реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право граждан на жилище

реферат
p align="left">На федеральном уровне стандарт проживания не определен в целом (установлены норма жилой площади на одного человека, социальные нормы общей площади на семью, критерии пригодности жилого помещения). Отдельные субъекты РФ и органы местного самоуправления устанавливают стандарт жилья. Так, для города Новосибирска установлен следующий стандарт - дом (квартира) со всеми видами удобств: электроснабжение, водопровод, канализация, центральное отопление, ванна (душ), газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение (централизованное или газовая колонка), лифт и мусоропровод независимо от материала стен. Нормативы будут совершенствоваться с периодичностью в 5 лет. Соответственно помещение, не отвечающее заданным параметрам, не могут признаваться жилыми (гаражи, погреба, склады). В юридической литературе авторы разграничивают жилые помещения по различным основаниям. К примеру, И.Б. Марткович представил классификацию, в основу которой легло назначение жилых помещений:

- жилые дома и жилые помещения общего назначения;

- жилые дома и жилые помещения специального назначения, среди которых: служебные жилые помещения и общежития, а также жилые дома и жилые помещения, так называемого маневренного или переселенческого фонда, предназначенные для временного проживания граждан, переселяемых на период капитального ремонта жилых домов и помещений, в которых они постоянно проживают.

П.И. Седугин подразделяет жилые помещения на два основных вида:

- предназначенные для постоянного пользования, то есть рассчитанные на длительный период их пользования;

- временного характера, то есть построенные для использования в течение относительно непродолжительного времени.

Ю.К. Толстой предлагает классифицировать жилые помещения не по формам собственности, а в зависимости от оснований предоставления их в пользование граждан, так как этим во многом определяется правовой режим указанных помещений.

2. Основные конституционные гарантии граждан на жилье

Право на жилище означает возможность иметь жилье, пользоваться им на условиях, установленных законом. Субъектами этого права являются как граждане РФ, так и лица без гражданства и иностранные граждане. В зависимости от субъекта этого права могут устанавливаться особенности его реализации, касающиеся, в частности, порядка обеспечения жильем, улучшения жилищных условий.

Право граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

Право найма жилого помещения предоставляется гражданам, вновь получающим жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов в пределах нормы жилой площади. За гражданами, проживающими по договору найма в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, сохраняется права найма независимо от площади занимаемого жилого помещения. Ст. 14 Федеральный Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ

В частную собственность граждане имеют право приобретать жилье путем приватизации занимаемых жилых помещений; жилищного строительства, в том числе товариществами и индивидуальных застройщиков, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; приобретения в порядке наследования, дарения и по другим законным основаниям. Количество, размер и стоимость приобретаемого в частную собственность жилья не ограничиваются. Ст. 19 Федеральный Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ

Никто не может быть произвольно лишен жилища. Этот конституционный принцип обеспечивает право на жилище. Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища. Законодательство содержит нормы, обеспечивающие соблюдение этого принципа. Установлено, что принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника не допускается, если иное не предусматривается законом или иным соглашением сторон. Принудительное изъятие недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, при отсутствии согласия собственника может проводиться лишь на основе решения суда. Ст. 10 Федеральный Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ Прекращение права собственности на жилище возможно по основаниям, предусмотренным ст. 235 ГК РФ.

Члены семьи собственника или лица, утратившие семейные связи с собственником жилого помещения, которые обладают на равнее с собственником правом общей с ним собственности, пользуются равным с ним правом собственности на жилое помещение (общей собственностью) независимо от размера их доли (ст. 244 ГК РФ).

Таким образом, конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, то есть оно является сущностным правом, фундаментальным.

Конституционное право на жилище, по нашему мнению, должно подкрепляться (наряду с гарантией обеспечения жильем) указанными ниже составными частями, без которых оно не может быть реализовано. Некоторые вопросы реализации конституционного права граждан на жилье // Пробл. вопросы личности и государства (историко-правовой аспект). - Оренбург, 1997.

1) Осуществление гражданами право на передвижение, избрание места прибивания и жительства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права и в соответствии с КРФ (ч. 1 ст. 17). Согласно ч.1 ст. 27 КРФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе протоколом № 4 к Европейской конвенции прав человека (ст. 2). Постатейный комментарий к Жилищному Кодексу Российской Федерации. Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 июля 2005 года. Под ред. доктора юридических наук Крашенинникова П.В. Статус. 2005.

Нормативное содержание названного конституционного права включает:

- свободу передвижения каждого по территории РФ;

- свободу выбор места пребывания;

- свободу выбора места жительства.

Оспариваемые нормативные акты непосредственно затрагивают право на выбор места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Общим требованием КРФ и международно-правовых норм является положение о том, что ограничение прав на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом. КРФ конкретизирует это требование указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. При этом понятием «закон» охватываются исключительно Федеральные законы, но не законы субъектов РФ, поскольку иначе названной норме придавался бы не конституционный смысл.

Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан РФ гарантируются КРФ без каких-либо условий фискального характера. Таким образом, отказ в регистрации в связи невыполнением гражданином обязанностей по уплате налогов и иных сборов противоречит КРФ.

2) Неприкосновенность жилища.

КРФ содержит специальную статью (ст. 25) о неприкосновенности жилища. В основе этого конституционного положения лежит запрет на проникновение в жилище других лиц без согласия проживающих в нем граждан. Правоустанавливающими документами являются документы о праве собственности на данное жилое помещение, договор найма (поднайма) и т.п.

Кто и на каком основании может проникнуть в жилище помимо воли проживающих в нем граждан? Таким правом наделены на основании ФЗ сотрудники правоохранительных органов при проведении процессуальных следственных действий, в связи с возбуждением уголовного дела (обыск или выемка), наложении ареста на имущества должника, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай. В иных случаях действия лиц, направленные на проникновение в жилище, должны рассматриваться как неправомерные, и законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность за такие действия.

3) Недопущение произвольного лишения граждан права на жилище.

Новым ЖК РФ предусмотрен только судебный порядок выселения из жилых помещений, что является дополнительной гарантией защиты жилищных прав. Конечно, в большей степени понятие «лишение права на жилище» относится к выселению граждан из жилых помещений. Основания и порядок выселения граждан из жилых помещений определяются законом. Следует отметить, что действующие законы содержат соответствующие нормы, касающиеся прекращения права пользования жилым помещением. Конкретные нормы имеются не только в жилищном, но и в гражданском Кодексе РФ.

3. Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище

Обеспечению права на жилище способствует система определенных мер помощи гражданам, желающим улучшить свои жилищные условия. Согласно ч. 2 ст. 40 КРФ поощряется жилищное строительство, создаются условия для осуществления права на жилище. Реализация этой конституционной нормы предполагает необходимость разработки и внедрения различных организационно-правовых и финансовых мероприятий, способствующих удовлетворению жилищных потребностей населения.

Так, гражданам, необеспеченным жильем, по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсации (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Особая роль в обеспечении жилищных потребностей принадлежит органам государственной власти и органам местного самоуправления, поскольку именно на них возлагается Конституцией обязанность способствовать осуществлению права на жилище. Они, в частности, должны обеспечить возможность кредитной поддержки граждан и предоставления налоговых льгот при строительстве и приобретении жилья; предоставление, продажу в установленном земельным законодательством в порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной документацией; возможность получения налоговых и финансово-кредитных льгот организациями, предпринимателями, осуществляющими строительство, содержание, ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; поддержку банкам, предоставляющим льготные кредиты для жилищного строительства и др.

Гражданам могут предоставляться компенсации (субсидии), обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот. При строительстве или покупке жилья граждане имеют право на получение кредита под залог, в том числе под залог недвижимости, а также под гарантии органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления либо под гарантии организаций, общественных объединений. Граждане вправе получить в установленном порядке компенсации (субсидии), льготные кредиты, ссуды от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления для реализации права на жилище.

Общий порядок оказания кредитно-финансовой поддержки населению установлен Положением о жилищных кредитах, утвержденном Указом Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1180 (Сборник законодательства РФ 1994. № 7 Ст. 692). В положении предусмотрено три вида кредитов: земельный кредит (краткосрочный или долгосрочный) на приобретение или обустройство земли под предстоящее жилищное строительство; краткосрочный строительный кредит - для финансирования строительных работ; долгосрочный кредит - на приобретение жилья. Сумма, выдаваемого кредита не должна превышать 70% стоимости приобретаемого или строящегося объекта. Остальные 30% стоимости строительства гражданин оплачивает за счет средств, полученных в виде субсидий и собственных сбережений.

Гражданам, осуществляющим строительство или приобретающим жилье за счет собственных средств, а также за счет целевых кредитов, предоставляются налоговые льготы. Гражданам, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство собственными силами, при вынужденной потере ими работы, в том числе после увольнения после вооруженных сил, устанавливается оплата труда на срок до двух лет, в порядке, определенном законодательством РФ для безработных, участвующих в общественных работах.

В условиях рыночной системы экономики реализация принципа удовлетворения жилищных потребностей обусловила необходимость принятия государством дополнительных мер помощи малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище. Законом закреплено правило, обеспечивающее поддержку социально незащищенных слоев населения: для них предусматривается возможность получения жилых помещений на условиях договора найма в домах государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату. К таким социально незащищенным категориям законодательство относит, в частности, инвалидов Отечественной войны и приравненных к ним лиц, ветеранов войны, семьи погибших при исполнении государственных обязанностей, семьи с доходами ниже прожиточного минимума.

Предоставление жилых помещений на льготных условиях может осуществляться из государственных, муниципальных, общественных фондов и той части частного жилищного фонда, где проживают на условиях найма социально незащищенные граждане.

Заключение

Конституция Российской Федерации 1993 года является Конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. В ней заложен огромный потенциал, при реализации которого, Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

Среди прав человека и гражданина особое место занимает право на жилище, которое является неотъемлемым социальным благом, атрибутом цивилизации и цивилизованности.

Механизм реализации права на жилище, закрепленного в Конституции Российской Федерации, сложен и многогранен. Он раскрывается и конкретизируется уже не в нормах Конституции, а в целом ряде нормативно-правовых актов меньшей юридической силы, среди которых Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.

Основополагающим источником законодательства, регулирующего реализацию жилищных прав граждан, является Жилищный Кодекс Российской Федерации. По юридической силе он занимает второе место после Конституции и фактически является фундаментом всего жилищного законодательства Российской Федерации.

Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, то есть оно является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом. Субъектами права являются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

Обеспечению права на жилище способствует система определенных мер помощи гражданам, желающим улучшить свои жилищные условия.

Задача

В трехкомнатной квартире по договору социального найма проживали супруги Михайловы и их совершеннолетняя дочь Михайлова С.

25 февраля 2005 года Михайлова С. Обратилась в суд с иском о разделе жилой площади и заключении с ней отдельного договора социального найма на одну из комнат квартиры.

Какое решение должен принять суд? И каким законом следует ему руководствоваться при принятии решения?

Ответ

Суд должен удовлетворить требования Михайловой С.

При этом суду следует руководствоваться ЖК РСФСР, так как действующее на сегодняшний день жилищное законодательство было введено в действие с 1 марта 2005 года. А иск, с которым обратилась в суд Михайлова С. был подан 28 февраля 2005 года.

Согласно ст. 86 ЖК РСФСР совершеннолетний член семьи нанимателя вправе требовать заключения с ним отдельного договора найма, если с согласия остальных проживающих с ним совершеннолетних членов семьи и в соответствии с приходящейся на его долю жилой площадью либо с учетом состоявшегося соглашения о порядке пользования жилым помещением ему может быть выделено помещение, удовлетворяющее требованиям ст. 52 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 52 ЖК РСФСР предметом договора найма может быть лишь жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат. Не могут быть самостоятельным предметом договора найма часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом (смежные комнаты), подсобные помещения.

Список использованных источников и литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). Новосибирск: Сибирское университетское изд., 2004.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) по состоянию на 1 января 2008 года. Новосибирск: Сибирское университетское изд., 2007.

3. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ. М.: Эксмо. 2005.

4. Федеральный Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005.

5. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ (постатейный).Изд. 2-ое, испр. и доп., с использованием судебно-арбитражной практики / Рук. авт. коллектива и ответ. ред докт. юрид. наук, профессор О.Н. Садиков М. , 2002. - 787 с.

6. Постатейный комментарий к Жилищному Кодексу РФ. Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 июля 2005 года. Под ред. доктора юридических наук Крашенинникова П.В. Статут, 2005.

7. Василевская Л.Ю. Право собственности на жилые помещения в гражданском праве: истоки и нормативное регулирование // Гражданин и право. - 2004. № 1.

8. Кузьмина И.Д, Понятие жилого помещения // Российская юстиция. - 2004. № 9.

9. Некоторые вопросы реализации конституционного права граждан на жилье // Пробл. вопросы личности и государства (историко-правовой аспект). - Оренбург, 1997.

10. Седугин П.И. Жилищное право. - М., Проспект, 2004.

11. Толстой Ю.К. Обмен жилых помещений // Правоведение. 2002. № 4.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.