реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное (государственное) право России

реферат
p align="left">Исключительная экономическая зона -- это морское про-странство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установ-ки и сооружения, проводить исследования, осуществлять за-щиту морской среды и естественных ресурсов. Эти вопросы регулируются Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в редакции от 22 апреля 2003 г.).

Охрана территории, континентального шельфа и исключи-тельной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечивать территориальную целос-тность Федерации и ее субъектов. Режим границы Российской Федерации установлен Законом РФ о Государственной грани-це РФ (в редакции от 30 декабря 2001 г.), а также рядом дру-гих нормативных актов и международных договоров с сопре-дельными государствами. Этими актами закрепляется проце-дура разрешения территориальных споров. По специальным соглашениям российские пограничные войска несут охрану внешней границы ряда государств, входящих в Содружество Независимых Государств. Федеральным законом «О внутренних морских водах, тер-риториальном море и прилежащей зоне Российской Федера-ции» (в редакции от 22 апреля 2003 г.) регулируется приле-жащая зона -- морской пояс, который расположен за преде-лами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ши-рина территориального моря. Закон регулирует порядок про-ведения морских научных исследований.

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конститу-ции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Феде-рации и друг к другу.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем поряд-ке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установлен-ных субъектами норм о государственной целостности Россий-ской Федерации, целостности и неприкосновенности ее терри-тории и суверенитета. В Российской Федерации нет сецессии, т. е. права выхода из Федерации, легитимность такого поло-жения опирается на выраженную народом волю при приня-тии Конституции. Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это может произой-ти, если население какого-либо иностранного государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации об-разуется на территории, входящей в состав какого-либо одно-го или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации. Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Феде-ральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» принят 17 декабря' 2001 г.

Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федера-цию и образовании в ее составе нового субъекта должнь! соблю-даться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные свя-зи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществля-ется по взаимному согласию Российской Федерации и данно-го иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором. В случае принятия в каче-стве нового субъекта иностранного государства этому субъек-ту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.

Международным договором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения граждан-ства Российской Федерации, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных органи-зациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации на территории ново-го субъекта РФ, функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного го-сударства на территории нового субъекта РФ. Международ-ным договором может устанавливаться также переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интег-рирован в экономическую, финансовую, кредитную и право-вую системы Российской Федерации, а также в систему орга-нов государственной власти Российской Федерации.

После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о провер-ке соответствия Конституции РФ данного международного договора, а затем международный договор вносится в Государ-ственную Думу на ратификацию.

Федеральный конституционный закон о принятии в Рос-сийскую Федерацию нового субъекта должен содержать поло-жения, определяющие наименование, статус и границы ново-го субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финан-совую, кредитную и правовую системы Российской Федера-ции, а также в систему органов государственной власти Рос-сийской Федерации.

Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образова-нии в составе Российской Федерации нового субъекта подле-жит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Если же затрагивается статус какого-то субъекта Феде-рации, то следует помнить, что его изменение возможно толь-ко по взаимному согласию Российской Федерации и соответ-ствующего ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным конституционным законом.

Большое число коренных малочисленных народов, населяю-щих территорию России, не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта Федерации. Это привело бы к еще большей дробности Федерации, и без того весьма значительной. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, кото-рые и гарантируются Конституцией РФ (ст. 69) в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статус коренных малочисленных народов закреплен в Фе-деральном законе «О гарантиях прав коренных малочислен-ных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. Дей-ствует также ряд специальных законов. Так, Лесной кодекс устанавливает режим землепользования и ведения лесного хо-зяйства в местах проживания этих народов. Закон о недрах предусматривает отчисления на нужды их социально-экономи-ческого развития при пользовании недрами в районах их про-живания. Определенные льготы введены законами о налогооб-ложении, о приватизации государственных и муниципальных предприятий и др. Основы законодательства о культуре гаран-тируют поддержку в отношении сохранения культурно-наци-ональной стабильности малочисленных народов. В защиту прав и интересов народов Севера принят ряд актов Президен-та, Правительства России, законов субъектов Федерации. Фе-деральным законом от 18 июня 1998 г. ратифицирована Рамоч-ная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.

В Федеральном законе от 20 июля 2000 г. закреплены общие принципы организации и деятельности общин коренных мало-численных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традицион-ного образа жизни, прав и законных интересов этих народов, а также определены правовые основы общинной формы самоуп-равления и государственные гарантии его осуществления.

13 мая 2000 г. Указом Президента РФ были учреждены семь федеральных округов -- Центральный, Северо-Запад-ный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирс-кий, Дальневосточный. Тем же Указом утверждено Положе-ние о полномочном представителе Президента РФ в федераль-ном округе.

По своей природе федеральный округ является админист-ративным образованием, охватывающим территорию несколь-ких субъектов РФ. Создание округов не затрагивает консти-туционных основ федерализма и не ущемляет конституцион-но-правовой статус субъектов РФ. В рамках федерального округа организуется работа по реализации основных направ-лений внутренней и внешней политики государства, прово-дится контроль за исполнением решений федеральных орга-нов государственной власти. Создание федеральных округов призвано также содействовать обеспечению национальной безопасности, улучшению политического, социального и эко-номического положения в каждом округе. С помощью этой работы должны быть преодолены возникшая в связи с боль-шими размерами территории России известная раздроблен-ность государства и ослабление федерального влияния на ре-шение проблем в субъектах РФ.

2. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ

Право на жизнь. Это право провозглашается Конституцией РФ (ст. 20) и по-чти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое пра-во человека, охраняемое законом. Никто не может быть про-извольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми меж-дународно-правовыми актами о правах человека: Всеобщей декларацией прав человека (ст. 3), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 6), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 2). Европейская конвенция, однако, допускает лишение жизни в результате «абсолютно необходимого применения силы: а) для защиты любого лица от противоправного наси-лия, Ь) для осуществления законного задержания или предот-вращения побега лица, заключенного под стражу на закон-ных основаниях, с) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа» (ч. 2 ст. 2). Признание этого права озна-чает, что государство должно реально применять законода-тельство, которое квалифицирует как преступление преднаме-ренные убийства, совершенные как частными лицами, так и сотрудниками государственных органов, действующими вне пределов их законных полномочий.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Совершать любые правомерные действия. В этом пра-ве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения при-нуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая рас-пространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Ник-то не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжать-ся своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.).

Положения о неприкосновенности личности сформулирова-ны в международно-правовых документах и конституциях всех демократических государств. «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, -- гласит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ч. 1 ст. 5). -- Никто не может быть лишен свободы иначе как в строго определенных случаях и в порядке, установленном за-коном». Гарантией является требование законного содержа-ния под стражей лица, осужденного компетентным органом, законное содержание или заключение под стражу, осуществ-ляемые в законных целях. Каждому арестованному незамед-лительно сообщаются причины ареста и предъявляемое ему обвинение. Задержанный или заключенный под стражу дос-тавляется к судье или к иному должностному лицу, наделен-ному судебной властью, и имеет право на судебное разбира-тельство в течение разумного срока или на освобождение до суда. В целом эти, как и некоторые другие, положения на-правлены на защиту физической свободы, и в особенности свободы от произвольного ареста и задержания. Европейский суд по правам человека в ряде своих решений отметил, что гарантии неприкосновенности не предоставляют защиты от менее серьезных ограничений индивидуальной свободы (обя-занности соблюдения правил дорожного движения, обязательной регистрации иностранцев и граждан и др.). Свобода человека охраняется всей системой права.

Право на частную жизнь. Частную жизнь составляют те стороны личной жизни челове-ка, которые он в силу своей свободы не желает делать достояни-ем других. Это своеобразный суверенитет личности, означаю-щий неприкосновенность его «среды обитания». Презюмирует-ся, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отра-жает естественное стремление каждого человека иметь собствен-ный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Социалистическое общество пыталось отвергнуть призна-ние права человека на частную жизнь, что вылилось в издева-тельские формы коллективных обсуждений личной жизни, изощренные методы слежки и подслушивания, распространение порочащей человека информации о его интимной жизни и т. д.

Однако гражданское общество понимает, что злоупотребле-ние тайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявле-ния противоправных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.