реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право Китайской Народной Республики

реферат
p align="left">Конституция в ст. 92 установила ответственность и подот-четность Государственного совета в отношении ВСНП и ПК ВСНП.

Особенности правового и фактического статуса этого орга-на определяются тем, что он часто выступает «в паре» с ЦК КПК, точнее, решения ЦК КПК нередко оформляются как со-вместные решения ЦК КПК и Государственного совета. Надо сказать, что и собственные акты этого органа нередко носят характер политической директивы, предписаний ориентирующе-го характера, «установок», какими являются, например: «Неко-торые политические установки Государственного совета об ин-дивидуальных хозяйствах в городах и поселках, не связанных с сельским хозяйством», «Некоторые положения об индивидуаль-ной промышленности и торговле в деревне», «Постановление о внедрении курса на урегулирование народного хозяйства на предприятиях коммун и производственных бригад» и прочее.

На министров и председателей комитетов Конституция возложила ответственность за руководство работой соответ-ствующих ведомств, которые на основе законов и актов Госу-дарственного совета издают в пределах своей компетенции распоряжения, инструкции и положения. Государственный со-вет учреждает ревизионный орган для контроля и надзора за доходами и расходами ведомств Государственного совета и местных правительств, государственных валютно-финансовых органов, предприятий и учреждений. Под руководством Пре-мьера ревизионный орган в соответствии с законом действует самостоятельно, без вмешательства других административных органов, общественных организаций и отдельных лиц Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 451.

4. Конституционные основы организации суда и прокуратура

Согласно ст. 123 Конституции народные суды КНР суть государственные судебные органы. Правовой статус судебных органов урегулирован в шести статьях Конституции, из кото-рых две посвящены Верховному народному суду, Законом КНР об организации народных судов различных ступеней 1979 г. с изменениями 1983 г. и Законом КНР о судьях 1995 г. Задачей народных судов является «рассмотрение уголовных и граж-данских дел, наказание в судебном порядке преступных эле-ментов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата, охраны социалистической законности и общественного порядка, охраны социалистичес-кой общенародной собственности, коллективной собственности трудящихся и законной частной собственности граждан, охра-ны личных свобод, демократических и иных прав граждан, обеспечения успешного проведения социалистической револю-ции и социалистического строительства в стране».

Кандидат в судьи должен отвечать следующим требованиям: иметь гражданство КНР; достичь 23-летнего возраста; «поддерживать Конституцию КНР»; иметь «хорошие политические и профессиональные каче-ства, а также примерное поведение»; обладать физическим здоровьем; иметь диплом об окончании вуза по юридической спе-циальности или иной специальности, но при наличии специ-альных юридических знаний и стажа не менее двух лет, или иметь ученую степень бакалавра права и стаж работы не менее одного года, или же степень магистра права, доктора юриди-ческих наук, на которые не распространяется ценз трудово-го стажа.

Судьями не могут быть лица, которые в прошлом понес-ли уголовное наказание за совершение преступления, и лица, уволенные в прошлом с государственной службы.

Председатели народных судов различных ступеней изби-раются соответствующими собраниями народных представи-телей, а заместители председателей народных судов, началь-ники палат, заместители начальников палат и судьи, а также члены судебных комитетов назначаются и смещаются посто-янными комитетами собраний народных представителей по предложению председателей судов. Местные народные суды, средней ступени, учреждаемые по районам в провинциях и городах центрального подчинения, формируются собраниями народных представителей провинций и городов центрального подчинения и их постоянными комитетами.

Срок полномочий председателей народных судов различ-ных ступеней соответствует сроку полномочий собраний народ-ных представителей соответствующих ступеней.

Собрания народных представителей имеют право отзыва избранных ими председателей народных судов. Если в период между сессиями собрания народных представителей постоян-ный комитет собрания народных представителей сочтет необ-ходимым отозвать председателя народного суда, он сообщает о своем решении в вышестоящий народный суд, а решение об отзыве подлежит утверждению постоянным комитетом собра-ния народных представителей вышестоящей ступени.

В народных судах различных ступеней в случае необхо-димости могут учреждаться должности помощников судей, которые назначаются на должности и освобождаются от долж-ностей народными судами данной ступени. Помощники судей помогают судьям в работе. По предложению председателя суда данной ступени, принятому судебным комитетом, они могут временно исполнять обязанности судей.

Любой гражданин, достигший 23 лет, имеющий право из-бирать и избираться, может быть избран народным заседате-лем, за исключением лиц, лишенных политических прав. На-родные заседатели во время исполнения ими своих обязанно-стей в народном суде входят в состав судебной коллегии и пользуются равными правами с судьями. За народными засе-дателями на время выполнения ими своих обязанностей сохра-няется заработная плата по месту их работы; не получающим заработную плату народный суд выдает соответствующее воз-награждение.

Судебная система КНР включает: Верхов-ный народный суд, местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые народные суды), военные суды и другие специальные народные суды.

Верховный народный суд состоит из председателя, заме-стителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе Верховного народного суда уч-реждаются: палата по уголовным делам, палата по граждан-ским делам, палата по хозяйственным делам, а при необхо-димости создаются другие палаты.

Верховный народный суд рассматривает следующие кате-гории дел: отнесенные законами и постановлениями к юрисдик-ции Верховного народного суда по первой инстанции и дела, которые Верховный народный суд сочтет нужным рассмот-реть по первой инстанции; по жалобам и протестам на решения и определения ме-стных народных судов высшей ступени и специальных судов; по протестам Верховной народной прокуратуры, при-несенным в порядке надзора.

Верховный народный суд дает разъяснения по вопросам конкретного применения законов и указов в судопроизводстве.

Как высший судебный орган Верховный народный суд осу-ществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Он ответствен перед ВСНП и ПК ВСНП.

Местные народные суды высшей ступени -- это суды провинций, автономных областей и городов центрального подчи-нения. Они образуются в составе председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе народного суда высшей ступени учреж-даются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам, а в случае необхо-димости могут быть созданы другие палаты.

Народные суды высшей ступени рассматривают следую-щие категории дел: отнесенные законами и постановлениями к их юрисдик-ции по первой инстанции; переданные нижестоящими народными судами для рас-смотрения по первой инстанции; по жалобам и протестам на решения и определения нижестоящих народных судов; по протестам народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.

Народные суды средней ступени создаются по районам в провинциях, в городах центрального подчинения, в городах, подчиненных провинциям и автономным областям. К данной категории относятся также народные суды автономных окру-гов. В состав такого суда входят председатель, его заместите-ли, начальники палат, их заместители и несколько судей.

В народном суде средней ступени создаются палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, а в городах центрального подчинения и в городах, подчиненных провинциям и автономным областям, также палата по хозяйственным делам. В случае необходимости могут быть созданы и другие палаты.

В случае, если народный суд средней ступени сочтет ка-кие-либо принятые им к рассмотрению гражданские и уголов-ные дела ввиду их важности подлежащими рассмотрению суда высшей ступени, он может просить об этом Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 452

.

Низовые народные суды -- это уездные и городские на-родные суды, народные суды автономных уездов, народные суды городских районов. Низовой народный суд состоит из пред-седателя, его заместителей и нескольких судей. В низовых народных судах могут быть созданы палата по уголовным де-лам, палата по гражданским делам и палата по хозяйствен-ным делам. Низовой народный суд в зависимости от величины и характера подведомственной территории, ее населения и положения дел может создать несколько народных трибуна-лов. Народные трибуналы являются составными частями на-родных судов, их решения и определения являются решения-ми и определениями низовых народных судов. Низовые народ-ные суды, если в законах или постановлениях отсутствуют иные указания, разбирают гражданские и уголовные дела как суды первой инстанции. Если низовой народный суд считает, что принятые им к рассмотрению те или иные гражданские и уголовные дела являются важными и должны быть рассмотре-ны вышестоящим судом, он может передать дела на рассмот-рение в этот суд.

Кроме рассмотрения дел в судебном заседании, низовые народные суды выполняют следующие задачи: разрешают не требующие разбирательства в судебном заседании гражданские споры и малозначительные уголовные дела; направляют работу народных примирительных комиссий.

Вышестоящие народные суды осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих народных судов.

Местные народные суды ответственны перед местны-ми органами государственной власти.

В народных судах всех ступеней создаются судебные ко-митеты. Их задачей является обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или сложных дел и других воп-росов, относящихся к работе судов. Члены судебных комите-тов местных народных судов назначаются и смещаются соот-ветствующими постоянными комитетами собраний народных представителей по представлению председателя суда. Члены судебного комитета Верховного народного суда назначаются и смещаются ПК ВСНП по представлению председателя Верхов-ного народного суда. В судебном комитете председательству-ет председатель суда. Главный прокурор народной прокурату-ры равной ступени имеет право присутствовать на заседани-ях комитета с правом совещательного голоса.

Организацию и задачи специальных народных судов осо-бо устанавливает ПК ВСНП. Конституция в п. 11 ст. 67 устано-вила, что председателей военных судов ПК ВСНП назначает и смещает по предложению председателя Верховного народ-ного суда.

Конституция установила четыре принципа судопроизвод-ства -- независимость судов («Народные суды осуществляют разбирательство дел независимо, в соответствии с установле-ниями закона, без вмешательства административных органов, общественных организаций и отдельных лиц»), открытое раз-бирательство дел, кроме предусмотренных законом особых случаев (по закону это дела, содержащие государственную тай-ну, связанные с интимными сторонами жизни и о преступлени-ях несовершеннолетних), право обвиняемого на защиту, исполь-зование в процессе родного языка и письменности граждан. За-коном предусмотрены также принципы равноправия граждан при разбирательстве дел, коллегиальности суда (но предус-мотрена возможность рассмотрения одним судьей несложных гражданских и малозначительных уголовных дел).

Решения и определения, вынесенные местными народны-ми судами различных ступеней, могут быть обжалованы в вышестоящий народный суд. Решения судов второй инстанции, а также решения и определения Верховного народного суда, вынесенные по первой инстанции, являются окончательными.

Приговоры, осуждающие к смертной казни, как правило, передаются на утверждение Верховного народного суда, ко-торый, однако, может передавать право утверждения смерт-ных приговоров по делам об убийствах, изнасилованиях, грабе-жах, взрывах, а также связанных с иными преступлениями, серьезно подрывающими общественную безопасность и обще-ственный порядок, народным судам высшей ступени провин-ций, автономных областей и городов центрального подчине-ния.

Надзор за законностью в КНР возложен на органы народной прокуратуры (ст. 129 Конституции). Народные прокуратуры различных ступе-ней осуществляют: надзор за ведением дел о тяжких преступлениях, свя-занных с государственной изменой, расколом страны, а также с серьезным подрывом единообразного проведения политичес-ких установок, законов, указов, административных актов го-сударства; ведение следствия по делам, отнесенным непосред-ственно к компетенции прокуратуры; проверку дел, по которым проводилось следствие орга-нами общественной безопасности; принятие решений о необходимости производства арестов, возбуждения и отказа в воз-буждении дел, надзор за соответствием закону следственной деятельности органов общественной безопасности; предъявление и поддержание публичного обвинения по уголовным делам; надзор за соответствием закону судеб-ной деятельности народных судов; надзор за соответствием закону исполнения решений и определений народных судов по уголовным делам, а также контроль за тюрьмами, местами предварительного заключе-ния и исправительно-трудовыми учреждениями. Народные прокуратуры согласно закону при осуществле-нии своих функций независимы и не допускают вмешательства административных органов, организаций и отдельных лиц. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 454

Законодательство ориентирует органы прокуратуры на связь с массами в процессе своей деятельности, изучение реаль-ных фактов. Закон КНР об организации народных прокура-тур различных ступеней 1979 г. в редакции 1983 г. рекоменду-ет прокурорам «не слишком доверяться устным показаниям», категорически запрещает получение письменных признаний по принуждению и требует «правильно различать и разре-шать противоречия между нами и нашими врагами и проти-воречия внутри народа».

В законе указывается, что, «осуществляя право прокурор-ского надзора, народные прокуратуры ведут борьбу с изменой Родине, расколом государства и другой подобной контррево-люционной деятельностью, нанося удары по контрреволюци-онным и другим преступным элементам, защищают единство страны, систему диктатуры пролетариата, социалистическую законность, поддерживают порядок в общественной, произ-водственной, трудовой, учебной жизни и в научно-исследова-тельской работе, а также порядок жизни народных масс, ох-раняют социалистическую общенародную собственность, кол-лективную собственность трудовых коллективов и законную частную собственность граждан, охраняют личные свободы, демократические и другие права граждан, обеспечивают ус-пешное осуществление социалистической модернизации».

К органам прокуратуры относятся Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры, военные прокуратуры и другие специализированные народные прокуратуры (часть первая ст. 130 Конституции). Согласно Конституции (ст. 132) Верховная народная про-куратура -- высший орган прокурорского надзора. Она руко-водит работой местных и специальных народных прокуратур. Соответственно вышестоящие народные прокуратуры руково-дят работой нижестоящих.

Местные народные прокуратуры подразделяются на: 1) на-родные прокуратуры провинций, автономных областей и го-родов центрального подчинения; 2) отделения народных про-куратур провинций, автономных областей и городов централь-ного подчинения, народные прокуратуры автономных округов и городов провинциального подчинения; 3) народные прокура-туры уездов, автономных уездов, городов и городских райо-нов. Народные прокуратуры провинциального и уездного звень-ев в случае необходимости и с санкции постоянного комитета собрания народных представителей могут создавать в горно-промышленных районах, на целинных землях и в лесных рай-онах свои отделения в качестве делегированных органов.

В состав народных прокуратур различных ступеней вхо-дят: главный прокурор, заместители главного прокурора и про-куроры. Главные прокуроры единолично руководят работой народных прокуратур. Верховной народной прокуратурой ру-ководит Генеральный прокурор Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 394..

В Верховной народной прокуратуре по мере необходимо-сти учреждается некоторое число палат и других функцио-нальных органов. В местных народных прокуратурах различ-ных ступеней могут создаваться соответствующие канцелярии, отделы и другие функциональные органы.

В народных прокуратурах различных ступеней учрежда-ются должности помощников прокуроров и секретарей. С сан-кции главного прокурора помощник прокурора может испол-нять обязанности прокурора. Народные прокуратуры различных ступеней создают про-курорские коллегии. Прокурорские коллегии под руководством главного прокурора обсуждают и решают сложные дела и дру-гие важные вопросы. Если главный прокурор при решении важных вопросов не согласен с решением, вынесенным боль-шинством голосов, он может обратиться для решения данного вопроса в постоянный комитет собрания народных представи-телей той же ступени.

Генерального прокурора Верховной народ-ной прокуратуры избирает на должность по предложению пре-зидиума сессии и освобождает от должности в порядке, анало-гичном изложенному выше, ВСНП. Заместителя Генерального прокурора, членов коллегии и прокуроров Верховной народной прокуратуры назначает и смещает ПК ВСНП по представлению Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры.

Главные прокуроры народных прокуратур провинций, ав-тономных областей и городов центрального подчинения и глав-ные прокуроры отделений прокуратур назначаются на долж-ность и освобождаются от должности соответствующими со-браниями народных представителей с ведома Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры, который запра-шивает санкцию ПК ВСНП. Заместители главных прокуроров, члены коллегий и прокуроры назначаются на должность и ос-вобождаются от должности постоянными комитетами этих соб-раний народных представителей по представлению главных прокуроров.

Главные прокуроры народных прокуратур автономных округов, городов провинциального подчинения, уездов, авто-номных уездов, городов и городских районов назначаются на должность и освобождаются от должности собраниями народ-ных представителей равной ступени с ведома главных проку-роров народных прокуратур вышестоящих ступеней, которые запрашивают санкции постоянных комитетов собраний народ-ных представителей соответствующей ступени. Заместители главных прокуроров, члены коллегий и прокуроры назначают-ся на должность и освобождаются от должности постоянными комитетами собраний народных представителей равной ступени по представлению соответствующих главных прокуроров. Главные прокуроры, заместители главных прокуроров, чле-ны коллегий и прокуроры народных прокуратур, образуемых провинциальными и уездными народными прокуратурами в горнопромышленных районах, на целинных землях и в лесных районах, назначаются на должность и освобождаются с долж-ности постоянными комитетами собраний народных предста-вителей равной ступени по представлению главных прокуро-ров прокуратур, образующих указанные прокуратуры. Срок полномочий главных прокуроров народных прокура-тур различных ступеней соответствует сроку полномочий собраний народных представителей равной ступени.

ВСНП, а также собрания народных представителей про-винций, автономных областей и городов центрального подчи-нения по предложению главных прокуроров прокуратур соот-ветствующих ступеней могут смещать и заменять главных прокуроров, заместителей главных прокуроров и членов про-курорских коллегий нижестоящих органов прокуратуры.

Верховная народная прокуратура ответственна перед ВСНП и ПК ВСНП и им подотчетна. Местные народные про-куратуры ответственны перед собраниями народных представителей и постоянными комитетами собраний народных пред-ставителей соответствующей ступени и им подотчетны.

Заключение

Во введении действующей Конституции КНР, дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы является упоминание в ней о роли отдельных выдающихся личностей в истории Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина).

Конституционное регулирование внешней политики построено на тезисе: «Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира». Подчеркиваются независимость и самостоятельность внешней политики и пять ее принципов (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Во введении указывается, что Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами раз¬личных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, выглядит положение о том, что Китай «решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма».

Во введении содержатся также положения о самой Конституции. При характеристике этого документа почти дословно используется марксистская трактовка социальной сущности конституции: «Настоящая Конституция в форме закона зафиксировала результаты борьбы народов Китая, определила основной строй и основные задачи государства». Конституция определяется как основной закон страны, наделенный высшей юридической силой. Указывается, что «все народы страны, все государственные органы и Вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения руководствуются положениями Конституции как основным критерием своей деятельности, ответственны за соблюдение Конституции и претворение ее в жизнь». Однако следует отметить, что реальное значение Конституции определяется не данной нормой, а особенностями социалистического государственного права КНР и в немалой мере социально-психологическими факторами.

Первая глава («Общие положения») содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, принципов национальной политики, экономической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулированы основы статуса иностранцев.

Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. В этой главе имеются традиционные нормы (право на труд, на отдых, на образование и т. п.) и специфические, характерные именно для Китая и вытекающие из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле).

Третья глава («Государственная структура») наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») посвящена соответствующим символам государства и столице. Выделение особой главы о государственных символах и столице характерно для большинства именно социалистических конституций.

Согласно части первой ст. 64 изменения в Конституцию вносятся по предложению ПК ВСНП или 1/5 голосов депутатов ВСНП и принимаются большинством не менее 2/3 голосов всех депутатов ВСНП.

Следует, конечно, иметь в виду, что регулятивная роль Конституции, да и вообще закона в Китае относительно невелика. Для чиновника и гражданина большее значение имеют текущие административные указания, чем нормы писаного права. Судебная защита этих норм весьма ограниченна. Они представляют собой своего рода общий ориентир, отклонение от которого в текущей деятельности считается допустимым. Можно лишь надеяться, что укрепление в экономике рыночных принципов и общее повышение уровня образованности населения приведут со временем к демократизации политической системы и созданию подлинного правопорядка.

Список литературы

1. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: Издательство Эксмо, 2004

2. Гудошников Л.М. Конституция Китайской Народной Республики в процессе исторических перемен и реформ // Проблемы дальнего востока.- М., 2002. № 3.

3. Делюсин Л. Политическая реформа и проблема демократии в Китае.- М., 1993.

4. Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность.-М.: Спарк, 1998.

5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.

6. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - М.: БЕК, 1999.

7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.