p align="left">Правовое регулирование голосования включает установление всей процедуры, включая правила предварительного голосования, организации голосования в отведенном для этого помещении и вне его в день выборов, форму бюллетеня и открепительного удостоверения [глава IX, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Следует различать (1) установление итогов голосования - фиксацию количества поданных бюллетеней и их содержания - и (2) установление результатов выборов - принятия решения окружными избирательными комиссиями и избирательной комиссией, организующей выборы, о юридических последствиях проведенного голосования (признание выборов действительными, состоявшимися и распределение мест между кандидатами, либо назначение повторных выборов) [глава IX, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Особенности выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Особенности правового регулирования состоят в нормативной основе их проведения, субъекте их назначения, системы организующих выборы избирательных комиссий, особенностей финансового обеспечения кампании кандидатов и всех элементов избирательной системы. Выборы Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводятся на основе специальных федеральных законов [Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ], [Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ], а выборы органов государственной власти субъектов и выборы органов местного самоуправления - на основе законов субъектов РФ. На выборах Президента РФ используется мажоритарная система в два тура: абсолютного большинства в первом и относительного большинства во втором (с вытекающими отсюда единым одномандатным округом, системой избирательных комиссий во главе с ЦИК и отсутствием окружных комиссий и т.д.) [Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ]. Половина состава депутатов Государственной Думы (225) избираются в одномандатных округах с использованием мажоритарной системы относительного большинства, а половина (225) - по единому избирательному округу по пропорциальной избирательной системе закрытых списков с 7%-м заградительным барьером [Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ]. Как уже отмечалось выше федеральное законодательство требует избрания не менее половины состава законодательного органа власти субъекта РФ по пропорциальной избирательной системе. Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение. Обжалование действий и решений, нарушающих избирательное законодательство, осуществляется в суд или, если речь идет о действиях и решениях избирательной комиссии - в вышестоящую избирательную комиссию. Правила защиты избирательных прав в суде регламентированы, помимо избирательного законодательства [глава X, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ], Гражданским процессуальным кодексом [глава 26, ГПК РФ]. Избирательным законодательством предусматривается ряд мер административного пресечения (например, аннулирование вышестоящей избирательной комиссией решения о регистрации кандидата), специальных мер ответственности , которые обычно относят к конституционно-правовой ответственности по избирательному законодательству (отмена регистрации кандидата), а также правообеспечительных мер (признание выборов недействительными). В избирательном законодательстве регламентированы также порядок и условия применения указанных мер [глава X, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Кроме того, возможна административная ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях [глава 5, КоАП РФ] и законом о СМИ [статья 16_1, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»], а также уголовная ответственность [ст. 141-142_2, УК РФ]. Судебной практике известны также случаи привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинившую вред деятельность в рамках избирательной кампании. Понятие и виды референдумов. Референдум представляет собой способ принятия какого-то важного решения или закона. Процедура его проведения строится на тех же принципах, что и проведение выборов (всеобщее, равное и прямое право на участие в референдуме и т.д.). В теории выделяют виды референдумов в зависимости от (1) необходимости его проведения в соответствии с законом (обязательный и факультативный); (2) правовых последствий принятия решения (императивный и консультативный, который действующим законодательством не предусматривается); (3) характера принимаемого решения (р. по принятию политического решения, законодательный, в том числе конституционный, и плебисцит); (4) от уровня проведения (федеральный р., р. субъекта и местный р.). Правовое регулирование референдума осуществляется рамочным избирательным законом [Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ], а также законами, регулирующими отдельно каждый вид референдума в зависимости от уровня его проведения, причем на федеральном уровне действует Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ». Новейшей политической истории России известно проведение всероссийских референдумов 17 марта 1991 года и 25 апреля 1993 года. Вопросы референдума. Законодательством устанавливаются ограничения содержания вопросов, выносимых на референдум. Эти ограничения связаны с тем, что референдум выражает волю населения государственно-территориального или муниципального образования, а потому (а) не должен противопоставляться другой форме выражения мнения населения - выборам органов государственной власти и органов местного самоуправления [Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. N 10-П], (б) не может выходить за пределы предметов ведения самого государственно-территориального или муниципального образования [Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 N 17-П], (в) не может создавать препятствий для принятия срочных мер по защите, а также не может ограничивать права человека и гражданина, которые имеют приоритет перед решениями государственной власти, даже реализуемой народом непосредственно и (г) не может предоставлять приоритет личным интересам голосующих в ущерб интересам общества в целом Кроме того, вопросы референдума должны быть сформулированы так, чтобы по ответу можно было однозначно определить волю голосовавших [Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.1993 N 8-П]. Порядок инициирования, назначения и проведения кампании референдума. Определение итогов референдума. Существуют обстоятельства, которые делают невозможным обеспечение свободного выражения воли народа и наличие которых делает проведение референдуме невозможным [Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. N 10-П]. Запрещается инициирование пересмотра решения референдума путем инициативы нового референдума по тому же вопросу в течение 1 года. Инициативу проведения референдума Российской Федерации действующая Конституция РФ и законодательство предоставляют не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, и Конституционному Собранию (в порядке пересмотра Конституции РФ). Процедура проведения референдума состоит из стадий выражения инициативы (создание инициативной группы, её регистрация, сбор подписей, проверка соответствия формулировок вопроса Конституции и законодательству), назначения референдума, кампании референдума, голосования, подсчета голосов и определения результатов [Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ»]. Для принятия решения на референдуме за определенный вариант из числа предложенных должны проголосовать более половины участвующих в голосовании при условии участия не менее 1/2 граждан, имеющих право на участие в референдуме. Тема 8. Институт главы государства в Российской Федерации §1. Институт главы государства в Российской Федерации Понятие и виды глав государств В системе государственных органов необходимо выделение такого органа, на которое возлагается высшее представительство всего государства, как внутри страны, так и за рубежом. Эта функция возлагается на главу государства вместе с рядом представительских полномочий, полномочиями по обеспечению единства и целостности государства, и иногда - полномочиями по координации деятельности других органов власти. Указанные функции и полномочия возлагаются чаще всего на единоличные органы. В зависимости от формы правления это может быть монарх или президент, а также глава правительства, совмещающий функции главы государства с функциями председателя высшего органа исполнительной власти. Мировой практике известны также коллективные главы государств - руководящие структуры полновластных представительных органов в социалистических государствах, совет глав государственно-территориальных образований, входящих в состав сложного государства, или даже правительство, выполняющее такие функции. В случае единоличного органа его функции выполняет единственное должностное лицо, что позволяет говорить о совпадении содержания этих понятий. Правовое положение перечисленных органов может быть различным. В зависимости от формы правления глава государства может совмещать эту деятельность с руководством исполнительной властью, входить в состав законодательного органа или выделяться в системе государственных органов. История президентуры в России Российская империя по форме правления являлась абсолютной (а с 1906 г. - ограниченной) монархией. Император, как указывалось выше, обладал полномочиями в области как законодательной, так и исполнительной власти. В РСФСР, как и в СССР, формально место главы государства занимал коллегиальный орган - Президиум Верховного Совета, хотя советское государство все равно ассоциировалось с единоличным руководителем. В начале 1990 года в СССР был введена должность Президента СССР, а 14 марта 1990 года Верховным Советом избран первый и последний Президент СССР, осуществлявший свои полномочия до 25 декабря 1991 года. В апреле 1991 года в РСФСР был проведен референдум по введению должности Президента РСФСР, 24 мая 1991 года - в соответствии с итогами референдума внесены изменения в Конституцию РСФСР. В конституции появилась статья 131, которая предусматривала должность Президента - высшего должностного лица и главы исполнительной власти. Избрание первого Президента России состоялось 12 июня 1991 года. В соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, срок полномочий президента составлял 5 лет и президент избирался вместе с вице-президентом. В переходных положениях действующей Конституции РФ решался вопрос об исчислении срока полномочий пребывавшего в должности Президента после её вступления в силу. Место Президента в системе федеральных органов власти. Функции Президента РФ Положение Президента РФ в системе органов власти остается одной из наиболее сложных проблем современного отечественного государствоведения. Существующие подходы можно сгруппировать в позиции о том, что (1) Президент является главой исполнительной власти, несмотря на формальное описание его статуса в Конституции (положение Президента оценивается при этом как необоснованное доминирование исполнительной власти над законодательной и судебной в рамках принципа разделения властей), (2) Президент осуществляет власть особого рода - президентскую власть, которая главным образом нацелена на обеспечение согласованного функционирования других органов и обеспечения единства государственного аппарата. И первая, и вторая точка зрения не отражают все аспекты правового положения Президента РФ по действующей Конституции. Президент РФ обладает рядом функций, которые не присущи никакой из трех ветвей власти в отдельности (функция гаранта Конституции РФ, обеспечение согласованного функционирования всех ветвей власти, представление государства внутри страны и за рубежом). На Президента возложены также функции, объединяющие полномочия в области осуществления различных ветвей власти и принадлежащие только Президенту (принятие мер по охране суверенитета, защите независимости и целостности государства, определение основных направлений внешней и внутренней политики государства). Для выполнения указанных функций Президент обладает рядом полномочий в области осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия Президента в области законодательной, исполнительной и судебной власти В области законодательной власти компетенция Президента состоит из полномочий, реализуемых во взаимодействии с федеральным парламентом (созывает внеочередные заседания парламента, в установленных случаях осуществляет роспуск, обладает правом законодательной инициативы, промульгирует законы, обладая правом вето - см. [Окуньков Л.А. Вето президента] [Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П]), и, кроме того, как гарант Конституции Президент издает указы, обладающие силой закона [Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П] и назначает референдум. В области судебной власти Президент обладает главным образом кадровыми полномочиями по участию в назначении судей высших судов Советом Федерации и по назначению судей других судов. Наиболее обширен перечень полномочий Президента в области исполнительной власти. Во-первых, они лежат в области руководства органами исполнительной власти, в том числе определение их системы и структуры, непосредственное руководство рядом федеральных органов исполнительной власти («силовых» и некоторых других - например Управлением делами Президента на правах федерального агентства) - см. [Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ], [Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года], [Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года], [Указ Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» 20 мая 2004], [Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П]. Во-вторых, как гарант Конституции Президент имеет право отмены и приостановления некоторых актов органов исполнительной власти, права по обеспечению законности в деятельности органов власти субъектов РФ (в случаях федерального вмешательства - см [Главу V, Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ]), полномочия по введению чрезвычайного положения [Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ]. В-третьих, как верховный главнокомандующий президент утверждает военную доктрину [Указ Президента РФ от 21.04.2000 N 706], назначает командование вооруженными силами и вводит военное положение [Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ]. Наконец, в-четвертых, Президент РФ выполняя функцию представления российского государства в целом обладает полномочиями в области внешней политики, в том числе в дипломатической сфере, в области гражданства, государственных наград и помилования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|