К: Конценрн «Ин Юрэ», 2003;

10. Шатило В.А.., Институт президента в системе государственной власти Украины/ К: Укр..Центр права, 2004, 158 с.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.