реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право

реферат

Конституционное право

КОНСТИТУЦИОНОЕ ПРАВО

1 Понятие, формы, виды и юридические свойства конституции

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Термин "конституция" происходит означает "установление", "устройство". Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Форма конституций - это способ организации и выражения конституционных норм. Прежде всего, форма конституции определяется тем, что конституция, может состоять из одного или нескольких нормативных актов. В последнем случае общим для актов, составляющих конституцию, является то, что все они в равной мере обладают высшей юридической силой.

Виды конституций:

- Писаные конституции (основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, отличном от порядка принятия и изменения других законов):

а) кодифицированные конституции;

б)некодифицированные конст-ии.

- Смешанные конституции

-Неписаные конституции (незафиксированный документ, существует временно).

Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основном закона государства:

- Конституция как основной закон - главный источник национального права, ядро всей правовой системы, юридическая база текущего законодательства.

- Верховенство конституции, означающее приоритетное положение в системе источников права, которое обеспечивается особым порядком принятия и изменения конституции и придания ей высшей юридической силы.

- Стабильность конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством.

2. Кон.РФ: стр-ра, особен.содержания, порядок пересм.и внесения поправок

Конституция (с лат. установление) - основной закон гос-ва, имеющий высшую юрид.силу. К яв-ся первоосновой - не сущ-т нормативного акта, регулир-х К. Но можно отметить, что некоторые положения К РФ взяты из медународных актов, н-р Всеобщей декларации прав чел (1948 г). Осуществляя ГМУ органы власти должны прежде всего руководствоваться К. По мнению Баглая М.В. К - прежде всего юрид.док-т, основа государственности, законности и правопорядка, а также полит.док-т, т.к. оказ-т регулир-е воздействие на полит.отношения в общ-ве. К РФ была принята на всенародным голосованием 12.12.1993 (изм.от 30.12.2008-ст.81,96) и заменила К от 12.04.1978г.

Стр-ра.К сост.из преамбулы и 2разделов, пер.из кот.охват.все ее статьи, объединен.в 9 глав, а второй сод-т заключит.и переходные положения.

Сод-е. В мировой конституц-прав.теории нет единого взгляда на сод-е конст в связи с различием ист-х условий их принятия и уровня конст-го правосознания. К РФ закрепляет основные принципы гос.строя, высшие правовые гарантии прав и свобод чел.и гражданина, стр-ру и взаимоотношения орг.гос.вл.и упр-я. К РФ сод-т след.главы: 1.основы конст.строя 2.права и свободы чел.и гажд. З.федеративное устройство 4.Президент РФ 5.ФС РФ 6.Пр-во РФ 7.суд.власть 8.МС 9.конст-е поправки и пересмотр К.

Предложения о поправках и пересмотре К РФ могут вносить През.РФ, СФ, ГД, Прав.РФ, законода.орг.суб.РФ, группа числ-ю не менее 1/5 членов СФ или деп.ГД. Положения гл.1,2,9 не м.б.пересмотрены ФС, но если предложение о пересм.будет поддержано3/5 голосов от общего числа членов СФ и деп. ГД созыв.Конст-е Собрание, кот.либо подтверждает неизменность К РФ, либо разр-т проект нов.К, кот.приним-ся Конст.Собранием 2/3 голосов от общего числа членов или выносится на всенарод.голосование (приним-ся, если проголосовало более половины избир-й). Поправки к гл 3-8 К РФ приним-ся в пор-ке, предусм-м для принятия ФКЗ, и вступ.в силу после их одобрения орг.закон.вл.не менее чем 2/3 суб.РФ. Изменения в ст.65 К РФ, определ-ю состав РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в е составе нов.суб-та, об измен-и конст-прав.статуса суб.РФ. Изменения наименований Суб.РФ нов. наименование подлежит включению в ст.65 К РФ.

Т.о. Конституция РФ - основной закон РФ, имеющий высшую юрид.силу на ее тер-и и имеющий св. стр-ру, содержание и особенности пересмотра и внесения поправок.

Послание През РФ от 05.11.2008 «Послание През РФ ФС», Концепция долгосрочного с-э развития на период до 2020 г.от 17.11.2008.

3. Понятие и осн.черты констит-го строя РФ

Конст.стой - порядок, при кот.соблюдаются права и свободы человека и гржданина, а гос-во действует в соответ-и с конст-ей. Установление конст-го строя нач-ся с определения принципов организации гос-ва в его соотнош-и с личностьи и гражд-м общ-м, сост-е фундамент конст-го строя. Эти принципы состав-т сод-е гл.1 К РФ «Основы конст-го строя». В ч.2 ст.16 К РФ гов-ся, что никакие другие положения К не могут противоречить основам конст-го строя РФ, т.о. они польз-ся наивысшей юрид.силой. РФ - Россия опред-ся К как демокр-е федеративное правовое гос-во с респ-й формой правления. Высшей ценностью объявл-ся чел-к с его правами и свободами, признаваемыми, соблюд-ми и защищ-ми гос-м. Многонац-й народ РФ есть носитель сувер-та и един-й источник власти, высшим непосред-м выражением кот.яв-ся референдум и своб-е выборы; запрещ-ся присвоение власти. Под суверен-м РФ наход-ся вся ее тер-я, на кот.верховенство им-т К РФ и ФЗ. Суб-тя РФ равноправны, а федератив-е устр-во РФ основано на ее гос-й целостности, един-ве системы гос.власти, разрг-я прем.ведения и полномочий м-у ОГВ РФ и ее суб-в, равноправии и самоопред-и народов. Гражданство РФ - единое и равное независимо от оснований его приобр-я. Гарантир-ся един-во эк-го простр-ва РФ и своб-е перемещение тов-в, услуг и фин-х средств. К опред-т РФ как соц-е гос-во и устан-т гарантии соц.защиты. К провозгл-т признание равную защиту всех форм собст-ти, свободу эк-й деят-ти и поддержку конкур-и. Земля и иные прир-е рес-сыисп-ся и охра-ся как основа жизни и деят-ти народов, прожив.на соотв.тер. гос-я вл. Разделена на зак-ю, исп.и суд. К признает и гарант-т МСУ. К провозгл-т идеолог-й и полит.плюрализм. Гос.яв-ся светским. Страшун Б.А. выд-т след.осн.принципы конст.строя: 1.Пр-пы, призван-е боеспеч.верховенство права в стране (К РФ им-т не только высш.юрид.силу, но и прямое действие и подлежит прим-ю на всей тер.РФ, а люб.пр.акты не д.ей противоречить. 2.Конст-й пр-п, согласно кот.принц.и нормы междунар.права и междунар.дог-рф Рф яв-ся сотав-й частью ее прав-й системы, а междунар.дог-ры им-т приор-т перед законами. Бахрах М.В. выд-т след.нормы-принципы: 1.гуманистич-е основы конст.строя 2.осн-е хар-ки Рос-го гос. 3. эк-е и полит.основы конст.строя 4.основы организ-и гос.власти. Изложен-е в гл.1 К принципы, образ-е основы конст.строя РФ, конкрет-ся в послед.главах. Конст.право заруб.стран обычно не польз.терм.»основы конст.строя». Такой спец.главы нет в К США,ФРГ,Японии.

Но нормы-принципы, относ-ся к понятию основ конст.строя, присут-т в разных главах кост-и, в спец.законах или призн-ся суд.прак-ой во всех цивилиз-х странах. По мнению Бахраха К РФ включ.отд.главу об основах конст.строя с целью укрепления прав-х гарантий против подавления свободы народа.

ГК РФ, ТК РФ, ЛК РФ, ЗК РФ, ВК РФ, БК РФ от 31.07.1998 (2008), Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об основах соц обслуживания нас-я в РФ», ФЗ от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О соц обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", ФЗ от 31.05.2002 (2008)«О гражданстве РФ», ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред от 2005)«О судебной системе РФ», ФКЗ от 21.07.1994 (ред 2007) №1-ФКЗ «О Конст-м Суде РФ», ФКЗ от 25.12.2000 (ред 2001) №1-ФКЗ «О гос флаге», №3-ФКЗ «О гос гимне», о гос гербе, ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих пр-ц орг-и МС в РФ», ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах орг-и законод-х (предст-х) и ИОГВ суб РФ», ФКЗ «2-ФКЗ «О Прав-ве РФ», Указ През-та РФ «О сист и стр-ре ФОИВ» (изм.от 12.05.2008), Послание През РФ от 05.11.2008 «Послание През РФ ФС», Концепция долгосрочного с-э развития на период до 2020 г.от 17.11.2008, К РБ, Законом РБ 07.07.1997 № 105-з (ред. от 07.11.2005) "О соц обслуживании нас-я в РБ", Постановление Правительства РБ от 23.07.2007 № 202 «О программе повышения уровня жизни населения РБ на 2007-2010 годы»и др.

4. Понятие и формы народовластия:

В ст.3 К РФ гов-ся «Носителем суверенитетеа и единств источником власти в РФ яв-ся ее многонац-й народ». Понятие сувер-та означ-т верховную власть, независимость. Оно было создано еще в 16 в. Ж. Боденом. Суверен-т народа неразрывно связан с правами и свободами чел-ка и гр-на. Осущ-е власти народом происх-т в 2 формах: 1 непосредственно; 2 через ОГВ и ОМС. Высшим непосред-м выраж-м власти народа яв-ся референдум и свободные выборы. Данное право принадл-т только гражд-м РФ (ст 32 К РФ). В соотв-и со ст 130 К РФ возможны и др. формы волеизъявл-я гр-н, но в К они не раскр-ся (по мнению Бахраха М.В. это м.б. собрания избирателей, собрания гр-н села, р-на, петиции, индив-е и кол-е сообщения в гос. орг. и ОМС). Референдум - это осущ-ое путем тайного голосования утвержд-я (или неутвержд-я) гражд-ми проекта к-либо док-та или решения, согласие (или несогл-е) с теми лили иными действ-ми парламента, главы гос-ва или правит-ва. Сущ-т реф-м на ур-не гос-ва, суб-в РФ, мест ур-не. Правовая основа рефма: К РФ, ФКЗ от 28.06.2004 №5-ФКЗ (2008)«О референдуме РФ», ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избират-х прав и права на участие в референдуме гр-н РФ», ФЗ № 131-ФЗ, К РБ. Выборы - это участие гр-н в формировании ОГВ и МС путем тайного голосования. Они им-т смысл только тогода, кода яв-ся свободными, предс-т гр-м возмож-ть выбрать одного из неск-х канд-в, а их рез-тя не фальсифиц-ся. В К РФ отсут-т самост-я глава об избир-м праве (только нормы о выборах Презд). Пор-к выборов в ГД РФ опред-н ФЗ, в ОГВ суб. РФ -конст, уставами, закон-и, МС - выбор-ми ОМС в соотв-и с ФЗ и закон суб РФ. ФЗ от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении констит-х прав гр-н РФ избирать и быть избранными в ОМС», Кодекс РБ о выборах от 06.12.2006 № 380-з (ред. от 16.11.2007). Форма опосредов-го осущ-я власти народа - ОГВ и ОМС. Они прямо или косвенно формир-ся с участием гр-н. К РФ устан-т право гр-н уч-ть в управлении делами гос-ва как непосред-но, так и через своих представ-й; право гр-н избирать и быть избранными в ОГВ и ОМС, право обжаловатьдействия орг вл в суде, равный доступ к гос службе и ряд др норм служат гарантиями суверенитета народа в рассматр-й обл. Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей гос власти. По мнению Бахраха сущ-т проблемы осущ-я контроля за деят-ю исп-х орг-в и обеспеч-я независ-ти судов. Многочисл-й народ не может непоср-но управлять гос-м - это треб-т професс-ма. Контроль за деят-ю орг-в и учрежд-й не м.б. всенародным, но д.б. демократ-м, носить гласный хар-р с допущением законом обусловл-й законом секрет-ти. Важную роль призваны играть СМИ. Строгое соблюдение дем-х принципов в формир-и и деят-ти гос аппарата - важная сторона народовластия.

Послание През РФ от 05.11.2008 «Послание През РФ ФС», Концепция долгосрочного с-э развития на период до 2020 г.от 17.11.2008

5. Понятие и принц конст-прав статуса личности

В соот-и со ст 64 К РФ основы прав-го статуса личности сост-т гл 3 К РФ «Права и свободы чел-ка и гр-на» и м.б.изменены только в ор-ке, уст-й К РФ. Послание През РФ от 05.11.2008 «Послание През РФ ФС», Концепция долгосрочного с-э развития на период до 2020 г.от 17.11.2008. Правовой статус личности -- это совокуп-ть прав, свобод и обязанностей физ-х лиц, юрид-х гарантий их реализации, закрепляемых нормами права, а также законных интересов личности как субъекта права. «Статус» -- место, кот субъект занимает в правовом отношении. «Статус» как правовое понятие определяет состояние субъекта по отношению к другим субъектам. Констит-й статус -- это сов-ть прав, свобод и обязанностей гражданина, закреп-ых в К. Стр-ра прав-го статуса включает в себя различные наборы элементов: 1. Правовые установления, связанные с определением принадлежности к гражд-ву и регулир-ем отношений по поводу гражданства. Гражданство -- один из основных эл-в прав-го статуса личности. Обладание гражд-ом яв-ся всеобщим универсал-м условием полной правосубъектности. 2. Юрид-ки закреп-е общие принципы статуса личности, кот прояв-ся во всех сферах реализации ее правоспособности. Конст-е принципы прав-го статуса личности -- закрепленные в Кон-и основополаг-е требования, в соот-и с кот должна формир-ся система осн-х прав и свобод чел и гр-на. Принципы статуса личности харак-ют общие начала и закономерности, присущие конст-но-правовому институту прав и свобод чел. К этим принципам относятся: непосредственность действия конст-ых прав и свобод; неотчуждаемость прав и свобод; равенство чел и гр-на; обязанность гос-ва признавать, соблюдать и защищать права и свободы; приоритет общеприз-ых принц-в и норм междунар-го права и междун-х договоров РФ. 3. Осн-е права, свободы и обязанности, т.е. те, кот неотделимы от чел, гр-на. Они прин-т всякому лицу. Бахрах М.В. делит права и свбоды на 3гр: 1 личные (право на жизнь, свободу, личн неприкосн, неприкосн частной жизни, жилища, свободу совести, мысли и слова, юрид защиту и др.) 2 полит-е (право на объединение, проведение собр-и, митингов и демонстр-й, избирать и быть избр-м и др) 3 эконом, соц, культур-е (свобода предприн-ва, творчества, право част собств, на труд, отдых, соц обеспечение, жилище, образование, уч-ие в культ жизни и др). Гос вправе огранич-ть действия людей, чтобы осущ-е прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод др. Обязанности, по мнению Бахраха М.В. - это составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и своб чел и гр-на (также сод-ся в гл.2 К РФ). Ч. 2 ст. 6 К РФ устан-т принцип равенства обяз-й, т.е. ни один гр-н не должен освоб-ся или уклон-ся отобяз-й. В К РФ выд-ся след-е обяз-ти: 1 соблюдение Кост и законов (ст. 15); 2 уважение прав и свобод других лиц (ст. 17); 3. забота о детях и нетрудосп-х родителях (ст. 38) - гражд-е и семейное законод-во регламентир-т правоотн-я , вытек-е из рассматр-х обяз-й; 4 получение осн-го общего образования (ст 43); 5 забота о памятниках истории и культуры (ст 44) - Закон РФ «Об охране и исп-и пам-в ист-и и кул-ры», Указом През РФ от 20.02.1995 утвер-н перечень объектов ист-го и культ-го наследия фед-го значения; 6. Уплата налогов и сборов (ст 57) - НК РФ; 7. Сохранение природы и окруж-й среды (ст 58) - ФЗ 10.01.2002 №7-ФЗ (ред 24.06.2008) «Об охране окруж среды», ЗК РФ 25.10.2001 №136-ФЗ (ред 13.05.2008), Лесной код РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ (ред 13.05.2008), ФЗ от 24.04.1995 №52-ФЗ (ред 2007)«О животном мире»; 8. Защита Отечества (ст 59) - ФЗ 28.03.1998 №53-ФЗ (2008) «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ 27.05.1998 №76-ФЗ (2008) «О статусе военнослуж-х», ФЗ от 25.07.2002 №113-ФЗ (2006) «Об альтерн-й гражд службе» и др.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.