Конституционное право зарубежных стран
Форма и структура Конституции: Форма Конституции - это способ организации и выражения конституционных норм Писанные конституции- основной закон обладающий высш. юр. силой принимаемый и изменяемый в особом порядке -кодифицированная: единый писанный акт регулир-ий все вопросы констит. хар-ра в зав-ти от степени кодификации делятся на ( Развернутые +текущее законодательство; неразвернутые) - не кодифицированные- сов-ть нескольких правовых актов регулирующих основные вопросы конституционного характера Смешанные конституции: частично являютя писанными вкл парламенские законы суд. прецеденты частично состоят из обычаев и доктринального толкования Неписанные конституции: вообще не зафиксироны в документах, они существуют обычно временно после революций и перевротов. Структура конституции: 1) Приамбула- цели, исторические этапы развития, права и свободы граждан 2) Основная часть: нормы о правах и свободах, строе о порядке формирования и компетенции органов гос. власти. и др. 3) Заключительные и переходные положения: порядок вступления конституции в силу, сроки вступления св силу некоторых ее норм 4) Приложение к конституции: развернутое изложение положений соотв. нормы в которой содержаться в основнойчасти). 10) Конституционные принципы внешней политики: Конституции ЗС не6 содержат спец. глав, регулирующ. этот вопрос. Однако данный факт закрепляется в основном в приамбулах. Приверженность гос-ва мирной внешней политике во многих преамбулах многих ЗС ( например Франции, Италии, ФРГ) говорится что они не придпримят никакой войны, а будут стремиться укреплять международные отношения, сотрудничать итд. Например в Основном законе Фрг сказано что пдаже подготовка агрессивной войны является действием противоконституционным. Принцип постоянного нейтралитета. Накладывает определенные ограничения на свободу Дея-ти гос-ва во внешнеполитической сфере. например не присоединяться к военным блокам, не допускать на своей территории иностранных военных баз Принцип возможности ограничения государственного суверенитета. Возможность передачи части суверенных прав межгосударственным объединениям, путем одобрения и установления исходных правил в каждом конкретном случае Принцип возможности участия в государственных союзах. Напр. Констит. Франции предусматривает право Республики заключать соглашения гос-ми которые желают обьединиться с ней в целях развития их цивилизаций. 13) Конституционное регулирование экономических отношений: Экономическая система- это единство экономических структур и отношений между ними, отношениями собственности, производства, распределения обмена и потребления материальных и духовных благ. Констит. принципы будут зависить от самой модели экономики в стране. Формы собственности ( ее равноправие при рыночной экономике) . В государственной экономике используются противоположные положения. Исходным элементом конституционного рерулирования эконом. отношений является собственность( ее формы) , вопросы о роле труда . Впжным элементом любой экономической системы , является распределение общественнго продукта, которое должно рк=егулироваться рыночными отношениями. Финансы- в конституциях многих стран содержаться нормы относящиеся к гос. бюджету иногда этому вопросу посвящены целые главы. 14) Конституционно-правовое регулирование социальных отношений: Соц. система- это единство соц. общностей и отношений между ними. т.е. отношения различных социальных групп, труда и капитала города и деревни, производителей и потребителей итп В конституциях капиталистических стран включены нормы о поддержке со стороны гос-ва, о гормрничном развитии регионов и отрослей, об охране и развитии ремесел, о предосталении различных пособий Важным элементом соцэ. отношений, являетмя отношения классов в связи с политической властью В конституции социалистических стран, провозглашают власть рабочих трудящихся итп. В конституциях демократических стран не содержат положений о политической власти в связи с отношениями между классами. Существует несколько форм конституционного регулирования: 1) Непостредственное закрепление равенства перед законом и судом всех жителей и граждан независимо от национальностей расы, этноса и др. определяющих 2) Предоставление отдельным территориям статуса автономнвх образований ( 3 вида автономий: кудьтурно-национальная, корпоративная, национально- территориальная 3) Установление федеративного устройства гос-ва на национальной основе 4) Признание и гарантирование прав коренных, малочисленных народов. 17Конституционно-правовой статус партий и общественных объединений Политические партии в ЗС (классификация, партийные системы). Политическая партия (от лат. pars - часть) - институт демократии, выражающий интересы части общества, группы, прослойки. Сторонники партии, голосующие за выдвинутых ее кандидатов, составляют ее электорат. Цели партии политические, главная - прийти к власти в стране. Характерные черты партии: 1) Наличие собственной политической программы 2) Осуществление организационной деятельности по выдвижению из своего числа специалистов по организации предвыборных кампаний, продвижению своих членов в органы государственной власти. 3) Правящая партия (победившая на выборах) принимает на себя ответственность за управление страной, оппозиционная партия подвергает постоянной критике политику правящей партии. Классификация политических партий за рубежом: социальная, политическая или организационная. Социальная классификация: 1) До XIX века (зависимость от таможенных пошлин): а) консервативные - отстаивали интересы национальных производителей; б) либеральные - отстаивали интересы потребителей. 2) С XIX века: а) социалистические партии - отражают интересы людей наемного труда и прежде всего рабочего класса. Подразделяются: коммунистические (экстремистское крыло рабочего движения), фашистские и НСП (ставка на насилие, национализм и т.д.), СД и СП Европы (реформистское крыло рабочего движения); б) конфессиональные политические партии - объединяют людей на основе общности веры в) партии «зеленых» - решение экологических проблем. Политическая классификация (терминология возникла из-за размещения партий в послереволюционном парламенте Франции): 1) Правые - консерваторы, противники реформ (сидели по правую руку). 2) Левые - сторонники реформ, стремящиеся к переменам (сидели по левую руку). 3) Центристы - партия, выражающая интересы власти (в центре зала). Организационная классификация: 1) Кадровые - т.е. организованные (структура, руководящее звено, фиксированное членство); 2) организационно не оформленные (США - демократы и республиканцы, партии действуют только в период выборов, членами считаются лица голосующие за ту или иную партию). Типы партийных систем ЗС: а) Многопартийная система (Италия - проблемы, кризис). б) Многопартийная система с одной доминирующей партией (Мексика - институционно-революционная). в) Двухпартийная система (США - реально ведут борьбу за власть, Колумбия - искусственная 2 партия). г) Однопартийная система - тоталитарные режимы (Корея, Китай, Куба СМОТРЕТЬ КПР 19) Понятие и основания приобретения гражданства Гражданства- это устойчивая правовая связь чел. со св. гос-ом обуславливающая взаимные права и обязанности. Гос-во на св. территории должно защищать граждан и оказывать им покровительство, когда они находятся за пределами. Основания 1) По рождению - по праву крови: когда гражд-во ребенка устанавливается с гражд. родителей - по праву почвы : гражд. ребенка зависит от места рождения 2) По пути натурализации- обращение лица в компетентные органы с просьбой предоставить ему гражданство.. При соблюдении некоторых условий. Может отклонить есои( совершено преступление против человечества, осуждено к лишению свободы за терростристич. Дея-ть и др.) 3) Путем оптации: выбор граджданства одного из 2-х гос-тв при изменении границ 4) Репатриация : восстановление ранее утраченного гражданства. Двойное гражданство 20) Прекращение гражданства (подданства) Выход на основе добровольного волеизъявления. Лицо подает соответствующие документы в компетентн. органы. выход не допускается если лицо привлечено к УО в качестве обвиняемого, отбывает наказание, если выход противоречит интересам гос. безопасности Лишение гражданства: санкция за нарушение законодательства Утрата гражданства: поступление на иностранную гос. службу, не постановка на консульский учет в определенные сроки. Длительное проживание за границей 22)Понятие конституционных прав свобод и обязанностей человека и гражданина их юр. свойства и система Конституционное закрепление прав и свобод и обязанностей в различн. гос-вах имеет св. особенности обусловленные национальными традициями Способы констит. формулирования прав, свобод и обязанностей - Позитивный- устанавливают или констатируют, что субъект обладает определенным правом -Негативный- запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать права или определенную свободу Классификация прав и свобод: 1) Деление на права человека и права гражданина 2) индивидуальные и коллективные 3) основные и дополнительные 4) По содержанию соответствующих прав и свобод: личные, политические, соц- экономические, права и свободы в области культуры) Конституционные обязанности- это закрепленные в основном законе и охраняемые гос-ом требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину 23)Личные(гражданские права и свободы) человека и гражданина Личные права и свободы - это обычные, естественные, неотъемлемые права личности, имеющие конституционный характер. Их распространяют не только на граждан государства, но и на всех проживающих на его территории людей. Личные прав, как бы являются производными от права на жизнь, которым от рождения обладает каждый человек. Борьба с нарушением личных прав составляет сферу уголовного и административного права. Достоинство личности: право на уважение и обязанность уважать других, оно достигается развитием личности в осознании своей свободы, равенства и защищенности. Право на жизнь: неотъемлемое право человека, означающее, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Право на неприкосновенность личности - вытекает из признания человека свободным. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязаниям, обыску, наносить вред его здоровью. Неприкосновенность частной жизни: конституционная гарантия защиты тех сторон личной жизни человека, которые он не желает делать достоянием других. Основана на желании людей иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Свобода совести и вероисповедания: предполагает право человека верить в бога любой свободно выбранной им религии или быть атеистом. Светское государство - церковь отделена от государства и школы, свобода вероисповедания гарантируется. Свобода мысли и слова: относится одновременно к личным и политическим свободам. Свобода передвижения и выбора места жительства. 24) Политические права и свободы человека и гражданина Политические права и свободы - это группа конституционных прав и свобод предоставляющих гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. Право на участие в управлении государством, ИП, доступ к государственной службе и т.д. Право на свободу мысли и слова: все демократические институты закрепляют эту свободу, как основу свободы печати и инакомыслия. Правомерно ограничение этого права только с целью охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и нравственности населения. Недопустимо проповедование национального и расового превосходства. Свобода демонстраций и собраний: состоит в том, что на проведение собраний, демонстраций, шествий, манифестаций не требуется предварительного разрешения властей, и они не могут ограничиваться местом и временем. Но практически таких свобод нет ни в одной стране. Жесткие полицейские ограничения имеют четкое правовое закрепление в интересах общественного порядка. Свобода печати, радио и телевидения. Эта проблема всегда носила острый характер, в ряде стран предусмотрены высокая материальная ответственность за нарушение законов о печати. С другой стороны предусмотрена конфискация публикаций, содержащих недопустимую информацию. Право на участие в отправлении правосудия. 2 формы: институт заседателей (заседатели от 2 и более вместе с профессиональным судьей образуют единую коллегию, которая ведет весь процесс и решает все вопросы совместно - большинство европейских стран) и институт присяжных заседателей (США и Великобритания - обычные граждане в составе 12 человек образуют самостоятельную коллегию, которая единогласно (или большинством голосов) должна ответить на вопрос - виновен или нет обвиняемый).
Страницы: 1, 2, 3
|