реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право России

реферат
p align="left">Иная (облегченная) процедура относится к гл. 3--8. Поправки к ним принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако в силу они вступают только после одобрения законодательными органами субъектов федерации.

Предложение о поправке должно содержать либо текст новой статьи (части, пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Предложение вносится в Государственную Думу.

Проект закона о поправке к Конституции рассматривается Думой в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как законодательные (представительные) органы не менее чем двух третей субъектов Федерации одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

С начала 1998 г. стало возможным вносить поправки в положения гл. 3--8 в связи с принятием соответствующего федерального закона. В то же время процедура пересмотра гл. 1, 2, 9 остается неурегулированной из-за отсутствия важнейшего федерального конституционного закона о Конституционном Собрании.

5 Юридические свойства Конституции России

1. Каково Ваше мнение на этот счет? Проанализируйте существующие точки зрения по этому поводу, выявите их достоинства и недостатки. Свой вывод аргументируйте.

Это нормативность, наивысшая юридическая сила, специальный порядок принятия и изменения конституционных норм.

2. С юридическим верховенством Конституции связана одна из самых сложных проблем в конституционном праве. Разберитесь в сущности этой проблемы и дайте ответ на следующие вопросы:

* Как Вы считаете, могут ли федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты развивать положения Конституции?

* Могут ли эти правовые акты предусматривать что-то новое, содержать в себе правовые новеллы, если основополагающие общественные отношения уже урегулированы Конституцией?

* Как Вы считаете, можно ли другим конституционно-правовым актом урегулировать те общественные отношения, которые не вытекают из самой Конституции?

Я считаю, что федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты развивать положения Конституции не могут.

Также эти правовые акты не могут предусматривать что-то новое, содержать в себе правовые новеллы, если основополагающие общественные отношения уже урегулированы Конституцией.

Те общественные отношения, которые не вытекают из самой Конституции, можно урегулировать другим конституционно-правовым актом.

Все российские конституции (начиная с 1918 г.) были по форме едиными консолидированными актами -- документами. В ряде зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия) существуют несистематизированные основные законы, представленные в виде множества (совокупности) важнейших парламентских актов, судебных решений, отдельных общепризнанных правовых обычаев.

3. Статья 35 ч. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Какое юридическое свойство Конституции, на Ваш взгляд, обеспечивается и интерпретируется данной нормой?

Юридические свойства Конституции понимаются в литературе неоднозначно, чаще всего как качества, детерминирующие особую правовую природу и делающие ее Основным законом. Это нормативность, наивысшая юридическая сила, специальный порядок"принятия и изменения конституционных норм.

4. Как Вы думаете, почему к юридическим свойствам Конституции относится особый порядок ее принятия и изменения? В чем он, на Ваш взгляд, выражается?

Содержание и демократический способ принятия конституционного документа обусловливают то существенное обстоятельство, что это единственный национальный правовой акт, который сам определяет свою юридическую силу. Никакой закон не может быть поставлен в один ряд с Конституцией, а тем более не может изменять или отменять ее положения. Высшая юридическая сила действующей Конституции РФ отражена в таких ее нормах, как ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 15, ст. 120 и п. 1 «Заключительных и переходных положений».

6 Конституционные правовые характеристики (признаки) государства в Российской Федерации

1. Проанализируйте приведенные понятия. Являются ли такие определения государства) «социальное государство», «правовое государство» объективными? Если пет, то почему.

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым выдвигает личность на передний план.

Современные демократические правовые государства провозглашают приоритет человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством, Цель деятельности которого состоит в обеспечении интересов человека. Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать и защищать эти права и свободы.

Государство обязано создавать систему защиты прав и свобод, в которую были бы включены судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства -- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Такое государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Важнейшим условием для реализации прав и свобод гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали нормального материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства получали бы лишь те категории населения, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

2. Общепризнано, что Конституция должна отражать в своем содержании все то реальное, что достигнуто государством и обществом к моменту ее принятия в различных областях жизни. Нашло ли отражение в Конституции Российской Федерации все то, что является результатами развития российского государства и общества к моменту ее принятия? Свою позицию аргументируйте.

Наше общество предполагает повышение роли Конституции в утверждении общечеловеческих ценностей. Конституция должна не только устанавливать пределы действия государства, но и создавать юридические основы незыблемости гражданского общества. Становление гражданского общества и построение правового государства объективно предопределяют роль и место Конституции в утверждении общечеловеческих ценностей.

Конституционный строй, как система конституционных норм и принципов, призван гарантировать развитие демократических начал, самоуправление во всех сферах жизнедеятельности общества и должен способствовать его развитию.

7 Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации

1. На каком из названных подходов основывается правовой статус личности в Российской Федерации? Сравните его с тем правовым статусом личности, который закреплен в международных пактах о правах человека.

Положение личности в обществе определяется различными видами социальных норм (моральные, политические, религиозные, правовые и др.), которые опосредуют многообразные связи личности с обществом в целом. Все это представляет собой общественный статус личности. Частью этого статуса является правовой статус, который характеризует отношения личности не с обществом в целом, а только с государством.

Под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права, свободы и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовой статус.

Общий правовой статус (конституционный) -- это положение лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией страны как базовый и является единым и одинаковым для всех. Конституционное право устанавливает правовой статус личности комплексно во всех основных сферах жизни общества и государства.

Специальный правовой статус -- это правовое положение лица, принадлежащего к определенной категории граждан (военнослужащие, судьи, депутаты, государственные служащие), который позволяет осуществлять возложенные на них особые функции. По сравнению с общим правовым статусом специальный правовой статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица.

Индивидуальный статус -- это состояние конкретного лица, отражающее совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т.д.).

Конституционное право регулирует наиболее важные отношения между индивидом и государством. Нормы других отраслей прав регламентируют эти отношения более детально. Необходимо подчеркнуть, то при этом конституционный статус является исходным, базовым. л все иные статусы производны от него и дополняют его.

Конституционный статус личности как интегративная категория представляет собой сложный и многогранный конституционно-правовой институт, включающий в себя различные составляющие. Ядром конституционного статуса личности являются признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности. Отправное начало формирования правового статуса человека -- принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его право- и дееспособность. Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. Осуществление прав и свобод человека невозможно без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их конституционных ограничениях.

2. Дайте свою оценку и характеристику правам и свободам, закрепленным в Конституции России, Есть ли в них пробелы?

Представляется необходимым выделить следующее содержание системы конституционных принципов правового статуса личности.

К общим принципам правового статуса личности в настоящее время относятся:

всеобщность и неотчуждаемость (ст. 17 Конституции РФ);

непосредственное действие (ст. 18);

гарантированность, защищенность государством (ст. 2);

равенство (ст. 19).

Всеобщность прав можно рассмотреть как присущее человеку владении ими с момента его рождения, независимо от того, записаны они в Конституции или нет. Неотчуждаемость означает, что, будучи определенными самой природой человека, эти права не зависят от формы политического устройства, и государство не вправе их отнять.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18 Конституции РФ), т.е. независимо от наличия или отсутствия законодательных актов, конкретизирующих эти права, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их соблюдать. Как сказано ст. 18, основные права и свободы человека «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Признание прав и свобод человека высшей ценностью, а их защиты обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ) непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Смысл деятельности последнего состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение такой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты. К сожалению не всегда эти конституционные нормы реализуются. Действующая Конституция РФ закрепила обязанность государства создать юридические и организационные условия для реализации прав, свобод и законных интересов граждан России.

Принципу равенства, провозглашенному Конституцией, противоречит любая дискриминация граждан, но сами граждане находятся в неодинаковом положении, и закон должен учитывать это. Конституционные нормы гарантируют, т.е. обеспечивают всеми доступными государственному регулированию способами, невозможность любого ущемления прав и свобод человека и гражданина при приеме на работу, лечении в медицинских учреждениях, осуществлении избирательных, жилищных, земельных, иных прав и свобод, а также предоставление незаконных льгот по признакам принадлежности к той или иной категории, нации, социальной группе и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.