|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Конституционное право Франции
|
|
|
этим принципом связано и само определение свободы. В соответствии со ст. 4 Декларации под свободой понимается право делать все, что не наносит ущерб третьим лицам. Осуществление естественных прав каждым человеком ограничивается наличием аналогичных прав, принадлежащих другим лицам. При этом каж-дый из членов общества должен пользоваться одинаковыми пра-вами, а их ограничения могут быть установлены только законом.Итак, Декларация 1789 г., опираясь на доктрину естествен-ных прав и свобод человека, закрепляет необходимость публичной власти как гаранта этих прав, принадлежность власти народу, признание за законом выражения высшей народной воли и обес-печение при помощи равного для всех закона свободы и возмож-ных пределов ее ограничения. На этой основе формулируются процессуальные и другие Субъективные права, закрепляемые в Декларации 1789 г. Авторы Декларации не только провозглашают те или иные принципы или свободы, они одновременно указыва-ют на необходимость их реального осуществления и на те гаран-тии, которые призваны обеспечить защиту человека, общества от произвола власти. В этом отношении особенно показательна ст. 16, которая устанавливает, что любое общество, не обеспечивающее гарантию прав и не осуществляющее разделение властей, прак-тически не обладает Конституцией, т. е. не имеет конституцион-ного законного строя.В основе Декларации 1789 г. лежала концепция либерализма, В соответствии с которой При осуществлений своих прав, при ре-шении своей собственной судьбы индивид должен был рассчиты-вать только на свои собственные силы. Задача же государства заключалась в том, чтобы создать благоприятные внешние усло-вия и обеспечить равенство возможностей различных членов об-щества. Все это нашло свое выражение в известной формуле ли-берализма, признававшей за государством роль ночного сторожа.Практика общественного развития весьма быстро показала, что одновременное соблюдение принципа свободы и равенства может оказаться источником серьезного социального конфликта. Свобода в ее абсолютном выражении неизбежно порождает неравенство, прежде всего экономическое, и угрозу нарастания соци-ального конфликта, и, следовательно, потенциальную угрозу са-мой свободе. В свою очередь имущественное неравенство создает необходимость более активного участия государства в регулиро-вании общественных процессов, в обеспечении большей социаль-ной справедливости и защите наиболее обездоленных слоев и чле-нов общества. На этой основе рождается концепция социального государства, которое не только выступает в роли ночного сторо-жа, но и обеспечивает предоставление определенных социальных услуг, необходимых для прогресса всего общества в целом. В сфе-ре правовой это приводит к .появлению и закреплению на консти-туционном уровне широкого круга социальных и экономических прав и свобод, прав и свобод в области культуры и творчества. Первые законодательные акты в данной области появляются еще в XIX и первой половине XX в., но, пожалуй, наиболее полное отражение этот новый подход и, соответственно, его правовое выражение находят в Преамбуле к Конституции 1946г.Конституционные реформы, осуществленные в Пятой рес-публике, формально не затронули сферу основных прав и свобод человека и гражданина. Однако за эти годы был принят целый ряд законодательных актов, 'которые уточнили само понимание от-дельных конституционных постановлений и в значительной мере определили механизм их реализации. В силу особенностей фран-цузской правовой системы наряду с законом значительную роль сыграли в этой области и регламенты исполнительной власти. На-конец, следует отметить, что по мере активизации Конституци-онного совета многие из принимавшихся им решений позволили уточнить толкование отдельных прав и свобод и определить рам-ки правомерной деятельности высших государственных органов и прежде всего законодательного Органа страны, в этой области.Современная конституционно-правовая доктрина во Франции проводит различия в понятии основные (или основополагающие) принципы и общие принципы права. К числу первых относятся те положения, которые непосредственно фигурируют в конституци-онных текстах. Эти основополагающие принципы обязательны для законодателя, и Конституционный совет должен следить за тем, чтобы принимаемые законодательные акты соответствовали ука-занным принципам. Практически все основные права и свободы, перечисленные в конституционных текстах, рассматриваются се-годня как основополагающие принципы, а значит, законодатель обязан следовать этим принципам во всей своей деятельности.Что касается общих принципов права в том смысле, как о них говорит ст. 34 Конституции, они рассматриваются в первую очередь как принципы, связывающие не законодателя, а испол-нительную власть. Соответственно функция контроля за их со-блюдением возлагается не на Конституционный совет, а на орга-ны административной юстиции, возглавляемой Государственным советом Франции. На практике, тем не менее, грань между этими двумя понятиями оказывается достаточно условной. Конституци-онный совет даже путем толкования может признать те или иные Принципы, содержащиеся в законе в качестве основополагающих, Превращая их тем самым в положения, как бы" приравненные по своей силе к конституционным и, следовательно, подконтроль-ные самому Конституционному совету.Личные права и свободыЛичные права и свободы традиционно относят во Франции к числу естественных и неотъемлемых прав человека. Основные по-ложения, относящиеся к личным правам и свободам, содержатся в Декларации 1789 г. В свою очередь Преамбула к Конституции 1946 г. подтверждает, что всякое человеческое существо неза-висимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемле-мыми и священными .правами. Французский народ торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освящен-ные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признан-ные законами Республики". Как видно из приведенного положе-ния, основные права и свободы и основополагающие принципы, их определяющие, содержатся не только в конституционных тек-стах, но и в законах Республики, которые тем самым с точки Зрения материальной превращаются как бы в составную часть фран-цузской Конституции.Посмотрим, каковы же те основные принципы, которые ре-гулируют осуществление личных прав и свобод. Согласно ст. 2 Декларации ими являются: свобода, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению. В известной степени эти положения конкретизируются последующими статьями Деклара-ции, которая определяет само понятие свободы, а также условия и пределы свободы в рамках организованного общества. Согласно ст. 7, никто не может быть обвинен, арестован или задержан ина-че как на основании закона и в формах, которые им предусмотре-ны. Любой произвол, любое нарушение в этой области влекут за собой ответственность. Никто не может быть наказан иначе как на основании закона, причем закон,, устанавливающий или ужесточающий наказание, не имеет обратной силы. Статья 9 Декларации формулирует презумпцию невиновности. Декларация содержит по-ложение, весьма близкое к принципу "хабеас корпус". Основные Процессуальные гарантии, предусмотренные в ней, и предопре-деляют характер соответствующего процессуального, а в опреде-ленной мере и материального права Франции.В Декларации 1789 г., содержится также целый ряд других постановлений, формулирующих конкретные права и свободы. Среди них: свобода мнений, свобода вероисповедания, свобода распространения своих идей, при условии возможной ответствен-ности за злоупотребление этим правом, устанавливаемой на осно-ве закона.К числу личных свобод, рассматриваемых в качестве одного из фундаментальных принципов французского права, относится право частной собственности. Она провозглашается священной и неприкосновенной. Вместе с тем Декларация наряду с этой общей посылкой указывает и на возможность .ограничения данного права. Лишение собственности Возможно Только на основании закона, в случае если это порождается общественной необходимостью и при условии предварительной и справедливой компенсации.Все принципы, провозглашающие и регулирующие осуще-ствление прав и свобод, получили свою детализацию в текущем законодательстве, в решениях и постановлениях высших судеб-ных органов и Конституционного совета, а также были в опреде-ленной мере дополнены положениями международных договоров и соглашений, касающихся осуществления прав и свобод, участ-ником которых является Франция. В этом смысле среди наиболее важных следует назвать такие международно-правовые акты, как договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и Маастрихт-ский договор 1992 г., который, в частности, относит основные права и свободы, а равно демократические конституционные принципы к общим принципам права. В число важнейших актов, содержа-щих общеобязательные правила, определяющие пользование пра-вами и свободами, входит также Европейская Конвенция о защи-те прав человека и основных свобод, подписанная в 1950 г. Прав-да, Франции понадобилось десять лет, прежде чем эта Конвенция была ратифицирована, тем не менее она была введена в действие, и Франция согласилась с обязательной юрисдикцией контрольных органов, создание которых предусмотрено этой Конвенцией. От-мечая эволюцию института личных прав и свобод, необходимо обратить особое внимание на законодательное подтверждениеправа на жизнь, повлекшее за собой отмену и запрет смертной казни во Франции.Социальные и экономические праваОни изложены, главным образом, в Преамбуле к Конститу-ции 1946 г. Создатели этого документа подчеркивают необходи-мость закрепления экономических, политических и социальныхпринципов, отвечающих новым условиям общественного разви-тия.Значительное место в Преамбуле занимают положения, от-носящиеся к сфере осуществления трудовых прав. Особо важное значение имеют постановления, обязывающие государство спо-собствовать реализации трудовых прав и одновременно подтвер-ждающие право каждого человека защищать свои права и свои интересы При посредничестве профсоюзных организаций. Проф-союзные права не только гарантируются, но и получают свое развитие в результате признания права на забастовку, а также на участие трудящихся через посредство уполномоченных ими * коллективном определении условий труда, выработке и зак-лючении коллективных договоров, а равно в руководстве пред-приятиями. Преамбула предусматривает предоставление гарантий раз-витию личности и семьи. Государство заявляет о своем внимании и заботе о матери и ребенке, об оказании помощи престарелым и Лицам, не имеющим возможности трудиться. В Преамбуле гово-рится о гарантиях, которые предоставляет государство всем чле-нам общества в целях охраны здоровья, обеспечения отдыха и досуга, подчеркивается необходимость обеспечить общедоступность образования для всех членов общества. Само по себе данное поло-жение не является какой-то новеллой, оно известно законода-тельству Франции еще со времен Второй республики, однако кон-ституционное закрепление этого права и его расширительное толкование, как и придание этому праву статуса конституционно-го принципа, имеют, безусловно, позитивное значение. "Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех степеней является дол-гом государства".Определенное уточнение вносит Преамбула к Конституции 1946 г. и в осуществление права собственности. Любое имущество или предприятие, к9торое имеет или приобретает характер пуб-личной службы или монополии, должно в силу самого этого фак-та быть превращено в коллективную собственность. Это положе-ние несомненно уточняет и дополняет положение, содержащееся в Декларации 1789 г. В то же время судебная практика показала, что общие принципиальные установления документа 1789 г., в частности в отношении предварительного и справедливого возме-щения, полностью сохраняют свою силу и применяются судебны-ми учреждениями Республики. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что появление новых формул относительно коллективной собственности отнюдь не воспрепятствовало довольно широкой денационализации, Которая была осуществлена во Фран-ции в 80-е и 90-е гг.Политические права и свободыПостановления, закрепляющие основные политические пра-ва и свободы граждан, содержатся в различных конституционно-правовых актах. Они встречаются как в Декларации 1789 г., так и в Преамбуле к Конституции 1946 г., отдельные постановления есть также в тексте основного закона, одобренного в 1958 г. На кон-ституционно-правовом уровне установлены основополагающие принципы построения политического общества и государства во Франции. К этим принципам относятся: признание народа един-ственным источником власти и утверждение его верховенства путем провозглашения доктрины национального суверенитета. Девиз Республики -- "свобода, равенство и братство". Ее прин-цип-- "правление народа, через народ и для народа". Нацио-нальный суверенитет принадлежит народу в целом, никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление. Народ осуществляет свою власть через своих пред-ставителей (косвенная демократия) или путем референдума (пря-мая демократия). Голосование всегда является всеобщим, равным и тайным. Оно может быть прямым или косвенным. Порядок и ус-ловия реализации избирательных прав граждан детализируют в избирательном законодательстве и иных нормативных положении ях, которые образуют так называемый избирательный кодекс Французской Республики.На конституционном уровне провозглашена такие важней-шие политические права и свободы, как поэтический плюра-лизм и свобода образования политических партий, свобода мне-ния, свобода слова и целый ряд других традиционных политических прав и свобод, многие из которых фигурировали уже в Декларации 1789 к. Последующее законодательство в том числе и конституционно-правовые акты, закрепило свободу ассоциации, митингов, шествий и демонстраций, а также целый ряд других. В результате деятельности Конституционного совета многие из прин-ципов политической свободы, даже содержащиеся в актах, кото-рые формально не имеют конституционного статуса, получили признание в качестве основополагающих, т. е. принципов консти-туционного значения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|