реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право Японии

реферат

Конституционное право Японии

2

Конституционное право Японии

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…..……………………………………………………………….3

1. Социальная структура, экономическая, политическая и партийная

системы общества……………………………………………………4-7

2. Японская модель разделения властей………………………………7-8

3. Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в осуществлении власти……………………………...9-10

4. Конституционно-правовые основы деятельности правительства11-16

5. Конституционные основы судебной власти………………………16-20

Заключение……….…………………………..………………………..21-22

Список литературы………………………………………….……………23

Введение

Принятая 3 ноября 1946 года и вступившая в силу 3 мая 1947 года Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения, хотя такие предложения неоднократно выдвигались. Появляются предложения о полной замене данного акта новым, и связаны они с тем, что Конституция 1947 года была принята в условиях оккупации страны армией США в результате поражения во Второй мировой войне.

Это не могло не отразиться на содержании данного акта и его оценке научной общественностью Японии. Проект был разработан в штабе оккупационных войск, доработан правительством и принят избранным в 1946 году Парламентом. В определенном смысле неизменяемая Конституция - юридический памятник этому событию.

Конституцию Японии среди других послевоенных конституций выделяет ярко выраженный пацифизм, что прямо связано с условиями ее принятия.

Это- монархическая конституция, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие.

Конституция содержит широкий перечень прав и свобод, причем часть из них сформулирована как коллективные права.

Целью настоящего реферата является изучение основных положений действующей Конституции Японии.

На основе поставленной цели, определены следующие задачи:

· охарактеризовать социальную структуру, экономическую, политическую и партийную системы общества;

· проанализировать японскую модель разделения властей;

· описать конституционные полномочия и реальную политическую роль императора в осуществлении власти;

· дать характеристику парламента страны, его структуры и правовому положению;

· проанализировать конституционно-правовые основы деятельности правительства;

· охарактеризовать конституционные основы судебной системы.

При написании реферата использовались работы В.М. Курицына, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина и других.

1. Социальная структура, экономическая, политическая и партийная системы общества

В основополагающих положе-ниях ст. 25 Конституции, наряду с провозглашением права всех на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни устанавливается обязанность государства прилагать усилия для дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения и народного здра-вия. Из этой обязанности государства вытекают две важней-шие задачи: необходимость определить и обеспечить государ-ственный стандарт здоровой и культурной жизни и оказывать общественную помощь малоимущим и так называемым небла-гополучным семьям. Более детально эти вопросы урегулиро-ваны законами о профсоюзах, об урегулировании трудовых отношений, о трудовых стандартах. Так, Законом о меропри-ятиях в области занятости предусматривается осуществление общегосударственных мер по достижению полной занятости.

Во многом благодаря тому, что на государство возложен целый ряд обязанностей в социально-экономической сфере, в Японии установлена система пожизненного найма и социаль-ного партнерства между объединениями лиц наемного труда и предпринимателей и сложился достаточно стабильный и один из самых низких в мире уровень безработицы.

В соответствии с Конституцией (ст. 85) никакие государ-ственные средства не могут быть израсходованы, и никакие го-сударственные денежные обязательства не могут быть приня-ты, иначе как по решению Парламента.

Для поддержания социального мира и избегания конф-ликтов между различными социальными слоями общества Кон-ституция запрещает предоставление каких-либо привилегий или преимуществ в получении государственных средств. В ча-стности, никакие государственные денежные средства или иное имущество не могут ассигноваться или предназначаться для использования, выгоды или содержания какого-либо ре-лигиозного учреждения или ассоциации или для каких-либо благотворительных, просветительных или филантропических учреждений, не находящихся под контролем публичных влас-тей (ст. 89).

Вообще распоряжение государственными финансами воз-можно только на основе решения Парламента. Введение но-вых или изменение существующих налогов производится толь-ко на основании закона или при соблюдении предписанных законом условий (ст. 83, 84) Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 249.

.

Характеристика структуры политической системы и глав-ных задач различных ее институтов не получила прямого от-ражения в Конституции Японии.

Демократический характер государства вытекает из положений ее преамбулы, провозглашающей, что народ об-лечен суверенной властью и устанавливает настоящую Кон-ституцию. Государственная власть в связи с этим основывает-ся на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, а полномочия осуществляются представителями наро-да, благами ее пользуется народ. Это принцип, общий для всего человечества, и на нем основана Конституция Японии.

В развитие указанных положений ст. 15 Конституция при-знала неотъемлемое право народа избирать публичных долж-ностных лиц и отстранять их от должности и установила, что все публичные должностные лица являются слугами всего на-рода, а не какой-либо одной его части. Более того, ст. 99 пред-писала, что Император или Регент, а также государственные министры, члены Парламента, судьи и все остальные пуб-личные должностные лица обязаны уважать и охранять на-стоящую Конституцию.

Столь лаконичная традиционная формула народовластия, приведенная выше, может создать впечатление о том, что японские избиратели нужны главным образом для того, чтобы в день выборов определить победившие партии или независи-мых кандидатов в представительных органах государственной власти и местного самоуправления. На самом деле подобное мнение будет ошибочным и даже отдаленно не напоминаю-щим фактическое состояние дел. Далеко не в каждом демок-ратическом государстве избиратели, подобно японским, име-ют право не только избирать должностных лиц государства и местного самоуправления, но и с помощью специально уста-новленного законодательством механизма влиять на досроч-ное прекращение полномочий представительных органов мес-тного самоуправления и должностных лиц муниципалитетов, а также судей вплоть до верховных, на отмену неугодных ме-стных законов. Конституционно-правовую основу под реализа-цию механизма досрочного отзыва заложили упомянутые выше нормы, дающие право каждому обращаться с мирной петици-ей о возмещении ущерба, о смещении публичных должност-ных лиц, о введении, отмене или исправлении законов, ука-зов или предписаний, а также по другим вопросам.

Преамбула также определила ряд принципов внешней по-литики, «Мы, японский народ, -- говорится в преамбуле, -- желаем вечного мира и преисполнены сознания высоких идеа-лов, определяющих отношения между людьми; мы полны ре-шимости обеспечить нашу безопасность и существование, по-лагаясь на справедливость и честь миролюбивых народов мира. Мы хотим занять почетное место в международном сообще-стве, стремящемся сохранить мир и навсегда уничтожить на земном шаре тиранию и рабство, угнетение и нетерпимость. ...Мы убеждены... что принципы политической морали являют-ся всеобщими... Мы, японский народ, честью нашей страны клянемся, что, приложив все силы, мы достигнем этих высо-ких идеалов и целей». В целях реализации указанного выше принципа уже цитированная нами ст. 9 Конституции закрепи-ла не только отказ от войны, как суверенного права нации, но и отказ от содержания сухопутных, морских и военно-воз-душных сил, равно как и других средств ведения наступа-тельной войны. С учетом того, что Япония является членом международного сообщества, в ее Конституции дополнительно установлено, что все заключенные Японией договоры и дей-ствующие нормы международного права должны добросовес-тно соблюдаться.

Благодаря конституционно гарантированной свободе со-браний и объединений создается множество различных орга-низаций: политических, профессиональных, женских, моло-дежных и т. д. Одних только политических партий здесь зарегистрировано около 10 тыс. Подавляющее большинство из них действует на локальном и префектуральном уровне.

Возможно, многочисленность партий компенсируется дру-гой национальной особенностью: наличием жестких вертикаль-ных отношений между различными элементами системы, напо-минающих своим строением пирамиду. На нижних ярусах таких «пирамид» находятся различные профессиональные, кресть-янские, женские, молодежные организации, замыкающиеся на верхушку -- политические партии. Низовые звенья «пирамид» постоянно оказывают поддержку своим партиям, комп-лектуют их, распространяют их идеологию.

Многие партии существуют всего несколько месяцев в пе-риод предвыборной борьбы, а затем прекращают свое суще-ствование до очередных выборов. Появление подобных партий-однодневок возможно по той простой причине, что закон дает возможность любому лицу, выдвигающему свою кандидатуру на выборах, объявить себя и своих сторонников политической партией. В силу этого иногда встречаются политические партии, состоящие исключительно из членов одной семьи. Подчас партии возникают в результате временных верхушечных комбинаций политической элиты.

Наибольшим влиянием в стране пользуются несколько политических партий: либерально-демократическая партия (ЛДП), социал-демократическая партия Японии, новая партия Японии (НПЯ), демократическая партия Японии (ДПЯ), новая партия Сакигакэ (Провозвестник), коммунистическая партия Японии (КПЯ), партия демократического социализма (ПДС), комэйто (Партия чистой политики) См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 250-252

.

Вместо существовавшей с 1948 г. партийной системы с одной доминирующей партией в настоящее время в Японии формируется полноценная многопартийная система с некото-рыми элементами двухпартийности. После поражения на пар-ламентских выборах 1993 г. практически бессменно правившей ЛДП было создано несколько коалиционных правительств, од-нако в ноябре 1996 г. вновь было сформировано однопартий-ное правительство ЛДП, хотя эта партия уже не располагала большинством мест в Парламенте. Парламентские выборы летом 2000 г. также не дали ни одной из ведущих политических партий Японии абсолютного большинства депутатских мест в Палате представителей. В результате было сформировано трехпартийное коалиционное правительство во главе с ЛДП. Ее парт-нерами стали Новая консервативная партия и партия Комэйто.

В январе 1995 г. вступил в силу новый Закон о государ-ственной поддержке политических партий, который внес существенные коррективы в деятельность политических партий, особенно в период предвыборной борьбы. Главная идея данно-го Закона состоит в том, чтобы помочь искоренить политиче-скую коррупцию. В соответствии с его положениями полити-ческие партии, имеющие своих представителей в Парламенте, вправе получать государственные субсидии. Размеры госу-дарственной помощи конкретным партиям определяются чис-лом депутатских мест, занятых их представителями в пала-тах Парламента. В том же году эти субсидии в размере около 30 млрд. иен (около 300 млн. долл.) получили 9 политических партий. Данная мера хотя и не искореняет политическую кор-рупцию, но делает финансирование избирательного процесса гораздо более прозрачным, а главное -- дает государству воз-можность осуществлять финансовый контроль законности аги-тационных предвыборных мероприятий, проводимых полити-ческими партиями Курицын В.М. Конституционный строй Японии.- М., 1998. С. 67

.

2. Японская модель разделения властей

В Японии, как и в большинстве стран мира, существует разделение властей- на законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии с положениями ст. 41 Конституции Японии Парламент является «высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства». Компетенция Парламента, вытекающая из этой его характе-ристики, в Конституции специально не определена, если не считать отдельных (достаточно многих) ее положений, пре-дусматривающих регулирование тех или иных вопросов законом. Можно, однако, сделать вывод, что японский Парламент обладает неопределенной компетенцией. Во всяком случае Парламент осуществляет законодательную власть, одобряет бюд-жет, контролирует деятельность правительства, осуществ-ляет суд в порядке импичмента в отношении тех судей, про-тив которых возбуждено дело о смещении с должности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.