p align="left">Исключительная экономическая зона -- это морское про-странство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установ-ки и сооружения, проводить исследования, осуществлять за-щиту морской среды и естественных ресурсов. Эти вопросы регулируются Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в редакции от 22 апреля 2003 г.). Охрана территории, континентального шельфа и исключи-тельной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечивать территориальную целос-тность Федерации и ее субъектов. Режим границы Российской Федерации установлен Законом РФ о Государственной грани-це РФ (в редакции от 30 декабря 2001 г.), а также рядом дру-гих нормативных актов и международных договоров с сопре-дельными государствами. Этими актами закрепляется проце-дура разрешения территориальных споров. По специальным соглашениям российские пограничные войска несут охрану внешней границы ряда государств, входящих в Содружество Независимых Государств. Федеральным законом «О внутренних морских водах, тер-риториальном море и прилежащей зоне Российской Федера-ции» (в редакции от 22 апреля 2003 г.) регулируется приле-жащая зона -- морской пояс, который расположен за преде-лами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ши-рина территориального моря. Закон регулирует порядок про-ведения морских научных исследований. Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конститу-ции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Феде-рации и друг к другу. Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем поряд-ке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установлен-ных субъектами норм о государственной целостности Россий-ской Федерации, целостности и неприкосновенности ее терри-тории и суверенитета. В Российской Федерации нет сецессии, т. е. права выхода из Федерации, легитимность такого поло-жения опирается на выраженную народом волю при приня-тии Конституции. Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это может произой-ти, если население какого-либо иностранного государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации об-разуется на территории, входящей в состав какого-либо одно-го или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации. Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Феде-ральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» принят 17 декабря' 2001 г. Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федера-цию и образовании в ее составе нового субъекта должнь! соблю-даться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные свя-зи субъектов РФ, их социально-экономические возможности. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществля-ется по взаимному согласию Российской Федерации и данно-го иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором. В случае принятия в каче-стве нового субъекта иностранного государства этому субъек-ту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области. Международным договором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения граждан-ства Российской Федерации, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных органи-зациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации на территории ново-го субъекта РФ, функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного го-сударства на территории нового субъекта РФ. Международ-ным договором может устанавливаться также переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интег-рирован в экономическую, финансовую, кредитную и право-вую системы Российской Федерации, а также в систему орга-нов государственной власти Российской Федерации. После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о провер-ке соответствия Конституции РФ данного международного договора, а затем международный договор вносится в Государ-ственную Думу на ратификацию. Федеральный конституционный закон о принятии в Рос-сийскую Федерацию нового субъекта должен содержать поло-жения, определяющие наименование, статус и границы ново-го субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финан-совую, кредитную и правовую системы Российской Федера-ции, а также в систему органов государственной власти Рос-сийской Федерации. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образова-нии в составе Российской Федерации нового субъекта подле-жит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Если же затрагивается статус какого-то субъекта Феде-рации, то следует помнить, что его изменение возможно толь-ко по взаимному согласию Российской Федерации и соответ-ствующего ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным конституционным законом. Большое число коренных малочисленных народов, населяю-щих территорию России, не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта Федерации. Это привело бы к еще большей дробности Федерации, и без того весьма значительной. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, кото-рые и гарантируются Конституцией РФ (ст. 69) в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статус коренных малочисленных народов закреплен в Фе-деральном законе «О гарантиях прав коренных малочислен-ных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. Дей-ствует также ряд специальных законов. Так, Лесной кодекс устанавливает режим землепользования и ведения лесного хо-зяйства в местах проживания этих народов. Закон о недрах предусматривает отчисления на нужды их социально-экономи-ческого развития при пользовании недрами в районах их про-живания. Определенные льготы введены законами о налогооб-ложении, о приватизации государственных и муниципальных предприятий и др. Основы законодательства о культуре гаран-тируют поддержку в отношении сохранения культурно-наци-ональной стабильности малочисленных народов. В защиту прав и интересов народов Севера принят ряд актов Президен-та, Правительства России, законов субъектов Федерации. Фе-деральным законом от 18 июня 1998 г. ратифицирована Рамоч-ная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г. В Федеральном законе от 20 июля 2000 г. закреплены общие принципы организации и деятельности общин коренных мало-численных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традицион-ного образа жизни, прав и законных интересов этих народов, а также определены правовые основы общинной формы самоуп-равления и государственные гарантии его осуществления. 13 мая 2000 г. Указом Президента РФ были учреждены семь федеральных округов -- Центральный, Северо-Запад-ный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирс-кий, Дальневосточный. Тем же Указом утверждено Положе-ние о полномочном представителе Президента РФ в федераль-ном округе. По своей природе федеральный округ является админист-ративным образованием, охватывающим территорию несколь-ких субъектов РФ. Создание округов не затрагивает консти-туционных основ федерализма и не ущемляет конституцион-но-правовой статус субъектов РФ. В рамках федерального округа организуется работа по реализации основных направ-лений внутренней и внешней политики государства, прово-дится контроль за исполнением решений федеральных орга-нов государственной власти. Создание федеральных округов призвано также содействовать обеспечению национальной безопасности, улучшению политического, социального и эко-номического положения в каждом округе. С помощью этой работы должны быть преодолены возникшая в связи с боль-шими размерами территории России известная раздроблен-ность государства и ослабление федерального влияния на ре-шение проблем в субъектах РФ. 2. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ
Право на жизнь. Это право провозглашается Конституцией РФ (ст. 20) и по-чти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое пра-во человека, охраняемое законом. Никто не может быть про-извольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми меж-дународно-правовыми актами о правах человека: Всеобщей декларацией прав человека (ст. 3), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 6), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 2). Европейская конвенция, однако, допускает лишение жизни в результате «абсолютно необходимого применения силы: а) для защиты любого лица от противоправного наси-лия, Ь) для осуществления законного задержания или предот-вращения побега лица, заключенного под стражу на закон-ных основаниях, с) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа» (ч. 2 ст. 2). Признание этого права озна-чает, что государство должно реально применять законода-тельство, которое квалифицирует как преступление преднаме-ренные убийства, совершенные как частными лицами, так и сотрудниками государственных органов, действующими вне пределов их законных полномочий. Право на свободу и личную неприкосновенность. Совершать любые правомерные действия. В этом пра-ве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения при-нуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая рас-пространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Ник-то не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжать-ся своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.). Положения о неприкосновенности личности сформулирова-ны в международно-правовых документах и конституциях всех демократических государств. «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, -- гласит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ч. 1 ст. 5). -- Никто не может быть лишен свободы иначе как в строго определенных случаях и в порядке, установленном за-коном». Гарантией является требование законного содержа-ния под стражей лица, осужденного компетентным органом, законное содержание или заключение под стражу, осуществ-ляемые в законных целях. Каждому арестованному незамед-лительно сообщаются причины ареста и предъявляемое ему обвинение. Задержанный или заключенный под стражу дос-тавляется к судье или к иному должностному лицу, наделен-ному судебной властью, и имеет право на судебное разбира-тельство в течение разумного срока или на освобождение до суда. В целом эти, как и некоторые другие, положения на-правлены на защиту физической свободы, и в особенности свободы от произвольного ареста и задержания. Европейский суд по правам человека в ряде своих решений отметил, что гарантии неприкосновенности не предоставляют защиты от менее серьезных ограничений индивидуальной свободы (обя-занности соблюдения правил дорожного движения, обязательной регистрации иностранцев и граждан и др.). Свобода человека охраняется всей системой права. Право на частную жизнь. Частную жизнь составляют те стороны личной жизни челове-ка, которые он в силу своей свободы не желает делать достояни-ем других. Это своеобразный суверенитет личности, означаю-щий неприкосновенность его «среды обитания». Презюмирует-ся, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отра-жает естественное стремление каждого человека иметь собствен-ный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Социалистическое общество пыталось отвергнуть призна-ние права человека на частную жизнь, что вылилось в издева-тельские формы коллективных обсуждений личной жизни, изощренные методы слежки и подслушивания, распространение порочащей человека информации о его интимной жизни и т. д. Однако гражданское общество понимает, что злоупотребле-ние тайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявле-ния противоправных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.
Страницы: 1, 2, 3
|